Турист Татьяна Квичанская (Jay)

Красноярск — Россия Июнь 2022

Синоптики снова обещали жару под 30 градусов. По городу ходить в такую погоду для меня равносильно самоубийству. Поэтому снова на природу, на этот раз поеду в Гремячую гриву. В конце концов у меня отпуск — буду просто гулять по лесу.

Гремячей гривой в Красноярске с давних пор называли сопки, протянувшиеся цепью от города к Собакиной речке.

В начале прошлого века живший в Красноярске исследователь Сибири Григорий Спасский в одном из своих сочинений писал, что цепь этих холмов названа Гремячей по Гремячему ручью, который, в свою очередь, назван так якобы по собиравшейся здесь лечебной траве — пустырнике шерстистом, одно из названий которого было «гремячка», «гремячая травка».

Самым высоким местом в черте Красноярска является Николаевская сопка — ее высота составляет чуть более 500 метров.

Раньше это был просто лес на окраине города, в котором любили гулять жители Красноярска.

Но в 2018 году решено было превратить лес в эко-парк: тропинки расширить и сделать разные маршруты с разным покрытием для прогулок и занятий спортом, проложить эко-тропы и постоить детские площадки.

Добраться до парка из центра города можно на автобусе № 90.

Парк находится непосредственно за Сибирским Федеральным Университетом. Территорию университета я видела только из окна автобуса, но планировала прогуляться по ней на обратном пути из парка.

У визит-центра можно посмотреть карту маршрутов — я себе на телефон ее сфотографировала, чтобы не заплутать ненароком.

А здесь приведу скриншоты с официального сайта просто для иллюстрации масштабов парка.

Первая очередь парка заключена между двумя визит-центрами: первый вблизи остановки «Гремячая грива», второй — возле остановки «Академия биатлона».

Это карта «первой очереди»: голубым обозначен спортивный маршрут с асфальтовым покрытием длиной 5100 метров, желтым — прогулочный с грунтовым покрытием длиной 4200 м.

Разметка и навигация просто безупречная.

Гремячая грива

Для ориентировки выделены следующие точки: красным — «фоторамка», коричневым — мост через овраг, синим — геологический музей.

«Вторая очередь» несравнимо больше первой, но и благоустройства существенно меньше: настилы заканчиваются после подъема наверх за мостом через овраг. Дальше идут просто тропинки.

Гремячая грива

Красным выделена «фоторамка», коричневым — мост через овраг, голубым — Серебряниковский пруд.

Но вернемся к первой очереди парка.

Лавочки в этой части парка встречаются и в большом количестве, но выглядят они все так.

Гремячая грива

Все до одной! Может это плановая замена сидений?

Зато детские площадки все в отличном состоянии.

Гремячая грива

Меня, естественно, потянуло в сторону «второй очереди».

Но с заходом в геологический музей под открытым небом.

Музей — это настилы, которые проходят мимо больших кусков породы. Возле экспонатов прикреплены таблички с описанием того, что это и с какого месторождения данный экспонат доставлен.

Гремячая грива

Золотоносная руда с Енисейского кряжа — месторождение открыто в 1991 году.

Гремячая грива

Кальцитовый мрамор с месторождения в Хакассии — открыто в 1924 году.

Карбонатные конгломераты с Нарвского месторождения (Восточный Саян), открыты в 1992 году.

Гремячая грива

Доломит, используется в качестве поделочного камня. Месторождение открыто в 1957 году.

Колчедано-полиметаллическая руда. Используется для получения медных, цинковых и свинцовых концентратов. Месторождение открыто в 1946 году.

Гремячая грива

Пока я все это рассматривала и читала, в музей пришла группа студентов-геологов с возгласом: «Какой экспонат будем портить?». В руках у руководителя был геологический молоток с нанесенной на рукоятку линейкой.

Студенты разбрелись по музею, разглядывая камни и обсуждая, что за порода в экспонатах. Я в геологии не понимаю ничего, поэтому мои уши удлиннились раза в два, чтобы попытаться услышать, что они в камнях видят и попытаться это разглядеть. Тщетно.

Когда же группа собралась снова вместе, чтобы решить, на какой экспонат покушаться, на настил неожиданно выбежала белка — чувствует, по-видимому, что у полевиков есть чем поживиться.

Гремячая грива

Поскольку я уже посмотрела все, что могла, то покинула музей, чтобы не мешать занятию. На выходе из музея мне встретилась еще одна группа студентов-геологов. Похоже, что занятия в парке проходят регулярно.

Неподалеку располагалась видовка со скамеечками. Место уютное для отдыха, но после Столбов виды не впечатляют.

Гремячая грива

Зато подписано что видно с данной площадки.

Поскольку парк предназначен просто для прогулок на природе, то он свое назначение полностью оправдывает.

Хожу, любуюсь цветочками.

Лилия.

Саранка.

Иногда встречаются места для фото.

