Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:39

Республика Алтай — Россия Июль 2022

Северо-Чуйский хребет — это цепь высоких гор длиной 120 километров, расположенных на северо-западе Кош-Агачского района Алтая. Самые высокие горы и ледники хребта сосредоточены в его центральной части, которая называется Биш-Иирду — «пять острых вершин». Средняя высота — 3600 метров над уровнем моря. А три пика достигают высоты более 4 километров — это Маашей-Баши, Актру-Баши и Куркурек. Более подробно ученые-гляциологи исследовали ледники в долине Актру, площадь которых составляет около 16 км². Хребет с одной стороны ограничен реками Чуйей и Аргутом, с другой — долиной реки Чаган-Узун. Все реки хребта впадают в Аргут и Чую.

Актру. А я еду за мечтами

Заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта замечательно просматривается с Чуйского тракта со стороны Курайской степи. Вот ехала я, ехала и влюбилась.

фото из поездки 2018 года

От этой любви родилась мечта — побывать там. Этим летом за мечтой я и поехала:-)

А добираться-то после гладенького и ухоженного Чуйского тракта пришлось вот на таких монстрах старой закалки. Удивительно, как они до сих пор передвигаются.

Актру. А я еду за мечтами

Сначала-то мы ехали на ЗиЛе километров 30 по Курайской степи, любуясь видами и радуясь приближению к хребту.

Актру. А я еду за мечтами

Остановившись на перевалке Ак-туру, перевели дух и подкрепились вкусными свежими беляшиками с алтайским чаем. А вот дальше… Дальше дороги не было от слова совсем. 8 километров, натужно ревя и качаясь с боку на бок, наш монстр преодолел за 1 час 5 минут!

Сначала была река, неглубокая, бурливая, с большими валунами. Мост был сломан, наверное, паводком.

Актру. А я еду за мечтами

Но что нашему зверю какая-то горная река! Проехал:-) Дальше было хуже: начался подъем по лесному бездорожью в гору. Представьте, что все 6 колес вашего автомобиля квадратные и крутятся не синхронно. Не знаю, как еще описать наше движение. Огромные колеи, по которым там и сям разбросаны камни величиной с барана, хорошо, что округлые. Нас качало и мотало по салону. Правда, салон — это громко сказано. Хуже было тем, кто сидел впереди: им не за что было держаться. Остальные сидели, вцепившись в спинку впереди стоящего сидения. Особый «восторг» мы ловили, когда ехали рядом с обрывом. Короче, кому нужен адреналин, то вам сюда! Я завидовала людям, идущим по лесу параллельно нам. Совсем не хотелось думать об обратном пути!

Но все заканчивается, даже бездорожье. Мы спустились, выехали из леса и с ветерком погнали по практически сухому руслу — кайф!

Актру. А я еду за мечтами

Потом еще одна река, естественно, не по мосту — мост для пешеходов.

Помните фильм «Кавказская пленница», когда троица в замедленном виде выпрыгивает из рефрижератора? Примерно так, покачиваясь, на негнущихся ногах, мы покидали кузов своего ЗиЛа. Приехали… Но приехали же!

Впереди доминирует гора Караташ.

Актру. А я еду за мечтами

А вокруг та красота, за которой я сюда и ехала: «Горы, солнце, пихты, песни и дожди»! А вот дождя бы и не надо.

Первый альпинистский лагерь появился в этом месте ещё в 1938 году (похоже, за это время мало, что изменилось). Здесь проходят подготовку альпинисты, из лагеря стартуют программы восхождения на Белуху, начинаются многочисленные категорийные альпинистские и туристические маршруты. Находится альплагерь «Актру» на высоте 2150 метров. Здесь же базируется лагерь МЧС, имеются домики для проживания, работают гляциологи. Очень много палаток, разбросанных среди кедрового леса.

Актру. А я еду за мечтами

Идут в свой поход люди: кто-то с рюкзаками, кто-то налегке, некоторые с палками для ходьбы. Видимо, и на таких квадроциклах можно передвигаться.

А расположена здесь вторая по высоте вершина Северо-Чуйского хребта — ледник Актру, высотой 4044 м. Причем, он не один. Ледник Малый Актру находится в котловине между вершинами Купол трех озер и Караташ, занимает около 3 квадратных километров, толщина льда достигает 90 метров.

Ледник Большой Актру, естественно, побольше: его площадь более 10 квадратных километров, толщина льда достигает 350 метров. Ледник делится на два «рукава». У подножия ледника на высоте около 2800 метров (а мы на высоте 2150) находится Голубое озеро. Глубина его около 14 метров, даже летом температура в нем не превышает 10 градусов. Озеро называется Голубым, хотя оно, скорее, имеет зеленовато-бирюзовый цвет воды. Большое количество озер здесь возникли в результате активности и таяния древних ледников. Сползая вниз, ледники оставляли глубокие котловины, которые со временем заполнились водой.

Мы приехали на один день и пойдем к Голубому озеру. Выстроившись цепочкой, следуем за нашим бессменным в поездках на Алтай гидом Катей. Перепрыгиваем с камня на камень через небольшие ручейки. Слева от нас бушует река Актру. Ох, и шумная же она!

Актру. А я еду за мечтами

А вокруг та красота, которая бывает только в горах: речки и ручейки, спешащие по своим делам, холодные и быстрые; остроконечные ели, могучие кедры и горы со снежными шапками.

Слева от горы Караташ виден ледник Малый Актру.

