Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:26
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Аддис-Абеба, Арба-Мынч, Джинка — Эфиопия Январь 2007

Вся наша группа вышла в пустой зал прилёта в аэропорту Аддис-Абебы. После 12 часов дороги мы были на месте. Поменяли деньги на быры (8,5 бырр — 1 доллар), прошли таможню, встретились с гидом.

Вначале он представился Максимом, чтобы мы не путались с его именем. Но, по-настоящему, звали его Андом, фамилия Соломон. Он хорошо говорил по-русски, закончил МИСИ. Внешне, как две капли воды, похож на Фёдора Бондарчука, только чёрный вариант. Отец Андома тоже учился в России.

В аэропорту Аддис-Абебы вывеска «Добро пожаловать» на 6 языках, в том числе на русском. Время в Эфиопии своё, день начинается в 6 утра — это 0 часов, начало дня. Летоисчисление тоже отличается, в году 13 месяцев. В 2006 году там шёл 1999 год.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Нас загрузили в 3 джипа «Тойота Лэнд Круизер-100» и повезли в отель. Подъезжаем, машина освещает забор и здание фарами, видим как на отель не спеша и основательно справляет нужду прохожий. Обидно, ведь нам там ночевать…

Не буду рассказывать об отелях Эфиопии… После подобных ночёвок звезду героя нужно присваивать постояльцам — и к этому желательно быть готовым.

На момент нашего визита обострились отношения с Сомали. Эфиопы подвергли ракетному обстрелу аэропорт в Могадишо. Помня о подобном, я вышел в город прогулялся.

Эфиопы народ колоритный!

Напряжения в людях не чувствовалось.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Патруль военных с автоматами и всё. Когда солдаты повернули за угол, на меня набросилась толпа попрошаек. Пришлось вернуться в отель.

После мы всей группой загрузились в машины, заехали в супермаркет, купили продукты для экспедиции, взяли повара, палатки и рванули в сторону Юга.

В начале движемся по хорошей асфальтовой дороге. Пейзажи пустынные.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Слева остаются озёра. Мы туда не заезжаем, нет времени.

Делаем в одном месте санитарную остановку.

Не тут-то было: вначале двое мальчишек прибегают, через минуту их 7, через две минуты — 12, через пять минут — толпа. Наверно, место плохо выбрали…

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Но далее, увы, ситуация повторяется.

Сперва дети, затем подтягиваются взрослые, все просят денег или просо глазеют.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Территория Эфиопии заселена компактно, проблема туалета для женщин сложна… До Шашамени мы двигались по трассе ведущей на ЮАР, затем пошли по грунтовой дороге.

В Шашамени удалось пообедать. Андом объяснил, что большинство людей в этом городе мусульмане, им дали немного денег и построили мечеть.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

В семь вечера стемнело. По темноте мы прибыли в отель города Содо. Отдых в предыдущем отеле, по сравнению с этим, воспринимался теперь как далёкая сказка. А ведь это ещё не самый юг Эфиопии.

Кое-как переночевали и двинулись дальше. Люди становятся всё более и более колоритными.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Пастухи гонят большие стада коров и коз, поля хлопка сочетаются с посевами кукурузы.

На одном из перегонов запомнилась такая сценка: шустрый бык заскочил на корову и успел сделать своё дело. Надо было видеть, как хозяин орал на пастушка, отчего тот рыдал горючими слезами.

Слева остаются коричневые воды озера Абая, справа покрытые лесом горы.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Нашего водителя зовут Йяя. Два других Бузаю и Теди. Они постоянно переговариваются по рации, переживают за Теди.

Только и слышно как последнего учат жизни, ведь он молод и горяч, а дорога сложна.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

После обеда возле города Арба- Мынч (Cорок источников) нас завезли в Национальный парк, на озеро Чама.

Грунтовой дороги к озеру нет, прошли дожди и движемся по неимоверной грязи в отдельных местах. Резина у джипов плохая, иногда буксуем.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Йяя прошёл грязь, Бузаюф осилил, а Теди сел. Вытаскиваем его тросом. Ну что же ты, Теди!

