Эл музей

Здание Национального музея Республики Алтай выделяется на фоне общей застройки Горно-Алтайска. Оно одновременно напоминает горные склоны, за счет больших плоскостей скатных кровель в сочетании с поверхностями стен, и древний таинственный курган, таящий в себе немалые сокровища. Впрочем, это не далеко от истины. Музей и впрямь хранит в себе немало исторических богатств и является местом притяжения культурной жизни столицы Республики Алтай. И если ваш путь лежит через столицу республики, то это именно то место, которое однозначно стоит посетить. Чтобы познакомится с богатой историей региона. Т. к. Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг него сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий.

История музея

Этому музею уже более 100 лет, созданный по решению Горно-Алтайского ревкома в 1920 году, он вобрал в себя археологические, минералогические, палеонтологические коллекции и библиотеку известных исследователей Алтая Степана Ивановича и Николая Степановича Гуляевых. Именно эти коллекции, закупленные в 1918 г. Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г. И. Чорос-Гуркина, стали основой музея. О нем стоит сказать немного слов, т. к. эта личность оставила немалый след в истории Алтая.

Ученик самого И. И. Шишкина, профессиональный художник, вернулся из Петербурга на родину, чтобы, как писали его современники, «посвятить себя алтайскому пейзажу» и «популяризовать в художественном мире величественные красоты Алтая».

В 1935 году по заказу музея Г. И. Гуркин написал для отдела природы панно — «Альпийские луга», «Высокогорье», «Пустыня», как иллюстрации различных климатических зон Горного Алтая. И сейчас в музее много картин этого выдающегося художника.

1 из 2

Упоминание фамилии Григория Ивановича можно встретить на Алтае так часто, что по популярности он может тягаться разве что с Рерихом.

1
Эл музей

Судьба Гуркина типична для русских мыслителей его поколения: яркий стремительный взлет к вершинам отечественного искусства в первое десятилетие ХХ века, попытка построить в Горном Алтае государственность после февральской революции 1917 г., эмиграция ради спасения творческого наследия в период установления советской власти и гражданской войны; возвращение, освоение эстетики социалистического реализма в живописи, создание собственной художественной школы, репрессии и трагическая кончина — расстрел в 1937 г.

Тем не менее, несмотря на значительность фигуры Гуркина для истории Алтая и то, что он проявил инициативу, и купленная им коллекция положила начало этому музею, музей носит имя композитора и краеведа Анохина Андрея Викторовича. А все потому, что именно с его появлением активизируется работа в музее и начинает приобретать нужное направление. Но тут еще, скорее всего, сыграл роль тот факт биографии Чороса-Гуркина, что он был репрессирован (но это субъективное мнение). Но прежде чем музей стал носить имя Анохина прошло 70 лет… В 1989 году группа инициаторов, среди которых была нынешний директор музея Римма Михайловна Еркинова, выступила с предложением присвоить музею имя выдающегося исследователя Алтая Андрея Викторовича Анохина. И 8 июня 1990 года приказом № 204 Министерства культуры РСФСР Горно-Алтайскому областному краеведческому музею присвоено имя его создателя — А. В. Анохина.

А 18 апреля 2002 году музей получает новое наименование — «Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина.

Стоит сказать несколько слов о здании. Нынешнее здание было построено в конце 80-х. А вначале своего существования музей не имел постоянного помещения, потом занимал бывшую лавку купца М.В Тобокова в с. Улала (ныне Горно-Алтайск), затем бывшую лавку и жилой дом купца М. М. Бодунова.

Музей до сих пор размещается в здании, построенном в 80-х, но оно изменилось до неузнаваемости. И имеет интересный современный вид благодаря проекту мастерской бийского архитектора Евгения Геннадьевича Тоскина. Этот проект в 2003 году на Сибирском ежегодном смотре-конкурсе, в номинации «Здания общественного и промышленного назначения» получил приз «Золотая капитель».

В 2010 году площадь музея была увеличена, сейсмостойкость усилена. На фасаде изображен типичный представитель древнего прошлого — «небесный» олень с откинутыми на спину ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. На здании музея, оригинального «храма культуры», кровли и наклонные поверхности стен которого напоминают горные склоны и курганы, рядом с «небесным» оленем расположена надпись «Эл Музей», что означает «Национальный музей». С темой кургана перекликается главный вход.

