Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 11:44
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Алтайский автопробег, день 3 — знакомство с Горно-Алтайском

Горно-Алтайск — Россия Июль 2021

Это разве город? Это какие-то горы и пригорки! Цитата из фильма «Карнавал»

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

В прошлой заметке я рассказал про нашу прогулку по водной жемчужине Алтая — Телецкому озеру.

В этот же день, после экскурсии по озеру, мы поспешили в Горно-Алтайск, где нас ждали два новых участника автопробега, которые прилетели в этот город из Москвы. Таким образом наша алтайская команда увеличилась до пяти человек.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Как только мы оказались в Горно-Алтайске, то сразу начали знакомиться с этим прекрасным городом. Отправная точка — памятник Ленина.

Слева на фото виден национальный драматический театр имени П. В. Кучияк. До него мы не дошли, поскольку путь нам преградила интересная художественная выставка.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Сотни фотографий и рисунков.

Только в одном этом месте можно многое узнать не только о городе, но и о всём крае.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Рассматривая работы реально погружаешься в традиции Алтая его историю и культуру. Некоторые рисунки очень понравились.

Вроде простенько, но когда читаешь название «Молодость», это трогает и перед глазами вихрем проносятся собственные воспоминания из прошлого. Согревают мысли и надежды, что ещё не раз мне удастся отправится в путешествие, в том числе с любимым человеком.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

А здесь хорошо передана атмосфера. Кажется, что ты являешься участником происходящего. Я даже почувствовал запах костра и ухи.

Раз уж речь зашла о живописи, стоит упомянуть про Григория Ивановича Гуркина (1870–1937), известного также под псевдонимом Чорос-Гуркин. Это российский и советский художник, ученик И. И. Шишкина. По происхождению — телеут, представитель рода чорос. В центре города, на одном из зданий, мы встретили его масштабный портрет.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Прежде чем продолжить прогулку, дам немного официальной информации.

Горно-Алтайск — столица и единственный город Республики Алтай. Его история восходит к началу XIX века, тогда на месте современного Горно-Алтайска находилось небольшое поселение телеутов (тюркский коренной малочисленный народ в России).

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

В 1824 году из Бийска сюда переехали первые русские поселенцы и основали село Улала. Дальнейшее его развитие было тесно связано с работой Алтайской духовной миссии.

В 1831 году в Улале начинает работу главный стан, здесь собираются миссионеры и священнослужители. Позднее в село переезжают некоторые бийские купцы. За несколько десятилетий оно превратилось в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Сегодня население города составляет 65 тысяч человек.

Поскольку с собой у меня был только телефон, то местных жителей вблизи я практически не фотографировал. Вот одно из исключений.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Стоит упомянуть, что на протяжении многих лет Горно-Алтайск является одним из самых зелёных городов России.

К основным достопримечательностям алтайской столицы можно отнести: Городской панорамный парк «Гора Тугая»; Национальный музей им. А. В. Анохина; Часовня во имя Николая Чудотворца Мирликийского; Свято-Макарьевский храм; Горнолыжный подъёмник и трасса на горе Комсомольской; Городской парк культуры и отдыха; Мемориальный комплекс «Парк Победы».

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Из перечисленного, нам хотелось попасть в краеведческий музей и увидеть там знаменитую мумию принцессы Укока.

Согласно верованиям коренного населения Алтая, «принцесса» является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Принцесса соединилась в сознании народа с богатыркой Очи-Бала, то есть стала персонажем одноименного алтайского героического эпоса.

Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском

Её нашли в 1993 году в кургане практически на границе 4 государств (Россия, Казахстан, Китай и Монголия). Тело молодой женщины лет 25-ти было обнаружено в толще льда, где она провела долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на коже девушки.