Рассаживаемся по лодкам, совершаем небольшой круиз.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Крупных животных в Эфиопии очень и очень мало.

На озере мы видели двух бегемотов, трёх крокодилов и пеликанов.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Зато полно всякой мелочи, типа бабочек и мелких птичек.

В нашей группе был профессор-энтомолог Михаил, он объяснял кто есть кто.

Зато бабуинов узнали сразу. Возле пристани туристы бывают часто и бабуинов подкармливают. Матёрый самец привёл семейство и ждал, пока мы катались по озеру.

Что любопытно, от мужчин держался на расстоянии, а к женщинам проявил расположение и даже брал угощение из рук. Насытившись сам, отошёл, разрешив приблизиться к нам самкам и детёнышам.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Движемся в сторону Консо. Люди приветствуют нас, машут руками, кричат:«Хайленд». Андом объясняет, что они просят пустые бутылки от воды с подобным названием.

В одном месте прошу Йяя остановиться. В луже от глубокой колеи купается голый человек. Он основательно намыливает себя, мимо проходят женщины с хворостом, мужчины на осликах везут товары, никто не обращает на него внимания. Нас он увидел, застеснялся и нырнул в лужу с головой. Пришлось уезжать, дабы не утонул.

Проезжая малые городки, мы с интересом рассматривали закутанных в белые одежды женщин. В этот день у эфиопов проходил религиозный праздник.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Эфиопия (Абиссиния) — цитадель христианства на чёрном континенте, это всегда сближало её с Россией. В конце 19 века её посещали Н. Гумилёв, будущий белогвардейский атаман П. Краснов, А. Булатович и другие известные русские люди.

Николай Гумилёв встречался с императором Хайле Селласие (тогда просто молодым человеком). Пытаясь вызволить от жестокого мужа красивую эфиопку, поэт сам угодил в тюремную яму, бежал и чудом спасся.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Пропадает роуминг, появляется народность Консо. Все заняты в этом районе сельским хозяйством, выращивают капусту «Шифароу», хлопок и кукурузу. Мужчины ходят с копьями, на голове панама. Женщины одеты в двойные юбки.

Подъезжаем к недостроенному мосту через быструю речку и видим следующую картину. Консо плотным кольцом оцепили джип европейцами. Народу всё прибывает, водитель кого-то сбил. Обстановка накаляется, не позавидуешь людям в машине. Нашу колонну пропускают.

Через час, по темноте, Йяя привозит нас в отель города Консо. Двух других джипов нет. Затем в скрюченном состоянии Бузаюф доставляет всех наших. У Теди поломка, его притаскивают позже на буксире. Пробит камнем радиатор. Может сам попал, может кто в толпе бросил. Водители сняли радиатор, замазали холодной сваркой и утром машина была исправна.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

В группе были два тридцатилетних брата из Белорусии Николай и Эдуард. Женщины Консо предлагали им постоянно что-то непонятное, цена фигурировала 500 бырр. При этом обидели бабоньки Михаила, который постарше и цена для него озвучивалась 200 бырр. Что касается меня, я опускал глаза и прятался за жену.

После Консо движемся по горам, высота над уровнем моря более 2000 м. Дети пляшут вприсядку на обочине — так они просят туристов остановиться. Можно ставить эфиопскую народную музыку и смотреть в окно, лучше любого видеоклипа.

Останавливаемся, подбегают и кричат обычную здесь фразу:«Ю, ван бырр… Ю, ван бырр…»

Консо хорошие земледельцы, видим в что-то похожее на террасные огороды. Горы заканчиваются, дорога спускается вниз, закладывает уши, становится жарко как в теплице.

Появились украшенные бисером племена Цамай. Затем проезжаем племена Эрборе.

Об этом более подробно здесь — Племена, племена мимоходом из окна

Впереди новый горный массив, объезжаем его с левой стороны. Поднимаемся на перевал, высота 1400 м. Здесь прошёл мощный ливень, уничтожив старую трассу, но машины уже пробили новую.

