Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Краеведческий музей имени Алдан Маадыр — главное хранилище памятников истории и культуры республики и место, что нельзя обойти вниманием, если окажетесь в Тыве. Долгое время Тыва пребывала в статусе самой неизведанной республики в нашей стране, посему, крупицы информации, собранные в сети о главном её музее показались достойными внимания.

Всё началось с того, что в 1924 году при рытье оросительной канавы в Подхребтинском районе (ныне Тандинский кожуун) обнаружили остатки древних железоплавильных печей. В 1925 г. по инициативе консульства СССР в Тыве организовали кружок, участники которого собрали первые экспонаты для коллекции будущего музея. В их число вошли рукописные материалы от старожилов, предметы древности и сведения о памятниках старины, фотографии и предметы быта коренных жителей. Официальное решение об открытии музея принято в 1929 году, а ровно через год он принял первых посетителей. В 1942 году музею, получившему статус государственного, Малый хурал республики присвоил наименование «Алдан Маадыр», то есть 60 богатырей — легендарных героев Тывы. В 1945 г. музей переехал в бывшее здание театра, где размещается по сей день.

В монументальном здании с остроконечной крышей распознается стилизованная юрта кочевника — уменьшенная модель вселенной в традиционном тувинском мире. У кого с фантазией похуже, обратит внимание на настоящую юрту, установленную здесь же у входа.

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Отмечу, что экспозиция, вобравшая в себя ключевые позиции в становлении республики и особенностях быта коренных этносов от древних времен до наших дней, отличается грамотным оформительским подходом.

Экспозиция размещена на трех этажах во множестве просторных залов. Типичный минус большинства российских музеев — некачественно поставленный свет, затрудняющий фотосъемку экспонатов, помещенных под стекло. Проблема контентной фотосъемки обнаружилась и здесь. Но осмотру в целом ничего не мешало.

3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Фонды музея делятся на несколько значительных музейных собраний: археологическое, этнографическое, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, документально-письменные источники и естественнонаучные материалы, что образуют в свою очередь тематические коллекции. Музей располагает уникальными экспонатами, но в настоящее время экспонируется лишь 8% коллекции.

Время, что оставалось до встречи с экскурсоводом, посветили осмотру отдела природы, где в экспозиции, что начинается с физической карты Тывы, показана форма рельефа, населенные пункты, пути сообщения и отдельные выделяющиеся точки, в частности, вершина белоголовой горы Монгун-Тайга (3976 м). К слову, 82% рельефа Тывы занимают горы.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Расположенная в центре Азии Тыва образует узел природно-ландшафных зон, где в сложном сплетении мирового водораздела находит свой исток река Енисей, впадающая в Северный Ледовитый океан. На обширной территории, что занимает Тыва (171 тыс. кв. км.), можно было бы разместить такие государства, как Бельгия, Дания, Голландия и Швейцария вместе взятые.

3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Отдельный зал посвящен элементам деятельности Русского географического общества, его членам — исследователям Центральной Азии и известному соотечественнику Сергею Кужугетовичу Шойгу, почетному члену общества, трепетное отношение к которому у местных жителей прослеживается повсеместно.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Деревянная шкатулка, выполненная Шойгу, занимает центральное место в этом зале. Стоит признать уникальность штучной работы.

5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Здесь же представлены портреты известных исследователей Центральной Азии, материалы и предметы, используемые при свершении географических открытий, монографии, путевые журналы и прочие предметы походной жизни путешественников.

1 из 3
1 из 3

В экспозиции, посвященной природе края, уделено внимание богатству природных ресурсов и многовековой мудрости общения людей с природой. Здесь представлены элементы таежных экосистем и традиционного природопользования. Зал не перегружен экспонатами, хотя, на мой взгляд, экспозицию можно было бы разнообразить.

1 из 5
1 из 4

Отдельный зал посвящён национальным особенностям, связанным с бытом, культурой, этническими элементами тувинцев, значительно отличающихся от славянских.

6
Памятник тувинской письменности из серебра
Памятник тувинской письменности из серебра

Вот здесь интересно было все.

1 из 4
Нефритовая чаша
1 из 2

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
8
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
8
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Яркостью, самобытностью и многообразием привлекла тувинская одежда. Об отдельных элементах костюма имели представление благодаря тому, что путешествуя по «тропе кочевника», заглянули на временную выставку под названием «Загадочная Тыва» в Новосибирском государственном краеведческом музее. В экспозиции данного музея предметы национальной одежды выставлены в расширенном количестве. В большей степени здесь представлена историческая ретроспектива костюма. Современных тувинцев в подобных одеяниях не встречали.