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили её, несколько раз совершал аварийную посадку. Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств и наконец, сильнейшее наводнение.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Многие местные жители верят в проклятие принцессы и постоянно требуют её захоронения (периодически обращаются в суды и даже пишут президенту).
Увидеть мумию мы не смогли, поскольку саркофаг выставляют на обозрение только по строгому графику, который составляют с учётом фаз новолуния. У нас был шанс заскочить в музей через несколько дней на обратном пути, но тоже не получилось.
Противоречивый экспонат мы пропустили, но зато отметились в другом, важном месте. Как вы понимаете, мумия при просмотре не доставляет внешнего эстетического удовольствия, так вот и здесь вы не найдёте ничего выдающегося. Ну если только большой земляной холм на который можно подняться вот по этой лестнице. Вся красота и уникальность в виртуальной истории.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Улалинская стоянка — одно из самых древних поселений первобытного человека в восточной Азии. Возраст древних орудий труда, костровищь, костей и предметов быта древнего человека, найденных при раскопках, более ста тысяч лет!
В 1961 году известный советский археолог и историк А. И. Окладников приехал на несколько дней в г. Горно-Алтайск. В свободное время, по издавна укоренившейся привычке, ученый занялся поисками новых памятников древности в окрестностях города.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Его внимание привлек левый берег реки Улалинки в районе старого городского кладбища. Здесь речка подмывала высокую террасу, в верхних слоях которой еще до 1961 года была обнаружена стоянка людей, живших в эпоху позднего палеолита (конец древнекаменного) века.
У подошвы террасы Окладников нашёл несколько галек желтого кварцита со следами грубейшей обработки их человеком. Именно эти находки поразили его своей близостью по технике обработки к галечным орудиям Пенджаба (Индии) и далекой Африки, т. е. древнейшим из известных орудий труда человека, предшествовавшим ещё ручным рубилам нижнего (раннего) палеолита.
Это был невероятный, буквально сенсационный факт! Радиоуглеродным методом было установлено, что палеолитические стоянки Сибири сравнительно молоды — им не больше 20 тысяч лет, а Улалинское местонахождение выглядело старше их по крайней мере на 100 тысяч лет! Так была открыта ныне знаменитая в археологии Сибири Улалинская раннепалеолитическая стоянка.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
На сайте пишут, что там имеется мини музей, но мы его не видели, только следы старых раскопок и ещё встретилось два захоронения 20 века.

Самым памятным и значимым событием в городе, лично для меня, стала лучшая смотровая площадка Горно-Алтайска.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Но, меня впечатлили не виды с неё, а дорога. Вот её начало.
Метров триста вы идёте по не самым удобным каменным ступеням и попадаете на первую смотровую площадку.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Это место очень популярно и сюда поднимаются почти все гости алтайской столицы. Лучше конечно это делать на закате.
Весь центр города как на ладони.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Про то, что есть ещё одна площадка я не знал. Ступеньки кончились и началась земляная тропинка, ведущая в неизвестность. Я увидел пару человек спускающихся по ней и решил тоже пройтись, но уже вверх.
Зум на телефоне слабый чтобы снимать город, поэтому иногда я останавливался и фотографировал полевые цветочки.
Вот небольшая подборка.
Позже, я уже шёл в полном одиночестве. Метров через двести тропинка шла вдоль подъёмника. Я не знаю какая причина. Может повлияла жаркая погода либо усталость. Но пот тёк по мне ручьями и было реально трудно. Местами тропа была под приличным уклоном. В конце пути я уже забывал фотографировать.
Наконец, я увидел вершину горы Тугая. Её высота 641 метр. Надо посмотреть свои тревел архивы, но и без этого я могу сказать, что эта смотровая площадка вошла в топ 3 моих самых сложных (в плане подъёма на них). Я был на очень многих площадках, но по большей части поднимался туда на канатных дорогах, лифтах, автомобилях.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
Кстати, когда я поднялся на верх, то удивился большому кол-ву людей, особенно с маленькими детьми. Оказывается сюда можно заехать на машине. Плохо, что некоторые портят чужое имущество, но я был рад этому редкому географическому названию, ведь не так давно был в даном городе Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.6 — Алдан и Нерюнгри
Назад я спустился очень довольный. Теперь, Горно-Алтайск будет ассоциироваться у меня прежде всего с этим непростым пешим маршрутом. Рекомендую его вам в хорошую погоду.
Алтайский автопробег, день 3 —  знакомство с Горно-Алтайском
На этом всё. Закончить сегодняшний материал хочу прекрасным граффити, которое мы встретили катаясь по городу.
В Горно-Алтайске мы провели ночь, утром затарились местными сувенирами и далее отправились любоваться природными красотами Алтайского края. Продолжение следует…
Предыдущие заметки

Алтайский автопробег, день 1 — Угольное сердце России

Алтайский автопробег, день 2 — от Новокузнецка до Алтая

Алтайский автопробег, день 3 — Телецкое озеро

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия