Турист Илья (user361499)

Путешествие по Средней Азии. Часть 1. Таджикистан

Москва — Россия, Бохтар, Душанбе + 2 города — Таджикистан Июнь 2022

Вступление

Средняя Азия один из тех регионов, в котором я хотел побывать. Т. к. в Европу сейчас попасть проблематично, и в целом сейчас небольшой выбор стран, куда можно улететь, мы с другом решили что в этом году поедем именно в этот регион. Изначально планировали посетить Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, но в апреле Казахстан тоже открыл наземные границы, поэтому было решено добавить в маршрут и эту страну. К тому же Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан сняли все ковидные ограничении при въезде, а в Таджикистан достаточно сертификата о вакцинации (хотя при посадке и на границе у нас ничего не спрашивали). Билеты на самолёт начал ещё с марта отслеживать. Туда можно не дорого попасть, проблематично было найти недорогие билеты обратно, исходя из этого и составлял маршрут. Ещё сложнее попасть из Минска, т. к. самолёты летают только в Ташкент и Нур-Султан, что не совсем удобно и к тому же дорогие билеты, например из Минска в Ташкент в одну сторону примерно 740 белорусских рублей (1 белорусский рубль — 23 российских), поэтому добирались через Москву. Прилёт был в Курган-Тюбе (ныне Бохтар), билет обошёлся в 200 бел. рублей с багажом, обратно вылет был из Бишкека, билет стоил 370 бел. руб., без багажа — 320 руб. Брали один с багажом, второй без, в целом билеты туда-обратно обошлись в 520 бел. руб. с человека + 100 бел. руб. автобус в Москву туда-обратно. Из-за санкций оплатить картой белорусских банков на сайте а/к не получится, поэтому покупали в Минске, благо там есть официальные представительства многих российских авиакомпаний. Маршрут путешествия был такой: Москва — Курган-Тюбе — Душанбе, Гиссар — Искандеркуль — семь озёр — Пенджикент — Самарканд — Бухара — Хива — Ташкент — Алматы, Чарынский каньон — Чолпон-Ата — Бишкек — Москва за 18 дней с 13 по 30 июня.

День 1. Москва, вылет

В Москву приехали утром и после того как сдали вещи в камеру хранения — отправились гулять. Проехались по МЦК, посетили Ваганьковское кладбище, Государственный исторический музей, прогулялись по Тверской улице, Красной площади и Китай-городу. Вечером отправились в аэропорт Шереметьево, откуда у нас в 11 вечера был вылет в Курган-Тюбе. Из путешествинников на этом рейсе мы были только вдвоем, остальные пассажиры — граждане Таджикистана.

День 2. Курган-Тюбе, Душанбе, Гиссар

В самолёте разговорился с девушкой-таджичкой, которая уже давно живёт в России и сказала что она нам поможет найти машину до Душанбе, т. к. она говорила что если мы сами будем договариваться, то местные с нас, путешественников, возьмут больше денег. Прилетев рано утром в аэропорт отправились проходить границу. Девушка эта договорилась с пограничником что б нас пропустили без очереди. Прошёв быстро паспортный контроль, отправились получать багаж. За это время она нам уже нашла машину до Душанбе за 900 рос. рублей с человека (платили кстати российскими рублями и частично сомони). Аэропорт сам не большой и похоже что со времён СССР там не делали ремонт. По прилёту нас встретило большое количество изображений президента Таджикистана Эмомали Рахмона, которых по всей стране очень много. Сразу бросалось в глаза что с утра там уже вовсю кипела жизнь — работал базар, пекли самсу, жарили шашлык, везли на забитых машинах арбузы и дыни. Водитель отвёз нас сначала на рынок к валютчику поменять деньги (за 1 доллар давали 11 сомони), после отправились в столицу. Водитель завёз нас прямо к хостелу, отдохнув немного с дороги, мы отправились смотреть Гиссарскую крепость. Добирались мы сначала на автобусе до станции на окраине Душанбе, откуда отправляются маршрутки в Гиссар. Проезд стоит 5 сомони. Маршрутка следует до рынка, а оттуда до крепости можно добраться на такси за 15–20 сомони за двоих. Вход в крепость для иностранцев стоит 10 сомони. Возле крепости есть чайхана, где можно недорого поесть, также возле крепости расположено несколько старых зданий медресе и мечети.