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Традиционная тувинская одежда подразделялась в зависимости от сезона на зимнюю, летнюю и демисезонную, а по назначению — на повседневную, праздничную, промысловую, культовую, спортивную. Шили одежду из выделанных шкур домашних и диких животных, и покупных тканей, что приобретали и русских и китайских купцов. Тон — наплечная одежда тувинцев-кочевников имела вид длиннополого распашного кафтана. Характерной чертой тувинского тона были длинные рукава чен с обшлагами уштук, опускающимися ниже кистей рук. Пояса носили из ткани и шерсти. Подходящим для торжественных случаев считался шелковый пояс «тоннук торгу», внушительных габаритов которого было достаточно для пошива халата.

8
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Более простыми, повседневными были веревочные или ленточные пояса из козьей шерсти «кожалан, кур». Тувинские головные уборы (берт) мужчин и женщин не отличались разнообразием. Одним из распространенных типов головных уборов был калбак берт — шапка с широким куполообразным верхом (калбак широкий), с наушниками, которые завязывались на затылке. Калбак борт иногда шили из овчины и нередко обшивали тканью. К островерховой шапке, предназначенной для праздников, прикрепляли сзади две красные ленты, к верхушке пришивали дошка — «шишечку», сплетенную из матерчатого жгута красного цвета. Оригинальным женским свадебным головным убором служит думаалай — большое четырехугольное покрывало с отверстиями для глаз, обшитый пуговками, бисером и баштангы — накидка из цветной ткани на голову и плечи длиной до талии, украшенная бусами и монетами.

5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Тувинцы носили обувь (идик) двух видов: кадыг идик и чымчак идик. Мужская, женская и детская обувь различалась лишь размером, а не кроем. Кадык идик — кожанные сапоги с характерным загнутым и заостренным мысом (думчуг) и твердой многослойной войлочной или войлочно-кожаной подошвой (улдун). Праздничный кадыг идики декорировали кожаными орнаментальными аппликациями, контрастными по цвету и основе.

Детская верхняя одежда именовалась чучак тон. Ее шили из мягкой шкурки ягненка. Еще детишек наряжали в стеганный ватный ховенниг тон и обувь бопуктар. Витрина с украшениями говорит о том, что женщины во все времена оставались женщинами и стремились к красоте. Что касается тувинцев, в конце XIX-начале XX вв не только женщины, но и мужчины пользовались разнообразными украшениями, многие из которых входили в состав комплекса традиционного костюма. Характерный для тувинцев обычай носить на поясе подвесные фигурные пряжки (дерги) имеет давние традиции в тюркской среде со II половины I тысячелетия н. э. К этому времени восходят тувинские поясные подвесные пряжки, состоящие из двух частей, соединенных между собой шарниром.

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

К пряжке слева мужчины подвешивали огниво с металлической чашечкой для сбрасывания табачного пепла, серповидный крючок для очистки трубки от гари, а иногда раковина тун в качестве амулета. На дерги справа подвешивали нож в ножнах. Женщины изредка надевали подвесные пряжки, но лишь как украшение, иногда к ним привязывали небольшие шелковые кисти, что иногда инкрустировались полудрагоценными камнями или кораллами.

7
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Тувинки любили украшения и использовали серьги, кольца, перстни, браслеты, гребни, накостники в повседневной жизни. Качество, количество и внешний вид украшений, зависел от семейного, имущественного положения женщины и возраста.

7
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Белый цвет имеет для тувинца глубокий символический смысл. Это цвет благополучия, чистоты помыслов человека, счастья. Тувинки ценили накостные украшения, особенно чавага для свадьбы, а позднее использовали во время праздников или при встрече почетных гостей. Чавага состоял из декорированных, серебрянных или посеребренных железных пластин чавага бажы прямоугольной или трапециевидной формы с полукрыглым верхним краем. Их узор обычно включал завитки, многолепестковые розетки, нередко в сочестании со вставными камнями и эмалью. Снизу к пластине чавага подвешивали несколько рядов низок бус чинчи, крученую проволоку, шнурки из плетеных черных или цветных нитей.

