Турист Илья Антонов (stereo21)
Илья Антонов
был вчера 16:16

Энгельс, Волжский, Нижний Баскунчак, Астрахань + 3 города — Россия Июль 2022

Приветствую всех туристов. Хочу рассказать об автомобильном путешествии по нижней Волге, Каспию и Калмыкии.

Этим летом решили с женой увидеть Каспийское море. Не то чтобы мы его не видели, но вот заехать с другой стороны — по течению Волги опыта не было.

Исходные данные — я и моя супруга в отпуске.

Отправная точка — Саратов, куда мы приехали погостить к родственникам.

Технические условия — автомобиль, умеющий ездить не только по асфальту, намыт, заправлен.

Аксессуары — жара, хорошее настроение и жажда увидеть чего-то новое.

Итак — экипаж готов, проинструктирован, погнали! Начали путешествие из г. Энгельса, что стоит на против Саратова на левом берегу матушки Волги. Вот по левому берегу мы и поехали. В первый день запланировали доехать до г. Волжский, там переночевать и посмотреть на сброс воды на местной ГЭС. Дорога не плохая — машин не много, впереди солнце, справа Волга. Не далеко от деревни Смеловка проезжали легендарное место приземления Ю. А. Гагарина. На самом деле само место в 3 км от трассы, мы были там год назад, сейчас там парк, небольшой музей и монумент, а не по далеку спускаемый модуль-капсула, на котором вернулся на Землю первый в мире космонавт. В общем людям, для которых космос это не только картинка из фильма, посетить его обязательно. Едем себе дальше, едем и вдруг опа! Дорога кончается, упираясь в берег реки. И вагончик стоит. Я даже в навигатор полез от неожиданности. Оказалось — это паромная переправа Бережновка и паром сейчас должен подойти. Через пару минут начали скапливаться легковушки и грузовики. Мы плавали на пароме, но без машины, а тут прям интересно стало, как это происходит. Приплыл паром, с виду не большой, в него влезло 12–15 автомобилей, включая грузовые. Тетенька не пароме очень бойко регулировало загрузку машин и через 10 минут после прихода, паром отправился в плавание. Такой вот нежданчик в пути, приятно.

Автопутешествие по Нижней Волге

Плыли минут 25, потом выгрузились. За нашу машину отдали 900 рублей. Им бы еще туалет на борту или на берегах и тогда вообще кайф. Двинулись дальше. К вечеру приехали в г. Волжский, нашли плотину, смотровую точку и…воду не сбрасывают. Конечно, плотина впечатлила, но очень хотелось увидеть сброс воды. В интернете ничего конкретного, касаемо расписания сброса, не нашли.

Автопутешествие по Нижней Волге

Но мы не расстроились -жара 38 и 6 часов езды настойчиво советовали найти какое-то место на ночлег. Жена быстро на Островке нашла отель «Плес». Туда и приехали. Такого совкового типа отель, но номера приличные, с кондиционером и самое главное с открытым бассейном! Затусили на бассейне — усталость как рукой сняло!

Автопутешествие по Нижней Волге

Спрашиваю — что тут можно посмотреть? Жена говорит — мортуарий! На закате поехали его смотреть. Это единственное в стране сохранившееся сооружение подобного типа. Предназначен он был для проведения траурных похоронных обрядов. Естественно, находится на кладбище. Приехали, сторож сказал -кладбище закрыто. За 100 рублей оно чудесным образом открылось. Правда сторож сказал — приезжают сюда всякие, вы в интернете чтоль нашли? То есть место популярное. Сам мортуарий — в аварийном состоянии, но выглядит величественно. И акустика шикарная. Спускающаяся темнота придавала ему еще более мистический вид. Отличная декорация для хоррора.

Автопутешествие по Нижней Волге

Затем поехали в городской парк погулять и отдать дань традиции — мы в каждом новом городе катаемся на колесе обозрения.

