Турист Марина (Marina2506)
была вчера 22:09

Новосибирск, Новосибирский Академгородок — Россия Июль 2022
Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

загорится желанием сорваться в путь и приступит к сборам. А если ознакомится с программой тура под интригующим названием «Тропой кочевника», его чемодан вкупе с походным рюкзаком немедленно окажутся в состоянии боевой готовности.

На поездку по необычному маршруту Тыва-Монголия сподвигла Танюша, за что ей огромное мерси! Путешествуя в компании с друзьями по сайту, в который раз убеждаюсь, что, собственно, не так уж важно, куда поехать, но важно с кем. Ведь в нашей сплочённой путешествиями тусовке никогда не бывает скучно!

Неизвестные для меня направления казались недостижимыми, однако не принимавшая туристов в течение трёх лет из-за ковидных ограничений Монголия всё же подогревала интерес. Забегая вперёд, скажу, что пройти путь по «тропе» кочевника было непросто. Шероховатости начались задолго до непосредственной реализации плана путешествия. Из-за внезапно нарисовавшегося праздника, что монголам вздумалось объявить национальным с соответствующим закрытием границы на три дня, едва не пришлось распрощаться с билетами на перелёт до Томска. Поразмыслив над сложившейся ситуацией, решили не отказываться от билетов и присоединили к основной программе пять дней с пребыванием в Новосибирске и Томске. Благодаря непредсказуемости монголов случилось так, что движение по «тропе» кочевника для нас с Олей и Леной началось гораздо раньше, чем для остальных членов группы.

До Томска летели с Олей вдвоем. Перелёт прошёл в штатном режиме. «Аэрофлот» порадовал пунктуальностью и качеством питания на борту. Бессонная ночь и несколько часов предутреннего бдения в аэропорту Томска пошатнули резервные силы организма, но краткосрочный сон на плече «Томск-Новосибирск» позволил встряхнуться и отправиться навстречу приключениям, собрав остатки бодрости в кулак.

11 июля (понедельник)

Третий по численности населения город нашей Родины приветствовал небывалой жарой. На выходе из здания аэропорта воздух плавился похлеще, чем в знойных арабских пустынях. И это поутру… Боялись предположить, какие погоды будут ожидать днём.

Нырнув в прохладное нутро такси, испытали благодать и не заметили, как в течение 20 минут домчали до отеля. «Marins Park Hotel» приглянулся инфраструктурой и близостью к вокзалу. Подобное местоположение представлялось актуальным, ибо на третий день путешествия предстоял переезд в Томск. Отель весьма достойный, заслуживающий исключительно положительных оценок, которые уместила в отдельном отзыве.

Заселившаяся двумя часами ранее Лена встречала в номере с шампанским. Ура! Вот теперь наше путешествие по-настоящему началось.

Отобедать решили в ресторане «Амбар» , что зазывал огромными лампами с пышными абажурами, раскачивающимися над террасой в такт дуновению ветерка. Ресторан достойный, покормили вкусно, а Новосибирск определённо начинал нам нравиться!

Ступив на «тропу» кочевника, не строили жёстких планов по освоению города. Гуляли не спеша, в удовольствие, не стремясь объять необъятное. Три новосибирских дня промчались в формате продуманного luxury, не подрывающего организм.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Как часто происходило в истории, в жизни населённых пунктов многое менялось со строительством железной дороги. Так произошло и с Новониколаевском (так изначально назывался Новосибирск). По инициативе императора Александра III было принято решение о строительстве железной дороги через Обь, что соединила бы Челябинск и Владивосток. В 1893 году на место прибыл конный поезд и отряд мостостроителей, и именно с этого момента началась история Новосибирска, получившего статус города в декабре 1903 года.

Значение Новосибирска как транспортного узла росло, что положительно влияло на процветание населенного пункта. Вскоре начало развиваться пароходство на Оби. Город не добывал сырье и не перерабатывал его. Упор сделали в трех направлениях: транспорт, связь и торговля. Так со временем населенный пункт превратился в кооперативную столицу России.

Если хотите получить представление об облике современного Новосибирска, пройдитесь по самой широкой улице города — Вокзальной магистрали. С первых шагов по оживлённой улице мегаполис удивил «сибирским» размахом. Ширина магистрали составляет 24 метра!

К тому же, здесь сконцентрирована определённая масса значимых для города административных и прочих зданий, где расположены: филиал Западно-Сибирской железной дороги, Управление Западно-Сибирской железной дорогой, Театр Афанасьева и прочие.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

На подхватывающей эстафету улице Орджоникизе архитектурный облик города формируют сквер S-seven, офисное здание S7 Airlines, управление Банка России и невысокие жилые дома.