По тувинской традиции девочки начинали носить серьги с трех лет. К свадьбе девичьи перстни чустук заменяли на женские кольца билзек. Невесте полагалось надеть четыре серебряных перстня, по два перстня на каждую руку. Мастера добивались большой выразительности узора перстней. Излюбленные узоры на перстнях — сочетание завитков, различные варианты узлов, «языки пламени», многолепестковые розетки, «бараний рог». Нередко в центре узорчатой пластинки перстня вставлялся полудрагоценный камень.

7
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Браслеты (билектээш) изготавливали из сравнительно широких массивных серебряных пластин, которые украшали гравировкой и чеканкой. Узоры — растительные, «браний рог» и др. Ремень прикреплялся к пряжке дерги, к ней же подвешивались ключи дулгуур и серебряная цепочка илчибре. На левой стороне к поясу прикреплялась вторая пряжка, к ней подвешивался игольник. К поясам детей подвешивали обереги.

Художественная обработка металла издавна была одним из основных видов прикладного искусства у всех групп тувинцев. Работа по металлу, в том числе ювелирная, была целиком в руках кузнецов-дарган.

9
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
7
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

В музее также представлена уникальная коллекция национальных музыкальных инструментов, в том числе духовых, используемых во время тантрических ритуалов. Не интересуюсь музыкальными инструментами и не стала собирать по ним более подробную информацию. Просто имейте ввиду, что в данном музее они есть.

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Важную роль в жизни тувинцев во все времена играла лошадь, выступавшая основным средством передвижения. Ее использовали для верховой езды, в военных походах, для перевозки грузов.

3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Конская упряжь являлась мерилом знатности и богатства владельца. Основным предметом упряжи считается седло (эзер). Тебеньки (тепсе) — кожаные крылья седла, предохраняющие ноги всадника от трения о верхнюю часть стременного ремня, красочно украшались. Тувинские стремена, как у других коневодческих народов, также имели разнообразную художественную отделку. Кованные железные стремена сдержанно декорировали чеканкой. Декор бронзовых, отлитых по деревянной модели, часто дополняли изображениями львиных голов. Подобные стремена изготавливались тувинцами издавна. Считалось, что львиные изображения имеют охранную магическую силу. Кованные железные стремена обычно декорировали чеканкой (хевирлеп шуткуур). Пышно укаршались уздечки (чуген) и недоуздок (чурал).

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Тувинская конская узда состоит из ремней оголовья, переносья и подбородочного. Железные удила (суглук) — двусоставные, скрепленные кольцами, которые также нередко декорировались. Для богатых скотоводов узда и недоуздок украшались многочисленными серебряными, бронзовыми либо железными с серебряной насечкой бляшками и накладками. В местах соединения ремней закрепляли сворки (чуген белдири) — крупные серебряные полушарные бляхи, декорированные тонким гравированным узором, изображающим четырехлепестковую розетку. Путы (кижен), аркан (сыдым) и плетка (кымчы) являлись частью конской сбруи. Декорированию подвергались и они. Аркан изготавливался из спирально вырезанной кожи грудной части крупнорогатого скота, марала или лося. Аргамчы (разновидность аркана), предназначавшийся для привязывания пасущихся лошадей, чаще всего изготавливали из жестко выделанной кожи.

К слову, не только лошади, но и большинство элементов конской упряжи упоминаются в народных сказаниях, героических эпосах и песнях. Такая вот тесная взаимосвязь тувинца с благородным животным.

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

В экспозиции представлена коллекция работ тувинских мастеров по камню «агальматолит», по-тувински «чонар-даш» (дословно означает «камень», который можно резать). Его особая мягкость под резцом позволяет мастерам делать сложные формы и орнаменты. Резьба по камню, зародившись в Туве с незапамятных времен, до сих пор остается распространенным и самобытным видом народного искусства.

Месторождение агальматолита находится в Бай-Тагинском, а черного серпентинита в Улуг-Хемском районах. Отсюда выросли целые династии резчиков по камню — родоночальники современного камнерезного искусства, лауреаты Государственной премии им. Репина и Государственной премии России. Тувинские камнерезы признаны единственными художниками, сохраняющими традиции своего народа. В их работах присутствует и художественная выразительность пластической формы, сложная орнаментальная резьба и отражаются вековые наблюдения человека над окружающей действительностью. Прежде всего, это изображения животных, птиц, которых любой мастер наблюдает ежедневно. Народные мастера — прекрасные знатоки повадок животных и их анатомических особенностей. Ведь каждый из резчиков — потомственный охотник или скотовод. Многие создавали пластические композиции на бытовую тематику.

