Турист Илья (user361499)
Илья
был вчера 13:28

Ташкент, Хива, Бухара, Самарканд — Узбекистан Июнь 2022

День 5, продолжение. Приезд в Самарканд

После того, как перешли границу, мы на такси отправились в Самарканд. Таксист хотел 25 долларов за двоих, но мы сторговались до 15. Хотели на границе у валютчика поменять деньги, но таксист быстро перебил, сказал что он поменяет. Таксист оказался хитрым и уговаривал нас что б мы у него поменяли, сначала предлагал 1 010 000 сум за 100 долларов, потом 1 060 000 сум, уверяя нас что это хороший курс, мол сам он эти 100 долларов продаст потом за 1 070 000 сум и заработает на этом 10 000 сум. Т. к. на Искандеркуле и семи озёрах у нас не было интернета, я не знал актуального курса сума к доллару, но мне что то подсказывало что не стоит у таксиста менять крупную сумму, и поменял только 20 долларов. Уже вечером в хостеле посмотрел актуальный курс, который был 10 900 сум за доллар. К слову неудобно было считать в тысячах и миллионах, хотя у нас самих в Беларуси до 2016 г. они были, за 6 лет уже отвык. Ещё по дороге удивило, что в Узбекистане много вывесок и рекламы на русском, хотя местные между собой разговаривают на своём языке.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Вечером заселились в хостел возле русского квартала и остались отдыхать после насыщенного дня.

День 6. Самарканд

Утром мы отправились в центр, поменяли на рынке деньги по адекватному курсу у менялы, после этого отправились на такси в обсерваторию Улугбека, внутри также есть не большой музей. Такси по городу стоит 10 000 — 15 000 сум за двоих.

После отправились на такси в комплекс Шахи-Зинда. Комплекс построен был XIV–XV веках, здесь расположены мавзолеи Караханидской и Тимуридской знати. Шахи-Зинда очень понравилась, красивые мозаики, росписи. Вход для иностранцев стоит 30 000 сум. Эта одна из трёх достопримечательностей Самарканда, которые мне больше всего понравились, наравне с Гур-Эмиром и Регистаном.

Далее отправились в мечеть Хазрет-Хызр. В нынешнем виде она была построена во второй половине XIX века на месте ранее разрушенной и названа в честь пророка Хызра, который покровительствовал путешественникам. На территории мечети также находится мавзолей первого президента И. Каримова. После посетили мечеть и мавзолей Биби-Ханым. Мечеть была построена в 1399—1404 гг. по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Названа в честь его любимой жены Сарай-мульк ханым.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Потом на такси отправились на ж/д вокзал купить билеты в Бухару и из Бухары в Хиву. Внутренние билеты на поезд здесь продаются по паспорту, что тоже было не привычно и оформляются на русском языке. Так же перед отправлением нужно пройти регистрацию. После чего отправились в хостел переждать жару. Температура днём была 30 градусов и выше, что даже для местных было жарко, не говоря уже про нас. Со слов местных в июле температура ещё выше.

Вечером, когда жара немного спала мы отправились в мавзолей Гур-Эмир, где находится усыпальница Тамерлана. Поражает внутреннее убранство мавзолея, стены расписаны синей краской и позолотой. Также красивая резьба на деревянных дверях. Вход для иностранцев стоит 30 000 сум.

Вишенкой на торте было посещение главной достопримечательности Самарканда — площади Регистан. Стоимость входа для иностранцев составляет 50 000 сум. Мы специально оставили Регистан на вечер чтоб посмотреть световое шоу. Комплекс зданий на площади были построены в XV–XVII веках. Впечатляет монументальность площади, невероятная красота. Понравились росписи, орнаменты, мозаики и позолоченные стены, ну и световое шоу под национальную музыку. Посещение Регистана было отличным завершением дня в Самарканде.

