Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Горно-Алтайск, Республика Алтай — Россия Июнь 2021

Утро началось как обычно — на берегу Катуни… Тело изнутри согревал кофе, душу умиротворял окружающий пейзаж, глаз радовали яркие краски природы, а внутренняя жаба радовалась скидке в 100 рублей за яркую красивую кружку с надписью «Алтай».

Сны об Алтае. День четвертый

На завтрак мы даже не собирались… Зачем портить себе настроение, решили мы… Но по дороге в номер нам попались наши согруппники, которые уже его вкусили и ликовали! Причем делали это громко и вслух! Наконец-то нормально кормят, сказали они и очень настоятельно и активно отправляли нас, упирающихся и не верящих в такое счастье, завтракать. Недоумеваете, что же случилось? А просто вчерашние разборки тетушек с гидом Антоном возымели успех. Антону в ультимативной форме было сказано, что если он не поговорит с руководством базы по поводу завтраков, то пусть кормит всех сегодня обедом. За чей счет этот банкет? А тетушкам было плевать за чей. Это не их проблемы. Антон-десантник, трезво оценив ситуацию, из двух зол выбрал меньшее, в том числе и численность «врага» сыграла свою роль (руководство базы было в явном меньшинстве). И поговорил с руководством базы. Переговоры увенчались успехом, а именно вкусными картофельными дранниками, гречкой и салатом на завтрак. Ну вот, только жизнь начала налаживаться, а уже завтра уезжать… Подумали мы и наелись до отвала, учитывая то, что это наш второй завтрак за час. А по утрам мы практически не едим. Но, раз уж тут такое дело, то грех не отпраздновать победу над голодом, руководством базы и Антоном-предпринимателем безудержным чревоугодием! Честно говоря, я, слыша все эти разборки накануне в автобусе, на такой успех не рассчитывала. Антон — тертый калач, владеющий техникой рукопашного боя, неоднократно прыгавший с парашютом (один раз парашют даже не раскрылся и Антону пришлось использовать запасной, у которого запутались стропы, т. к. изначально его неправильно сложили. В смысле парашют, а не Антона. Но, вот если бы не раскрутил стропы парашюта, то пришлось бы уже складывать Антона). Но и тетушки не лыком шиты! Прошли голодные 90-е, закалились в очередях времен СССР, могли достать во времена дефицита что угодно… Ну что им стоит достать Антона и руководство базы? Как вы понимаете, это был риторический вопрос…

Но вернемся к нашей экскурсионной программе дня. В рамках тура это был свободный день, на который предлагалось пара экскурсий: 1. " К Телецкому озеру через Горно-Алтайск», 2. «OFF-ROAD тур к Каракольским озерам». Ну, можно было рассмотреть 3-й вариант — никуда не ехать с экскурсией. Вопрос с экскурсиями решался еще в автобусе по дороге на Алтай. Группу на Каракольские озера не набрали. И несколько человек, которые собирались на эту экскурсию, приняли решение ехать на Телецкое озеро. Я же была изначально нацелена ехать к Телецкому озеру, но, забегая вперед, скажу, что впоследствии о своем решении пожалела. Самое интересное то, что в сравнении с другими днями экскурсионная программа этого начиналась позже. В 9 утра у нас был назначен выезд.

В Горно-Алтайске было запланировано посещение Национального музея им. А. В. Анохина. Хотя, большинство группы решило, что будет еще и экскурсия по городу. Я же подобных иллюзий не питала, т. к. в программе было сказано «путевая экскурсия в Горно-Алтайске». Т. е. расскажут по дороге немного о городе и на этом всё. Так оно и произошло. К тому же, глядя из окна автобуса на город, желания что-то рассмотреть ближе не возникло. Так что сожалений по поводу экскурсии нет. И как мне кажется, лучшее, что есть на Алтае это природа, и даже в республиканском центре делать нечего. За редким исключением… Одно из них это смотровая площадка, о которой я прочитала уже после в материале DK1974. И если бы не организованная экскурсия, то туда можно было бы прогуляться. А второе — Национальный музей им. А. В. Анохина. Он в программе экскурсии.

По приезду в музей было ощущение, что нас там не ждали. Группа 50 человек. Экскурсоводов свободных нет. Было абсолютно не понятно, как так организаторы тура договаривались с руководством музея и договаривались ли вообще.

Вначале группа околачивалась в фойе, рассматривая фотовыставку. Досконально изучив, представленные в фойе фотографии алтайских красот,

Сны об Алтае. День четвертый

мы еще имели наглость одним глазом глянуть временную экспозицию, расположенную в ближайшем зале, на которой были представлены шаржи на известных личностей. Забавно и узнаваемо, но автора, к сожалению, не помню.

Через полчаса нас, чтобы мы видимо не мешались другим посетителям, загнали в отдел природы, из этого загона было легче забирать откуда начали забирать группами примерно по 10 человек.