После вхождения Тывы в состав России в 1944 году тувинское камнерезное искусство достигло расцвета. Сложилась прочная преемственность традиций и мастерства, промысел передается из поколения в поколение. На выставке представлены работы лауреатов Государственной премии России: Б.Дупчура, Д. Х. Дойбуха, Е. Б. Байынды, представителей среднего и молодого поколения.

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Отдельная витрина посвящена Субэдэй-Маадыру, что занимает особое место в истории XIII века. Он был единственным военачальником, проделавшим свой ратный путь от реки Хуанхэ на востоке до Адриатического моря на западе. Субэдэй стоял у истоков двух великих степных держав — империи Чингисхана и Золотой орды.

7
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Чингисхан ценил заслуги Субэдэя и пожаловал звание наследственного нойона монгольской империи. Субэдэй стал одним из девяти героев-багатуров, приближенных сподвижников Чингисхана. Впечатляли достижения Субэдэя и в области дипломатии. Он проявил себя искусным переговорщиком, умевшим убедить визави. Чингисхан допускал Субэдэя до святая святых — разбора противоречий и примирения сторон, возникающих внутри «Золотого рода». Своих сыновей Чингисхан поручил воспитывать тоже Субэдэю, что свидетельствует о высокой степени доверия.

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Долго объяснять, почему тувинцы почитают Субэдэя и, более того, планируют установить памятник ему в Кызыле. Для заинтересованных размещу ссылку на источник https://dzen.ru/media/serzhkadamov/subedei-lis-pustyni-srednevekovia-kto-on-po-nacionalnosti-5e87febbed5b9b19f3bdf609

Традиционным жилищем тувинцев является войлочная юрта (кидис ег), чье изобретение юрты и распространение относятся к середине I тыс. до н. э. и связано с древнетюркской средой. Деревянный каркас юрты — ее стены представлял собой скрепленные по кругу шесть-двенадцать звеньев складной решетки (хана). Крыша куполообразной формы состоит из тонких длинных палок (ынаа), привязанных одним концом к стене-решетки, другим — вставлены в деревянный круг. Они служат одновременно и светодымовым отверстием (хараача). Дверь юрты по древне-тюркски ориентировалась на восток, но в южных районах Тывы по монгольскому обычаю — на юг. Ее делали из войлока или дерева. Остов юрты покрывали семью полосами войлока определенной формы и размера, что затем скрепляли веревками из конского волоса. Земляной пол застилался войлочными ковриками (ширтек), шкурками и т. д.

В центре юрты на земле устраивался очаг с железным таганом (ожук) на трех-четырех ножках, на который ставили чугунный котел (паш) для варки пищи. Юрта не имела перегородок. Правая от входа сторона была женской. Здесь у самой двери находилась кухня и хозяйственная утварь. Левая сторона — мужская, здесь около двери лежали седла, сбруя, переметные сумы, возле двери также держали скот молодняк в холодное время года. Напротив входа за очагом находилась почетная часть юрты — «дер», где принимали гостей и сидел хозяин. За почетным местом у стены обычно находилось четное количество деревянных декорированных сундуков (аптара), в которых хранили праздничную одежду и другое ценное домашнее имущество. Домашняя утварь по размеру и материалу была максимально приспособлена к кочевому образу жизни, изготавливалась из дерева, кожи и войлока. В зависимости от материального достатка владельца юрты ее мебель и утварь имели некоторые различия. Юрта богача была больших размеров, ее деревянные части окрашивались. На полу расстилали орнаментированные аппликацией прочный белый войлок (ширтек), на кроватях лежали войлочные матрасы (кудус), меховые одеяла (чоорган), красиво оформленные валиковые подушки (сыртык).

Большинство тувинцев всё больше придерживаются оседлого образа жизни с использованием благ цивилизации, однако национальный экспонат, играющий долгое время основное значение в организации тувинского быта, кое-где по-прежнему используется и сейчас.

Удивило, что «центр Вселенной» кочевых тувинцев дополняет экспозицию невнятно. Небольших размеров сооружение запрятано за стекло. Разглядеть устройство юрты с ее символическими и реальными составляющими проблематично. К тому же бликующее стекло не позволило сделать приличных фото. Использую заимствованные из сети. Неважного качества, но уж что есть.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
1
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Опять же обращусь к выставке «Неожиданная Тыва», что посетили в Новосибирске. Вот там была органично вписывающаяся в экспозицию юрта, доступная для детального осмотра. И никаких вам стекол.

