Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:50

Чемал — Россия Ноябрь 2019

Ну вот, я снова побывала на Алтае! Непразднуемый праздник 4 ноября удачно продолжил выходные, и поездка на Чемал, где я еще раз хотела побывать, оказалась назначена именно на эти 3 дня. Погода, как обычно, вносила сумятицу, но под конец смилостливилась, и около 0 меня вполне устраивали. Я человек «безлошадный», поэтому в очередной раз воспользовалась услугами небольшой турфирмы, которая как раз специализируется турами на Алтай из Новосибирска.

Ранний выезд, остановки на покушать, и в 12 часов мы были в Сростках, на родине Василия Макаровича Шукшина. Поднялись на Пикет — высокий холм, где Шукшину установлен памятник. Поза повторяет последний кадр из его фильма «Печки-лавочки», снятый на Пикете. Здесь ежегодно проводится Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Говорят, что Шукшин любил здесь сидеть и смотреть и на родное село, и на открывающиеся просторы.

Вскоре на границе равнинного Алтайского края и Горного Алтая мы остановились, чтобы обняться с «Пилигримом» и погладить его собачку. Это свой брат — турист.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Рядом с ним стилизованная коническая юрта — чаадыр и трёхгранная стела, символизирующая коновязь. У любого алтайского хозяина возле юрты стояла коновязь. От нее он уходил по своим делам и к ней же возвращался. Здесь же алтаец встречал гостей. На площадке установлена памятная доска с текстом указа императрицы Елизаветы о принятии алтайцев в российское подданство.

Погода экспериментировала с дождем и снегом, внизу бурлила Катунь. И совсем не бирюзовая, которой я ехала любоваться, а сердито-серая. Чуйский тракт вел нас дальше.

Черемшанский водопад. Вернее — водопадик, потому что высота всего метров пять. Указателей к нему нет, хотя место живописное: небольшое ущелье, по которому бежит речка Черемшанка. Перешли ее по камням и дальше шли вверх вдоль нее. Дождь на какое-то время перестал, развесив на голых ветках ожерелье из капель.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Чем выше, тем больше каскадов было на речушке, и наконец, справа за огромным валуном появился водопад. Подобраться к нему вплотную по скользким камням было нереально.

Полюбовались, пофотали, набрали вкусной, чистой воды из освященного источника рядом с крестом и пошли обратно.

Ну, а дальше нас ждало то, ради чего я и собралась в эту поездку: Её Величество Бирюзовая Катунь! Душа на самом деле ликовала, дыхание буквально остановилось от такой красоты!

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Можно спорить насчет цвета: мне он показался больше изумрудным, чем бирюзовым. Мы привыкли к серым рекам, и Катунь-то весной бывает именно серой, мутной. А осенью — красавица!

Спустившись вниз, я рассмотрела скалы, по которым бежит река: они зеленовато-серые, слоистые (кусочки прихватила с собой), они-то и придают реке ее неповторимый цвет.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А приехали мы, собственно, к острову Патмос, где разместился скит Иоанна Богослова. Это маленький остров (длина около 150 метров, а наибольшая ширина — около 70 метров) с отвесными скалистыми склонами, на окраине Чемала. Назван так в честь небольшого греческого острова Патмос, где когда-то жил и молился святой апостол Иоанн Богослов. Храм — небольшая деревянная церковь — является действующим женским скитом, где регулярно проводятся службы, он открыт для посещения всем желающим.

Остров соединяется с берегом подвесным пешеходным мостом на высоте 15 метров. Ходить по мосту страшновато, он раскачивается.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

В начале прошлого века, как водится, церковь и мост были разрушены. В 2000 году московскими миссионерами супругами Павловыми, специально перебравшимися в эти края, по сохранившимся чертежам и фотографиям была возведена точная копия храма.

С моста можно увидеть образ Богородицы в одной из скал около скита (одиночная скала примерно в центре фото).

