Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Šternberk, Оломоуц — Чехия Декабрь 2021

Встречать ещё один Новый год дома не хотелось, лететь куда-либо при всё более накаляющейся обстановке с ковидом в Европе было рискованно, поэтому выбрали наиболее облегчённый вариант — Чехия и Польша.

Причин выбора именно этих стран несколько:

• мы обкатали практически всю Чехию, кроме её восточной стороны, где расположена последняя часть Судет — горный хребет Есеники, где ещё не были;
  • при посещении этих стран не требовались формуляры и тесты, а при возвращении никаких карантинов (при полной вакцинации, которая у нас есть);
  • в случае закрытия границ потеря забронированного жилья не особо напрягала из-за дешевизны;
  • не предвиделось хлопот и с дорожными билетами, поскольку катим машиной;
  • возможность встретиться с дочерью, живущей и работающей в Польше в приграничном городке с Чехией.

Судеты простираются на 350 километров по юго-восточной Германии, западной Польше и восточной Чехии. Ранее посетили Западные и Средние Судеты, в этот раз познакомимся с Восточными Судетами, горную гряду которой называют просто ЕСЕНИКИ.

Снежный лес в горах смотрится очень красиво, но такой картиной любовались  лишь день из полных пяти, проведённых в Есениках.
Снежный лес в горах смотрится очень красиво, но такой картиной любовались лишь день из полных пяти, проведённых в Есениках.

В путешествии за неделю столкнулись с ошеломительным перепадом температур. Из Германии выехали при +8, в Чехию прибыли при -12, выезжали при +13! За неделю ощутили все «прелести» нынешней зимы: трескучий мороз; метель; дождь со снегом; ливень; капель и весенняя теплынь.

Кроме треков по Судетам, погуляли по нескольким городам на польской и чешской сторонах, порой неоднократно пересекая границы в течении дня.

За неделю худшим воспоминанием стали горные дороги, а поскольку мы обосновались в Судетах, дороги и были в основном горные. Просёлочные дороги ни кто не чистил и не посыпал солью, кроме основных нескольких трасс, поэтому они были заметены снегом с ледяным панцирем под ним. Самыми ужасными были серпантины в горах, а именно по ним нам и необходимо было перемещаться. Опасные дороги не закрывались, лишь выставлялись знаки «posor», означающие внимание, опасность, то есть ехать можешь, но на свой страх и риск. Пару раз на такой «позорной» дороге страху натерпелись, раз авто на горке забуксовало и ускоряясь, покатилось задом вниз, ни тормоза, ни переключение скоростей не действовали, по обочинам были сугробы с твёрдым настом, упёршись в кои мы бы остановились, изрядно помяв авто, так на скорости юзом и вылетели на трассу, моля Бога, чтобы в это время там не ехала машина, пронесло. Второй раз таким же образом пришлось спускаться вниз, делая «лыжные зигзаги», ибо машину «несло».

Город Есеник, где забронировали пансион, встретил морозом и большими сугробами. Заснеженные Судеты, в окружении которых расположился курорт, не давали шанса для трекинга, поэтому оставили знакомство с местом проживания на последний день, а поскольку резко потеплело, знаменитый курорт при описании будет уже дождливо-серым и без намёка на снег.

Где побывали за неделю:

27.12 — дорога заняла 12 часов, особенно долго катили по заснеженным просёлочным дорогам и горным серпантинам от Вроцлава до Есеник;

28.12 — посещение горно-лыжного курорта Прадед, где попали в настоящий зимний день;

29.12 — знакомство с древним городом Оломоуц и его окрестностями;

30.12 — в гости к дочери, посещение польских городов Цешин и Скочув;

31.12 — Злате Горы (Zlaté Hory) и Козья шея (Kozia Szyja) с интересной историей;

1.01 — прогулка по курорту Есеник и трек на Златый Хлум;

2.01 — посещение польского города Болеславец по дороге домой.

Изложу наш отдых в перечисленном порядке в двух отчётах. На сей раз охватила три дня 27 — 29.12.

Горно-лыжный курорт Прадед.

Гора Прадед (Praděd или Altvater) является наивысшей точкой хребта Есеник и один из лучших горно-лыжных курортов Чехии. Мы не собирались кататься на лыжах, лишь прогуляться до вершины горы и сходить к Петровым камням, в сумме трек на 12 км., вроде не так много, но при глубоком снеге и морозе с сильнейшим ветром, это было то ещё испытание и заняло целый день.