Гремячая грива

В местах с красивыми видами построены беседки.

На щитах на входе в парк написано: «Не шумите, не кричите, смотрите и слушайте». Навстречу попалась группа подростков, которые бурно обсуждали встречу с глухарем. Мне только мелочь лесная попадалась.

В одной из беседок я и примостилась отдохнуть. Не шумела, поэтому живность меня не особо замечала.

Первым появился красавец-ворон.

Гремячая грива

Потом — шустрый бурундучок.

Гремячая грива

В планах было сначала дойти до моста через овраг, а оттуда до Серебряниковского пруда.

У моста мне встретилась старушка, которая посетовала на то, что не может найти дорогу к пруду. В прошлом году ходила, а в этом в тупик уперлась. Я ей помочь не могла, поскольку сама в первый раз была в этих местах. Пошла наудачу по навигатору и тоже уперлась в закрытый вход в коттеджный поселок. Работавшие там рабочие про пруд ничего не знали. Попробовала обойти по периметру — вышла на крутой спуск. Пока стояла размышляла, стоит ли продолжать путь, раздались раскаты грома.

Поскольку в лесу из-за деревьев неба не видно, то решила вернуться — страшновато стало в грозу в лесу находиться.

Назад возвращалась быстрым шагом — уже не до неспешных прогулок. К моменту выхода на деревянный настил раскаты раздавались все чаще и ближе. Над головой небо было еще синее, но сквозь ветки уже вырисовывалась темная туча.

При этом мне все время навстречу попадались люди: кто бегом занимался, кто с палками ходил, кто просто гулял. На приближающуюся грозу они просто не обращали внимания.

Еще примерно через час обратной дороги я вышла в зону «первой очереди» парка недалеко от второго визит-центра. Гроза немного стихла. В попутном мне направлении неторопясь шла женщина чуть постарше меня. На тропинку выскочила белка. Женщина начала с ней разговаривать: «Ну что, покормить тебя?» и насыпала на дорожку семечек.

Гремячая грива

Белка схватила смечку и побежала прятать. Тут же вокруг собрались голуби — жещина начала их отгонять, приговаривая, что их в городе и так раскормили, а это лесным жителям.

Я невольно остановилась и стала наблюдать, что будет дальше.

Белка вернулась и начала искать семечки примерно в метре от того места, где они были насыпаны. «Ну что, забыла где еда?» — пробормотала женщина, наклонилась к белке и стала, потирая пальцами, подманивать белку к горке с семечками, успевая еще при этом притопывать на голубей. Белка бежала за рукой, пока не почуяла еду. Потом села и принялась их грызть.

Вскоре появилась вторая белка, рыженькая с частично серым,«зимним», хвостом. Ей тоже были насыпаны семечки. А эта белка гоняла голубей от своих семечек на раз-два.

Гремячая грива

Когда она закончила со своей порцией, то начала гонять первую белку.

«Ну теперь они долго отношения выяснять будут» — сказала женщина и неторопливо двинулась дальше.

Дорогу перебежал бурундучок. Женщина кинула в его сторону горсть семечек: «этот умный, найдет, не то, что некоторые» — сказала она, глянув в сторону белок.

Женщина стала рассказывать, что местные жители давно подкармливают лесных зверюшек. Но в 2018 году, когда решили благоустроить парк, расширили тропинки, людей стало больше, и сюда пришли голуби. Теперь голуби склевывают все. Чтобы досталось белкам и бурундукам приходится искать укромные места, которые голубям в голову не приходят.

Одно из таких мест между корней дерева она мне показала. Горка шелухи рядом с корнями говорила о том, что пища досталась правильному адресату.

Тут раздался сильный раскат грома. Женщина сказала, что надо торопиться на остановку. Но я решила дойти до первого визит-центра, чтобы перекусить и переждать ливень под крышей. На том и расстались.

Кафе в визит-центре не оказалось — только автоматы с кофе. Зато рядом через дорогу располагались несколько кафе. Оценив ситуацию, решила что до кафе я сбегать успею — в итоге купила молочный коктейль и с первыми каплями дождя успела вернуться под крышу визит-центра. Дождь идти раздумал, но гром гремел все сильнее. Наконец раздался такой удар, что разом сработали сигнализации у припаркованных неподалеку машин. Женщины с колясками, тут же повскакивали смотреть, не проснулись ли спящие дети. Не закричал ни один!

Потом было еще несколько сильных раскатов, и гроза начала стихать — эта туча прошла мимо, но на горизонте появилась следующая.

Я решила, что прогулка по университетскому городку откладывается, и поспешила на остановку автобуса, чтобы побыстрее добраться домой.

К тому же надо было еще где-то поужинать. Дорогой вспомнила, что рядом с гостиницей есть кулинария — в ней-то я и закупилась: винегрет, пирожок. Чайник у меня в номере есть, чай и кофе — тоже.

Дождь ливанул аккурат, когда я закрыла за собой дверь номера — успела!