После мы отправились назад в Душанбе и переждали в хостеле жару. Вечером пошли гулять по городу. Посетили новый рынок «Мехргон», после отправились в легендарную чайхону «Рохат», которуя действует с 1958 г. Нам это место понравилось, красивое оформление в восточном стиле. После отправились к флагштоку и дошли к памятнику Исмоилу Самони. В центре столицы построено много новых жилых и административных зданий в национальном стиле. Город сам утопает в зелени и деревьях. На его осмотр достаточно одного целого дня.

День 3. Душанбе, Искандеркуль

Утром отправились снова в центр, зашли в ЦУМ купить сувениров. После встретились со знакомым местным, он нас отвёз к остановке Цементный завод, там он нам нашёл машину до озера Искандеркуль и сторговался с водителем за 200 сомони с человека. Также он нам настойчиво рекомендовал съездить потом на семь озёр (которые первоночально не входили в наши планы), что в последствии и сделали.

По дороге были шикарные виды — горы, с заснеженными вершинами, водопады, проезжали через длинные тоннели.

Последние 20 км к озеру это разбитая дорога. Возле самого озера на месте можно найти жильё, номер в гостевом доме нам обошёлся в 60 сомони с человека за ночь. Также есть магазинчик. После того как заселились — мы отправились к водопаду. Водопад очень впечатлил — большой, мощный, да и виды вокруг бомбические. Рядом с Искандеркулем есть небольшое озеро Змеиное. Озеро Искандеркуль однозначно стоит посещения, если ты в приехал Таджикистан и Фанские горы вокруг нереальной красоты. Вход на территорию заповедника, где находится озеро стоит 24 сомони.

День 4. Искандеркуль — кишлак Шинг

Позавтракав утром мы приняли решение ехать на семь озёр (хотя окончательно определились, когда подъезжали к Суджине, как второй вариант мы рассматривали поехать сразу в Самарканд). Вообще мы почти весь день не имели представление куда мы в итоге приедем и где будем ночевать. К нам присоединился путешественник из Москвы, с которым познакомились в гостевом доме. Дорога заняла целый день. Пробовали уехать автостопом. Сначала несколько часов ждали чтоб уехать из Искандеркуля, машин было мало и не все готовы были подвезти, а общественный транспорт не ходит. Спустя несколько часов нас согласились подвезти до трассы (примерно 20 км, но т. к. дорога плохая ехали долго), изначально водитель просил 150 сомони, но сторговались за 100. Далее нас подвезли до Сарводы, водителю нужно было ехать в столицу, но он сказал: «Вы же гости» и поэтому решил нас подвезти бесплатно, хотя Сарвода находится в другую сторону от Душанбе, там поменяли деньги в банке, и купили перекусить. Далее автостопом доехали до посёлка Айни, таджики, которые нас подвозили, ехали в Худжанд, откуда они сами, расказывали по дороге много интересного про свою страну, например про отличия северных и южных таджиков, а периодические перестрелки на границе с Кыргызстаном они объяснили тем что до обеда киргизы трезвые, а после обеда напьются и поэтому стреляют. В Айни, где развилка дороги на Худжант и Пенджикент, мы пробовали уехать автостопом дальше в сторону последнего. Многие готовы были довезти за 250–300 сомони за троих, на меньше не соглашались, даже если ехали в ту сторону. В итоге спустя несколько часов нашёлся таксист, который отвёз нас и ещё двоих тажиков за 50 сомони с человека. Высадившись с Суджине мы зашли в чайхону поесть, после мы двинулись автостопом в сторону семи озёр. Местные, которые нас подвозили не говорили по-русски, но на карте показали что они едут до населённого пункта, название которого не помню, показав им на карте куда нам нужно, они нас отвезли к заводу, расположенном в этом посёлке и там они договорились что б нас отвезли на Урале завода, который развозил рабочих по домам, до кишлака Шинг. К этому времени уже стемнело, после посёлка через несколько километров уже была разбитая дорога, были лужи и мы вообще не имели толком представления что там за окном. В Шинге местные жители подсказали где находится гостевой дом и один из них отвёл нас туда, без его помощи нам было бы тяжело соориентироваться, т. к. на улице уже темно и ничего толком не видно было. Мы сторговались за 70 сомони с человека за ночь с завтраком.