Мы попали в самую последнюю группу, к моему сожалению. Т. к. последняя группа всегда догоняет. Но, несмотря на то, что мы неслись галопом по музейной экспозиции, она произвела впечатление. Музей очень крут! Его надо посещать обязательно с экскурсией. Потому что во время экскурсии вы пробежитесь по всей многовековой истории региона.

Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг него сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Здесь были селения первобытных людей, зарождалась культура кочевников, появился первозданный язык тюркских народов. Тут, на Алтае, пролегала часть великого шелкового пути, а так же путь племён гуннов, полчищ джунгар, «тьмы» Чингисхана. В горном Алтае кануло в лету много азиатских государств — тюркских каганатов. В музее мы еще глубже погрузились не только в историю региона, но и его культуру, узнали об укладе жизни, шаманизме, увидели национальные костюмы и самое главное — «жемчужину музея» — «принцессу Укок».

Единственное мое сожаление, что наше время в музее было ограничено. Мы лишь одним глазком заглянули в атриум, где представлены древние тюркские изваяния кезер-таш и традиционное национальное жилище аил. Не успели познакомиться с отделом изобразительного искусства, где представлена коллекция картин местного знаменитого художника Чороса-Гуркина, ученика Шишкина и политического и общественного деятеля Алтая. Единственные его работы, которые мы увидели — это панно, нарисованные в 30-х годах по заказу музея для отдела природы, как иллюстрации различных климатических зон Горного Алтая.

Сны об Алтае. День четвертый

Это если кратко о музее, а подробный отзыв написала здесь. Даже муж, большой не любитель музеев, был под впечатлением. Мы пришли к одному выводу — надо было на этот день не брать никаких экскурсий, а спланировать самостоятельную программу. Съездить в Горно-Алтайск, не спеша обойти залы музея с экскурсией, а затем посмотреть еще то, что интересно самостоятельно. А галопом промчаться на лошадках, что пасутся рядом с базой, а не по музейной экспозиции…

Ну и прогулки вдоль Катуни никто не отменял. Короче, мы бы нашли чем заняться, вместо того чтобы провести почти весь день в дороге, ради галочки напротив пункта «были на Телецком озере».

Но, что сделано, то сделано. Едем в сторону Телецкого озера. Самое удивительное, что едем по федеральной трассе, а ощущение, что по какому-то бездорожью. Сложилось впечатление, что на Алтае единственная дорога с хорошим покрытием — это Чуйский тракт. Не знаю так ли это, сужу исключительно по своим ощущениям, т. к. запасы драмины в тот день были заметно подъедены. К тому же ехали мы бесконечно долго с такой черепашьей скоростью. Еще и остановка на обед была. Вот тут гиды подсуетились и, огласив меню и записав количество порций, заранее позвонили и сделали заказ в придорожном кафе по пути.

Сны об Алтае. День четвертый

Но группа в 50 человек даже при таком раскладе будет обедать не 15 минут, тут к гадалке не ходи…

После долгой утомительной дороги, примерно в 7 часов вечера мы наконец-то приехали на Телецкое озеро. Русское название произошло от одного из местных племён — телесов. Это озеро одна из главных достопримечательностей Алтая. Объект всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Оно однозначно стоит того, чтобы его увидеть. Но красотой надо наслаждаться не спеша. И мое мнение, что ехать надо по пути и обязательно там остановиться не на час и не на два, а хотя бы на день.

Сны об Алтае. День четвертый

Все путеводители в голос твердят, что Телецкое озеро — одна из главных достопримечательностей Алтая. Быть на Алтае и не видеть Телецкого озера — значит, ничего не видеть. Вот я и повелась на эти слова. И подумала, когда еще мне предстоит такая возможность увидеть чуть ли не главную алтайскую достопримечательность.

На озере нам предстояло отправиться на водную экскурсию. От стоянки автобуса до пирса дошли пешком, расселись по катерам. И пошли по водной глади озера.

Сны об Алтае. День четвертый

От окружающих пейзажей трудно оторвать глаз. Берега озера по большей части обрывистые и скалистые, с красочными бухтами, ущельями и заливами. Горные склоны покрыты густой растительностью. Здесь чувствуется особая энергетика. В этом месте первозданная природа избежала губительного воздействия цивилизации. Сохранению природы района во многом способствует обширный Алтайский заповедник на его правом восточном берегу. Он создан в 1932 г. Охраняется 70 видов животных и 300 — птиц. Мы встретили только такое животное. Редкий вид картонного медведя.

Сны об Алтае. День четвертый

Масштаб озера впечатляет. Телецкое озеро считается одним из самых глубоких в России. Средняя глубина водоема — 174 метра, а максимальная зафиксированная глубина близ водопада Корбу — 323 м.

Довольно часто это горное озеро называют младшим братом Байкала за красоту и высокое качество пресной воды.

