Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 17:27

Боголюбово, Владимир — Россия Январь 2022

Как же непросто живётся путешественнику))) То одолевают муки выбора направлений, то вносят коррективы погодные условия или разросшийся до мировых масштабов пресловутый ковид, то не складывается с поиском единомышленников для реализации задуманного. Но, если речь не об обычном путешественнике, а о туристере, любая задача упрощается априори:)

Идея знакомства с многовековым культурным наследием «золотоколечных» городов зрела давно, но пика достигла именно сейчас. Ведь раньше, когда было удобно воспользоваться возможностями готовых туров в расширенном или усечённом формате охватывающих все или большую часть отнесённых к данному маршруту городов, всё откладывалось на потом. Но как только из-за ковидных перипетий спрос на путешествия в целом и данное направление в частности с выездом из Смоленска заметно упал, потянуло в те края.

Промониторив предложения проверенной московской турфирмы, мы со Светой решили положиться на себя, сойдясь на том, что в мини-трипе посетим Владимир, Суздаль и Боголюбово. Отгоняя прочь сомнения об усечённом зимнем световом дне, ограничивающем масштабы передвижений, и морозах, не способствующих длительному пребыванию на улице, принялась вместе с тем сочинять собственный маршрут с максимальным насыщением. Забегая вперед, признаюсь, что по Суздалю не успели едва ли не половину из запланированного, но впечатлений и без того хватило с лихвой.

Поскольку мы обе прибывали в Москву в один день, 3 января (Света из Воронежа, я из Смоленска), посчитали оптимальным передохнуть после дороги и уделить определённое время рандеву со столицей. Хотелось прочувствовать причастность к атмосфере настоящего праздника, воссозданного во многих уголках Москвы благодаря щедро разбросанным ярким, местами помпезным, новогодним декорациям, размах центральных площадей и доехать до зимнего Царицыно, соблазнившись роскошными Катюшиными фотографиями, а также до гостиницы «Украина», куда в этом году переместили новогодние инсталляции от Курского вокзала. Главное, что следовало понять как можно раньше, что не стоит предаваться панике, не успевая многое из перечисленного, а просто наслаждаться моментом здесь и сейчас.

Стабильно навещаю новогоднюю Москву четвёртый год кряду и в предыдущие визиты воспринимала толпы таких же «понаехавших» туристов, как и мы, спокойнее. Но в этот раз интернациональное столпотворение изрядно подпортило впечатление, на порядок сократив намеченные планы. Местами приходилось продираться сквозь толпу, выстаивая очереди к бесконечным рамкам-металлоискателям, проклиная про себя оттаптывающих ноги «соседей» по «несчастью», теряя терпение вкупе с желанием вообще что-то смотреть и фотографировать. Негативные посылы сгладило приятное общение со Светой, с которой нашли общий язык с первых минут встречи.

Про едальни, посещённые в путешествиях, рассказываю редко, но на сей раз упомяну о приятных открытиях в виде отдельных столичных заведений. Безоговорочно порекомендую ресторан «Гонконг», что расположен на 24-м этаже выбранного нами отеля. По совету Ларисы встретились за ужином в тёплой компании друзей по сайту именно там, а отведав по её же совету блюдо под названием «карп-белка», словили гастрономический экстаз. Столики бронируйте заранее. Быстрее расхватывают те, что с панорамными видами на столицу и парк Сокольники. Сейчас понимаю, как нам повезло, что единственный столик в тот вечер оказался свободным.

Со Светой заглянули в ещё одно уютное заведение в центре Москвы. Целенаправленно искали «Хлеб насущный» на Большой Никитской улице, и не пожалели, что проделали довольно длительный пеший путь до него. Аутентичные интерьеры, доступные цены, быстрое обслуживание и вкус заказанных блюд — те преимущества, что отмечу для данного заведения.

Обозначать столичный маршрут подробнее нет смысла, учитывая, что новых локаций, кроме парка Сокольники, среди прочего не прибавилось. Альбома с красочными иллюстрациями давно знакомых столичных мест, на мой взгляд, вполне достаточно. А если кто-то по чистой случайности ещё не доехал до новогодней Москвы или пребывает в поиске интересных объектов и эмоций, к услугам рассказы предыдущих лет:

Столичный Weekend, или музейно-гастрономический поход

Столица в праздничном убранстве, или музейно-гастрономический поход № 2

Столица в праздничном убранстве, или музейно-гастрономический поход № 2. Окончание

Московские бродилки или повторение пройденного с элементами новизны

В столицы на новогодних каникулах. Москва

Удобное расположение отеля позволило довольно быстро добраться во второй день путешествия до Восточного вокзала, откуда в семь утра отправлялась электричка до Владимира. В пути провели неполных два часа и, одолев (не без труда) покатую лестницу, что ведёт от железнодорожного вокзала вверх до улицы Большая Московская, в начале десятого часа уже восторгались роскошными интерьерами владимирского  отеля.