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А красоты этого дня продолжились. По Козьей тропе (узкая тропинка между островом Патмос и местом слияния рек Катунь и Чемал) по-над Катунью мы пошли к Чемальской ГЭС. Тропа обустроена, так что можно было идти и любоваться. Тут и стрела Сартакпая,

и ракушка,

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

и ворота Сартакпая — место слияния рек Чемал и Катунь.

Чемальская ГЭС, расположенная недалеко от места впадения реки Чемал в реку Катунь, была построена в 1935 г. силами заключённых СибУЛОН-а (Сибирское управление лагерей особого назначения). На стройке работало до семисот заключённых. С 2011 года после аварии, приведшей к затоплению машинного зала, станция была выведена из постоянной эксплуатации. Но ведутся какие-то работы, возможно, ГЭС будет функционировать.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А между тем на горы опустился вечер.

Вкусно поужинав, мы разместились в селе Чемал в небольшом уютном мини-отеле на берегу Катуни. Нам, жителям мегаполисов, трудно представить, как темно бывает ночью, когда нет фонарей. А фонарей не было.

Ночью выпал небольшой снег, и утром, хотя восход не порадовал яркими красками, красота гор зашкаливала.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Даже облачко образовалось на наших глазах.

После завтрака с кашей и оладьями мы отправились, наверное, на самую красивую экскурсию — к Голубым озерам, которые еще называют Голубыми глазами Катуни. Мы доехали до села Аскат, а дальше началась пешеходная пятикилометровая сказка. Выпавший ночью снежок и яркое солнце сделали окружающий мир фантастически красивым. Сразу вспомнилось: «Мороз и солнце. День чудесный!»

А когда мы вышли к реке, тут вообще впору было только ахать. Эмоции зашкаливали от того, «как прекрасен этот мир, посмотри!»

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Наконец мы дошли до места. Спуск с берега проходил буквально на пяти точках, и вот мы в русле Катуни. Голубые озера, к которым мы шли, доступны лишь в осеннее и зимнее время года, когда река мелеет. Падает уровень воды, и появляются Голубые озера.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Алтайская легенда гласит: «Когда единственная дочка хана Алтая, красавица Катунь, выросла и стала прекрасной девушкой, она влюбилась в юношу Бия и, с благословения отца, устремилась к нему, неся свою любовь и чистоту. В месте соединения Катуни и Бии рождается Обь — дочь их любви. Катунь несет свои воды по уникальным местам Горного Алтая. И она захотела видеть эти красивые места и попросила хана Алтая — своего отца — дать ей глаза. Отец подумал и сказал: «Дочка, я выполню твою просьбу, но будешь ты видеть только осенью и зимой, когда солнце будет низко над землей и его лучи не выжгут твои прекрасные глаза».

Это два небольших озера, им по 25 тысяч лет. Зимой, когда морозы заковывают в лед даже непокорную Катунь, тихие Голубые озера не замерзают, температура воды в них держится около 9 градусов. На дне озер бьют мощные родники, и зимой уровень воды в озерах даже выше, чем в Катуни.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

На первом озере организовано место для переодевания-купания, горит костерок. Смельчаки, естественно, нашлись. Синева воды прозрачна, можно видеть каменистое дно.

Ко второму озеру нужно перейти через русло, его зеркальная поверхность безмятежно спокойна.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А дальше нам нужно было вернуться в Аскат либо обратно пешком, либо на резиновых моторных лодках через Катунь. Все, естественно, выбрали водный путь. Было прикольно. Раньше я сплавлялась на рафте по Бии, там адреналинчику на порогах было выше крыши, здесь же нас промчали по перекатам.