Курортный городок под Прадедом с парковкой на высоте 1235 метров.

Подняться к подножию горы Прадед от кассы в Malà Moràvka до курортного комплекса с отелями, магазином, киосками и рестораном, можно на специальном автобусе или пешком по асфальтированной дороге, длиной около 5 км. Мы же, оплатив 25 евро, поднялись машиной. Наверху температура скакнула с -9 до -14, сильный ветер сразу перехватил дыхание при выходе из авто. Народу — тьма: не только завзятые лыжники, но и семьи с детьми и любопытствующие туристы вроде нас.

Попали в зимнюю сказку.
Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

С парковки курорта «под Прадедом» до вершины горы Прадед 4 километра по заснеженной дороге с перепадом высоты 257 метров. Большинство прибывших рассеялись по саночным и лыжным трассам различной сложности, мы же направились к вершине с телевизионной вышкой, высотой 162 метра, которая мистически выглядывала и тут же скрывалась в быстро бегущей пелене тумана.

Кажущаяся близость до телебашни на горе Прадед ошибочна.
Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Чем выше поднимались, тем больше крепчал мороз, усиливался ветер и сгущался туман. Деревья из заснеженных превратились в ледяные скульптуры. Да и народ, двинувшийся к вершине, изрядно поубавился.

Интересно смотреть на застывшие во льду деревья и находить всё новые интересные композиции, всё зависит от вашей фантазии: влюблённая парочка; танцпол; дракоша; бредущие монахи…. Мы с мужем долго забавлялись этими дивными картинами, созданными природой.

Это застывшее во льду дерево, даже попрыгав на ответвлениях, картину не испортила, всё заледенело прочно.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Смотровая площадка на телебашне не работала, ветер ураганный, туман, нёсшийся с бешеной скоростью прямо визуально ощущался. Долго ждала момента, чтобы ухватить на фото башню, кажется получилось, но руки капитально окоченели. Смотровая не работала, да и вряд ли бы что увидели сверху при таком тумане.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Спустившись к авто перекусили, отдохнули, отогрелись и пошли к ещё одной достопримечательности. Петровы камни — это огромные валуны, обтёсанные природой в необычные фигурные конфигурации. Коренные жители рассказывают, что в былые времена на этом месте ведьмы устраивали жуткие шабаши. Даже в наше время валуны пользуются дурной славой и мы искренне поверили в это после похода к ним.

С трудом нашли тропу по следам, утопающим в снегу. Полезли. Как же трудно идти по глубокому снегу, проваливаясь выше колен, обдираясь о твёрдый наст и постоянно наверх. Телефон вскоре «умер», весь обледенев и мы остались без навигатора. Одни, в сплошном молоке тумана, лезли по глубокому снегу, не зная конкретно где эти камни, увидеть что-либо далее, чем 3–5 метра, было невозможно.

Виднеющаяся травка, это вершинки кустов 50-80 см., мало того, что проваливаешься глубоко в снег, так ещё обдираешься за кусты и твёрдый наст.

Чем выше, тем сильнее мороз и ветер, обледеневшая тропа уже не проваливается, но влажный туман закрыл видимость. Вроде и одеты тепло, но холод продирал до костей. Не знали, то ли уже прошли эти чёртовы Петровы камни, то ли ещё не дошли. По времени вроде уже должны, но ничего не было видно из-за тумана.

Подошли к вершине Hohe Heide 1461 м., значит преодолели 226 м. по высоте, камни должны были уже быть, но…мы где то их проскочили, да и не мудрено в таком тумане.

Куртка, штаны и сумка при влажном тумане с ветром и морозом стали негнущимися и твёрдыми, в народе говорят стали колом.  За минуту на фото руки чуть не отпали от холода.
Куртка, штаны и сумка при влажном тумане с ветром и морозом стали негнущимися и твёрдыми, в народе говорят стали колом. За минуту на фото руки чуть не отпали от холода.

Искать Петровы камни в тумане смысла не было, видимо ведьмы не захотели нам их показать, да и замёрзли окончательно. Решили вернуться к авто, дабы вовсе не околеть. Даже дивно, что на другой день не чихнули, не кашлянули, проведя целый день на морозе.

