Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 16:52

Уфа — Россия Май 2022

Каждый раз, направляясь в новый город, мне очень не хватает простых описаний бродилок, где в оптимальном порядке указаны интересные точки. Так, чтобы можно было передвигаться пешком по городу с минимальными затратами сил и времени. Первоначально объехав столицу Башкирии на туравтобусе, потом мы бродили по Уфе три дня самостоятельно. Поэтому предложу свой план освоения города по трем маршрутам:

По речному бережку на полный день (можно даже пешком)

1. Начнем от Сада имени Салавата Юлаева с маленьким подвесным мостом, видом на мост через Белую и уютными ротондами. Тихое, тенистое и спокойное место с красивыми видами для отдыха на высоком речном берегу.

Бродилки по Уфе

1. Мемориальный Дом-музей писателя С. Т. Аксакова. Кто не помнит, «Аленький цветочек» — его творение.

Одноэтажный дом из уральской лиственницы — культурное наследие и памятник конца XVIII века напротив сада С. Юлаева. В анфиладе комнат интерьер второй половины XVIII века, а в гостиной — обстановка губернаторского дома. Сын писателя — Григорий одно время был губернатором уфимской губернии.

Бродилки по Уфе

1. Первая Уфимская Соборная мечеть имени Джалаладдина Руми, 1830 г.

Бродилки по Уфе

Ее называют Тукаевская, а почему? Вариантов два: в честь рода Тукаевых, либо в честь улицы Тукаева, где стоит мечеть. При мечети медресе и училище — все здания ухоженные и свежепокрашенные. Наша гидша вспоминает времена, когда перед мечетью сидели башкирские бабаи и сурово осуждали русских девчонок, которые были легкомысленно одеты. Заглянуть надо обязательно — внутри этой мечети никаких украшений, просто молельный зал. Но, я поговорил с муллой на теологические темы — вот попробуй поговори с нашим священником на общие темы! А мулла даже прочел за меня молитву. А еще он подтвердил, что Бог един для всех религий, и я все больше верю этому.

1. Cafe for friends ул. Заки Валиди, 58.

Кафешка неподалеку от мечети, очень хороша для отдыха и перекуса. Относительно недорого и пирожные отличные. На мой взгляд, тирамису был лучшим, из всех, что я в жизни пробовал. Если проголодался — рекомендую

1. Парк Ленина — ничего особенного, есть фонтаны, но посещение не обязательно

Бродилки по Уфе

6. Академический театр драмы с одной стороны, и необычный отель с другой стороны театра.

Бродилки по Уфе

7. Смотровая у «Белого дома» — замечательный вид на реку Белую, отличная панорама Заречья, и памятник Салавату Юлаеву вдали.

1. Стадион «Динамо».
  2. Почти новенький Конгресс-холл Торатау, 2007 г.

Бродилки по Уфе

Здание в виде капли в стиле хай-тек на высоком берегу Белой, его стеклянный фасад украшен башкирским орнаментом. Внутри концертный зал, конференц-залы и музейно-выставочный комплекс. Перед зданием фонтан в форме цветка курая. Здания, что стоят вдоль ул. Заки Валиди, поверху также украшены башкирским орнаментом. Выглядит очень нарядно, а некоторые даже считают, что именно в этом орнаменте скрыт национальный код башкирского народа.

Бродилки по Уфе

1. Телецентр с высокой вышкой.

11.Памятник Салавату Юлаеву (1960 г.).

Бродилки по Уфе

Один из главных символов Уфы рвется в небеса на высоком берегу реки Белой. Конный Салават Юлаев восседает на вздыбленном коне. Такое ощущение, что сей момент сорвется с гранитного постамента и полетит над рекой. Салават — ближайший сподвижник Пугачева. В царском прошлом бунтовщик, которого даже царская власть не посмела казнить. Ныне национальный герой Башкирии, а заодно и местный хоккейный клуб.

Бродилки по Уфе

Уникальная бронзовая скульптура весит 40тн, его высота почти 10 м, и эта махина держится только на трех точках опоры. Скульптура по праву входит в Семь чудес Башкортостана. Лучше приехать после обеда — солнце наиболее комфортно подсвечивает фигуру. Позеленевшая бронза и напряженно динамичная фигура национального героя в лучах заходящего солнца смотрится потрясающе, а далеко внизу в легкой дымке струится река…

1. Ресторан Азык Тулек (К. Маркса, 3Б)

Очень рекомендую для обеда или ужина — замечательная национальная кухня

1. Музей этнологии и географии (К. Маркса, 6), именно здесь экспонируется золото Сарматов. Возможны индивидуальные экскурсии до 5 человек — 2000р. Необходимо заложить на ознакомление 2–2,5 часа.

Бродилки по Уфе

От окраин до Белой реки (обязательно автобусы + пешком)

1. Мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан» (ул. Комарова, 5) — мусульманский религиозный центр. Очень далеко от центра, ехать туда стоит, если располагаешь временем.

Два высоченных минарета по 53 м каждый, похожи на бутоны тюльпана — символ приходящей весны у тюркских народов. Я зашел на службу, народищу внутри полно, все сидят на коленях, а мулла проповедует. Я заслушался, верные вещи говорит мужик — без политики и идеологии, а просто жизненные истины. Однако от местных мусульман слышал мнение, что это совершенно не классическая мусульманская мечеть и вызывает смешанные чувства у верующих.

Бродилки по Уфе

1. Собор Рождества Богородицы, (ул. Айская, 102) — посмотреть обязательно, прекрасное творение.