Надежду на ранее заселение лелеяли до последнего, однако представители провинциального отельного бизнеса, вторя столичным, навстречу туристу не спешат. Предвидя подобный расклад, воспользовались исправно работающим приложением Яндекс-GO и поехали в Боголюбово.

В небольшом посёлке можно отыскать много интересного, но мы решили ограничиться двумя наиболее древними объектами — Свято-Боголюбским женским монастырём и храмом Покрова-на-Нерли.

Белоснежный облик древнейшего монастыря, что возведён в начале XII века князем Андреем Боголюбский на месте чудесного явления ему Божией Матери, будто растворился в таком же белёсом заснеженном пространстве. И только синие главки куполов прорисовывали очертания монастырских построек, сочетающих в себе византийские и традиционные русские элементы.

Мы прогулялись по территории, пообщались с добродушной служительницей, что предложила погреться в сувенирном ларьке, и заглянули в Собор иконы Божией матери, расписанный в 1870-х братьями Шороховыми масляными красками в стиле классицизма.

Смутивший взгляд таксиста, оторопело косящегося в навигатор и откровенно признавшегося, что не знает, как проехать к храму Покрова-на-Нерли, решимости не поколебал. Пробраться к объекту можно было, решившись на преодоление порядка двух километров запорошенного пути за железнодорожной насыпью в конце проезжей дороги. И всё же, метаясь какое-то время в сомнениях, не стали рисковать, ибо трескучий мороз при поддержке усилившегося северного ветра растоптал первоначальные порывы напрочь. По ощущениям казалось, что под тёплые пуховики и шапки пробираются не -14, а -24 градуса, если не больше…

Возвратившись во Владимир, зашли в рекомендуемое Трипадвизором кафе под названием «Гостиная Мука», где вкусно пообедали в приятной атмосфере и, наконец, согрелись.

Антураж, скорость обслуживания и кухня в заведении без нареканий. Тесновато, правда, и мало вешалок. А больше и поставить было бы некуда. Но в целом едальня приятная.

Исторически сложившаяся совокупность храмов, административных зданий, келий и хозяйственных построек, обнесенная крепостной стеной с бойницами, основанная в 1191 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо и носящая название Богородице-Рождественского монастыря, возникла на пути в числе первых достопримечательностей древнего центра Владимира. Сейчас здесь расположен действующий мужской монастырь. Среди прочих монастырских построек знаковым выступает Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где в ноябре 1263 года был погребен святой благоверный князь Александр Невский.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

В камерном затемнённом внутри храме сложно что-либо разглядеть, а фотографировать и вовсе невозможно. Бдительная служительница цербером шествовала за нами, едва рискнула вытащить из кармана пуховика телефон.

Не обнаружив в периметре монастыря каких-либо ещё доступных для посещения храмов, покинули территорию, двигаясь дальше до Александро-Невского сквера. Предположу, что в сквере, разбитом вокруг памятника Александру Невскому, приятнее летом, зимой же здесь не за что зацепиться.

Разве что за панорамный вид на берег Клязьмы и промышленную часть Владимира, довольно спорный в зимних условиях на сугубо индивидуальный взгляд.

Стены Богородице-Рождественского монастыря

Оставив позади нарядное здание Исторического музея (планировала сюда заглянуть, но передумала из-за избытка впечатлений),

направились к парку Липки, где сосредоточены не только ярмарочные павильоны с сувенирами, яркие декорации и аттракционы, но и главные святыни древнего Владимира: Дмитриевский Собор, Часовня Богоматери и Успенский Собор. Музейный центр Палаты, что значился к посещению, расположен здесь же.

Возведённый в 1190-е годы Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освященный в честь Дмитрия Солунского Дмитриевский собор представляет собой классический образец владимиро — суздальского зодчества времени его наивысшего расцвета. Под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» храм забрала под крыло ЮНЕСКО. Местные мастера того времени, что и говорить, постарались на славу, поражая внимание архитектурными формами строения, богатым резным убранством и некой торжественностью. Более полутора тысяч резных камней, в чьих сюжетах звучит идея прославления княжеской власти, богоизбранности праведного и мудрого правителя, украшают фасады храма.