Преодолев протяженность двух улиц, вышли на гудящую словно муравейник площадь Ленина. Здешней доминантой выступает академический театр оперы и балета «НОВАТ», окруженный двумя благоустроенными скверами.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Грандиозное сооружение, прозванное за масштабность «Сибирским Колизеем», считается гордостью не только Новосибирска, но и всего Сибирского региона. Здание, выполненное в классическом стиле с массивным куполом и колоннадной галереей, признано самой большой театральной постройкой в стране. После реконструкции в 2005 году к этому званию прибавился титул самого оборудованного театра в России. Многочисленные эпитеты «самый», характеризующие объект… как это по-сибирски))) Но с тем, что внешний облик театра впечатляет, не поспоришь.

На мой взгляд, композиционную основу площади утяжеляет скульптурная группа во главе с В. И. Лениным, которого дополняют с одной стороны «Рабочий, солдат и крестьянин» — движущие силы революции, с другой «Юноша с факелом и девушка с колосьями» — символ преемственности поколений.

И памятник первому городскому кинотеатру, приуроченный к 105-летию со дня его открытия, здесь явно лишний. Достаточно было бы разбавить произрастающую в Театральном сквере растительность компактным фонтаном, смотрелось бы уютнее.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Украшением улицы Орджоникидзе, уходящей от площади Ленина влево, служит пятизвездочный отель «Гранд Автограф» с эффектно оформленным стеклянным фасадом. Активный дневной траффик не способствовал беготне туда-обратно, а так хотелось поближе рассмотреть скульптуру стройной дамочки, притаившейся в нише на фасаде. Потом уже прочла, что стеклянные экзерсисы дополняет скульптура богини Гестии — покровительницы уюта и гостеприимства.

Направились дальше по самой главной улице Новосибирска, простирающейся на 7 километров. Чтобы преодолеть Красный проспект, понадобится не один час, а если останавливаться на фотопаузы, то и за полдня вряд ли управишься. Но мы, придерживаясь непринужденного формата, ознакомились лишь с центральной его частью.

По обе стороны проспекта чего только не увидишь. Административные здания, современные бутики, украшенные цветочными композициями, крошечные скверы с тематическими скульптурными образованиями, в числе которых архитектурно-художественная композиция «Сибирские просторы» на пересечении Красного проспекта и Октябрьской магистрали с соболями, ухватившимися за стилизованный купол Новосибирского Театра Оперы и Балета и фрагмент первого моста через реку Обь, и современные стеклянные высотки с яркими уличными инсталляциями.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Но основное здание, что хотелось увидеть здесь, знаменитый «Стоквартирный дом» на примыкающей к проспекту площади Свердлова. Восьмиэтажное жилое детище Андрея Крячкова не имеет аналогов в мире. Яркий пример постконструктивистских неоклассических поисков архитектурной стилистики, за который в 30-х годах прошлого века автор получил на выставке техники и искусства в Париже медаль, гран-при и диплом 1-й степени. Рядом с домом установлен памятник создателю.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

История дома восходит к 1930-м гг. Возникла потребность в отдельном ведомственном здании для чиновников краевого исполкома, которые могли бы добираться до работы, не тратя много времени на дорогу и не утруждаясь вопросами быта (предполагалось, что в отдельных небольших комнатах разместится прислуга). Для строительства, продлившегося три года (с 1934 по 1937), выбрали центр Новосибирска между улицами Спартака и Сибревкома. Площадь, на которой разместился дом, создали с нуля, для чего снесли несколько старинных дореволюционных зданий и пожарную каланчу. Примечательно, что квартир в доме не 100, а 110: «Стоквартирным» его прозвала народная молва.

Возвращаясь от легендарного дома обратно, свернули на улицу Чаплыгина, где целенаправленно искали известную кофейню «Кардамон». Восторгами от стильного заведения и изысканных блюд не могла не поделиться в отдельном отзыве.

После ланча прошлись по менее оживлённым улочкам, где привлекло внимание броское кирпичное здание Областного центра русского фольклора и этнографии, деревянный дом с верстовым столбом, будто заплутавший среди современных построек, и симпатичные инсталляции, попадающиеся на фасадах.

кирпичное здание Областного центра русского фольклора и этнографии

В центре шумного мегаполиса разместился спокойный оазис — Первомайский сквер. Когда-то здесь существовала Ярмарочная площадь, затем её преобразовали в парк, облагородив пространство с помощью клумб и изящных дорожек. Позже установили мраморные скульптуры, посвященные миру и любви.