Но приключения продолжаются! Нас ждал подъем на гору Менжелик (Межелик). Гора невысокая, но уклон градусов в 45 и скользкий склон заставили изрядно попыхтеть. Зато виды сверху на изгиб Катуни заставили позабыть все трудности восхождения и спуска.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А на десерт — Зубы Дракона, это гряда острых скал, находящихся в середине течения Катуни рядом с селом Элекмонар.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

На одном из «зубьев» лежит мост от Элекмонара к развлекательному комплексу «Рублевка». Ну и очередная легенда. «Однажды богатырь Сартакпай гулял в тех местах, где сейчас расположено село Элекмонар. Понравилось ему место и на правом берегу Катуни и на левом берегу. Подумал он: „Наверняка здесь поселятся люди. Как же они будут переходить с одного берега на другой?“ Отломал богатырь кусок огромной скалы, измельчил его и бросил в Катунь. Появились острые скалы посередине бурного потока. И потом смелые и умелые люди использовали одну из гигантских скал как опору для моста».

Вечер опять был темным, зато небо вызвездилось. Я с удовольствием полюбовалась знакомыми созвездиями, но фотографировать звездное небо моей маленькой Сонькой не получается.

Наутро, загрузив свои вещи из отеля в микроавтобусы, мы отправились в Долину горных духов. Земля арендуется, поэтому мы должны были отдать по 100 рублей за вход. Но смотрителя не было, пришлось перелезать через невысокий забор. Тропинка вела по узкому ущелью (урочище Че-Чкыш — узкий) потихоньку наверх, перед нами и по бокам уходили в небо скалы. Справа бежал ручей с таким же названием Че-Чкыш, украсив льдинками пожухлые веточки.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Впереди высилась скала, верх которой напоминал своими очертаниями обнявшихся родителей с ребенком.

А мы подошли к небольшому водопаду с таким же смешным названием Че-Чкыш. Он невысокий, метра 3 — 4. Видимо, огромная каменная глыба сорвалась со стены ущелья и перегородила ручью дорогу — так и возник водопад с тонкими струями воды. Хотя ходят слухи, что водопад вполне может быть рукотворным.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Обойдя водопад слева, мы продолжили путь вперед и вверх и вскоре вышли в очень узкое ущелье с высокими серыми скалами. Здесь устраивали соревнования по скалолазанию, видно несколько крючьев. Справа можно было разглядеть несколько петроглифов.

А вот этот участок скалы называется Лоно. Понятно, что женщины просят здесь о чем-то своем.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Мы поднялись еще выше по тропинке, скалы расступились, и мы попали в широкую долину, окруженную горами. Долина считается местом силы, до сих пор здесь проводятся культовые обряды и ритуалы.

На одной из скал виден лик шамана, его лицо приветливо. Внизу есть небольшая пещера, ее еще называют пещера шамана. Рассказывают, что здесь до 30-х годов прошлого века жил настоящий шаман.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

На обратном пути мы набрали водички из родника и пошли на еще одну обзорную площадку, с которой открылся великолепный вид на Катунскую долину.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

На выходе из Долины горных духов уже стоял алтаец-смотритель, который все-таки взял денежки раз не за вход, то за выход, объясняя, что его овцы попали в дтп. За такую красоту и не жалко, тем более что он, видимо, какой-то порядок и чистоту поддерживает.

А нам осталось посетить Манжерок. В 1966 году певица Эдита Пьеха исполнила песню под названием «Манжерок» («Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок? Может, это городок. Может, это островок. Дружба — это Манжерок…»), посвящённую проходившему рядом с этим селом фестивалю советско-монгольской дружбы. Эта незамысловатая песня была в свое время очень популярной. Сейчас Манжерок — это приятный поселок, всесезонный курорт, где зимой можно покататься на лыжах.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

В 2019 году был построен новый гондольный подъемник от Манжерокского озера на гору Малая Синюха, длина подъема — 2 516 метров, высота 1020 метров, время минут 10–15, цена в обе стороны 490 рублей. Рядом теперь уже бездействует кресельный. Понятно, что подниматься-опускаться в кабинках было приятно, и виды красивые.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