Если пожелаете войти внутрь, приготовьтесь расстаться с символической суммой в 150 рублей. Впечатлённые внешней каменной резьбой, были заинтригованы тем, что ожидает внутри. Но от внутреннего убранства сохранились лишь несколько фрагментов фресок XII века, четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году репликой, надгробие первого владимирского губернатора Романа Воронцова, икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, попавшие впоследствии в Москву и вернувшиеся обратно из столичных музеев в копиях.

Икона Дмитрия Солунского

В хорошую погоду стоит задержаться на смотровой, примыкающей в виде небольшого возвышения к Собору. Отсюда хорошо просматриваются корпус Палат и северный фасад Успенского Собора.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

И виды на город. Всё те же, что и со смотровой у Александро-Невского сквера, не особенно выразительные.

Привыкшие к пронизывающим ветрам местные детишки, сигали с пригорков на «ватрушках», а мы поспешили в тепло, к экспозициям Музейного центра Палаты. Наверное, дабы не портить туристический «аппетит», сознательно опущу все достоинства данного музея, поскольку сказать, что понравилось, не сказать ничего. Надеюсь, что время для подготовки материала об объекте всё же найдется.

Поднявшись от Палат чуть вверх по невысокой обледенелой лесенке, попали на ещё один покатый холм с выделяющейся доминантой — Соборным комплексом, состоящим из Свято-Успенского Кафедрального Собора и часовни Богоматери. Вход в часовню с единственной святыней свободный, для входа в Собор необходимо приобрести билет (официальная стоимость для граждан РФ — 200 руб., но с нас почему-то взяли по 100).

«Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем», говорил, если верить источникам, в 1158 году князь Андрей Боголюбский, планируя заложить Собор. Высокое назначение Собора для древнего Владимира отразилось, прежде всего, в дерзкой по тем временам высоте. Более чем на тридцать два метра возвышается храм от основания до макушки, что на несколько метров выше двадцатидевятиметровой киевской Софии. Долгое время Успенский собор был не только главным храмом города, но и всей Русской Земли. Здесь венчались на великое княжение московские и владимирские князья (среди них А. Невский, Д. Донской, И. Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери. В XV веке храм послужил образцом итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти для строительства Успенского собора Московского Кремля.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

Внутри храма удивительно теплая атмосфера. И, несмотря на перечеркнутое изображение фотоаппарата у входа, никто не бегает по пятам, препятствуя съемке. В Соборе сохранился древнейший русский некрополь с 40 захоронениями владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и его сын Георгий Всеволодович. Здесь же символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского, перенесённая из Собора Рождества Пресвятой Богородицы, где побывали ранее. К слову, это единственный документально подтвержденный и точно датированный древнерусский памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва. Нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади — свыше 300 кв. м. Очевидно, что подобное благосостояние находится под защитой ЮНЕСКО.

На небольшой, припорошенной снегом площадке между двумя парками и монументами Андрею Рублёву и 850-летию Владимира, разместилась зона активно используемых в праздничные дни аттракционов и яркие новогодние декорации.

Памятник Андрею Рублеву

Ещё здесь бросается в глаза монументальное здание дореволюционной постройки «Дом дружбы», возведённое на средства владимирского купечества. В разные годы здесь размещались «Дворец пионеров» и Городская Дума. Говорят, что сейчас здесь проводят официальные приемы высоких гостей.

Периодически обнаруживая на улицах, площадях города и даже на фресках Успенского и Дмитриевского соборов символичные изображения или фигуры львов, задавалась вопросом о существующих взаимосвязях. Всё очень просто — символом Владимира является лев. В геральдике лев обозначает благоразумие, твердость, стойкость, на эмблематическом уровне это знак отваги, силы, храбрости, великодушия и милости.

На улице Большой Московской, что соединяет главные достопримечательности Владимира, помимо множества оригинальных малоэтажных купеческих домов и храмов, полно сувенирных магазинов, нарядно украшенных витрин, ярких вывесок, обозначенных фотозон, скульптурных композиций и инсталляций.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

Но по количеству городской скульптуры ни одна улица города не сравнится с живописной Георгиевской. На ответвляющуюся от Большой Московской извилистую Георгиевскую улочку свернули целенаправленно, двигаясь к музею «Старый Владимир», но до музея добрались гораздо позже, чем планировали. Небольшая в сущности улочка — настоящий «клондайк» для туриста!