Это крупнейший в Уфе православный храм конца XIX века. Небесно-голубой цвет подчеркивает чисто русский стиль изящного строения с приделами в честь Архангела Михаила и святителя Николая Чудотворца. По центру собора выстроена высоченная 47-метровая колокольня.

Бродилки по Уфе

Гид священник рассказал, что во времена реставрации храма на глазах священника с высоты лесов упал вниз рабочий. О чудо, бедолага поднялся с пола, отряхнулся и пошел дальше, как ни в чем не бывало.

Бродилки по Уфе

1. Далее пройдемся по ул. Октябрьской Революции — там колоритные старинные деревянные домики, а также:

Ул. Окт. Революции, 37А — Спасский храм, уменьшенная копия Питерского Казанского собора с отрезанным крылом.

Ул. Окт. Революции 57/1 — дом Демидовых.

4. При пересечении пр-кта С. Юлаева, с моста открывается прекрасный вид на недостроенную соборную мечеть Ар-Рахим. Это долгострой, начатый 15 лет назад в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. На внешний вид замечательное сооружение, а какое оно будет внутри — покажет только время.

Бродилки по Уфе

1. Монумент Дружбы в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России. По легенде именно на этой возвышенности располагался деревянный уфимский Кремль. С высоты можно полюбоваться набережной реки Белой и спуститься к реке. Кстати, только тут я понял, почему реку с грязно-желтыми водами назвали «белой» — под определенным углом зрения ее поверхность начинает казаться белёсой…

Бродилки по Уфе

Канонически башкиры добровольно присоединились к Руси под гарантии сохранения землевладений всех башкирских родов. Необычный факт — все башкирские роды ведут свои письменные родословные «шежере», в которых прописаны их предки на 300–400 лет назад, а также зафиксированы права на определенные участки земли. По факту, не все башкирские элиты сразу бросились в наши объятия: процесс был постепенным и не всегда гладким. После полного присоединения русские чиновники в угоду промышленникам начали отжимать земли у башкир, и это привело ко множеству восстаний.

30 метровый памятник состоит из двух гранитных стел, а внизу две женщины с лавровыми венками — символы дружбы двух народов. На барельефах краткая истории принятия русского подданства.

Бродилки по Уфе

6.Рядом смотрим Свято-Сергиевский кафедральный собор (Бехтерева,2) Маленький, деревянный, на фоне белоснежных многоэтажек он смотрится как игрушечный.

Бродилки по Уфе

7. Покидая Башкирию, стоит прикупить местные специалитеты — башкирский мед и чак-чак, он совершено не хуже, чем в Татарстане. Мы несколько раз брали коробочки чак-чака для дочки, но каждый раз съедали их за несколько минут)))

А еще нужно взять кызылык — замечательную конскую колбасу, очень вкусно, хотя и не дешево. Лучше брать вяленую (но не вареную), и на рынке.

Ходилка по центру Уфы

1. Центральная Советская площадь — только посмотреть.

2. Национальный музей Республики Башкортостан.

Бродилки по Уфе

Он расположился в историческом здании бывшего Крестьянского Поземельного банка напротив Библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди. 35 залов по археологии, истории, этнографии башкирского, татарского, марийского и других местных народов, нумизматике, природе. Отдельно разговор о бурзянской пчеле, башкирском меде и бортничестве — это национальное достояние республики. В цокольном этаже создали имитацию башкирских пещер — очень занятно.

1. Аллея скульптур ArtTerria, в том числе, композиция «три шурупа», имитирующая написание Уфы на башкирском языке

4. Памятник Шаляпину

5. Башкирский театр оперы и балета с памятником Нуриеву. Этот балетный танцор по национальности был татарин, но в эвакуацию попал в Уфу, так что башкиры его считают тоже своим. Кроме балетного таланта у «мальчика» обнаружилась бисексуальность — невероятная любовь как к девочкам, так и к мальчикам. На этой почве во времена социализма он сбежал на гастролях в Париже. Как писали западные газеты — «совершил прыжок свободы». В эмиграции отличался скандальным характером и невероятной жадностью, а сколько танцовщиков-мальчиков он развратил там — не перечесть. Без сомнения, секс — замечательная штука, но заниматься сексом со своим же полом — это богомерзко. Вполне закономерно Нуриев умер не своей смертью, а от СПИДа…

6. Фонтан «Семь девушек»

Статуи девушек на фонтане напоминают сюжет знаменитого фонтана Дружба народов. Но, в реальности это отголоски башкирских легенд о семи сестрах-танцовщицах. Каждая бронзовая девушка имеет уникальную внешность и гренадерский рост — 2,2 м. Как хорошо, что мы приехали в Уфу после 1 мая, когда фонтан уже начинает работать. Конечно, этот фонтан не дотягивает до знаменитого фонтана Дружба народов на ВДНХ, но тоже интересен.

Бродилки по Уфе

1. Гостиный двор — новое содержание в старинных стенах. Множество аляповатых бутиков и Перекресток: по мне, дух купечества исчез подчистую.
  2. Ресторан Дуслык (ул. Крупской, 9) — сам не был, но считается неплохим национальным рестораном для обеда или ужина.
  3. Арт Квадрат — арт-пространство на месте старой застройки. По вечерам музыка, тусовка и еда — интересное место.

Бродилки по Уфе

10.Хакимовская соборная мечеть напротив Арт квадрата. Она в реставрации, войти не получится, но, снаружи интересный объект.

Бродилки по Уфе

А еще интереснее погулять по городу в сопровождении местного жителя, но это уже совсем другая история для следующего рассказа)))