В переходах между залами размещены фотографии с национальной тематикой, изображающие как мифических, так и вполне реальных людей.

1 из 2
Фольклорная группа «Тыва Кызыл»
1 из 3

Невеста на выданье уж больно «хороша»))) Безусловно, у каждого этноса свои каноны красоты, но что-то подсказывает, что невеста не первой свежести в девках давненько)

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

При подготовке материала в одном из источников нашла информацию, что в музее, в том числе, представлена коллекция, посвященная религиозным верованиям тувинцев, связанным с шаманизмом и буддизмом. Но ничего вышеперечисленного на месте не обнаружила. Возможно, данную часть коллекции временно не выставляют.

6
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Особую часть исторической экспозиции занимает погребальное искусство.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

И если колода-гроб для погребения знакома по другим экспозициям,

2
Колода-гроб для погребения IX - VIII вв. до нашей эры
Колода-гроб для погребения IX - VIII вв. до нашей эры

оленные камни — неизвестное для меня явление. Это массивные отёсанные валуны скифских времен из культового сооружения храма солнца, используемые в погребальных ритуалах. Чаще всего со скошенным концом и нанесенным рисунком в виде оленя. Отсюда и название.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

О несметных богатствах воинственных кочевников скифов не слышал разве что глухой, поэтому на десерт оставила бомбическую часть экспозиции, связанную с сенсационным археологическим открытием начала века. На месте раскопок мы побывали по возвращении из Монголии, где наблюдали очертания курганов. Музей же предоставил возможность ознакомиться с артефактами, обнаруженными в процессе кропотливой работы археологов.

Здесь к нам присоединилась экскурсовод и мы, затаив дыхание, вслушивались в каждое произнесенное ею слово.

Курганы «Долины царей» издавна почитались местными жителями и ими же уничтожались. На самом большом из них, расположенном возле поселка Аржаан, находился священный источник, давший название селению. В начале 1960-х годов прошлого века родника с чистой водой на кургане уже не было. Значительная часть камня с его поверхности разобрали на строительные нужды. Кургану грозило полное уничтожение. Чтобы его спасти, решили провести археологическое исследование.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

С 1971 по 1974 год здесь вела раскопки совместная экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Тувинского научно исследовательского института под руководством Михаила Грязнова и Монгуша Маннай-оол. Особый интерес исследователей вызвали четыре огромных по размеру (80 на 120 метров в диаметре) и сравнительно невысоких (до четырех метров) кургана, масштабы которых заставили предположить наличие в них «царских» погребений. Подготовительная работа по изучению могил в «долине царей» началась в 1998 году.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Два наибольших по габаритам кургана с многочисленными магическими кольцами именовали «Аржаан-1» и «Аржаан-2». В 2000 году провели первые раскопки, что помогли прояснить структуру комплекса. В 2001 году начались широкомасштабные работы, финансируемые Германией и государственным Эрмитажем.

Вещи, найденные в кургане «Аржаан -2», датируются примерно VII веком до нашей эры, находки из «Аржаана -1» датируются IX–VIII веком до нашей эры.

3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Среди них знаменитая бронзовая бляха в виде свернувшегося хищника, «аржаанская пантера», ставшая символом Тывы, и «вставший» на цыпочки олень (менге шак) — навершие золотой шпильки из раскопок кургана Аржаан-II, один из символов музея.

4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

В 2001 году экспедицией под руководством научного сотрудника Эрмитажа Константина Чугунова обнаружена не разграбленная могила: на дне погребальной камеры-сруба с двойными стенками из бревен сибирской лиственницы покоились тела мужчины и женщины в истлевшей одежде, лежащие с полусогнутыми ногами. Так было принято хоронить у скифов.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Реконструкция костюмов царя и царицы, погребенных в кургане
Реконструкция костюмов царя и царицы, погребенных в кургане