Здесь масса старинных зданий, храмов, многочисленных памятников и смотровая с видом на парк имени А. С. Пушкина и Успенский Собор.

Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия
Ретро-колонка

Не только мы, но и маститый художник не смог проигнорировать дивную панораму, воспрявшую над поглощенным вечерней чернью оврагом.

Скульптура Художника

Продрогнув на смотровой, забежали погреться в один из сувенирных магазинов, что изобилуют на Георгиевской улочке,

но вывеска, замаячавшая над лестницей, ведущей на второй этаж, в буквальном смысле потянула за собой и мы переместились дальше в стильно оформленное заведение под названием «Литературный кофе», где застряли надолго.

За час до закрытия наконец добрели до музея «Старый Владимир» (открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, билет 150 руб., касса закрывается в 17.00), оригинально оформленный в здании водонапорной башни. Музей небольшой, и оставшегося времени вполне хватило для ознакомления с экспозицией, размещенной на двух этажах.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

Экспозиция повествует о владимирских реалиях конца XIX — начала XX в., показывая городскую жизнь в ее повседневном, обыденном течении, воссоздавая атмосферу старого Владимира — мещанского, чиновничьего, купеческого. Чтобы подчеркнуть колорит эпохи, воссозданы интерьеры комнаты в жилом помещении и нюансы отдельных приходских мест. Вместо пояснительных текстов подлинные выписки из книг, газет, журналов того времени. Местами также встречаются пикантные личные заметки и предметы.

Для полноты впечатлений хотелось проникнуться видами старого Владимира со смотровой, что обустроили на третьем этаже под «маковкой» башни, в безветренную солнечную погоду. А впрочем, и в вечерних сумерках было хорошо. Вот только жуткий ветер, хозяйничающий на площадке, прогонял вовнутрь.

Вид сверху на Никольскую и Спасскую церкви, Часовню 2000-летия Христианства и Патриарший парк.

К Театральной площади и Золотым Воротам подошли в кромешной тьме. И если ворота в условиях глубокого зимнего вечера подсвечены неплохо, освещение площади показалась недостаточным.

Для равновесия отправила бы несколько таких же массивных кованых фонарей с симпатичными загогулинами, что украшают нижний уровень, повыше, к Академическому театру драмы.

В летнее время дважды в день по центру площади разворачивается шоу светомузыкального фонтана, но зимние туристы по понятным причинам эмоций от созерцания данного действа лишены.

На небольшом отдалении от Театральной площади расположена роскошно-барочная римско-католическая церковь Святого Розария с нарядно оформленным вертепом у входа. Внутренности не сняла, поначалу растворившись в контеленном звучании органа, а после службы снимать интерьеры в толпе прихожан было неудобно.

Изрядно притомившись, завершили туристический день за ужином в ресторане «Владимир», расположенном в одноименном отеле, где остановились. Последующий день провели в Суздале, безусловно заслуживающем отдельного повествования, а оставшуюся половину третьего дня во Владимире отвели для отдельных локаций, что не охватили в первый день.

Ранним утром в парке Липки стояла тишина. Непроснувшиеся аттракционы отдыхали от детворы, памятники снисходительно взирали с высоты на редких прохожих, и лишь снегоуборочная техника сновала по компактному четырехугольнику, периодически издавая звук.

Смотритель, расчищавший снег на подмоге у шустро бегающих машинок в парке имени А. С. Пушкина, предостерегающе замахал руками, предположив, что ранним утром мы собрались на каток. Успокоив дяденьку, что не интересуемся прокатом, прошествовали дальше, к монументу Князю Владимиру и Святителю Фёдору.

Телефон поутру проживал своей жизнью, выдавая то соответствовавшие утреннему состоянию неба серые снимки, то высвечивал их неоново-чернильным, придавая таинственности. Удалять ничего не стала, ибо виды показались удачными в обеих колористиках.

Со смотровой, что окружает монумент, открывается панорамный вид на старую часть Владимира, что примыкает к Георгиевской улочке снизу, и южный фасад Успенского Собора с колокольней. На мой взгляд, отсюда самый удачный ракурс на храм из всех возможных.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

Не смогли отказать себе в удовольствии пробежаться по Георгиевской улочке ещё раз, чтобы взглянуть на разбросанные изюминки при дневном свете.