Когда более ста лет назад Абиссинию посещал Булатович, дороги были превосходные, все племена участвовали в строительстве, каждый человек следил за вверенным ему участком. Ну и теперь тоже не совсем всё плохо. На отдельных участках можно двигаться со скоростью 60 км/ч, в отдельных местах мы набирали под 90 км/ч.

Ближе к вечеру попадаем на территорию народа Хамер. Сегодня Новый Год, а мы даже не определились с ночёвкой. Подъезжаем к броду через реку Каски и видим — два грузовика попали в плен. Один засосало по самую кабину в песок, у другого она чуть-чуть виднеется. Один хотел вытащить другого, но в итоге тоже застрял. Водители успели выскочить, но картина по-любому жуткая!

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Скоро стемнеет, а мостов нет. Местные ребята показывают где лучше проехать. Водители переговариваются по рации, опять слышится:«Теди… Теди…" Останавливаться в реке нельзя, песок может засосать машину вместе с пассажирами. Человеку по колено, но джип садится глубже. В салон сочится вода, но мы не останавливаемся. Йяя прошёл, Бузаюф прошёл, очень боимся за Теди. Но он в этот раз не подвёл.

Водители раскидывают багаж, палатки собирают ребята хаммеры и через 20 мин. приглашают заселяться в палатки. Спальные мешки мы с женой не брали, постелили простынь на матрасы и скажу честно — в палатках жить лучше, чем в эфиопских отелях!

Не зря тащили повара из Аддис-Абебы. Он быстро приготовил ужин, очень вкусные макароны с соусом. Ну, а вся наша группа готовилась встречать Новый Год. После долгих споров выбрали место для посадки ёлочки. Нарядили её, положили подарки и пошли прогуляться вдоль реки Каски. Уровень воды стал спадать, но что тут было когда река разливалась!

На юге Эфиопии редко бывает дождик мелким и моросящим, если зальёт, то так, что вода может изменить рельеф местности в низинах.

Плохая новость — у экспедиции поменялся маршрут, в долину реки Омо не попадаем из-за размытой дороги.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Зато удалось плотно пообщаться с хаммерами и с мурси. Об этом я уже писал:

Люди народности Хаммер

Свадьба в племени Хаммер

Соблюдая хронологию, вернёмся к путешествию:

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Впереди плакат «Добро пожаловать в Джинку», но нас не пускают, за въезд нужно заплатить. Андом показывает бумажки, что мы платили. В общем развели, платим повторно. А на другой стороне плаката красивая девушка советует, купить при отъезде из Джинки презервативы определённой марки.

Джинка городок интересный. Расположен на склоне небольшой горы.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Взлётное поле аэродрома плавно переходит в африканский бульвар, который имеет две полосы движения. Между ними деревья и кустарники с колючей проволокой, чтобы коровы и козы не поели зелень.

Бульвар упирается в гору. На вершине музей и очень красивый вид на окрестности. В Джинке четыре церкви и одна мечеть.

В хороших отелях места были заняты. Мы остановились в больнице Красного Креста. Твёрдую звезду такой ночлежке можно присвоить.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Повар стал заниматься ужином, многие хотели отдохнуть, ну, а я пошёл погулять.

Налетела ватага ребят:«Ю ван бырр…. Ю ван бырр». Я не думаю, что им один бырр нужен. Просто такая форма общения с иностранцами.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Как караул, одни дети меняли других, после перемещения из одного квартала в другой. Я перестал обращать на них внимание. Детвора отстала, когда я зашёл в кафе, где делают свежевыжатые соки из папаи, манго, ананаса, авокадо. Очень вкусно и не дорого — один стакан 4–5 бырр.

День и ночь поменялись местами, полная луна осветила Джинку. Местный люд ложится с закатом и встаёт с рассветом, а мы до 12 ночи не спали, делились впечатлениями.