Сквер не показался особенным. Изысканных садово-парковых элементов здесь нет, аллеи пустые, а невнятные скульптурные композиции местных авторов, разбросанные вдоль аллей, перебивает армянский хачкар, установленный на средства армянской общины в честь 2000-летия Рождества Христова.

Единственное, что добавляет скверу лоска, — фонтанная группа каскадного типа, вплотную примыкающая к пешеходной зоне у Красного проспекта.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

На ответвляющихся от Красного проспекта улочках обнаружили как интересные дома и кафе, так и скульптурные композиции. Как, например, каменный монгол, заинтересовавший в свете предстоящего скорого визита в Монголию. Или памятник И. А. Крылову на пересечении Красного проспекта и ул. Крылова, мало похожий на оригинал. Поразил Памятник Героям мирного времени — пожарным и спасателям, приуроченный к 25-летию образования МЧС России. Стилистическая идея и выражение лица героя тронули за душу.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Оставив позади Дворец бракосочетания и Дом офицеров, свернули на улицу Гоголя, переходящую в улицу Челюскинцев, откуда было недалеко до отеля. В данной части города господствуют современные постройки в новомодных тенденциях, и лишь Вознесенский Собор, разместившийся неподалеку от площади Лунинцев, вносит некое разнообразие в однотипный архитектурный ландшафт.

К слову, в Новосибирске мне не хватило храмов. Казалось, религиозные сооружения должны попадаться в поле зрения в масштабном городе чаще, однако Новосибирск стереотипы сломал. Как не увидела здесь и старинной застройки, что кое-где перемежается с современной в большинстве областных центров центральной части России. Но и новейших архитектурных тенденций, присущих столице, здесь тоже нет. У Новосибирска свой облик, знаменитый архитектурой в стиле абстрактного и строгого конструктивизма, стремящегося отразить современное индустриальное общество и городское пространство, отказываясь при этом от декоративной стилизации в пользу промышленной сборки материалов.

12 июля (вторник)

Второй день кочевой жизни был отдан на откуп Новосибирскому Академгородку, который назвать пригородом язык не поворачивается. Произнеси подобное вслух — нанесешь кровную обиду жителям Академгородка)))

Пригородная электричка домчала от Центрального железнодорожного вокзала до станции «Обское море» за 40 минут, а ещё через 15 минут доехали на такси до Морского проспекта — центральной улицы Академгородка.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Местный краеведческий музей неожиданно оказался закрыт. Вот даже на ум не пришло, что какой-то музей может не работать по вторникам. К сожалению, экскурсовода, чей номер любезно подсказала бабуся-вахтерша, не тронули наши просьбы о проведении экскурсии хотя бы в усеченном формате.

Интересы по Академгородку сводились к Центральному ботаническому саду Российской Академии наук, попасть в который оказалось сродни квесту. Улочка с поэтичным названием Золотодолинская привела к живописному пруду, где вперемешку с голубями, берущими наглостью и численностью, резвились утки. А также злющая мошка, чье присутствие у воды ощутили сразу.

Не испытывая желание заводить близкое знакомство с последней, ретировались от пруда, продолжив путь.

Мы увлеклись необычной дорогой, пролегающей вдоль теплотрассы. Ухабистое земляное направление без признаков асфальтового покрытия, круто берущее в гору, числилось в навигаторе как улица Зелёная. И где-то недалеко должен был показаться вожделенный вход на территорию Батанического сада.

Как бы не так… Улочка неожиданно оборвалась у частных строений, напротив которых из-за деревьев показался забор, по всем признакам служащий ограждением сада. Однако намёка на вход не было и в помине.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Связавшись с администрацией по телефону, узнали, что посещение сада возможно по записи с экскурсией, ближайшая из которых через два часа.

Загадочный русский авось управил не одно начинание, доверились ему и мы))) Располагая информацией, что вход в Ботанический сад мы благополучно прошли, вернулись обратно той же дорогой, размышляя о чудесах российской провинциальной действительности. Кто бы мог подумать, что необходимо преодолеть участок теплотрассы по лестнице над трубами, при том, что указателя на дорогу, ведущую в сад, в данном месте нет, а затем около километра двигаться по лесной тропинке.

