Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 15:07

Артыбаш — Россия Февраль 2020

Завороженно читая рассказы Галины Горшениной о зимних поездках на Байкал, о красотах замерзшего озера и не имея возможности (как же: бухгалтерские годовые отчеты!) поехать туда, я решила, что у меня же Телецкое озеро практически под боком, а сибирская, ну или алтайская, зима сделают свое дело. А на 23 февраля — три выходных, а турфирма, с которой я уже ездила из Новосибирска на Алтай, предлагает на эти дни «зеркальную гладь Телецкого озера». Оплатив путевку (8500 руб), я с волнением открывала Гисметео, но синоптики были неумолимы: СНЕГ. Каждый день снег, СНЕГ, СНЕЖИЩЕ. За Уралом (это если смотреть из Сибири) люди его ждали, просили, но он все валил и валил у нас. В конце концов, снег — не дождь, не намочит, решила я, перестав переживать. К счастью, в утро поездки снег был с маленькой буквы, трасса была открыта, и раненько утром мы стартовали. Когда рассвело, то мир за окном предстал черно-белым, вернее, бело-серым. Линия горизонта практически не угадывалась в этой снежной мгле. Изредка мелькали деревья, но и они были смазаны белой акварелью снега.

Долго ли, коротко ли, но мы приехали к озеру.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Современное название Телецкое озеро — это искаженное название, данное П.Собанским в 1633 году, Телёсское — по названию обитавшего там племени телёсы. Другое название Алтын-Кёль, или Золотое озеро. Здесь множество толкований и легенд. Например: один охотник никак не мог найти дорогу домой и блуждал несколько дней, как зачарованный, возвращаясь в одно и то же место. Как-то он нашел огромный самородок золота, сначала обрадовался, потом подумал, зачем ему золото, если он не может найти дорогу домой. Поднявшись на вершину горы, он бросил самородок в озеро, принеся дар духу гор. Чары развеялись, и он нашел дорогу домой. Гору назвали Алтын-Туу (Золотая гора), а озеро Алтын-Кёль. А может, озеро становится золотым, когда наступает золотая осень, и деревья любуются своим отражением в чистейшей воде.

Мы же должны были подняться на гору Тилан-Туу (Змеиная гора), она же Перлу (Волк), чтобы посмотреть на открывающуюся панораму. Увы, все дороги и пути были завалены снегом, мы даже и пытаться не стали.

С трудом дошли до Серебряного источника. Шаг вправо, шаг влево с тропинки — «в общем, вам по это самое будет». Но несмотря на смазанные краски и белесое небо, красиво было кругом и чисто. Очень чисто и очень тихо.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Источник был освящен еще в 1839 году основателем православной миссии на Алтае преподобным Макарием. Желающие набрали водички, вкусная она.

А рядом с источником раскинул свои ветви 300-летний Батюшка Кедр. Действительно очень высокий и могучий. Каждый хотел прикоснуться к этому исполину, может, набраться у него сил.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Обратно гуськом по натоптанной тропинке идти было легче. Или мы как-то прониклись величием здешних мест — было хорошо.

Микроавтобус немного нас подвез, и мы пошли к каскадным водопадам Третьей речки. Надо ли говорить, что все утопало в снегу. Речка периодически возникала справа, проявляясь антрацитом на белом. А по сторонам укутанные снегом карабкались вверх ели.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Потихоньку мы дошли малюсенького незамерзшего водопадика, за которым дороги больше не было.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

На обратном пути навстречу нам попадались немногочисленные туристы, тропа была шире, по сторонам стояли информационные стенды.

Зимний день подходил к концу, и мы поехали в отель, вернее в Туристический комплекс Горное Озеро. Это довольно большая турбаза, расположенная в Артыбаше на берегу Телецкого озера. Здесь и коттеджи, и отдельные vip-домики, окна которых выходят на озеро, и большие корпуса.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Нас, бюджетных туристов, разместили во 2-м корпусе, относительно коттеджей надо было договариваться заранее. В корпусе были 2-х и 3-х местные приличные номера, еще довольно новые, с удобствами.

Белый квадрат наверху на фото — это инфракрасный обогреватель, столкнулась с ним впервые. Оказалось очень удобно: выставляешь на настенном пульте нужную температуру, и очень скоро он нагревает помещение и поддерживает тепло. Правда, находиться непосредственно под ним очень жарко. Пока мы сходили в кафе на ужин, обогреватели сделали свое дело, и можно было принять душ.