Внимательная попутчица углядела, что здесь вместо такси используют тачки с одним колёсиком, на каждой госномер.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Профессор-энтомолог оказался очень рад редким бабочкам. Эдику и Николаю предложили траву «почти даром». Всю ночь кусали комары, а я уж думал их здесь нет. Когда удалось уснуть, запели петухи, им начали вторить собаки. Перед рассветом, словно извиняясь, запел мулла. Громко, но как-то тоскливо и одиноко звучал его голос.

После завтрака мы ездили к мурси. Кто интересуется, предлагаю заметку — Тарелка из племени Мурси

Ночь в Джинке. Опять комары. В палатках спать лучше. Утром через Кай Афер движемся в Арба-Мынч. Делаем остановку.

Я замечаю, у нашей Тойоты капает жидкость. Йяя определяет, что потёк радиатор. Запасов воды совсем нет, мы на это не рассчитывали. Заливаем оставшуюся питьевую воду в систему, а ехать ещё очень и очень много. Йяя мчит как бешенный. Справа и слева мелькать начинают термитники, похожие на кулак с оттянутым вверх средним пальцем.

Пересекаем реку Уэйто, племена Цамай закончились, мы территория Консо. Жидкость продолжает уходить, температура подниматься. Йяя находит какую-то лужу. Набираем воды, засыпаем пачку чая в радиатор и мчимся дальше. Нам нужно дотянуть до места, где Консо джип задержали. Из-под капота пробивается пар, температура критическая.

Добравшись до реки, останавливаемся. Женщины и дети консо сперва не верят своему счастью, потом дружно налетают и начинают просить денег. Отвлекаю их на себя. Йяя успевает набрать воды, потом отбиваемся совместно от попрошаек и едем дальше.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Добираемся до Арба-Мынча и сразу темнеет. Размещаемся в хорошем 3-х звёздочном отеле. В ту ночь я уснул как подкошенный.

Отель расположен с видом сразу на два озера — Абая и Чама. Между ними гора, за ней Национальный парк, и следующий день мы выезжаем на сафари в это место. Интересна сама по себе дорога. В начале любуемся островками на озере Чама, затем джипы штурмуют гору, и вот прекрасный вид на коричневые воды Абая.

Андом рассказал, что за озером Чама, где нет дороги, живут совсем дикие племена, и к ним нужно плыть на лодке. Ну, а животных в Эфиопии, повторюсь, почти нет.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Мы видели зебр, косуль, антилоп, птиц, но всех мало и издалека.

В конце парка, возле крутой горы, есть горячие источники. Я пил эту воду, вкус своеобразный. Жена полоскала больной зуб. Может совпадение, но ей помогло.

На следующий день выезжаем из отеля. У нас на руках билеты на самолёт из Арба-Мынча в Аддис-Абебу и затем в Гондар. Но тут случается непонятное. Вначале объявляют, что нет места Андому, мы начинаем возмущаться. Андом предлагает, всем дружно отказаться лететь, продавить лётчиков.

Далее совсем интересно. Эфиопы заявляют, что берут только 9 пассажиров — самолёт перегружен. Четверо наших товарищей добровольно решили 500 км. до Аддис-Абебы ехать машиной, ну, а мы поплелись на регистрацию.

Тут вспомнилась забавная дама, которая не полетела в Эфиопию и долго выспрашивала хорошо ли ощупывают пассажиров на эфиопских авиалиниях. В аэропорту рентгена не было, весь багаж вытряхнули и ощупали по полной программе. Повеселила проверяющих Вероника. В местных отелях всегда на тумбочке лежит пачка презервативов, она упаковала таким образом свою микстуру.

До слёз было обидно, когда мы увидели в самолёте 4 свободных места. Кто виноват в таких накладках: принимающая сторона, отправляющая или М. Х. Мариам? Нам не понять ход мыслей африканцев. Увы, логика бывает мужская, женская и африканская.

Я птицу счастья свою отпускаю на Юг

Рассказ является часить большого обзорного материала — Эфиопия.