Благо, в Ботаническом саду к нам никто не приставал. Мы миновали будку с охранником с тыльной стороны и уверенным шагом двинулись к главному лабораторному корпусу. Хитросплетения парковой организации указывали на то, что к посещению на платной основе возможен «Парк бонсай» и отдельные участки сада, открытые для общего доступа. Оказывается, получить общее представление о саде можно и без навязываемых экскурсий.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

«Парк бонсай» вызвал восторг! Ухоженная территория, инсталляции из натуральных материалов, живописный пруд с ручными карпами — и это далеко не всё, чем удивит изумрудный островок природы, оформленный в изысканных традициях японской философии. Подробнее о парке здесь.

На обед заглянули в чудесное место, стилизованное в духе уютных старых дач. Кафе «Скворечник» пополнило копилку протестированных едален Новосибирска, что не стыдно порекомендовать.

Буквально напротив кафе, через дорогу, маячит одинокая аллегорическая долговязая фигура молодого парня, озабоченно движущегося к романтической цели с букетом цветов. Решили, что монумент установлен в честь влюблённого, погруженного в собственные мысли поэта. Ошиблись. В честь бывшего лидера новосибирской рок-группы «Иван-Кайф» Михаила Зуева и его песни «Иду один».

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Академгородок в целом посмотрели мельком из окна такси. Впечатлений от прогулок по городским «джунглям» хватило предыдущим днём, посему оставшуюся половину дня решили порелаксировать на Обском море. Обским морем именуют искусственно созданное на реке Обь Новосибирское водохранилище протяженностью более 200 км, расположенное на территории Новосибирской области и Алтайского края. Согласитесь, информация о наличии моря практически в черте сибирского города интригует. Любопытно было взглянуть, что за водоём.

На Обском море (удивились, когда объявляли остановку в электричке, что ударение ставится на второе «О») мы попали на Центральный и не самый удачный пляж. Скорее, на самый неудачный. Как обнаружилось позже в переписке с моей Инстаграм-подписчицей, проживающей в Новосибирске, на Обском море есть хорошие пляжи с приятным входом в море и чистым песком. Но там, где оказались мы, дух luxury выветрился ещё на подходе.

Справедливости ради отмечу, что минимальная инфраструктура присутствует. Оборудован спасательный пункт, кабинки для переодевания, имеется кафе «СанДали» с видовой площадкой и шезлонгами, и туалет типа «скворечник». Протестировала, какого уровня сервис предложат за 30 рублей. Наличие фаянсового унитаза и приличной трехслойной бумаги в сколоченном из досок сооружении несказанно порадовало. За отдельную плату (300 руб/час) можно арендовать укрытую пологом банкетку. В ней время и провели, принимая солнечные ванны, ибо ледяная вода и «суп» из обломков досок на входе в Обское море жажду искупаться отбили напрочь.

13 июля (среда)

Начало третьего дня выдалось суматошным. Проснулись рано, паковали чемоданы, сдавали номер и соображали, куда бы отправиться на завтрак. Чтобы разнообразить утро, решили позавтракать не в отельном ресторане, а в забегаловке «БургерКинг» в ТЦ «Апельсин». Не каждое же утро слушать за трапезой рояль)))

Затем спустились в подземку и в считанные минуты перенеслись до Краеведческого музея. Сибиряки шутят: «Метро у нас маленькое, но гордое!». Напомнило казанское. С невысокими сводами, неширокими платформами и отсутствием сутолоки. Даже несмотря на утренние часы, толпы не наблюдалось.

В Краеведческом музее пришлось выбирать между временной и постоянной экспозицией. В распоряжении было всего полтора часа, отвоёванных у полноценного сна, а на 12.00 были записаны на экскурсию в Новосибирский музей мировой погребальной культуры. Не хотелось опаздывать.

Мы приехали к открытию музея и с нетерпением выжидали оставшиеся до открытия минуты, всматриваясь в стеклянные проемы входной двери. И когда ровно в 10.00 служительница распахнула двери, рванули за билетами.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Не возьмусь оценивать объективно, насколько верно поступили, выбрав временную экспозицию. С субъективной точки зрения разочарований не было. Заинтересовала выставка под названием «Таинственная Тыва». Из-за неё, собственно, в музей и пошли. Через несколько дней нам предстояло перекочевать в один из самых загадочных регионов нашей Родины и было интересно получить представление о житие-бытие тувинцев. Что посмотрели, покажу чуть позже в отдельном материале.

От Краеведческого музея до Музея мировой погребальной культуры, размещенного за городом на территории Новосибирского крематория, добрались на такси за 20 минут. Не предполагала, что когда-нибудь возникнет желание написать на тему смерти СТОЛЬКО, а вдруг зацепило. Не сама тема, а великолепно оформленный, взрывающий шаблоны музей. Материал об уникальной экспозиции, собранной по крупицам жителем Новосибирска Сергеем Борисовичем Якушиным, опубликовала в числе первых.

