Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 11:15

Уфа — Россия Май 2022

Последнюю ночь нашего затянувшегося комбнированного путешествия Москва-российские реки-Уфа-Аркаим, мы вновь провели в Уфе, я заранее бронил на «Островке» отель Башкирия (Ленина, 25/29). Да-да, Букинг накрылся медным тазом, теперь настал момент импортозамещения))). Ценник на отели в Уфе не порадовал, цена в 4* и в 3* даже по акции оказалась не самой дешевой, но одинаковой, я выбрал 4*. Сказать что-то плохое об отеле не могу, сильно хвалить тоже не буду: номера просторные и чистые, все более-менее на среднем уровне. Почему-то отель напоминает гостиницы 70гг, нет-нет, в номерах все отлично, но внутренняя планировка бесконечных коридоров очень похожа на те времена.

ӨФӨ и Роза

Совсем рядом с отелем расположился Арт Квадрат — современное арт-пространство, созданное на месте старой обувной фабрики и квартала старинных домиков. Там магазины, шоурумы, кафе и бары, ремесленные мастерские и художественные салоны. Вечером играет живая музыка, движуха. Я заглянул одним глазком — очень интересно, но долго тусоваться сил не нашлось.

ӨФӨ и Роза

Во многих местах плакаты «Дикий башкир» приглашает в свою команду — я сразу оценил чувство юмора местных жителей. Потом почитал, это известный блоггер акцию проводит)))

Утром немного удивил высочайший рейтинг нашего отеля Башкирия на Букинге — 9,4 (кажется). Между тем, халатов нет, да и завтрак за 900 рэ на чела ошарашил. Ближайшее кафе Баракат, что на ул. Ленина, 26, оказалось намного демократичнее к приезжим. Удобно расположено в центре, относительно недорого и вкусно, рекомендую для завтрака или перекуса. Баракат — это целая сеть халяльных кафе в городе, которой можно успешно пользоваться.

Кстати, улица Ленина традиционно главная в горое, и пройтись по ней очень приятно и познавательно. На ней не только памятник Ленину и Гостинный двор, но, и работающий в мае Макдональдс (башкирам никакие санкции нипочем!))))

ӨФӨ и Роза

Итак, Уфа — столица Башкирии. По-башкирски назвнание города ӨФӨ, в русском звучании похоже на эфэ. Город был основан русским воеводой в 1574 г. на реке Белой. В этих местах ранее уже были поселения, в том числе, становище хана на живописном берегу реки Уфы, сейчас то место называется Чёртовым городищем. Башкиры были кочевым народом и оседло жили при становище только зимой, а летом уходили кочевать для выпаса скота.

Титульная нация республики — башкиры, которые исповедуют ислам. Между тем, если посмотреть национальный состав республики, то больше всего тут проживает русских. Башкиров наберется едва 30%, татар в республике почти столько же — 26%. Этнические татары живут в Башкирии веками и, порой, целыми селениями — они переселялись на эти земли в поисках новых наделов и лучшей доли. Это придает особый колорит по сравнению с соседним Татарстаном, в котором титульная нация — татары, составляет большинство.

Априори все знают, что оплот мусульманства в России — это, прежде всего, Казань. Между тем, первым официально оформленным объединением мусульман в Российской империи стало Оренбургское магометанское духовное собрание. Его учредили указом Екатерины II в. 1788 г. не в Казани, а в Уфе.

ӨФӨ и Роза

В новейшей истории в 1992 г., опять же в Уфе, было создано Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). Также был введен сан Верховного муфтия, его присвоили Талгату Таджуддину, он его с честью носит до сей поры. Башкиры очень уважают своего муфтия. Параллельно в 1994 году в Москве был создан ещё один общероссийский муфтият — Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, его возглавил Равиль Гайнутдин, как пишут, два течения не сильно дружат.

Уфа и Аркаим подарили нам несколько удивительных встреч с необыкновенными людьми: увлеченный археолог Ильшат — наш гид по музею, доброжелательный мулла в мечети, харизматичный Альберт — проводник и гуру по Аркаиму, крепкий фермер-казах в селе — не просто настоящий мужик, а мощная глыба! Роза, наша попутчица в Аркаиме, легко вписалась в этот прекрасный и необыкновенный ряд — она оказалась человеком большой доброты, толерантности и широты души.

ӨФӨ и Роза

Проведя с нами всего два дня в Аркаиме, она без колебаний согласилась показать нам Уфу прямо в Праздник Победы — 9 мая. Наша добрая провожатая оказалась наполовину татарка, а наполовину чувашка, чьи предки давно живут в Башкирии. Ее рассказы о местном колорите, об отношениях разных этносов в республике, оказались настоящей кладезью информации.

Основа местной комфортной и спокойной жизни — это мягкий вариант ислама, реальное уважение всех религий и дружеские отношения абсолютно всех народностей, что приживают здесь. Между Башкирией и Татарией постоянно идет негласное соревнование, кто круче.

Конечно, мы начали прогулку с сакрального места — Памятника Салавату Юлаеву, это был уже наш третий визит к нему, но впечатления от его мощи, энергетики, не стали слабее. В отличие от предыдущих дней, ветра у памятника не было совсем, это сильно удивило. Ввиду праздника народу на улицах было очень мало, а машин еще меньше — гайцы стояли на каждом углу и гоняли всех автомобилистов.