Автопутешествие по Нижней Волге

С утра позавтракали в советской столовке при отеле. Кормят, как в детстве — очень вкусно. На сегодня запланирован перегон до Астрахани. Но сначала мы отправились в поселок Нижний Баскунчак посмотреть на соленое озеро. Дорога так же неплохая. Степь по разным сторонам дороги отличается. С одной стороны ровная, а с другой рельефная. Нижний Баскунчак -маленький поселок, где добывают поваренную соль из этого самого озера. Местные организовали некую инфраструктуру — паркуешь машину за 100 руб, садишься на УАЗик и тебя везут по озеру в место, где поглубже и можно искупаться в соленой воде.

Автопутешествие по Нижней Волге

Водитель оставляет визитку с номером телефона, и когда тебе захочется вернуться, звонишь ему, и он возвращает тебя в поселок. За все удовольствие от 1500 до 2000 рублей за машину. Проехать на своей машине можно вполне, но не разрешают -заповедник. Нам повезло с погодой, солнце затянуло тучами, и мы около получаса купались в очень соленой воде, которая не дает погрузиться из-за своей плотности.

Автопутешествие по Нижней Волге

Высыхаешь моментально, кожа покрывается белой соленой коркой. Если есть ссадины или другие повреждения кожи, то по-щипит не слабо. По фоткали озеро и находящуюся рядом единственную в степи гору Большое Богдо. Через полчаса вызвали водителя и вернулись в поселок, где можно принять душ за 50 рублей. Отмылись от соли и поехали в Астрахань. По дороге проезжали мекку рыбаков — реку Ахтуба. Она очень красива, крутые берега с сосновым лесом и множеством турбаз для любителей рыбалки. Для них там просто рай. Отметили, как по дороге менялся пейзаж — от голой степи к буйству зеленых деревьев. По дороге попались несколько необычных красивых птиц, названия которых я не знаю, но точно знаю, что таких не встречал. И вот к вечеру мы в Астрахани. Решили здесь остаться на 2 ночи, чтобы познакомиться с городом. Сняли большой двухкомнатный номер в отеле «7 небо», нашли рядом хороший ресторанчик, где поужинали. Особенно понравились окрошка с рыбой и сом по-Комызяцки. Сегодня выдохлись -уснули сразу. Весь следующий день мы посвятили изучению центральной части Астрахани. Завтракали в отеле в таком прикольном панорамном ресторане. Я подсел на холодный арбуз. Учитывая, что отель находится в центре, далеко ходить не пришлось. Конечно, пошли смотреть белый астраханский кремль.

Автопутешествие по Нижней Волге

Сооружение монументальное. Прогулялись внутри, посмотрели на соборы. Было очень жарко, а на территории тенистых мест не так уж много. Потом дошли на площадь с фонтанами, там взяли электросамокаты и на них проехали почти весь центр.

Вернулись в отель, перекусили, и учитывая жару решили съездить на пляж. Переехали на другой берег, там припарковались на городском пляже. Искупались. Так как это городской пляж — вода не самая чистая, но в такую жару уже было на это плевать. После пляжа поехали на набережную. Она в Астрахани очень длинная, поэтому опять взяли самокаты, что позволило проехать всю набережную, не потратив много времени.

Автопутешествие по Нижней Волге

Вечером поужинали в одной из множества кафешек в центре. В итоге Астрахань оставила после себя очень приятные впечатления, чистый, светлый, ухоженный город. Вечером в номере поискали, как подъехать к Каспийскому морю. И с удивлением обнаружили на просторах интернета, что из Астрахани к морю не попасть, в дельте Волги камыши километрами и воды с земли не увидеть, оказывается открытую воду можно увидеть уже в Дагестане, где мы были год назад. Кроме того, я вычитал, что большинство астраханцев Каспийского моря никогда не видели! Вот это облом! Однако, так же в сети узнали, что в калмыцком городке Лагань есть канал в камышах и если взять лодку, то можно через несколько километров по каналу выехать в открытую воду. Ну что ж! Адрес в навигатор и на следующее утро мы выехали из Астрахани в сторону Лагани. Ехать предстояло 170 км. Про Калмыкию я особо ничего не знал, и был очень удивлен качеством дорог. Едешь, кругом бескрайняя степь до горизонта. Дорога прямая, как стрела и ровная, как зеркало. Не едешь -летишь! Камер нет, машин нет, людей нет, красота! В степи глазу не за что зацепиться, поэтому горы песка справа у горизонта сразу привлекли наше внимание. Съехали с трассы прямо в степь и поехали к песку, благо машине не важно- есть ли под колесами дорога. Через 1,5 -2 километра мы поняли, что это за песок. Это реальная пустыня! Огромная, с дюнами, барханами, прямо как Сахара, где мы имели удовольствие побывать. Палящее солнце, сплошь голый песок волнами, в котором утопают стопы! Пишу, и прямо сейчас чувствую, как жажда заковывает меня в свой плен.