День 7. Самарканд — Бухара

Проснувшись утром, немного прогулялся до Регистана, после на такси отправились на вокзал на поезд в Бухару, который отправлялся в 12–40. Билет обошёлся в 80 000 сум. В Самарканде особенно ощущалось что нахоишся в восточной сказке. По пути в Бухару за окном были пустынные пейзажи. В 15 часов дня прибыли на вокзал, который находится примерно 15 километров от самой Бухары. От вокзала добрались на автобусе до самого города. Заселились в хостел, который находится возле исторического центра, после отправились смотреть город. Начали осмотр с медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана, построенных в XV и XVII веках соответственно. Вход стоит 20 000 сум. Входные билеты в Бухаре дешевле чем в Самарканде. В медресе Улугбека женщина предложила провести нам бесплатную экскурсию, после чего завлекла в свой магазин, где настойчиво мне предложила купить тюбетейку, что в итоге и сделал. Другая женщина в этом же медресе так же провела небольшую экскурсию и пригласила в свой магазин после этого, где так же настойчиво предложила купить несколько магнитиков, в итоге я купил один и еле отбился)) Многие здания в Бухаре находятся в обшарпанном виде, если сравнивать с Самаркандом, где почти все здания отреставрированы или находятся на реставрации.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

После зашли в кафешку поесть, если сравнивать с Таджикистаном, то поесть в Узбекистане обойдётся дороже. После пошли дальше осматривать исторический центр. Прошлись по крытым торговым куполам, которые мне чем-то напомнили Тунис.

Посетили архитектурный ансамбль Пои-Калян, минарет был построен в XII веке, а мечеть Калян и медресе Мири Араб в XVI веке. Минарет понравился красивыми узорами. В Бухаре, в отличие от Самарканда компактно расположен исторический центр, сама архитектура городов во многом отличается друг от друга.

Завершением дня стало посещение обзорной площадки на Шуховской башне, с которой открывается отличный вид на цитадель Арк и центр города. Вход на башню стоит 25 000 сум.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

День 8. Бухара

Утром мы отправились в медресе Чор-Минор, где можно подняться на минарет, с которого открывается вид на махаллю.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Далее отправились в медресе Нодир-Диван-Беги, построенном в первой половине XVII века. Вход туда свободный. Медресе понравилось красивой мозаикой с изображением двух птиц симургов. Рядом установлен памятник Ходже Насреддину.

После прогулялись по площади Ляби-хауз, построенной в XVI–XVII веках, где отведали бухарский плов. Далее направились к ансамблю Ходжа-Гаукушан, который сформировался к концу XVI века. По пути, через торговые ряды, где продавались ковры и сувениры, осмотрели руины бань, канал Шахруд и интересную мечеть Магоки-Аттари, с красивым резным декором.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Далее посмотрели Кош-медресе, состоящий из двух медресе Мадари-хан и Абдулла-хан, построенных во второй половине XVI века.

После чего посмотрели мавзолей Саманидов, построенный на рубеже IX и X веков, с нас взяли по 5 000 сум с человека и провели для нас интересную экскурсию. Эта уникальная и одна из древнейших построек в Средней Азии, которая хорошо сохранилась до наших дней.

Далее посмотрели крепостные ворота Талипоч, а от рынка, который находится рядом с этими воротами, отправились на маршрутке за 2000 сум в Чор-Бакр, где находятся захоронения шейхов. Основные здания были построены в XVI веке. После Чор-Бакра вернулись в Бухару, посмотрели мавзолей Чашма-Айюб, который возведен в XII веке, мечеть Боло-хауз, и зашли в крепость Арк. Мечеть Боло-хауз невероятно красивая с множеством колонн из дерева с резьбой и изысканными оргаментами. Мечеть построена в 1712 году, а минарет в 1917 г.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Вечером я уже один отправился гулять по городу. Подсвеченные здания очень красиво смотрятся. Вечером мне даже больше понравилось здесь гулять чем днём. В Бухаре и Самарканде живёт много таджиков, хотя в паспорте, с их слов, в графе национальность пишут как узбек.

