Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 21:28

Москва — Уфа. По воде аки по суху

Городец, Свияжск, Уфа, Бирск, Москва + 1 город — Россия Май 2022
Из-за острова на стрежень...
100 69

«Москва — порт пяти морей»: считается, что эту парадоксальную, но крылатую фразу произнес тов. Сталин в 1937 г. на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. После завершения строительства столица оказалась связанной водными артериями с пятью морями: Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским.

Давно мечтал прокатиться на кораблике от Москвы до самого синего моря, только никак не получается. Весной 2022 опять хотел, и вновь не срослось. В качестве утешения выбрал на майские праздники необычный тур Москва — Городец — Нижний Новгород — Свияжск — Бирск — Уфа. Хоть и не до моря, но далеко и необычно. В свое рассказе хочу показать, что можно увидеть по берегам канала и рек во время недельного плавания.

Судно отправляется в свой долгий и неспешный пусть с Северного речного вокзала, того самого, где выступал тов. Сталин и где снимали эпизоды легендарной комедии Волга-Волга. В юности я с этого вокзала «летал» на Ракете в подмосковный лес на шашлыки. А несколько лет назад видел его в руинах, зато теперь вновь красота — восстановили все до мельчайших подробностей.

12
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Тут же вспомнил тот самый фильм «Волга-Волга», где СРВ показан вскоре после открытия, сейчас об этом напоминает одноименный ресторан. Вокзал сияет на солнце, на вершине шпиля в солнечных лучах поблескивает звезда. Она очень похожа на кремлевскую, что были на башнях Кремля до рубиновых звезд. Говорят, что теперь шпиль может выдвигаться вверх, как было и раньше, но мы этого не видели. Внутри строгие залы в сталинском стиле, и какая-то футуристическая композиция белого цвета, которая символизирует транспорт будущего — я посмотрел, но толком ничего не понял и не проникся…

11
Москва — Уфа. По воде аки по суху
8
Москва — Уфа. По воде аки по суху

КАНАЛ им. Москвы. От СРВ до Дубны, где течет река Волга, судно идет по каналу — его длина 128 км. Небольшое расстояние, но на его преодоление нужно 13 долгих часов! За это время каждое судно проходит 6 шлюзов и опускается на 36 метров по отношению к уровню ординара в Москве-реке. Лучше бы этот путь проходить ночью, но наш маршрут пролегал днем. Жаль потерянного времени, зато шлюзов насмотрелись множество: Шлюзы 6 и 5 (Икша), Шлюз 4 (Деденево), Шлюз 3 (Яхрома) с красивыми фигурами парусных каравелл Колумба, Шлюз 2 (Темпы), Шлюз 1 (Дубна).

9
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху
11
Москва — Уфа. По воде аки по суху
7
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Удивительно, но бетон шлюзовых камер заливали еще до Великой отечественной войны, а стены верно служат и сегодня. Вот как строили во времена первых пятилеток! Кстати, давным-давно я летал над шлюзами на воздушном шаре и снимал их с высоты птичьего полета.

14
Москва — Уфа. По воде аки по суху
16
Москва — Уфа. По воде аки по суху

После прохождения Яхромского шлюза вскоре появляется Дмитров — старинный подмосковный городок, ненамного моложе самой Москвы. С борта можно увидеть золоченые маковки главного храма Дмитровского кремля — Собор Успения Пресвятой Богородицы. Хорошая заметка на будущее — обязательно заглянуть в Дмитров.

В Волгу корабль выходит поздно ночью и за Дубной поворачивает направо, по течению реки. Впереди Калязин с его одинокой колокольней на крошечном островке, едва не посередине реки, но, в темноте его не увидать. Еще дальше Угличский шлюз и город Углич, фарватер проложен так, что даже днем полюбоваться церквями города не получится, а уж ночью и подавно.

15
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Для тех, кто боится волн, скажу сразу — понять, что ты идешь по воде, невозможно, за всю неделю качки не было вообще. Так и получяилось, что прошли мы по водам канала и нескольких рек, прямо как по суху, только комфортнее.

ВОЛГА. мимо Рыбинска, Тутаева и Ярославля. Утром судно уже в районе Рыбинска, хоть и конец апреля на дворе, но берега заснежены. По традиции, туристов ждет очередной — рыбинский шлюз со скульптурой Волга-мать. Около статуи как бы парит металлическая чайка, мне же удалось снять сразу двух чаек — одну железную, другую живую.

17
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Есть байка, что на входе в шлюз планировали установить знаменитую Рабочего и колхозницу. Но не срослось — сначала мухинскую скульптуру отправили в Париж на выставку, потом вернули уже на ВДНХ. Шлюз не простой, а двухкамерный, т. е. суда могут одновременно проходить в двух направлениях. А еще этот шлюз считается самым глубоким на Верхней Волге: высота подъема-спуска — 17 метров.