В музее несколько постоянных и довольно таки интересных экспозиций.

На первом этаже в фойе в момент нашего посещения была размещена интересная фотовыставка. А в соседних с сувенирным отделом залах — временные экспозиции. Здесь же на первом этаже разместился отдел природы.

1 из 13

Первые поступления в его фонды были отмечены в 1924. И если изначально в его фондах были лишь специально собранные гербарии, коллекция минералов и ряд чучел. То сейчас экспозиция гораздо богаче и интересней. Правда, в 20-х годах в музее помимо чучел можно было посмотреть на живых представителей местной фауны, т. к. был создан живой уголок, в котором жили бурундуки, летучие мыши сова и филин. Но даже если бы сейчас здесь было живое зверье, а не их чучела, то все равно, это был бы не самый интересный отдел музея. Самое интересное еще только впереди…

Древняя история

Алтай много лет тому назад стал местом селения первобытных людей, зарождения культуры кочевников, появления первозданного языка тюркских народов. Тут, на Алтае, пролегала часть великого шелкового пути, а так же путь племён гуннов, полчищ джунгар, «тьмы» Чингисхана. В горном Алтае кануло в лету много азиатских государств — тюркских каганатов.

Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в Горно-Алтайске. Во время раскопок стоянки были найдены примитивные каменные орудия.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

2
Эл музей

В конце IV — начале III тыс. до н. э. на территории Горного Алтая из восточно-европейских степей пришли племена с развитым скотоводческим комплексом, знакомые с производством металлов (афанасьевская культура). По антропологическим показателям афанасьевцы относились к европеоидному типу. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м).

3
Эл музей

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Наиболее известной культурой раннего железного века является пазырыкская. Ее поселения известны практически на всей территории Горного Алтая. Пазырыкцы имели активные связи с населением Китая, Средней и Передней Азии. Основой хозяйства пазырыкцев являлось разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, овец, яков. Находки на многих поселениях свидетельствуют о наличии земледелия. Другие жители умели строить деревянные дома, но наиболее распространенным жилищем была войлочная передвижная юрта-кибитка. Такой тип жилища определялся характером скотоводческого хозяйства, связанного с сезонными перекочевками.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. По находкам, сделанным в пазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусстве алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки — все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т. к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир. Изображение оленя есть можно увидеть на фасаде музея и на татуировках «принцессы Укока», о которой расскажу ниже. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них — грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.

2
Эл музей

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север — юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов.

1
Эл музей

К концу III  в. до н. э. Южная Сибирь от Байкала до Алтая была включена в состав империи хунну, доминирование которых закончилось в начале I тыс. н. э. концу III  в. до н. э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. Кстати, у хуннов с пазырыкцами схожи погребальные обряды.

1
Эл музей

В V—VII вв. н. э. на Алтае сформировались племена теле и текю, предки современных тюркоязычных алтайцев. В VI в. в Центральной Азии образовалось круп, полуфеодальное государство — Тюркский каганат (552–745), после падения которого Алтай попал под власть Уйгурского (745–840) и Кыргызского (VIII — начало XIII в.) каганатов. Власть енисейских киргизов длилась до начала X в. В начале X в. власть перешла к киданям, владения которых простирались на восток до Алтая. В XII — начале XIII в. весь Алтай и прилегающие к нему степи и лесостепи оказались под властью западных монголов — ойратов, или калмыков, известных тогда под именем джунгаров; вскоре территория Алтая вошла в состав Монгольской империи, потом оказалась под властью Джунгарского ханства.

1
Эл музей

Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней.

2
Эл музей
1
Эл музей

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также кезер таш. Эта группа памятников относится к VI—IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь — в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Их еще называют «каменные бабы», но в данном случае, это не совсем правильно, т. к. кезер таш никогда не изображали женщин, а только воинов. Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее — гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли.

1
Эл музей

Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках.

Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя. В атриуме музея можно увидеть несколько подобных изваяний кезер таш.