Актру. А я еду за мечтами

На другой стороне бурливой Актру белой ниточкой виднеется водопад, но недавняя осыпь загородила подход к нему.

Актру. А я еду за мечтами

Мы потихоньку по тропинке среди камней поднимаемся вверх. Сначала по лесу среди вот таких кряжистых кедров, уцепившихся корнями за камни. На верхних ветвях видны шишки.

Потом лес заканчивается, и мы просто идем по камням вдоль реки. Заблудиться невозможно, да и туристы снуют как муравьи: кто-то нашим курсом, а кто-то уже возвращается. Начал накрапывать дождик, к счастью, недолгий и совсем несерьезный.

Актру. А я еду за мечтами

Впереди ясно и сияет солнце, а вот за нашей спиной небо заволокла серая хмарь. Значит, вперед! Минуем Малый Актру.

А вдали призывно раскинулся ледник Большой Актру.

Актру. А я еду за мечтами

Идем уже почти два часа, пора сделать привал. Перекус и воду пришлось нести в рюкзаке.

Расположились на цветущей альпийской полянке. Как же красиво!

Актру. А я еду за мечтами

Передохнули, перекусили — и вперед! Вскоре можно было рассмотреть ледник. Это правый рукав Большого Актру.

Он меня немного разочаровал: я надеялась увидеть голубой лед, а здесь сероватый ледовый язык. И подойти-то к нему близко не получится: кругом ручьи. Но мощь и величие чувствуется.

Актру. А я еду за мечтами

Мы подошли к двум черным округлым скалам, которые называются Бараньими Лбами, хотя мне они не показались похожими на баранов. Между ними крутая россыпь мелкого черного курума (каменные россыпи, обломки скал, валуны). Путь проходит именно здесь.

Актру. А я еду за мечтами

От Лбов до озера идти еще час, в гору, по куруму. И тут я сдалась. В первый раз. Совсем разнылся недолеченный зуб (увы, по приезде в Новосибирск пришлось его удалить). Обидно… Плакать я не стала, а потихоньку пошла назад. Дошедшие до Голубого озера скопировали мне потом его фото.

Идти обратно, под гору, было легче. Можно было не торопиться и, например, разглядеть цветочки.

Актру. А я еду за мечтами

Среди камней я увидела эдельвейсы.

С большим удовольствием посидела на камнях, глядя на нескончаемый бурный поток реки Актру.

Кстати, темная хмарь на горизонте разошлась, и в той стороне снова стало ясно.

Актру. А я еду за мечтами

В лесу было много вот таких карликовых ветвистых березок. А эта стояла даже с сережками.

Еще встречались кусты жимолости с созревшими ягодами. Сорвала ягодку, попробовала — очень горькая.

Спустившись к альплагерю, я пошла разведать окрестности. Подошла к небольшому озеру с прозрачной водой,

Актру. А я еду за мечтами

на берегу которого росли вот такие славные пушистики. Не знаю, цветы это или уже семена.

Пушистики у озера

На берегу реки, на большом черном камне Ирина, с которой мы познакомились в поездке, показала мне петроглифы. Про них нам не рассказывали, поэтому не понятно древние они или розыгрыш веселых туристов-альпинистов.

Актру. А я еду за мечтами

Горы — вещь серьезная и опасная. Об этом напоминает стоящий в альплагере памятник Галине Афанасьевой. В августе 1998 года она со своими воспитанниками совершала очередное восхождение. Сильная жара внесла корректировки в обычный маршрут: растаяла часть ледников и снега. Оставив воспитанников в лагере, Галина отправилась на разведку и погибла. Андрей Афанасьев, в память жены, поставил памятник, который напоминал бы о тех, кто закончил в горах свой жизненный путь.

Рядом еще один памятник ребятам-сноубордистам из Новосибирска, разбившимся здесь на вертолете: «При заходе на посадку на высокогорную заснеженную площадку горы Актру вертолет зацепился лопастями винта за скальный выступ, опрокинулся и скатился, несколько раз перевернувшись, с отвесной скалы высотой около 700 м. Все находившиеся на борту вертолета 8 пассажиров и 3 члена экипажа погибли». Это было в мае 2002 года.

Вскоре вернулись члены нашей группы — те, которые дошли до Голубого озера, и те, которые не дошли, но гуляли по тропе. Предстоял обратный путь. Только нас пересадили в другую машину. Сначала мы опять ехали по широкому руслу,

Актру. А я еду за мечтами

а потом предстоял тот самый марш-бросок на 8 км. Так вот, туча, которая днем висела над горами, пролила свой дождь именно здесь. Машина елозила, мы болтались в кузове, и глядеть на грязную дорогу, особенно рядом с обрывом было страшновато. Но это была дорога к дому. Наконец последнее препятствие — река перед перевалкой Ак-туру. Я увидела, что наше героическое преодоление водной преграды снимают на телефон люди, стоящие на бревнах разрушенного мостика. Пока наша группа на перевалке, выбравшись из машины, разбрелась в поисках еды и туалета, мне удалось дождаться этих людей, и они сбросили мне видео (вертикальное видео у меня сюда не вставилось, так что в слайдшоу разместила несколько стоп-кадров).

А потом была 30-ти километровая поездка по ровной Курайской степи, пересадка в автобус и ставший почти родным отель «Avalon» в Акташе.

Актру. А я еду за мечтами

Ну вот, еще одна мечта, пусть и не в полном объеме, сбылась. Но Алтай прекрасен и разнообразен. Еще так много интересного ждет путешественников и, надеюсь, меня.