8
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Шлюзование дело очень неспешное: задолго до шлюза судно резко сбавляет ход. Туристы, несмотря на холод и ветер, высыпают на нос корабля и делают сотни кадров на телефоны. Со скоростью черепахи входим в узкий пенал шлюза, швартуемся к плавучим крюкам — рымам, что подвижно вставлены в пазы стены шлюзовой камеры.

9
Москва — Уфа. По воде аки по суху
13
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Некоторые вспомнят фразу: «пройти и Крым, и рым», она имеет непосредственное отношение к крюкам в шлюзе. Именно в Крыму был огромный невольничий рынок, а рабов держали в цепях, пропущенных через кольца-рымы.

За кормой медленно закрываются огромные ворота, невидимый «волшебник» открывает гигантский вентиль, и вода начинает уходить в накопитель. Уровень воды быстро понижается, как в ванне с вынутой пробкой, а вместе с водой судно опускается все ниже и ниже. По итогу корабль оказывается во глубине узкого и длинного бетонного короба огромных размеров. Короб называют шлюзовая камера, он заперт мощными воротами-затворами сзади и спереди. Мокрая и шершавая бетонная стена так близко, что ее можно потрогать руками. Как только уровень на выходе из шлюза (выходной бьеф) сравняется с уровнем воды в шлюзе, передние ворота открываются, а судно продолжает путь.

7
Москва — Уфа. По воде аки по суху
9
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Оставив за кормой рыбинский шлюз и вырвавшись на волжский простор, мимо самого Рыбинска проскочили на скорости. Едва успели полюбоваться панорамой города, Мучной биржей, громадой Спасо-Преображенского собора на Соборной площади. Пройдя под шестипролетным мостом, оставили город позади.

24
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху
21
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Впереди еще больше суток хода без остановки, но пассажирам есть чем заняться — по обоим берегам любуемся необычным старинным городком Тутаев (Романов-Борисоглебск). Ранее на противоположных берегах жили-поживали два селения. На левом берегу — Романов, а на правом Борисоглебск. Административно городки объединили при социализме. Но, физически город как был разделен рекой на две части, так и остался, а сообщение между ними только лодками и паромом.

26
Москва — Уфа. По воде аки по суху
9
Москва — Уфа. По воде аки по суху
20
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Через пару часов близится Ярославль. По левому борту виден прекрасный Толгский монастырь — уже не раз проходил мимо на судах, раз шесть бывал в самом Ярославле, но добраться до святой обители никак не получается.

23
Москва — Уфа. По воде аки по суху
18
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Проходим Ярославль, залитый лучами уходящего солнца, жаль только, что мимо. Проплывает свеженький порт, на высоком берегу высится белоснежная громада новодельного кафедрального Собора Успения Пресвятой Богородицы. Провожаем глазами памятник 100-летия Ярославля на стрелке и Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках уже за городом.

11
Москва — Уфа. По воде аки по суху
23
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Кострому — самый дальний город Золотого кольца миновали уже в ночи. Если бы наше судно прошло канал им. Москвы ночью, большую часть интересных городов мы бы увидели не ночью, а при свете дня.

ВОЛГА. Городец — Нижний Новгород. Лишь через двое суток хода без остановки, утром третьего дня первая швартовка — пристань Галанино под Городцом, она заперта между двумя шлюзами. Если от нее проехаться до самого Городца, то с высокого берега старинного купеческого городка открывается замечательный вид на волжские просторы. Мы наблюдали наше судно, что выходило из второго Галанинского шлюза на стрежень Волги в сторону Нижнего Новгорода, до которого более 3х часов ходу.

24
Москва — Уфа. По воде аки по суху
16
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Речной вокзал в Нижнем расположен очень удачно, почти в центре города. Наконец то тут и набережную восстановили в самом лучшем виде — красота. Вышел на берег, погулял по старой застройке и бегом обратно. Когда продолжили наш путь по Волге, с удовольствием полюбовались Нижне-новгородским Кремлем и знаменитой Чкаловской лестницей на Волжском откосе. До чего же она хороша, тем более после реставрации, долгое время эта лестница была самой длинной в России. С реки она напоминает стилизованную восьмерку, положенную на косогор. Проскочили под канатной дорогой, парящей высоко в небе, она соединяет НН с г. Бор. Теперь полный вперед, к новым городам и впечатлениям.

9
Москва — Уфа. По воде аки по суху
23
Москва — Уфа. По воде аки по суху
13
Москва — Уфа. По воде аки по суху
20
Москва — Уфа. По воде аки по суху

ВОЛГА. Свияжск. Следующим утром достигли Свияжска, с фарватера он хорошо виден, но пристать к пристани очень сложно и долго — приходится нарезать зигзаги по протокам, проходя мимо Святовознесенского Макарьевского монастыря на высоком берегу и живописного поселка на берегу. Удивительно дело — на дворе май, а на косогорах по берегам лежат огромные не стаявшие участки снега. На причале суда встречает очень контактный, ласковый и добродушный котище, боцман сказал, что он ждет абсолютно все теплоходы. Хотя причал полуострова и находится в самом дальнем углу от основных достопримечательностей, пройтись от него пешком по всему острову очень легко. Остров-град очень небольшой, но живописный. Единственное неудобство — в наш приезд было невероятно ветрено и остров заполонили катастрофические толпы народу.