А затем вернулись на Театральную площадь, ибо словить открыточные виды Золотых Ворот в отсутствие автомобилей в очередной раз было жизненно необходимо. Кажется легко, но на деле — та ещё задачка.

При дневном свете удалось оценить сокрытый вечерними сумерками архитектурный облик здания бывшей Троицкой старообрядческой церкви, возведённой из красного кирпича в технике «крестовой кладки», представляющий собой редкий образец псевдорусского архитектурного стиля. Сейчас здесь размещён Музей Хрусталя, куда не попали из-за неудачного времени работы.

От пышнотелых, подсвеченных восходящим солнцем облаков, заполонивших небо, оторваться в то утро было невозможно. Порывались забраться на условную смотровую на Козловом валу, чтобы оказаться «поближе» к небу. Не менее пышные, устилавшие склоны сугробы охладили пыл. Да и время до электрички на Москву откровенно поджимало.

На Театральной площади

Обогнув памятник советскому критику и литературоведу, занимавшемуся в юном возрасте естественными науками во Владимирской духовной семинарии, а в зрелом активно участвовавшем в революционных движениях П. И. Лебедеву-Полянскому со смешными «помпончиками» из снега, осевшими на носу и голове, и корпус Владимирского государственного университета,

свернули к скверу Н. В. Гоголя, где утонули в объятиях разлапистых елей, что только к новогоднему празднику и наряжать. Почему только у городских властей не возникло подобной идеи?

Фактурные красавицы выстроились рядами на фоне выразительного неба, приглашая к фотосессии. Отказываться не стали)

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

В последний час, что оставался во Владимире, усмотрели в пролёте Никитской улицы зеленеющий вдалеке храм.

Никитская церковь — уникальный памятник архитектуры, построенный в стиле провинциального барокко в соответствии с традициями дворцового зодчества. Украшением храма является иконостас, изготовленный в период правления императрицы Екатерины II, а форма резных царских врат была аналогичной иконостасу Успенского собора.

По Золотому кольцу. Боголюбово и Владимир

О наличии смотровой на колокольне храма не подозревали, если бы не служительница, протянувшая ключ от двери и кивнувшая с пониманием вверх. Туда же, дескать, собирались? Желая завершить гештальт с несостоявшимся подъёмом на колокольню Ризоположенского монастыря в Суздале днём ранее, воодушевились внезапно свалившейся удачей. Но чтобы вскарабкаться наверх, пришлось потрудиться. Узкий лаз в компании с нависшим потолком внушали ужас. Пока, будто неповоротливые пингвины в пуховиках, добрались до смотровой, головой приложились не единожды. Если бы не плотные зимние шапки, в подарок из Владимира везли бы синяки.

В источниках прочла описание, что должны были увидеть сверху: «С колокольни открывается великолепный вид на старый и новый Владимир». Ага… размечтались. В условиях зимы с видами отсюда весьма проблематично. Разглядеть хоть что-то сквозь узенькие заиндевевшие оконца удалось благодаря усиленному совместному дыханию и работе ладошками)))

Если не капризничать относительно погодных условий, во Владимире было уютно. Город с его богатой историей и ощутимой в пространстве энергетикой, с эстетически оформленными улочками и площадями в старой части, застывшей в камне мелодией белокаменных древних храмов, оставил приятное послевкусие. Вот только морозец и ветер слегка отягощали прогулку. Как видится, в тёплое время года охватить за два дня можно было бы больше.

Советы и полезная информация:

1. Мониторьте время работы музеев и храмов и санитарные дни. Скомпоновать их посещение в небольшой временной промежуток нахождения в городе довольно сложно. Некоторые объекты участвуют в программе «Пушкинская карта». Успенский Собор и «Музей хрусталя», например.

2. Популярные едальни Владимира заполнены в новогодние каникулы под завязку. Будьте готовы к тому, что время приема и ожидания заказа затягивается.

3. Масочный режим требуют соблюдать на всех объектах (музеи, храмы, транспорт, рестораны).

4. Достопримечательности исторической части города расположены довольно компактно и не слишком удалённо друг от друга. Необходимости в использовании городского транспорта нет.

5. То ли зимний климат в городе соответствующий, то ли так совпало, но все дни было ветрено. Утепляйтесь. Лишним не будет.