XVII — XVIII вв. происходило присоединение территории современной Республики Алтай к России. Проходило оно в 3 этапа. На начальном этапе (XVII — 1-я половина XVIII в.) происходило постепенное расширение границ Российского государства к предгорьям Алтая. Северная часть Горного Алтая стала буферной территорией, а населяющие ее племена оказались на положении двойной зависимости от России и Джунгарии. На втором, переломном этапе (середина и вторая половина 50-х гг. XVIII в.), связанном с гибелью Джунгарского ханства, алтайцы-теленгуты добровольно приняли российское подданство. Территория Горного Алтая, за исключением восточной и юго-восточной части, отошла к Российскому государству. На 3-м этапе присоединения, длившемся до 1860-х гг., в состав Российской империи вошли оставшиеся части территории Горного Алтая.

Этнография

Алтайцы — коренное население Республики. Но под этим словом объединяют несколько национальных групп — кумандинцы, телеуты, челканцы, теленгиты и др. Об этническом составе коренного населения можно прочитать на информационных стендах в отделе «Этнография».

1
Эл музей

Здесь же представлена традиционная одежда коренного населения.

1
Эл музей

Особенно интересна женская одежда.

2
Эл музей
2
Эл музей

Чегедек — безрукавная распашная одежда замужней женщины, которую алтайки носили многие века, вплоть до 1930-х годов.

3
Эл музей

К поясу выходного, праздничного чегедека пришивали украшение белдуш — металлическую бляшку с чеканным или тисненым орнаментом. К белдушу подвешивали ключи от сундуков и байры — маленький кожаный мешочек с зашитым пупком ребенка «кин». Вместе с пупком в мешочек зашивали монету и хвою можжевельника — особо почитаемого растения у алтайцев. А также пулю, чтобы мальчик был удачливым охотником, или бусинки — для девочки. Мешочки украшали пуговицами, раковинами каури, кисточками из ниток. По количеству и форме байры можно было определить сколько детей и какого пола у алтайки. Треугольные и четырехугольные изготовлялись для пуповин девочек, стрелообразные — для мальчиков.

2
Эл музей

Интересно то, что прически и украшения говорили о материальном положении и социально-возрастном статусе женщин. Девочек впервые стригли в 3-х-4-х летнем возрасте и оставляли челку «чурмеш» и заплетали одну косу. В возрасте 12–13 лет начинали отращивать волосы. Когда волосы достигали нужной длины, чурмеш делили пополам, а с двух сторон на висках заплетали косы «сырмал». После этого девушку подпоясывали кушаком на концах с кисточками. Алтайку с этим кушаком и косичками называли «шанкылу бала», что означало ее вступление в возраст невесты. Когда же женщина выходила замуж, то одним из свадебных обрядов было заплетание двух кос и вплетение туда украшений, одним из которых был кажагай. Его делали из раковин каури, бус и металлических изделий. Ракушки нанизывали в четыре ряда, и каждый ряд прикрепляли к кожаному ремню, который был стержнем украшения. Длина кажагая зависела от его звеньев, а количество звеньев и количество раковин свидетельствовало о материальном достатке владелицы украшения.

2
Эл музей
2
Эл музей

Т. е. глядя на внешний вид алтайки можно было определить не только семейное положение и количество детей, но и достаток.

Основной тип жилища алтайцев — переносная войлочная юрта и конусообразный аил. Аил можно увидеть в атриуме музея, там же где и каменные изваяния кезер-таш.

1
Эл музей
3
Эл музей

Традиционной религией был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир.

3
Эл музей
1
Эл музей

Его последователи верят, что все явления природы, от людей и животных до гор и рек, наделены жизненной сущностью или душой. Посредниками между людьми и духами были и остаются шаманы (по-алтайски «камы»), которые с помощью шаманского бубна («тюнгура») могут путешествовать в иные миры и общаться с потусторонними силам. Причем бубен в данном случае воспринимался как ездовое животное. Изготавливался бубен из обода и обтягивался с одной стороны кожей молодой лошади или марала. У бубна была деревянная рукоятка с изображением «ээзи», символизирующим предка шамана, в память которого и был сделан бубен. На горизонтальной железной поперечине («кириш») располагали металлические подвески «конгура»: они олицетворяли стрелы, которыми шаман отражал злых духов. К поперечине бубна подвязаны цветные ленты и подарки — они символизировали одежду шамана-предка.

1 из 7

Вообще по шубе «мандьяк» можно сказать с какими духами общается шаман.