Новое утро встретило нас обильным снегопадом, но руководитель решила не отказываться от экскурсии, мы тоже. Перед завтраком осмотрелись. Ну очень много интересного разглядели:-(.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

На фото наш водитель Слава готовит микроавтобус к подвигам,

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

а рабочий пытается очистить дорожки.

Снег продолжал падать, но, по крайней мере, не большими хлопьями, так что видимость была. Ехали же мы в Яйлю — село на северном берегу Телецкого озера, примерно в месте перегиба озера. В селе находится центральная усадьба Алтайского природного заповедника. Доехали, естественно, с приключениями, хотя, видимо, дорогу накануне расчищали. В одном месте не смогли взять подъем, пришлось сдавать назад, ну, а потом потихоньку заползли наверх. В эти туры всегда едут по 2 микроавтобуса. Ну, а на перевале водители просто встали, обратно бы они не поднялись. Нам пришлось спускаться вниз пешком. У меня с собой были лыжные палки, а на обувь я надела коготки-ледоходы, так что ни разу не упала, хотя было скользко. Спуск занял около часа. Было боязно: а вдруг медведь или волки (это водители нас так подбодрили). Примерно на середине пути услышали внизу натужное гудение. Оказалось, что это трактор тянул наверх навстречу нам незадачливого автомобилиста.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Так что нам повезло: трактор расчистил дорогу. Все благополучно спустились вниз, и вскоре мы пришли в это село. Что я могу сказать? Да пожалуй, ничего. Ну да, здесь находится озерная метеостанция и даже электростанция на солнечных батареях.

Еще есть яблоневые сады

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Живут увлеченные и наверное хорошие люди. Но… озеро плескалось и нисколько не было замерзшим (хорошо, что я коньки не взяла).

Оказывается, что Телецкое озеро — это единственный сибирский пресноводный водоем, на котором полный летостав периодически отсутствует. В среднеклиматические зимы толщина льда 30–40 см, а в суровые до метра. Эта зима была теплой. Обидно. Еще в прошлом году было вот так (фото взяты из интернета с сайта турфирмы)

Мы пошли по кромке озера,

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

по крайней мере, «медузы» были!

Подошли к Поклонной сосне, это тоже местная достопримечательность. Живая, она лежит на берегу, вершиной окунаясь в воду.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Насчет обратного пути до микроавтобусов руководитель договорилась с местным жителем. Мы бы, наверное, не добрались. За 5 рейсов он всех доставил наверх. До турбазы добрались без приключений.

А утром мы, наконец, увидели солнце.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

К сожалению, на Каменный залив после вчерашнего снегопада добраться было нереально. Сдав номера и загрузив вещи, мы отправились в обратный путь.

Из заявленного в туре оставался подъем на гору Кокуя на канатно-кресельном подъемнике. Мы приехали к горнолыжному комплексу «Телецкий», который находился недалеко от Артыбаша. Лыжники были, но не очень много. Высота горы Кокуя 1386 метров. К счастью, подъемник работал. Минут 15 ехали до вершины, любуясь заснеженными елями по сторонам.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Не скрою, было зябко. Поэтому стаканчик горячего глинтвейна в кафе на вершине был очень кстати. Конечно, виды были впечатляющие, но не хватало прозрачности воздуха.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Все-таки хорошо постарался Дед Мороз, так украсив деревья! Елки вообще выглядели сказочными.

Настроение было отличное!

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

А потом дорога вниз и неплохой обед в кафе.

Началась долгая дорога домой. Вроде бы, Алтай и недалеко, но это все равно больше 500 км. Мы сделали остановку еще в одном красивом месте. Проваливаясь в снегу, дошли до Бии. Полюбовались на ее стремительное течение.

Зеркальная гладь Телецкого озера. Ага, как бы не так!

Да, зимние поездки имеют свои особенности, они очень сильно зависят от погоды. В этом году были сильные снегопады. А в 2011 году встречали Рождество в Бирюзовой Катуни при -35. Но… у природы нет плохой погоды, главное — положительный настрой. Хотя давняя летняя поездка на Телецкое озеро мне все же понравилась больше.