День 9. Хива

Проснувшись ночью, мы отправились на такси к вокзалу на поезд в Хиву, который отправлялся в 4 утра. Такси обошлось примерно 30 000 сум на двоих. Почти вся дорога занимала пустыня, когда подъезжали к Хиве были рисовые поля.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Мы заселились в отель, который расположен в здании медресе 19 века. В Хиве много кафе и отелей, которые размещены в старых зданиях бывших медресе. После того как пообедали отправились смотреть главную достопримечательность Хивы Ичан-Калу. Вход стоит 120 000 сум на 2 дня. Кстати не во всех воротах стоят турникеты, поэтому можно и бесплатно попасть, но тогда не получится посетить достопримечательности внутри комплекса, где проверяют билет. Ичан-Кала ещё при СССР была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ичан-Кала представляет собой густо застроенный город в городе, обнесённый крепостной стеной, в котором расположены жилые дома, медресе, мечети, минареты, кафе, отели, дворец хивинского хана, мавзолеи. Гулять здесь одно удовольствие.

В первый день посетили Джумма-мечеть, дворец Таш-Хаули в котором в которм были ханские покои, гарем, комнаты для жён хана.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Очень красивый и необычный минарет Кальта-Минар, полностью покрытый глазурованной плиткой синего, белого и голубого цветов. В старом городе расположены торговые ряды, можно также увидеть как ткут ковры.

Мы прогулялись и по крепостным стенам, посмотрели комплекс Ислам-Ходжа, минарет в нём является самым высоким сооружением в старой Хиве — его высота 56,6 метров, медресе Мухаммада Рахим-хана II и другие интересные места в старом городе.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

День 10. Хива, догога в Ташкент

На следуюий день мы сначала планировали посетить обзорную площадку в старом городе и мавзолей Пахлаван Махмуда, но в этот день приезжал президент Азербайджана Алиев и в этот день до обеда в Ичан-Калу никого не пускали. Поэтому мы отправились к жд вокзалу, чтоб найти на чём уехать в Ташкент. Билеты на поезд давно были раскуплены, а дополнительный так и не дали, но возле вокзала стоят частные извозчики на легковых автомобилях, которые предлагаюют отвезти в Ташкент. Мы договорились с одним из них за 200 000 сум с человека, ехать больше 1000 км, отправление было вечером, когда уже спала жара.

После по пути посетили мавзолей Саид Мухаммад Махирий, который находится на улице Амир Тимура вне Ичан-Калы. Вход был свободный. В мазволее расположены усыпальницы некторорых хиваинских ханов. Вне Ичан-Калы сохранилось много старых дворцов, минаретов, мавзолеев, а также медресе, в которых сейчас, как я уже упоминал, отели, кафе, магазины.

Потом я зашёл на месный рынок, где купил вкусных персиков. После обеда мы вернулись Ичан-Калу, которую к этому времени уже открыли, зашли на обзорную площадку с которой отличный вид.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

После посетили мавзолей Пахлаван Махмуда, вход для иностранцев стоит 20 000 сум, но с нас взяли эту сумму за двоих. Внутри мавзолея красивая отделка сине-белой мозаики. Место однозначно стоит посещения. Так же там есть родник с водой, но она, как и во всей Хиве, соленоватая.

После ещё прогулись по старому городу, после чего отправлись в отель.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

Также я зашёл в одну кафешку чтобы попробовать местное блюдо — зелёный лагман, которое готовится только в Хиве. Сама лапша подаётся холодной, а мясо с картошкой — горячим, его готовят только летом.

Вечером за нами заехал водитель и мы отправились в Ташкент. Хива — настоящий оазис посреди пустыни, колоритный и древний город, который отличается как от Бухары, так и тем более от Самарканда и обязательно стоит посещения. На его осмотр достаточно и одного дня. В Хиве, кстати, само хуже говорили по-русски, если сравнивать с остальными городами Узбекистана, где мы были.

День 11. Ташкент

В столицу Узбекистана приехали уже ближе к обеду, заселились в хостел, пообедав и отдохнув с дороги мы отправились на автовокзал, что б купить билеты на автобус в Алматы на следующий день. Билет стоит 200 000 сум с человека и было много свобоных мест.

После мы отправились в религиозный комплекс Хазрати Имам, состоящий из мечети, мавзолея и медресе. Самое старое здание в нём — медресе Баракхан 1532 года постройки.

После осмотрели медресе Кукельдаш, построенное в XVI столетии. По пути к нему мы шли через махаллю, рядом знаменитый базар Чорсу, где купили вкусную дыню и черешню.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

В Ташкенте красивое метро, оформленное в национальных мотивах, так же как и многие здания и жилые дома.

После мы отправились на площадь Независимости, рядом с ней Вечный огонь и памятник руководителю Узбекистана с 1959 по 1983 гг. Шарафу Рашидову, при котором Ташкент был заново отстроен после землетрясения 1966 г., построен метрополитен и много ещё чего. Ещё одна особенность, которую мы заметили в Узбекистане и Казахстане, что многие гуляют по фонтанам.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

День 12. Ташкент, отъезд в Алматы

На следующее утро мы отправились в среднеазиатский центр плова, по пути увидели телебашню. Там в огромных казанах готовятся несколько видов плова, порция стоит примерно 25 000 сум.

Путешествие по Средней Азии. Часть 2. Узбекистан

После чего отправились на рынок Чорсу купить подарки домой. Там, где продавали орехи и сухофрукты, я видел самых наглых продавцов в своей жизни. Некоторые хватали за руку, другие перекрывали путь дальше, что бы я к ним зашёл и купил у них товар. Один мне даже чай впарил, внаглую засунув его мне в пакет. Спокойно пройти и сравнить цены у других продавцов не дадут. Мы по быстрому закупились и по скорее ушли от навязчивых продавцов. Как и везде в Средней Азии с ними надо торгаваться. Приходилось торговаться даже с валютчиком, мне нужно было поменять 10 долларов, он предалал 100 000 сум, объясняя это тем что мелкая купюра, в итоге сторговался до 105 000 сум. На последок посмотрели площадь Дружбы народов, где находится памятник семье Шамахмудовых, которые во время войны усыновили 15 детей разных национальностей. Памятник при Каримове был демонтирован и перенесён на окраину города, а при нынешнем президенте в 2018 г. возвращён на первоначальное место.

Забрав в хостеле вещи, мы отправились на автовокзал на автобус в Алматы. На вокзале дети продавали самсу. Примерно через час после отправления мы уже были на границе. В Ташкенте чувтствуется что это столичный город, большой, современный и многонациональный, в котором живут в том числе много славян. Кстати большинство рекламы и вывесок на улице там на русском. В Ташкенте не так много старых зданий, если сравнивать с Самаркандом, Бухарой и Хивой, т. к. город был разрушен землетрясением в 1966 г. и фактически заново отстраивался и перестраивался. Но всё равно столицу Узбекистана стоит посетить, чтоб иметь полное представление о стране.

В Узбекистане в древних городах мы чувствовали себя в восточной сказке. В этой стране можно увидеть настоящий восточный колорит — большие базары, женщин в национальных платьях, можно посмотреть как ткут ковры, чеканят металлические тарелки, завораживает азан из мечетей. Здесь также, как и в Таджикистане открытые и дружелюбные люди, большие семьи, и чтут традиции. Здесь хорошо развит общественнный транспорт, так что проблем уехать из одного города в другой нет, а такси не дорогое, к тому же можно и нужно торговаться. Здесь так же многие работали в России, хотя уровень жизни по выше чем в Таджикистане. В Узбекистан в первую очередь нужно ехать ради архитектурных достопримечательностей, в то время как в Таджикистане, Казахстане и Киргазии больше природные. А вот еда местная не особо впечатлила, точнее не вся. Зато вкусные, сладкие как мёд и не дорогие фрукты. Страна в целом не дорогая, не смотря на то что вход для иностранцев в достопримечательности дороже, чем для местных, цены все равно приемлемые, особенно если сравнивать с Москвой или даже в сравнении в Беларусью.

В следующей части расскажу про Казахстан и Киргизию.