ӨФӨ и Роза

Главной целью нашей прогулки было посещение Национального музея Республики Башкортостан. Он расположился в центре города в историческом здании бывшего Крестьянского Поземельного банка напротив Библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди.

ӨФӨ и Роза

Прямо перед библиотекой необычный памятник — три шара с рисками, это авторское прочтение башкирского наименованя Уфы — слова ӨФӨ. Острословы прозвали эту композицию «Три шурупа»))))

Внутри музея 35 залов по археологии, истории, этнографии башкирского, татарского, марийского и других местных народов, нумизматике, природе. В цокольном этаже создали имитацию башкирских пещер — очень занятно, а еще там целый зал аквариумов с рыбами, которые водятся в водоемах республики.

ӨФӨ и Роза

Очень интересен зал с национальными костюмами башкир и местных татар. Особенно занимательны женские нагрудники, усыпанные монетами. И красиво и необычно и неприкосновенный запас при женщине — стало денег не хватать, пару монеток отпорол и вуаля — на хлеб, молоко и тряпки хватит.

ӨФӨ и Роза

Отдельно экспозиция о бурзянской пчеле, башкирском меде и бортничестве — это национальное достояние республики. Медом в этих местах стали помышлять с незапамятных времен, сначала забирая его у диких пчел, которые квартировали в дуплах. Затем начали сами выдалбливать дупла в деревьях самостоятельно, пока не перешли на переносные колоды-бортни. Брат Розы и сейчас занимается пчеловодством, у честного пчеловода строгие принципы: никогда не портить свой мед, подсовывая пчелам сахар, никогда не растапливать мед весною. Только осенью свежий мед текучий, а к весне он застывает. Нечестные пчеловоды растапливают его и продают, как свежий, но это обман: в деревнях точно знают, кто левачит, а на рынке этого уже не узнать…

Не очень люблю музеи, но здесь мы вновь взяли индивидуального гида, которая 2,5 часа, не умолкая, рассказывала нам все и обо всем. Какая прелесть — пустынные залы, три туриста и один гид! Получилась замечательная экскурсия, которая глубоко и основательно погрузила нас в историю этого удивительного края. А заодно приоткрыла завесы тайны над местными историческими реалиями. Конечно, основательно коснулись темы башкирских восстаний против царизма и народного героя — Салавата Юлаева, что воевал против царских сатрапов вместе с Пугачевым.

ӨФӨ и Роза

После знакомства с историческими вехами Башкирии, Роза предложила попробовать национальный фастфуд в кафе AIBAT HALLIAR (Айбат Халляр: Свердлова 100, вход со стороны К. Маркса). Там подают кыстыбый — местные лепешки с различными начинками. Классическая начинка — картофельное пюре)))

Татары уверены, что кыстыбый это их блюдо, в Казани уже несколько кафе продают кыстыбый. Но, башкиры тоже считают его своим. Не так давно сам Президент изъявил желание попробовать это блюдо от башкирского производителя, для владельца кафе это был замечательный промоушен.

В тонкую хрустящую лепешку, согнутую пополам, кладут самые разные начинки — пюре, пшено, сыр, курицу, мясо. С пюре мне совсем не понравилось, а вот с мясом очень неплохо для фастфуда. Однозначно, это намного лучше и полезнее пресловутого макдака — поддерживаю такое импортозамещение на 120%! Только вот цены на эти лепешки, которые годны только на перекус, совсем не радуют…

ӨФӨ и Роза

Тут-то и сказочки конец, нам пора в а/п, однако, праздничный день преподнес сюрприз. Центр перекрыли для шествия Бессмертного полка, и пришлось покрутиться по городу, чтобы найти единственно открытый путь в аэропорт. Еще раз спасибо Розе, что нашла эту дорожку и отвезла нас на вылет. На прощание она подарила нам баночку настоящего домашнего башкирско-татарского меда!

ӨФӨ и Роза

В условиях современных реалий, когда Россия практически осталась без летающих самолетов, я был уверен, что а/п будет пустым и вымершим. Однако, ошибся — самолеты летали, хотя, и не так активно, как раньше.

Летели мы на ЮТ-айр, сразу скажу, что цена на а/б была грабительская с учетом небольшого расстояния — меньше 1200 км до Москвы. Однозначно, а/к обнаглели вконец: несмотря на конский ценник, в билет не входит багаж, питание и возможность сдачи билета. ЮТ-айр взяло на вооружение самые отвратительные методы общения с клиентами от Победы. При он-лайн регистрации, если пассажир не заплатил деньги за рассадку, программа мстительно рассадит семью в разные концы салона. Это подло, непорядочно, но, теперь все а/к желают содрать с паксов максимум денег.

ӨФӨ и Роза

В качестве маленького плюса скажу, что с ручной кладью не зверствовали — взвешивания и замеров при регистрации-посадке не было. Стюардессы на вид доброжелательные, но бесплатно подают только пустую воду. Поесть и выпить в полете можно, но, за дополнительные деньги, даже за чай-кофе нужно платить в полете. Лететь всего два часа, немного трясло, почему-то посадка была жесткой. Аэропорт встретил солнышком, дождиком и десятками бортов Победы, стоящих на приколе. Путешествия — это всегда интересно, а, иногда, и неожиданно…

Москва же встретила нас необычно… Казалось, что грянет буря, но все обошлось небольшим дождем…