Костюмы погребенных украшены пятью тысячами нашивных золотых бляшек в виде фигурок животных из семейства кошачьих. Штаны мужчины расшиты мельчайшим золотым бисером, голенища сапог обтянуты золотым листом, туника обшита золотыми накладками в виде кошачьего хищника. Головные уборы украшены золотыми пластинами в виде лошадей, оленей, барсов. Навершие головного убора «царя» представляет вставшего на цыпочки миниатюрного оленя в так называемом скифском зверином стиле. Одна из шпилек «царицы» заканчивалась ложечкой для косметики. И, говорят, что археологи обнаружили в ней те самые косметические следы.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Мы детально рассмотрели реконструкцию «царского» захоронения в том виде, в каком его создали 2.700 лет назад и в каком обнаружили археологи. Справа скелет «царя» с гривной на шее, колчаном и оружием. Новейшие методы исследований позволили установить, что царь умер в возрасте примерно 60 лет предположительно от сифилиса. Слева скелет «царицы», молодой дамы 35 лет без следов насильственной смерти (возможно, она приняла яд). Четко видно, как были расположены тела, золотые украшения, посуда. Зеленые кружки перед лицами захороненных — это медные зеркала, что укладывали перед лицами погребенных.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

В 2002 году ученые продолжили изучение уникального кургана и обнаружили останки 14 лошадей с уздечными наборами из бронзы, украшениями для гривы и вырезанных из золотого листа нахвостников. Мужские захоронения рядом — предположительно охрана или слуги «царя». Где-то в ограде кургана была захоронена молодая женщина, которую убили путем вбивания каменного или железного штыря в голову. Кто она и почему с ней так жестоко расправились, загадка.

В остальных могилах обнаружили погребенные с многочисленными сопроводительными предметами — ножами, чеканами, наконечниками стрел, зеркалами, бусами, кроме того, очень хорошо сохранились фрагменты одежды из войлока и меха.

В главном погребении к концу сезона было обнаружено свыше 5000 золотых изделий (не считая мельчайших бисеринок золота), их общий вес — больше 20 килограммов. Всего исследовано 19 погребальных комплексов. При этом в центральной части кургана, несмотря на ожидания археологов, не было захоронения, ценные находки покоились в боковых его частях.

Ни один из скифских курганов не приносил такого количества драгоценного металла. Найденные ценности, поражающие мастерством исполнения и высоким художественным вкусом древних ювелиров, свидетельством наличия у населения раннескифского времени, проживавшего на территории нынешней Тывы, мастерства высочайшего уровня. Стоимость лишь одного изделия из этой партии — филигранно исполненной золотой фигуры оленя на расческе, специалисты оценили в два миллиона долларов!!!

«Аржаан-2» — единственное на сегодняшний день скифское захоронение, не потревоженное грабителями, а его находки обеспечили археологическую сенсацию века.

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Что касается перечисленных выше золотых вещиц-находок, для их экспонирования организован отдельный зал. Маленький, затемненный, находящийся под охраной. Минус для блогеров — фотографировать категорически запрещено. Но вы же понимаете, что если очень захотеть…)))

2
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
4
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр

Но скажу, что изголяться и дергаться под бдительным оком охранника, дабы добыть размытое фото, не стоит. Реальные вещицы на фото выглядят так же, как и их изображения на плакатах в коридоре у входа в зал экспозиции.

5
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Национальный музей республики Тыва имени Алдан Маадыр
3
Один из символов Тувы считается вот этот экспонат музея - железная скифская пантера VIII в. до н.э., найденная при раскопках кургана Аржаан-I
Один из символов Тувы считается вот этот экспонат музея - железная скифская пантера VIII в. до н.э., найденная при раскопках кургана Аржаан-I

Лучше наслаждайтесь просмотром, нигде больше подобного не увидите.

Сувенирная лавка с безделушками ручной работы и, как водится, негуманными ценами организована на первом этаже музея. Вещицы интересные, но время на проявление качественного любопытства было ограничено.

Данный музей захватил настолько, что словно маньяк набросилась на многочисленные источники, посвященные археологическим раскопкам скифских курганов и этнической культуре республики. Всё, что показалось интересным, вылилось не в традиционный отзыв об объекте, а в многобуквенный лонгрид. Надеюсь, многоуважаемый читатель, заразившись вирусом многоплановой тувинской культуры, оценит мой порыв)

Если окажетесь в Тыве, обязательно загляните в данный музей. Уверена, получите такой же всплеск эмоций, что словили мы.

Музей расположен по адресу: республика Тыва, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Национальный музей республики Тывы

ул. Титова, 30, Кызыл, Респу́блика Тыва́, 667000 Подробнее об объекте