ОЛОМОУЦ

один из наиболее древних городов Чехии, хотя и считается его основанием 1253 год, но еще во II веке до н. э. на этом месте располагался укреплённый лагерь римлян, где после их ухода обосновалась деревня, что подтверждают многочисленные находки археологов.

Оломоуц долгие годы был столицей Мора́вии — исторического региона в восточной Чехии. С 1063 года Оломоуцкое епископство становится вторым религиозным центром церковной власти после пражского в чешских землях, а в 1777 году получает статус Архиепископства. В 1645 году старый спор между Брно и Оломоуцем за право называться моравской столицей разрешился в пользу Брно. Но Оломоуц до сих пор является резиденцией Римско-католической архиепархии.

Оломоуц соперничает по количеству исторических памятников с Прагой и обладает вторым по размеру в Чехии Старым городом после Праги, но не особенно популярен у туристов из-за отдалённости. Посетить его безусловно стоит, в городе масса интересных достопримечательностей разных эпох: колонны и фонтаны в стиле барокко, готические костёлы; великолепная ратуша; изумительная базилика; неоготические здания; роскошные парки; дворцы; огромный зоопарк и многое другое.

Город является многие века религиозным центром, поэтому количество церквей, многие из которых уникальны, просто зашкаливает.

Вот и мы начинаем обзор именно с такой уникальной готической церкви Святого Мориса15 века, более похожей на мощную крепость. Это один из старейших костёлов города, возведённый в 1141 году. Главной особенностью церкви является орган, имеющий более десяти тысяч труб. Каждую осень здесь проходит фестиваль органной музыки.

Церковь Святого Мориса названа в честь темнокожего офицера, который отказался совершить человеческие жертвоприношения богам, находясь в плену у римлян. Солдат был казнён, а в IV веке Мориса причислили к лику святых. На одной из башен смотровая площадка с потрясающим видом на город, увы, не в наше посещение.

Оломоуц знаменит и своими фонтанами, которых в городе более 25, семь из которых выполнены в стиле барокко.

Фонтан Меркурий был создан из песчаника в 1722 году.

Старый город состоит из Верхней части и Нижней. Особенно интересна Верхняя площадь Старого города, обрамлённая разноцветными домами, многие из которых таят историю средних веков. В центре высится красивая Ратуша с уникальными астрономическими часами.

Ратуша возвышается в Верхнем городе как символ былого величия и могущества Моравии. Построена в 1410-1411 гг. Свой современный вид ратуша обрела в середине XIX века.

На одной из стен Ратуши находятся уникальные астрономические часы, на которых изображены 12 знаков зодиака и фигурки людей. В 1945 году часы были полностью разрушены. Чехословакия была коммунистической страной, потому и часы восстановили согласно канонам тех времён, фигурки святых, ангелов и королей заменили на спортсменов, рабочих и учёных, а вокруг часов выложили разноцветную мозаику.

Астрономические часы в Оломоуце являются вторыми подобными часами в стране после Праги. Спроектированы и созданы в 1517 году Карлом Сволински.

Апогеем Верхней площади является Колонна Пресвятой Троицы, созданная в стиле «оломоуцкое барокко», с чрезвычайно богатым скульптурным оформлением. Чумная колонна, высотой 35 метров, внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Колонна состоит из множества элементов: 18 скульптур святых, 14 барельефов, а на вершине восседает Святая Троица.

Колонна является религиозным памятником, символизирующим победу над чумой в XVIII веке. Строительство завершилось в 1754 году и в этот же год чума окончательно покинула город.
Автором Колонны Пресвятой Троицы является моравский скульптор Ондржей Захнер.

Фонтан Кайзер.
Дворец Петраша.
А ещё в Оломоуц была традиция называть свои дома каким-нибудь животным: дом Лошади; дом Оленя; дом Собаки... .
У входа в Ратушу фонтан Арион с интересной композицией.

Незамтно перешли на Нижнюю площадь Старого города, в центре которой высится ещё одна чумная колонна Девы Марии, поставленная в 18 веке.

На Нижней площади расположены два барочных фонтана: «Юпитер» и стоящий на противоположной стороне «Нептун».

Фонтан Нептун, следующее фото в слайде фонтан Юпитер.

Улочки Старого города.

Университета Палацкого был основан в 1573 г., это старейшее учебное заведение в Чехии после Пражского университета. Оломоуц — город студентов, из 100 тыс. местных жителей их более 10 тысяч. Здания, ставшие корпусами университета, принадлежали ордену иезуитов доминиканского монастыря с церковью Святого Михаила, где в подземелье находится источник пресной воды, на котором был первоначально основан город.