В ожидании такси обошли территорию крематория. Здесь настолько необычно и ярко, что в первичном порыве отнесла бы крематорий к культурным объектам, достойным посещения. В тенденциях ландшафтного дизайна здесь оформлены поражающие ухоженностью аллеи, обрамлённые вазонами с буйствующей петунией, установлены согбенные эффигии и ангелы с умиротворенными либо скорбными лицами, подчёркивающие атмосферу места, оборудована детская площадка. Жаль, что поменявшийся на прохладный ветер не способствовал длительной прогулке.

Продрогшие, но переполненные впечатлениями, поехали на обед в полюбившуюся кофейню «Кардамон».

Вечером покоряли Обь вплавь с экскурсией «Шесть мостов», что заранее приобрели на сайте «Речфлота». На метро добрались до набережной, носящей имя К. Я. Михайловского, руководителя изысканий Западно-Сибирской железной дороги и координатора работ по её постройке. Именно здесь более века назад пришвартовались к берегу баржи с первыми строителями железнодорожного пути от Москвы до Владивостока, известного как Транссибирская магистраль.

Необременительная речная прогулка продолжительностью около двух с половиной часов, стартующая от Речного вокзала, продемонстрировала особенности новосибирского мостостроения и конструктивные особенности мостов, перекинутых через Обь, находящихся в черте города.

Предзакатное время расщедрилось на дивные виды широких водных просторов,

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

спальных районов города, в том числе расписанного в технике мурал новостроя,

и крошечных, утопающих в зелени островов, «всплывающих» на поверхность по ходу движения то тут, то там.

Не всё было слышно в шепелявящем динамике микрофона, но экскурсовод старался, дозированно выдавая нужную информацию по мере приближения к тому или иному мосту.

Наконец, увидели тот самый легендарный первый мост, построенный в Новониколаевске, считающийся родоначальником Новосибирска — Мост железнодорожный. Он же один из первых крупных инженерных сооружений Транссибирской магистрали.

За моей спиной тот самый легендарный Мост Железнодорожный

Второй железнодорожный мост, Комсомольский, состоящий из 8 пролётов, через который проходит основной грузопоток южного направления Транссиба и Кузбасского направления.

Тропой кочевника. Ч. 1. Цивилизованная Сибирь. Новосибирск

Мост Октябрьский (или как его называют горожане — Коммунальный) - первый автомобильно-трамвайно-пешеходный мост города. Несмотря на экономию во время строительства, мост органично вписался в стилистику города и стал одним из его символов. Новосибирский метромост построен недалеко от Коммунального. Его длина составляет 2145 метра, что делает его самым длинным крытым метромостом в мире. Интересно, что длина моста зимой и летом разная. Зимой она сокращается, летом растягивается на 50 см, поэтому на опорах установлены ролики. Причина тому — большие перепады температур.

Димитровский мост соединяет проспект Димитрова и Левобережную часть Новосибирска. Уникальным является его конструктивное решение: мост цельносварной, без болтов. Это самое сложное сооружение, с которым пришлось иметь дело новосибирским мостовикам.

Больше всего впечатлил Бугринский мост, соединяющий Кировский и Октябрьский районы. Внешне напоминает радугу или коромысло. Кстати, название «Бугринский» выбрано из 50 наименований, предложенных жителями города (одно из них «Радужный»). Но большинство голосов было отдано в пользу нынешнего названия, ибо мост построен около «Бугринской рощи», поименованной от деревни Бугры, что когда-то располагалась в этом месте. Бугринский мост — мост автомобильный с самым большим в СНГ арочным пролётом, являющийся составной частью скоростной магистрали непрерывного действия «Юго-Западный обход» Новосибирска, связывающей федеральные трассы «Байкал» и «Чуйский тракт».

Чтобы попрощаться с Новосибирском на мажорной ноте, поехали в ресторан «Крыша», где к нам присоединилась Лена Шабалина, прилетевшая из Сургута.

Пафосный ресторан оставил двойственное впечатление. Здесь ничего особенного, стандартное меню, завышенные цены и лишенное изюминок помещение. Живая музыка на уровне, но мы быстро заскучали и переместились в более демократичное заведение под названием «Доски».

В начале второго часа зарождающегося нового дня мы погрузились в поезд и отдались в объятия Морфея. Следующим пунктом на «тропе» кочевника значился Томск.