А наверху кроме прекрасных видов и кафешек нас ждала Золотая Баба (Алтын-Ай) -покровительница всего живого, богиня богатства и плодородия.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Это была, так сказать, экскурсионная часть поездки. Но была еще и культурная часть с посещением музеев. Мне очень понравился культурно-выставочный центр «Стрела Сартакпая», в селе Аскат. Вообще, село Аскат — это деревня художников и мастеров, «они словно вобрали в себя всю силу, мощь и красоту гор, что ярко проявляется в их творчестве». На входе все переобулись в валеные тапочки: и тепло, и пол натирается. Хозяйка галереи Руслана показала нам экспонаты, многие из которых можно купить или заказать.

Тут и всевозможные сувениры, и картины, и интересные музыкальные инструменты, поющие чаши из Непала, и гордость коллекции — изделия из войлока. Показала Руслана, как изготавливаются войлочные вещи, это долго и кропотливо. Поэтому куклы из войлока, например, стоят 200 тысяч.

Потом мы выстроились в круг, и каждый попробовал постучать в бубен, подудеть в окарину (свистковая сосудообразная флейта. Алтайское название окарин переводится как «Голос в ущелье» или «Голос среди скал». Еще об окаринах говорят: «Так земля звучит в песне ветра»), перевернуть рейнстик, или «шум дождя» (длинная, полая, глухо закрытая труба с расположенными по всей длине внутренними перегородками, частично заполненная мелким сыпучим наполнителем (крупы, семена, мелкие камешки, бисер, другие твердые гранулы). Перегородки образуют внутри трубы спираль и могут быть выполнены из шипов растений, булавок, зубочисток и т. п. При вертикальном переворачивании рейнстика его содержимое пересыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы, производя звук, напоминающий шум дождя). Руслана затем каждому дала какой-то музыкальный инструмент, она играла на камузе (классно играла), а мы пытались попасть в такт каждый на своем (у меня были изюмики) — ансамбль получился. Во всяком случае, было весело! Потом мы разлеглись на полу на мягких, шелковистых овечьих шкурах, а Руслана постукивала в непальские чаши, и звуковые волны проходили через нас. По-моему, всем понравилось.

Еще мы посетили музей-выставку семьи Головань. В двух залах представлены работы трех поколений. Здесь мне понравились работы младшей — Дарьи, она рисует акварелью на японском шелке: мазки должны быть предельно точными, ну и качество получается фотографическим.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

Усадьба Басаргина заброшена, во дворе осталось несколько работ.

Вот такими насыщенными и интересными получились эти неполные три дня. Вечерами в мини-отеле мы собирались внизу, чтобы поговорить-послушать, ну и попробовать медовухи. Что можно привезти с Алтая кроме прекрасного настроения от дух захватывающих видов и сотен фотографий? Алтай богат, прежде всего, своей природой, поэтому кроме сувениров можно приобрести лечебные чаи, сборы трав, бальзамы, ну и конечно, мед и все, что ему сопутствует. Здесь даже варят варенье из шишечек сосны и кедра.

Изумрудная сказка бирюзовой Катуни

От Новосибирска до Чемала 535 км, мы ехали по Чуйскому тракту. Дорога, в общем-то, приличная, но не везде две полосы. Примерно через каждые 2 часа были остановки либо у кафе, либо уже на экскурсии.

По ценам. Поездка с проживанием, экскурсиями, вкусными и обильными завтраками-ужинами обошлась в 6000 рублей, плюс билеты в галереи по 150 руб, проезд на моторной лодке 200 руб, подъемник 490 руб. На обеды я брала термос с чаем и перекус.

Короче, я очень довольна, можно сказать, что завидую сама себе:-). Весенняя поездка, чтобы полюбоваться цветущим маральником (отзыв здесь) проходила по другим, не менее прекрасным местам. Алтай достоин посещения!