11
Москва — Уфа. По воде аки по суху
9
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Через часок-полтора хода по Волге уже Казань, но, полюбоваться ее с борта корабля не получится — путь пролегает далеко от центра города.

15
Москва — Уфа. По воде аки по суху
6
Москва — Уфа. По воде аки по суху

КАМА. Елабуга -Набережные челны. К вечеру из Волги свернули в Каму. Гид рассказала прикол: каждый из нас еще со школы знает, что Волга впадает в Каспийское море. Однако, у гидрологов есть своя точка зрения — Кама в месте слияния с Волгой значительно больше и шире великой русской реки. Поэтому, по их мнению, было бы правильно говорить, что именно Волга впадает в Каму, а та несет свои воды в Каспийское море. Но, слов из песни не выкинуть, потому считается что Волга идет до самого моря…

Елабугу прошли рано утром — это уже Татарстан. Высокий берег в этих местах всегда обрывистый с непременными оползнями и в соснах, которые неведомым образом держатся на крутизне откосов. Любоваться по утрам этой картиной можно бесконечно, особенно утром, именно в это время зеркало реки почти недвижимо и в нем идеально отражаются живописные берега. Порой не понять — где кончается реальный пейзаж, а где начинается его отражение в реке.

17
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху
16
Москва — Уфа. По воде аки по суху

А впереди Набережные Челны — там до сей поры работает знаменитый завод Камаз, чьи автомобили неизменно выигрывают гонки Париж-Дакар. По-татарски город называется Яр Чаллы, в 1982-88г его переименовали в Брежнев, в честь усопшего генсека КПСС.

На подходе к городу очередной, 11й по счету от Москвы шлюз. Шлюзование — процедура очень медленная и томительная, более того, уже привычная для всех пассажиров. Но, это не мешает всем любителям интересных кадров вновь выскочить на палубу, глазеть по сторонам и смотреть на воду, что бурлит и пенится в шлюзовой камере. В коробе шлюза прямо над поверхностью воды летают чайки — что ищут они здесь, непонятно, рыбы в шлюзе быть не может абсолютно…

13
Москва — Уфа. По воде аки по суху
4
Москва — Уфа. По воде аки по суху
6
Москва — Уфа. По воде аки по суху

На Челнинском берегу хорошо заметна мечеть Тауба, возвышаются новые кварталы, далее центр города, который выглядит, как единый фасад. Все смотрится очень прилично и симпатично, издалека застройка кажется новенькой и модерновой. На окраине города — привычный элеватор. Элеваторов на своем пути мы встретили множество, сразу видно, что идем по хлебному пути.

Весь день шли по Каме, любуясь высокими берегами со множеством оползней, а к вечеру вошли в реку Белую.

14
Москва — Уфа. По воде аки по суху

Река БЕЛАЯ на карте она очень узкая и невероятно извилистая со множеством стариц, ериков и озер вокруг. В реальности, река достаточно широка, только вот с глубиной у нее проблемы: 4 метра по фарватеру во время паводка и 2,5 метра летом. Для справки: осадка нашего судна — 2,5 метра… Да и с цветом реки какая-то ошибка — воды реки грязно желтого цвета, как в луже.

Белая в своих низовьях — естественная граница между Татарстаном и Башкирией. Берега Белой почти первозданные и дикие — селений очень мало. Позже река протекает уже по Башкирии, на берегу реки расположен старинный город Бирск, по иронии заселенный русскими. Там нам даже удалось высадится и погулять.

10
Москва — Уфа. По воде аки по суху
4
Москва — Уфа. По воде аки по суху
10
Москва — Уфа. По воде аки по суху

По карте от Бирска до Уфы 100 км по шоссе, но судно преодолевает этот путь за 8–9 часов. В Уфе есть речной вокзал неподалеку от ж/д вокзала на самой дальней окраине города. Но, наше судно пришвартовали на зачетном месте — неподалеку от центра, около монумента Дружбы на новенькой и ухоженной набережной. Весьма удачное место швартовки оказалось.

10
Москва — Уфа. По воде аки по суху
11
Москва — Уфа. По воде аки по суху

За кормой нашего судна остался канал Москвы, река Волга, Кама, Нижнекамское вдхр. и река Белая. За 6 суток мы преодолели водным путем более 2000 км, при этом было всего три остановки. Для нас Уфа стала конечным пунктом маршрута, а большинство пассажиров остались на судне и отправились в обратный путь, чтобы увидеть те города, которые проскочили мимо. Но это уже совсем другая история…

Теги: Круиз

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Россия: полезная информация
Комментарии