Автопутешествие по Нижней Волге

Но у нас в машине есть вода, напились, а пролитая часть воды не оставляет на песке следов — впитывается моментально. В общем не запланированное приключение вышло -пустыню точно не ожидал увидеть. По приезду в Лагань, обнаружили, что это небольшой поселок. Людей на улице нет, жара дикая. Нашли мы тот самый канал, который идет в море сквозь камыши, но лодок так не оказалось, с трудом нашли местных, спросили про лодки, но они только пожимали плечами. К этому времени мы уже смирились с тем, что Каспийское море мы не увидим. Поэтому уже не расстроились и поехали на окраину Лагани смотреть Будду Майтре — это огромная статуя Будды, как будто из золота. Прямо в степи.

Автопутешествие по Нижней Волге

Рядом буддийский храм, в котором прохладно. Место очень прикольное.

Автопутешествие по Нижней Волге

Встретили там пару женщин из Подмосковья, они тоже к Будде приехали. Пообщавшись с ними и насытившись духовностью, поехали в село Джалыково в 30 км от Лагани, чтобы посмотреть, как цветут лотосы. И хотя нам говорили, что они цветут в августе, мы подумали -нам должно повезти, раз море мы не увидели. Полчаса езды и мы на месте. Но никаких лотосов и тем более воды мы не видим. Село, камыш, коровы, но не лотосы. Опять не везет! Мы поехали через село и вдруг, внезапно за очередным поворотом, камыши резко обрываются и перед нами расстилается целое поле цветущих лотосов. До горизонта!

Автопутешествие по Нижней Волге

Такого мы никогда не видели, это просто волшебное зрелище и, на мой взгляд, самое сильное впечатление за все наше путешествие! Лотос — священный для калмыков цветок. Он цветет всего несколько дней. Сорванный бутон лотоса вянет буквально на глазах, поэтому срывать его бесполезно, к тому же, запрещено законом: растение занесено в Красную книгу России. Обычно период цветения «цветка Будды» длится со второй половины июля до середины августа. Тысячи туристов каждый год приезжают в Лаганский район Калмыкии на «раскаты» — места, где Волга впадает в Каспийское море, чтобы полюбоваться нежно-розовыми, кремовыми и белыми лепестками одного из самых красивых цветов в мире. Не смотря на жару мы застряли тут на долго. Хотелось снимать и снимать, понимая, что фото не передаст даже части увиденного великолепия. Ошеломленные увиденным, испытывая удовлетворение от того, что не зря проехали столько, направились в следующую точку нашего путешествия -Элисту. Везде по трассе отличный интернет, и жена нашла в сети, что в Калмыкии нужно посмотреть на сайгаков. И заповедник находится у нас по дороге. Между селами Эрмели и Улан-Эрге, где-то в степи есть колонии сайгаков, которые живут в условия заповедника. Так это было написано в интернете. Ну и мы, поверив в это, покатили туда. Промчали 246 км. По дороге увидели стоянку верблюдов

В селе Эрмели состоящим из нескольких домов, с трудом разыскали местного мужичка, который в хорошем подпитии ехал на старом мотоцикле. Он оказался очень разговорчивым и поведал нам, что заповедник уже пару лет закрыт. Он был очень удивлен нашему желанию увидеть сайгаков: -Вы что — ни разу сайгака чтоль не видели? -Нет — говорим. -А вы из какой страны? Когда мы начали хохотать в голос, он выдал — Я за водкой еду, мож вы со мной? Зачем вам эти сайгаки? Вот такой колоритный персонаж поднял нам настроение. Короче, сайгаков мы не увидели, зато увидели огромное стадо баранов и коз, переходящее дорогу перед автомобилем.

