Турист Илья (user361499)
Илья
был вчера 21:30

Москва — Россия, Бишкек + 1 город — Киргизия, Алматы — Казахстан Июнь 2022

День 13. Алматы

Через несколько часов, как мы пересекли границу, автобус остановился, в него зашли валютчики и люди меняли узбексикие сумы на казахские тенге, я хотел поменять доллары у них, но курс был не выгодный (доллары покупали по 440 тенге, в то время как актуальный курс был 460 тенге), поэтому поменял у него только небольшую сумму, что б чем заплатить в кафешке. Дальше водитель остановился возле придорожного кафе, там поели и поехали дальше. В Алматы приехали уже днём, на такси с автовокзала Сайран доехали до хостела, который находится возле парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Из Алматы видны горы Заилийский Алатау, которые являются частью Тянь-Шаня.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После того как заселились в хостел, отправились на зелёный базар, там мы впервые попробывали кумыс и шубат, сделанные соответственно из кобыльего и верблюжьего молока. Так же попробовал экзотические молочные продукты, которых я раньше нигде не видел и название их не запомнил, но были вкусными.

После отправились на автовокзал Сайран что б купить билеты на автобус в Чолпон-Ату на следующий день. Билет стоит 5200 тенге с человека. Далее встал вопрос как завтра добраться до Чарынского каньона. Мы сначала хотели ехать с экскурсией, но нигде не было свободных мест, т. к. были выходные дни. В интернете я нашёл информацию что от автовокзала Саяхат ходят маршрутки в Кеген, а оттуда ещё придётся идти 10 км. На автовокзале Саяхат я у водителя этой маршрутки расспросил про расписание и как назад добраться, в ответ он мне дал номер знакомого таксиста и сказал что он отвезёт. Позвонив этому таксисту, мы договорились что он нас отвезёт до каньона, там нас подождёт и назад отвезёт в Алматы. Договорились мы за 24 000 тенге (примерно 52 доллара) туда-обратно за двоих. От Алматы до каньона расстояние примерно 200 километров. После того как решили вопрос с каньоном, мы прогулялись по парку, посмотрели центральную мечеть города, Вознесенский собор, построенный в начале ХХ века.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После на 12-м автобусе мы отправились в Медеу, здесь находится высокогорный спорткомплекс, далее мы хотели на канатной дороге добраться до Чимбулака, но не успели, т. к. уже был вечер.

Вернувшись назад в центр города, мы на канатной дороге поднялись на гору Кок-Тобе, откуда открывается вид на Алматы. Билет стоит 3500 тенге в оба конца.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

День 14. Алматы, Чарынский каньон и отъезд в Чолпон-Ату

Рано утром, позавтракав, нас из хостела, как и договаривались заранее, забрал водитель и мы поехали на Чарынский каньон, возраст которого 12 млн. лет. Через пару часов мы приехали на место. Входной билет стоит около 900 тенге. Сначала осмотрели каньон сверху, потом спустились вниз и дошли до реки, назад к началу каньона вернулись на машине, которая там курсирует, за 500 тенге. Каньон очень красивый и необычный, горы и скалы с начала красного цвета, а уже ближе к реке — чёрного, это место называют ещё Долиной замков. Высота отвесных гор каньона достигает 150–300 м. Чарынский каньон сравнивают с Гранд-каньоном в США. На территории каньона есть фонтаны с питьевой водой и места отдыха.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После обеда вернулись в Алматы, прокатились на метро, которое тоже красивое.

Далее мы направились к парку имени Первого президента Казахстана. Там установлен памятник Н. Назарбаеву, которого к слову многие казахи ненавидят, судя по их рассказам.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

Послеле отправились на Площадь Республики. Там расположены здание акимата города, резиденция первого президента Казахстана, которые сильно пострадали во время январских событий.

Также там установлен монемент Независимости Казахстана.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После зашли в хостел забрать вещи и отправились к автовокзалу Сайран на автобус в Чолпон-Ату. Там нас ждал сюрприз, охранник сказал что за багаж нужно платить 500 тенге, а денег казахских у нас не осталось. На кассе, когда покупали билет, нам ничего про багаж не сказали. Нас выручила женщина, которая тоже ехала на Иссык-Куль, поменяла мне 5 долларов на тенге и мы смогли на кассе заплатить за багаж.

Алматы это бывшая столица Казахстана и это чувствуется. Город сам большой, интернациональный, где так же как и в Ташкенте живёт много славян. Здесь даже многие казахи между собой разговаривают на русском, который в Казахстане и Киргизии имеет официальный статус.

Ещё в Казахстане хотелось посетить озёра Кольсай и Каинды, но времени было мало и мы не успевали. Вообще в Казахстане много интересных природных достопримечательностей, которые я бы хотел в дальнейшем посмотреть.

День 15. Чолпон-Ата

После того, как пешком пересекли границу, уже с киргизской стороны мы долго ждали наш автобус, пока он проходил границу. За это время я успел поменять немного денег на киргизские сомы и подключить местную сим-карту, их в Киргизии продают на каждом углу. Мне, например, продал местный парень на границе, как только прошёл пограничный контроль. Утром мы приехали в назначенный город и заселились в гостевой дом рядом с рынком и не далеко от озера Иссык-Куль, ради которого в первую очередь мы сюда и приехали. Сам Чолпон-Ата представляет собой курортный посёлок с гостевыми домами, базами отдыха и санаториями. Но к сожалению здесь хватает и разрухи, со слов местных многие санатории и базы отдыха забросили или разворовали после распада СССР.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После мы отправились искупнуться в озере. Вода была немного холодноватой, но купаться можно. Иссык-Куль настоящая жемчужина Средней Азии и я рад что её увидел. Озеро само большое и глубокое, входит в число 30-ти крупнейших озёр мира. Вода здесь прозрачная и солёная, максимальная глубина 702 метра. Сюда приезжают много отдыхать из самого Кыргызстана, а так же из Казахстана, Узбекистана и России, для многих Иссык-Куль заменяет море. Само озеро находится на высоте 1608 метров над уровнем море. Вокруг озера высокие и живописные горы Тянь-Шаня с заснеженными вершинами, их видно даже на южном берегу, хотя расстояние до него доходит примерно до 60 километров.

После мы отправились на прогулку по Иссык-Кулю на катере с купанием в озере на глубине. Прогулка обошлась примерно в 400 сом (1 доллар 80 сом).

После мы отправились в музей петроглифов. Вход стоит 80 сом. Петроглифы представляют собой наскальные рисунки древних людей. В этом музее можно увидеть изображения сцен охоты, оленей, горных козлов, всадника на верблюде и собаку, преследующею козла. Помимо петроглифов присутствуют также культовые сооружения. Петроглифы в Чолпон-Ате датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры — VIII в. нашей эры, но основная часть относится к периоду VII—III вв. до н. э. С музея открывается отличный вид на озеро и горы.

День 16. Чолпон-Ата, Семёновское и Грогорьевское ущелья

Утром отправлились в лабораторию чтоб сдать ПЦР-тест для въезда в Россию (для граждан Беларуси только с 15 июля отменили ПЦР-тесты, прибывающих самолётом). После направились с эксурсией на минивэне в Семёновское и Григорьевское ущелья. Экскурсия обошлась в 1500 сом с человека. Сначала посетили Семёновское ущелье, там в 2018 г. проводились всемирные игры кочевников и к этому событию построен этно-городок. В Семеномвском и Григорьевском ущельях живописные горы, покрытые елью. Горы там отличаются от Таджикистана, но не менее красивые. Здесь летом устанавливаются юрты где как и сами местные живут, когда уходтят в горы летом пасти скот, так и предлагают туристам в них остановиться на ночлег или отведать блюда местной кухни, вкуснейший мёд и выпить кумыс. В юртах, со слов гида, практикуется также кумысолечение. Дети предлагают покататься на лошади, или сфотографироваться с охотничьими беркутом или соколом. В горах пасутся много лошадей и другой живности. Высокие горы покрытые елью, юрты и пасущиеся в горах лошади — это то, как я и представлял себе Киргизию до поездки.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После отправились в Григорьевское ущелье. Там протекает горная река, растут жёлтые маки (в отличие от Таджикистана, где в горах маки красного цвета). В юрте мы остановились поесть, где предлагают свежую форель, шашлык и блюда местной кухни. Я заказал себе куурдак — жаркое из баранины с картошкой, а так же кумыс, чай и баурсаки с горным мёдом. Всё было вкусно, а порции большие. Обед обошёлся примерно в 650 сом.

Последней точкой нашей экскурсии был водопад в Григорьевском ущелье. После экскурсии мы сходили в термальные источники, недалеко от Чолпон-Аты, вход стоит 350 сом за 1 час.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

День 17. Чолпон-Ата — Бишкек

Рано утром мы сходили в озера покупаться на последок, после отправились на маршрутке в Бишкек. Проезд стоит 350 сом. По дороге красивые горные пейзажи.

В Бишкек приехали уже к обеду, заселились в хостел. После отправились на Ошский базар, там закупили подарки домой. Рынок сам большой и колоритный. Там продаётся всё от специй и фруктов до одежды.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После мы отправились гулять по проспекту Чуй, где расположены основные достопримечательности столицы. Здесь находятся основные административные здания, высшие учебные заведения, государственный исторический музей, памятник национальному эпосу Манас, которые были построены во времена СССР. Так же здесь установлен памятник погибшим во время волнений 2002 и 2010 гг. На многих зданиях национальные орнаметы, а на некоторых сохранились советские мозаики. В Бишкеке на каждом углу продают национальные напитки — чалап, максым. Сам город произвёл больше впечатление обласного центра, нежели столицы. Во многом он остался советским Фрунзе (так назывался Бишкек до 1991 г.).

На последок в Бишкеке мы посетили памятник Победы. Памятник сам представляет три изогнутых дуги в виде юрты со скульптурой женщины-матери с чашей в руках, стоящей под тундуком у вечного огня, ожидающей возвращения своих мужа и сыновей с войны.

После отправились в хостел отдохнуть перед вылетом.

В Киргизии потрясающая природа и 3 дня, что мы там были, конечно было мало. Большую часть страны занимают горы. Мы не были так же на южном берегу Иссык-Куля. А в г. Нарын, со слов местной жительницы, самые высокие горы в стране и ради этого туда приезжают туристы. В Бишкеке также видны горы с заснеженными вершинами. В этой стране, как и во всей Средней Азии открытые и гостеприимные люди. Здесь также присутствует свой национальный колорит. Многие мужчины старшего поколения носят национальные войлочные шапки — колпак. В Чолпон-Ате гид и хозяйка гостевого дома, где мы останавливалсь — местные русские, которые тут всю жизнь живут. С их слов они в киргизами мирно живут. На мусульманские праздники киргизы их угощают, на Пасху русские угощают киргизов. Из минусов здесь грязновато, а также меня напрягал обмен денег. Не смотря на то, что здесь много обменников, во многих мелкие купюры принимают по более низкому курсу, а другие обменные пункты и во все могут не поменять. В Бишкеке, например, мне в одном обменнике не поменяли 20 евро, сказали что мы такую мелочь не меняем, минимум 50 евро можем поменять. После этого я подумал: кто сказал что Киргизия бедная страна, раз 20 евро для них это мелочь. Поэтому приходилось поискать места, где смогли бы поменять нужную сумму.

День 18. Москва

Ночью добрались на такси в аэропорт Манас, откуда у нас в 5:05 был вылет в Москву. Такси обошлось в районе 400 сом с человека.

После того, как оставили вещи в камере хранения, отправились гулять по Красной Площади. После отправились в дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Входной билет в Большой дворец и хлебный дом стоит 630 рублей. Сам дворец мне понравился — красивый, помпезный, а парк отличное место, где можно провести время.

Путешествие по Средней Азии. Часть 3. Казахстан и Кыргызстан

После мы отправились на ВДНХ и посетили музей космонавтики. Входной билет стоит 350 руб. Здесь можно увидеть копию первого искусственного спутника Земли, много макетов и подлинных космических ракет, луноходов, спутников и др. Здесь также представлены архивные документы, награды и личные вещи космонавтов и конструкторов, даже есть чучела Белки и Стрелки. Так же можно зайти на станцию МИР.

После отправились к автовокзалу Саларьево, на автобус в Минск.

___

Путешествие по Средней Азии получилось очень крутым и насыщенным. За это время мы увидели много чего нового и интересного. Древние города, по которым ещё более 1000 лет назад проходил Великий шёлковый путь, пустыню, рисовые поля, высокие горы с заснеженными вершинами, местный колорит и много чего ещё. В последнее время особенно популярен Узбекистан, но на мой взгляд лучше посетить как минимум 2 среднеазиатские страны, Узбекистан ради архитектурных достопримечательностей и Казахстан, Кыргызстан или Таджикистан ради природных. Везде, как я уже не раз отмечал, гостеприимные и доброжелательные люди. Во всех странах, где мы были, большая часть жителей знают русский язык, как старшее поколение, так и младшее. В Казахстане и Киргизии, в тех местах, где мы были все знали, в Узбекистане и особенно в Таджикистане — по хуже, но проблем с общением не было. Все 4 страны чем-то похожи друг на друга, но они по-своему разные. Учитывая что казахи и киргизы исторически были кочевниками, а таджики и узбеки земледельцами, что тоже сказалось на культуре и менталитете. Но много чего было ещё не увидено, надеюсь я когда-нибудь восполню эти пробелы)