День 5. Семь озёр, кишлак Падруд, Пенджикент

Проснувшись утром и позавтракав мы пешком отправились к озёрам, от Шинга до первого озера Миджгон примерно 7 км, мы в итоге посетили 5 озёр из семи, так как нам к вечеру нужно было уже в Самарканд. В общей сложности мы прошли туда примерно 15 километров. Пару километров мы проехали на маршрутке, которая шла из Пенджикента, в добавок местные дали нам 2 лепёшки. Озёра также очень впечатлили, природа там невероятной красоты. Вода в озёрах кристально чистая, её можно спокойно пить, туда подведены шланги, откуда вода потом идёт в дома.

В кишлаке Падруд, который находится между четвёртым и пятым озерами мы пообедали в гостевом доме прямо у водопада. После прогулялись по кишлаку, увидели местный сельский колорит, многие дома обмазаны материалом из глины с соломой, где то сушились кизяки, маленькие дети, увидев нас, продавали браслеты из бисера. В Средней Азии в целом, как мы заметили, детей с детства приучают помогать зарабатывать деньги. Многие в Таджикистане и Узбекистане передвигаются на осликах. Вообще здесь уклад жизни значительно отличается от нашего, даже не верится что ещё не так давно мы с ними были одной страной.

После мы направились обратно в Шинг, несколько раз проехали автостопом, потом нас подвезли на советской Ниве сзади, как раз они ехали в Пенджикент, по пути остановились в Шинге, нас подождали, пока мы забрали свои вещи в гостевом доме. Сумки привязали на крышу машины, т. к. внутри мест не было. Так же со слов местных из Шинга вечером в Пенджикент ходит автобус. Доехав до Пенджикента водитель спросил сколько дадите, в итоге заплатили 100 сомони на троих, после отправились на рынок. Там у валютчика поменяли оставшиеся сомони на узбекские сумы. Некоторые подходили к нам, спрашивали откуда мы, один нас даже к себе звал в гости, он говорил что служил в Беларуси. Но мы отказались, ведь времени у нас мало было. Парень из Москвы остался в Пенджикенте, а мы с другом отправились искать такси до границы. В итоге проавец газировки, угостив нас лимонадом, вызвал нам такси. По пути таксист отвёз нас в Саразм — одно из древнейших поселений в Среней Азии, которому больше 5000 лет. Такси обошлось нам примерно 70 сомони за двоих. Границу перехоили пешком. На границе с узбекской стороны мужчина, который был за нами, сказал пограничникам следующее: «Что вы гостей долго держите, по быстрей их пропускайте, лучше нас по дольше держите» :)

Таджикистан отличное направление для путешествия. Звесь потрясающая природа, восточный колорит, другой уклад жизни, есть архитектурные достопримечательности, невысокие цены. Единственный минус — плохо развита инфраструктура и до многих мест проблематично добраться. Здесь открытые и дружелюбные люди, которые готовы помочь. С нами например могли вместе пройти, что б подсказать дорогу или найти нужный транспорт, даже если им с нами не по пути было, могли подвести, вызвать такси, угостить чем нибуть, ведь ты гость. Местные женщины носят национальные платья, а старики тюбетейки и длинные бороды, что очень колоритно смотрится. Почти всегда поинтересуются откуда приехал и нравится ли в Таджикистане. Когда отвечали что мы из Беларуси — то некоторые говорили что у них там друзья есть, с которыми вместе в России на заработках были. Большинство из местных ездили работать в РФ и любят про это рассказывать. Уровень жизни у них низкий, например пенсии у многих 15–20 долларов, зарплаты даже в столице 70–100 долларов, а семьи у них большие, часто 5–6 детей. Ещё они знают историю своей страны, также было приятно что местные жители много знают про Беларусь и интересуются тем, что у нас происходит.

Когда покинули Таджикистан и направлялись в Узбекистан, с одной стороны было грустно покидать эту страну, но с другой — нам предстояло ещё увидеть много чего интересного.

Во второй части будет про Узбекистан.