Автопутешествие по Нижней Волге

И делали они это так неспешно, что стояли мы около пятнадцати минут. Пока стояли видели зайца и птицу, очень похожую на удода. В общем не пожалели, что заехали в эту деревушку. В Элисту приехали на закате, заселились в отель «Белый Лотос». И даже нашли в себе силы прогуляться по городскому парку уже в ночи. Не смотря на поздний час, народа в парке очень много.

Очень притно было увидить памятник Виктору Цою

Автопутешествие по Нижней Волге

Вообще Элиста достаточно компактный город. С утра приехали посмотреть крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия он же крупнейший буддийский храм в Европе — Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Автопутешествие по Нижней Волге

Здание хурула имеет 63 метра в высоту и вмещает в себе вторую по величине в России и Европе девятиметровую статую Будды. Самая крупная статуя Будды расположена в поселке Лагань, где мы уже были. В 2004 году ее посещал Далай Лама XIV Внутри снимать нельзя и выходя нельзя поворачиваться к Будде спиной, и мы не стали нарушать традиции. После духовной пищи захотелось пищи земной -решили попробовать национальной калмыцкой кухни. Приехали в кафешку «Калмыцкая кухня № 1»

Автопутешествие по Нижней Волге

. На парковке сплошь иногородние номера. Значит с выбором не ошиблись. И действительно -взяли сет со всевозможными национальными яствами, чтобы отведать все по максимуму.

Еда в основном из баранины и мне очень понравилась. Заказали калмыцкий чай с солью. Вот это штука спорная — на вид и вкус бульон.

Автопутешествие по Нижней Волге

Поэтому добавили классического черного чая. Все что не доели, официантка запаковала нам в контейнер. Следующей точкой маршрута был Волгоград. Приехали к вечеру, преодолев 290 км. Немного отдохнули в отеле «Вилла Санчо» и решили сходить в ирландский Harats pub. Там пили пиво, ели морских гадов, играла местная кавер группа, а потом модный диджей. В общем отожгли! Оглохшие и охрипшие вернулись в отель под утро. В Волгограде мы были не раз, поэтому по классическим достопримечательностям не поехали, а поехали в парк на набережной. Там, конечно, колесо обозрения.

Автопутешествие по Нижней Волге

Прокатились и буквально в этот или на следующий день оно сломалось и людей эвакуировали, о чем мы узнали из новостей в телеке. Будучи на колесе, увидели на противоположном берегу пляж и махнули туда. Место прикольное. Пляж чистый, вода тоже, хотя людей много -выходной день.

Нам предстоял путь домой, но до Москвы ехать 12 часов, и мы решили остановиться на полпути -в Тамбове и там заночевать. В Тамбове нас встретил дождь, даже скорее ливень. Быстро забежали в отель «Планета Spa». А в нем, конечно, оказался SPA центр. Ну и мы, конечно, его сняли на пару часов. Какой кайф попариться в сауне, посидеть в бочке с горячей водой, а потом нырнуть в холодный бассейн! Спали как убитые. Утром погуляли в Тамбове по центру, по набережной реки Цна. Посмотрели визитную карточку Тамбова -колокольню Казанского мужского монастыря высотой 107 метров.

Автопутешествие по Нижней Волге
Нас ждал последний перегон Тамбов-Москва. Не много жаль, что заканчивается это путешествие. Не все удалось увидеть из того, что хотели. Но в очередной раз убеждаюсь, насколько необъятна наша страна, в некоторых местах которой, ощущаешь себя как в другой стране. И все это наша Родина! Смотреть-не пересмотреть. Как всегда, выражаю благодарность моей жене за разработку маршрута, определения мест проживания и питания, за то, что будила меня ни свет ни заря, чтобы каждый день увидеть больше. Маршрут прилагаю в Google картах

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия