Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Цешин — Польша Декабрь 2021

29.12.22 г.

В один из дней посетили небольшой польский городок Скочув, расположенный недалеко от границы с Чехией, где проживает старшая дочь. В этой стороне ещё не были. По дороге два замечательных города: Острава и Цешин. К сожалению Остраву, третий по величине город Чехии, со множеством достопримечательностей, пришлось прокатить мимо, так как для знакомства не обойдёшься парой часов, здесь необходимо день-два. А вот по городу Цешин с удовольствием прогулялись. Я не любитель описаний где, когда и как давно что то образовалось, но здесь история действительно любопытная.

Город раздора — ЦЕШИН (Cieszyn).

В древние времена три брата, увидев дивную местность, решили здесь обосноваться, дав название поселению Цешин. Вскоре земля, названная Цешинской Силезией, стала владением герцогов Пястов, правивших между 10 и 14 веками. Династия Пястов и основала государство польское.

Позже Силезия, где жили в основном поляки, вошла в состав Австро-Венгерской империи, а после её распада, в 1918 году, Цешинскую Силезию разделили на польские и чешские земли. Места эти не только удивительно красивы, но и богаты рудой, поэтому каждая сторона хотела овладеть как можно бо̀льшей территорией Силезии.

Быстрее сориентировалась Чехословакия и через год оккупировала Цешинскую Силезию, а ещё через год был подписан договор, где самая богатая ее часть с шахтами, сталелитейным заводом и железной дорогой отошла к Чехословакии. Польшу это вовсе не устраивало и в 1938 году уже Польша захватила Силезию, тем более коренное население было именно польским. Ненадолго.

Через год началась Вторая мировая война, по окончании которой Сталин возвратил Чехии бо̀льшую часть Силезии, а город поделили пополам, чтобы было не обидно ни чехам ни полякам. Таким образом, город на польской стороне остался со своим названием Цешин (Cieszyn), на чешской стал Чески-Тешин (Český Těšín).

Приграничный мост на реке Olsa, соединяющий города Цешин (слева) и Чески- Тешин (справа).

Мы посетили только польский Цешин, погуляли по центру Старого города и поднялись на Замковую гору с древними остатками замка Пястов.

Центральная площадь города Demelplatz.

Фонтан Флориан.

Старая Рыночная площадь.

Не вникая глубоко в историю замка, лишь замечу, что последними его владельцами стали Габсбурги, которые частично разобрали разрушенные Тридцатилетней войной замковые сооружения, построив на их месте хозяйственные здания и пивоварню. Окончательно замок разобрали (кроме башни Пястов и ротонды) в середине XIX века, заложив на этом месте парк.

От династии Пястов в Цешине остались башня и ротонда святого Николая. Наверху башни смотровая площадка с видом на оба города с приграничным мостом.

Вид с башни Пястов. Справа Чески-Тешин (Чехия), слева Цешин (Польша).

Чески-Тешин (Чехия)
Цешин, Польша.
СКОЧУВ (Skoczów).

Польский городок Скочув хоть и древний, но без особых достопримечательностей, возможно потому, что в начале 1470 года был полностью уничтожен пожаром.

Город раздора, Козья шея и как мы Новый год встречали

Самое знаковое место — холм Капличувка, с которого открывается красивый вид на город и Бескиды. На вершине часовня, построенная в 1934 году и огромный крест, красиво светящийся ночью.

Крест и часовня.

На холме провели более часа, наблюдая за заходом солнца. Это место силы, сказала дочь, видимо правда, так как уходить не хотелось.

Солнце зашло, пора спускаться в центр, где нас ждал ужин в ресторане, расположенном на Рыночной площади уютного городка.

Рыночная площадь с фонтаном.

Ратуша на Рыночной площади.

Три часа в ресторане пролетели как миг, тот маленький факт, что вышли до неприличия объевшись и напившись, можно упустить. Пять часов, проведённых с дочерью, ничтожно мало за 2.5 года расставания, но рада, что встреча всё же удалось в это ненадёжное время.

Город раздора, Козья шея и как мы Новый год встречали

В этот день дорога, в большей части горная, заняла более шести часов.

31.12.22 г.

В приграничный городок Чехии Злате Горы (Zlaté Hory) заехали из-за знаменитого барочного костёла Святой Деве Марии Заступнице. Храм красиво оформлен внутри и является паломническим местом, но расположен в отдалении от города, достаточно высоко в горах и закрыт для посещения в праздничные дни. Забегая вперёд, показываю этот замечательный храм, который осмотрели лишь снаружи и поздно вечером, использовав короткий световой день для прогулки по горным окрестностям.

Злате Горы

маленький городок, где из достопримечательностей лишь старинное здание городского музея и в окрестностях руины средневековых крепостей Стражны-Градек, Лейхтенштейн, Эдельштейн и Коберштейн. Руины сразу отбросили, петлять по горным снежным дорогам из-за разбросанных камней вовсе не хотелось.

Городской музей.

Мэрия.

Город не понравился и призвёл жалкое впечатление. Очень много ветхих, обшарпанных или просто оставленных жителями домов. Ни главной площади, ни нормальной ёлки, ни вообще какого-либо акцента, что скоро Новый год. В сравнении с посещёнными польскими приграничными городками — нарядно украшенными и уютными, маленькие чешские выглядят просто скучно.

Город раздора, Козья шея и как мы Новый год встречали

Католическая церковь Mariae Himmelfahrt, довольно большая для такого маленького городка, но со всех сторон застроенная.

Прогулялись на Бискупску Копу, 890 метровую возвышенность, по которой проходит государственная граница между Польшей и Чехией. На вершине расположена башня Kaiser-Franz-Josef-Warte, к которой поднялись по чешской стороне, спустились по польской до гостевого дома с рестораном, где вкусно пообедали. Далее, сделав приличный круг, обошли возвышенность и снова перешли в Чехию, где оставили авто.

Город раздора, Козья шея и как мы Новый год встречали

Гостевой дом с рестораном на польской стороне.
Чешская сторона.

После осмотра храма Святой Деве Марии Заступнице окончательно стемнело, до наступления Нового года оставалось семь часов! Решили посетить ещё один городок на польской стороне.

Глухолазы,

фу, как звучит, лучшее название городу поляки не придумали. Впрочем, и до передачи этого немецкого города Польше в 1945 году, прежнее название Цигенхальз (Ziegenhals) в переводе означало Козья шея, что тоже не орхидея, зато город имел интересную историю своего названия.

Давным-давно город был окружём и осажден неприятелем, горожанам грозила голодная смерть, если бы не хитрость мэра, который приказал оставшиеся головы коз насадить на кол и показывать с городских стен в разных местах. Уловка удалась, враги поняли, что голод городу не грозит и покинули осаждение.

Рыночная площадь с костёлом Святого Лаурентиса.
Башня Верхних ворот.

После ужина до наступления Нового года оставалось пять часов. Приготовили к встрече шампанское и конфеты (как позже оказалось, благоразумно) и решили прикорнуть до одиннадцати. «Отдохнули» до 23.55! Кто первый подскочил за 5 минут до наступления Нового года не помним, но до двенадцати успели лишь налить шампанское. Так и встретили Новый 2022 год в пижамах на постели с бокалами. По телевидению Чехии не было ничего интересного, на каналах шли концерты оперной музыки, народных песен и грохотал рок, так что через 20 минут завалились спать дальше. На моей памяти впервые так встречаю Новый год.

Всё наше недельное новогоднее путешествие:

Морозный Прадед и древний Оломоуц.

Первая в мире водолечебница с интересной историей.