Университет, корпус юридического факультета. К зданию примыкает церковь Святого Михаила. Внутренняя часть церкви на реставрации, удалось заглянуть одним глазком – очень красиво.
Сразу за церковью Св.Михаила находится капелла Св.Johann Sarkander.
Духовная семинария, слева здание Иезуитской конвенции.
Церковь Марии Снежной строилась как часть колледжа иезуитов, в настоящее время принадлежит военным. Внутреннее убранство достойно восхищения.

Оломоуцкая крепость включает в себя храм Святого Вацлава; частично уцелевший Епископский дворец; часовню Святой Анны, в которой проводились выборы местных епископов и архиепископов, и Архиепископский музей. В крепости встретил свою смерть последний представитель чешской династии король Вацлав III.
В Оломоуцкой крепости в свое время побывал юный Моцарт, мать Тереза и сам Папа Римский.

В 1306 году в церкви был убит чешский король Вацлав III.
Кафедральный Собор св. Вацлава заложен в 1107 году, в XIII и XIV веках перестроен в готическом стиле. В 1883—1892 годах собор снова был перестроен в стиле неоготики, тогда же была возведена 100-метровая центральная башня. В 1306 году в церкви был убит чешский король Вацлав III.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Река Морава со строящейся набережной и Евангелисткая церковь Boehmischen Brueder.

Оломоуц просто напичкан достопримечательностями, по нему можно гулять часами, любуясь вековой архитектурой и красивыми парками. Для более тщательного знакомства с городом необходимо три-четыре дня, но их у нас не было. Многое пропустили, во многие места не попали из-за их закрытия или недостатка времени.

К концу пятичасовой прогулки поняли, нам сюда надо обязательно вернуться, что бы: послушать знаменитый орган в церкви Св. Мориса и попасть на смотровую башни; увидеть красочное представление на астрономических часах; посетить величественный Градиский монастырь-замок; погулять по Сметановым садам, где три раза в год проводится международная выставка цветов — «Флора Оломоуца»; посетить ботанический сад с розарием из 40 тысяч кустов; увидеть барочные фонтаны действующими и многое другое, что не удалось в этот приезд.

Хотелось бы ознакомиться с замечательными замками не только в Оломоуц, но и в ближайших окрестностях 20–40 км, к примеру:

• замок Кромержиж, который вместе с прекрасными барочными садами взят под охрану ЮНЕСКО;
  • «сказочный» замок Боузов, восстановленный в начале XIX века, со всеми элементами романтического замка: ров, зубчатые стены, разводные мосты, бастионы и сторожевой башней в восемь этажей.

Ну, а пока совсем не стемнело, поехали к ещё одной значимой достопримечательности —Святому холму, расположенному в восьми километрах от Оломоуц. Здесь находится красивейшая базилика Девы Марии на холме высотой 412 м., построенная на месте часовни в 1669—1679 гг. Внутреннее убранство невероятно роскошно.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

В этом месте можно провести целый день, так как рядом расположен крупнейший в Чехии зоопарк и музей старинных автомобилей.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Темнеет. Окрестности затягиваются туманной дымкой. А мы спешим в Штернберк, что в 15 километрах от Оломоуц. Ну очень большой кусок решили «откусить» за короткий декабрьский день.

Фото с интернета.
Фото с интернета. Официально история Штернберкского града пишется с 1242 года, через 100 лет город охватили крепостным валом. В настоящее время это маленький провинциальный городок с хорошо сохранившимися готическими замком и церковью.

Готический замок Штернберк. В 1886 году перестроен в современную аристократическую резиденцию. В настоящее время здесь расположен музей города.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была основана вместе с Августинским монастырем в 1371 году. После нескольких пожаров первоначальная готическая церковь была снесена, а на ее месте в 1775–1783 годах была построена новая неоклассическая церковь. Монастырь в начале 20 века упразднили и церковь стала приходской.

Новый год в Есениках. Морозный Прадед и древний Оломоуц

Последний лучик заходящего солнца и город погрузился во тьму, а нам пора в пансион, впереди три часа дороги, бо̀льшая часть которой по серпантинам горной гряды Есеники.

Первая в мире водолечебница с интересной историей.

Город раздора, Козья шея и как мы Новый год встречали.