Но, если честно, несмотря на то, что я тут выше написала, на мой взгляд, достопримечательность несколько переоценена, или я уже так утомилась… А быть может уже насмотрелась на озера Челябинской области, в обрамлении гор: Алаки, Синара, Иртяш, Тургояк… Последнее, кстати, за красоту, глубину и чистоту воды тоже называют младшим братом Байкала… Ох, и развелось этих братьев у Байкала… Но, факт остается, фактом, несмотря на всю чарующую магию этого заповедного места, я ожидала чего-то большего… Да, вот еще факт, если в челябинских озерах можно купаться, то в Телецком даже в жару не получится окунуться. Вода всего + 10 градусов. Купаться в озере могут только «моржи».

Телецкое озеро окружают высокие скалистые горы, поэтому водопады сопровождают почти все его притоки. Добраться до большинства из них по суше проблематично или невозможно. Есть несколько приятных исключений. Большинство достопримечательностей вокруг озера можно увидеть только во время водных экскурсий.

В нашей экскурсии было заявлено посещение двух водопадов Корбу и Киште.

Самый известный и посещаемый водопад вблизи озера — Корбу. Водопад находится в государственном заповеднике, на восточном берегу, поэтому для посещения нужно оформить пропуск и оплатить рекреационный сбор. К водопаду Корбу ведет деревянный настил, оборудована обзорная площадка, имеются кафетерий и сувенирная лавка. Он находится на его притоке — одноимённой реке. Мощный водяной поток с грохотом низвергается с зелёной сланцевой скалы высотой 12,5 м. И как утверждают интернет-источники, в солнечные дни здесь постоянно висит радуга. Но в момент нашего пребывания солнце уже скрылось, кафетерий закрылся, работала только парочка сувенирных лавок. Но водопады мы любим, т. к. их видами, в отличие от озер, не избалованы, поэтому впечатление на нас он произвел.

Сны об Алтае. День четвертый

Другой водопад — Киштэ, относится к Алтайскому заповеднику, находится на одноименной реке, на восточном побережье озера. Посмотреть на природный памятник можно только с катера или моторной лодки, высадка туристов на заповедную территорию запрещена. Высота падения воды — 8 м, искристый поток обрушивается в ущелье, а затем вырывается на озерные просторы, образуя маленький живописный залив.

А пока мы плывем обратно, любуясь скалистыми берегами и водной гладью озера, расскажу легенду. Т. к. у любого красивого места она есть. А у Телецкого озера и не одна. Можно написать целое исследование о том, сколько существует легенд о Телецком озере. Но здесь приведу только легенду о том, почему озеро зовут золотым.

Сны об Алтае. День четвертый

Согласно древнему преданию однажды божества разгневались на населявшие край народы. Засуха опустошила земли, погиб урожай, из рек и озер ушла рыба, в тайге исчезла вся дичь. Люди голодали и в отчаянии взывали к богам. И лишь один пастух, в чьей юрте был припрятан огромный драгоценный самородок, был спокоен и уверен в том, что прокормит семью. И когда закончились все припасы, он отправился по стойбищам в надежде выменять золото на пищу.

Однако юрты соседей были пусты, а если у кого и находился кусок лепешки или мяса, ни один не согласился отдать его даже за прекрасный, сверкающий самородок. Отчаявшись, алтаец взобрался на скалу и кинул в озерные воды никому уже не нужное сокровище, а следом с горя бросился и сам. Взметнулась и тут же улеглась волна, принимая подношение. И с тех пор и гору, и само озеро называют золотым.

Если интересно еще почитать легенды Телецкого озера, то рекомендую книгу Сергея Кожушко «Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки тайны». В ней целая глава им посвящена, а также и другим известным местам: Тобольску, Байкалу, Хакасии, Чемальской ГЭС и т. д.

В этот золотой час в подобные легенды начинаешь верить… Озеро действительно «золотое».

Сны об Алтае. День четвертый

На этом наша дневная экскурсионная программа закончилась, но не день. Он оказался бесконечно долгим. Дороге на базу казалось не будет конца… Казалось, что пятая точка уже приняла форму автобусного сидения и мы пустили в нем корни… По программе было заявлено, что в 21:30 мы прибудем на базу. Не знаю, кто составляет эти программы и рассчитывает тайминг, но точно люди, которые на Алтае не бывали, по маршруту не ездили, а тупо посмотрели в яндекс карты и увидели километраж, не удосужившись уточнить за какое время преодолевают это расстояние другие туристы.

В 2 часа ночи наш автобус подъехал к воротам базы. На следующий день, хотя почему это на следующий, уже в этот, нам предстояло освободить номера в 7 утра. Антон сжалился и перенес время на час — в 8 утра. Дотащив себя практически за шкирку до номера, хотелось сразу рухнуть в кровать, но предстояло принять душ, вымыть голову и собрать чемодан. Вот тут я порадовалось, что взяла с собой немного вещей и пожалела, что оставила фен дома. В 3 ночи я рухнула с мокрой головой в сырую кровать. Через 4 часа уже предстоял подъем и завтрак и еще один, последний день на Алтае, после которого «не приходя в сознание» мы отправляемся на автобусе в сторону Екатеринбурга, а большая часть группы едет еще дальше в Пермь и Казань.