1
Эл музей
2
Эл музей

Основных элементов в шаманской шубе было около 30, но общее число деталей могло доходить и до 600. Например, колокольцы были броней шамана, данной от бога Кудай. При нападении злых духов шаман ограждался от них с помощью звона. Жгуты символизировали крылья («канат»), а пучки перьев филина («ульбрек»), прикрепленные к двум плечам мандьяка, — двух беркутов, которые несли кама к духам-предкам — «тec». Также в традиционное одеяние шамана входила шапка «куш бёрюк» — шапка-птица с раковинами каури.

2
Эл музей

Так как с присоединением Алтая к России на его территории появились русские здесь же можно увидеть реконструкцию традиционной русской избы, национальную русскую одежду и предметы быта.

1 из 3

Плато Укок

Но настоящей жемчужиной музея является «принцесса Укок». Мумия молодой женщины пазырыкской культуры скифского периода (V–III века до н. э.), обнаруженная экспедицией археологов в 1993 году на плато Укок, на самом деле никакая не принцесса. А как предполагают ученые — целительница-шаманка, но то, что она много значила для своего племени, в этом нет никаких сомнений.

От многих других подобных находок «принцессу» отличает богатая татуировка на теле.

Такие татуировки могли указывать на роль человека в обществе, выделять воинов, жрецов, вождей племен, глав родов. Татуированные руки «Укокской принцессы» были знаком ее высокого социального статуса.

Так же на высокий статус захороненной указывает то, что курган был высокий и одиночный. Для пазырыкской культуры характерны семейно-родовые кладбища, состоящие из многих курганов, расположенных цепочкой.

На высокий статус погребенной указывает и ее «сопровождение» в загробный мир, необычное для женщины: «сопутствующее» захоронение мужчины и трех верховых коней, редкие чужеземные вещи, такие как шелк и семена кориандра.

2
Эл музей

Мумия хорошо сохранилась благодаря изначальному бальзамированию, удалению внутренних органов, большой глубине захоронения и особому микроклимату, созданному саркофагом из лиственницы и толстым льдом. В захоронении так же обнаружили хорошо сохранившиеся одежду и обувь, посуду и лошадиную сбрую, а также украшения и ритуальные вещи. По особенностям одеяния и сопроводительным предметам археологи предположили, что женщина, погребенная в возрасте 25–28 лет, обладала неким особым даром и, вполне вероятно, при жизни была жрицей, предсказательницей или врачевательницей.

В отделе представлена реконструкция захоронения.

3
Эл музей

Достаточно рослая женщина (165 см) лежит на боку со сложенными на животе руками и согнутыми коленями. Голова повернута в сторону. Изначально она была обрита и прикрыта высоким париком из человеческих и конских волос. Так же эксперты пришли к выводу, что эта молодая женщина умерла от рака молочной железы. Исследования также показали серьезные травмы правого бока, полученные незадолго до кончины в результате падения с лошади.

Принцесса Укока в Алтае занимает особое место в сознании местного населения. Большинство жителей считает, что она не должна покидать пределы республики и связывают с ее транспортировкой и нахождением в Новосибирске в течении нескольких лет все природные катаклизмы, произошедшие за этот период на территории республики Алтай.

Именно из-за нее началась реконструкция здания музея. Для «принцессы Укока» был построен специальный зал. Стеклянно-вакуумную капсулу поместили ниже уровня земли за стеклянной стеной, дабы создать иллюзию её «захоронения».

26 сентября 2012 года состоялось торжественное открытие нового здания. Незадолго до этого события из Новосибирска в Республику Алтай вертолётом доставили мумию женщины Укока.

Общий бюджет реконструкции составил в 742 млн. рублей. Главным спонсором был «Газпром». Его вклад в реконструкцию выразился в 697 млн.

На открытие собралось более двух тысяч человек, в их числе и глава «Газпром» А.Миллер.

У посетителей музея есть возможность увидеть мумию. Она хранится в специальном саркофаге, доступ к ней открывается в определенные дни и часы исходя из традиций и обычаев алтайского народа. Режим экспонирования мумии Экспонирование мумии (musey-anohina.ru)

Время работы музея: среда-суббота с 9:30 до 18 часов, воскресенье с 9:30 до 17 часов, понедельник-вторник — выходной.

Источники:

Магические традиции народов Алтая (culture.ru)

История Горного Алтая (visit-altairepublic.ru)

Национальный музей имени А. В. Анохина | Главная (musey-anohina.ru)

Комментарии

Национальный музей имени А. В. Анохина

г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 46 Подробнее об объекте