Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был вчера 22:53

Коста-Рика Ноябрь 2021

21.11.21. Прилёт.

В Коста Рику мы добираемся из Доминиканы, в нашем большом путешествии по Центральной Америке это вторая остановка. Летим панамской авиакомпаний Copa Airlines, так и хочется срифмовать с грубым словом. Да нет, неплохая компания, бизнес-класс с нормальными креслами и хорошим расстоянием для ног, но не кормят совсем! Чипсы, претцель, орешки — мусор для желудка! С напитками всё нормально: вино, пиво, соки, софт дринки, вода, кофе. Пиво Corona Export в банках оказалось вполне неплохим, ничего общего с бутылочным. 2 часа 40 минут и под крылом небоскребы Панама City. Бизнес зал аналогичен бизнесу на борту, те же снеки и напитки. По громкой связи объявляют наши фамилии, а на табло ещё посадка не началась! Ещё полтора часа в воздухе, всё то же самое, только самолёт поновее, и мы в Коста Рике. Не помню трудностей при проходе границы, QR коды миграционной анкеты у нас получены заранее, пригодились Green Pass о вакцинации, полученные в Европе, штампик в паспорте, добро пожаловать в Коста Рику!

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Нас встречает гид Татьяна на симпатичном белом Nissan X-Trail. Короткий переезд в гостиницу, правда успели немного потолкаться в столичной пробке, ночуем в отеле Barcelo. Слегка потёртый и устаревший, но вполне чистый и комфортный. Постояльцев почти нет, но строгий метродотель не пустил меня без маски на ужин. Устали от перелёта и завалились спать на двух огромных кроватях, на которых можно одинаково комфортно спать вдоль и поперёк.

22.11.21. Поас и Ареналь. Сад водопадов.

Разница во времени сказывается, проснулся рано, в Коста Рике она возросла до девяти часов с Москвой и составляет два часа с Доминиканой. Сел в ванной на табуретку, поставил на раковину компьютер записывать впечатления по свежим следам, чтобы Таню не разбудить.

Здесь все внутри помещений носят маски. Завтрак в тарелки накладывают повара, самим взять нельзя. Хлеб и фрукты в тарелках, затянутых плёнкой.

На улице солнце и очень комфортные 23 — 25 градусов, за нами приехала гид Татьяна, вместе позавтракали и поехали. В наших планах нет знакомства со столицей государства, городом Сан-Хосе, мы едем по стране, посещаем вулканы Поас и Ареналь, день проводим в живописных окрестностях горы Монтеверде и улетаем в Колумбию. На всё знакомство с Коста Рикой у нас отведено 4 дня.

Выезжаем из отеля, первое, что вижу — чашу современного стадиона неподалёку. Коста Рика первой в Центральной Америке признало современный Китай в лице КНР, ответный жест благодарности не заставил себя ждать — китайцы построили и подарили стране стадион.

Коста Рика, что переводится как Богатый берег, сейчас и вправду выглядит такой, была открыта Христофором Колумбом в ходе четвёртой экспедиции в 1502 году. В честь Колумба назвали денежную единицу страны — Колон. Впрочем, чего только в честь Колумба не назвали в Латинской Америке! Чего, хотя бы, стоит название страны Колумбия?!

Широкая многополосная дорога, в глаза сразу бросается разница с Доминиканой. Первое — на обочинах отсутствует мусор. Второе — присутствие экономической активности: фабрики, офисы, склады. По словам Татьяны, в стране производят медицинские препараты, стенты, импланты, микропроцессоры. В Коста Рике торговые гиганты размещают свои колл-центры, например, Амазон. На то есть свои резоны, молодёжь вполне образованная, с хорошим английским, а зарплата всё-таки заметно ниже, чем в США. Хотя для Латинской Америки она высокая, минимальная зарплата неквалифицированного рабочего — 524 доллара, средняя зарплата 1500 долларов, по уровню жизни Коста Рика занимает второе место после Панамы среди центральноамериканских государств. В 2009 году Коста-Рика заняла первое место в Международном индексе счастья. Кроме промышленного производства хорошо развито сельское хозяйство. Сельхозпродукция — ананасы, бананы, бобы, дыни. Ну и конечно один из лучших в Латинской Америке кофе, хотя в последнее время он потерял позиции главной экспортной культуры. Доходы от туризма — третий кит, на котором стоит экономика государства. Этому способствует то, что в стране безопасно, богатая разнообразная природа и множество заповедников.

Государство ревностно следует всем демократическим принципам. Народ этим принципам обучен и пользуется при любом удобном или неудобном случае. Что-то не так — народ выходит на демонстрации. Министр образования решил ввести гендерные, общие то есть, туалеты в школах. Родители восстали, вышли на улицы, в результате завалили и закон, и министра образования. Хотело правительство ввести закон о камерах контроля скорости, народ сказал — только попробуй! Нет камер в стране и закона нет. Решили власти НДС увеличить, народ тут же на улицы вышел, закон отложили, но потом всё-таки ввели.

С 1948 года в стране официально отменена армия, страна входит в ООН и Лигу Американских Государств, рассчитывая, в случае чего, попасть под защиту международных организаций.

В Коста Рике социальное государство, высокий уровень соцзащиты, пенсии огромные для Центральной Америки. Если вы не можете найти работу или уровень дохода слишком низкий, государство будет платить дотацию. Есть служба комиссаров, которая ищет и выявляет нуждающихся в помощи.

Коста Рика — одна из самых экологичных стран мира. С 2016 года в стране всё электричество производится из возобновляемых источников энергии. Четверть Коста Рики находится на территории национальных парков под защитой государства.

Послушать меня — райская страна. Так оно, наверное, и есть. Но и оборотная сторона обложки имеется, попозже поговорим подробнее.

Первым на нашем маршруте по стране появляется город Alahuela, ничего не могу сделать с местной топонимикой! Колониальная застройка, центральная площадь с памятником национальному герою. История его появления является хорошим примером для пояснения статуса страны.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

В 1856 году американский авантюрист Уильям Уокер, захвативший власть в Никарагуа и объявивший себя президентом, решился напасть на Коста-Рику. Путь ему преградил наспех собранный военный отряд добровольцев. Костариканцы выгнали Уокера со своей территории и преследовали его до никарагуанского города Ривас, где и состоялась знаменитая битва, в которой отличился национальный герой Хуан Сантамария. Он пытался поджечь дом, где засела группа армии флибустьеров, бросил факел, но был сражён пулей. Геройский поступок никто не заметил, более того, существует мнение, что будущий герой пал не на поле брани, а в больнице от какого-то заболевания. Через 35 лет пытаясь утвердить концепцию личности костариканца, про парня вспомнили и сделали из него национального героя. Вот и памятник на главной площади Алахуэлы поставили, заказали и отлили его во Франции. Оттуда же вдохновились цветами национального флага, который приглянулся супруге тогдашнего президента. А вот герб решили заказать местному художнику, тот отказался, его посадили в тюрьму, там к нему быстро вернулось вдохновение, в результате герб был готов за сутки!

Не выходя из машины, смотрим на памятник, слушаем рассказ Татьяны и двигаемся дальше. Наш путь лежит по узкой симпатичной дороге среди ярко-зелёных холмов в направлении вулкана Поас. Погода меняется на глазах, только что ярко светило солнце и вот уже небо наглухо затянуто тучами, начинает накрапывать дождь. Коста Рика заметно отличается климатом от соседей. Кордильеры пересекают страну с севера на юг, тем самым формируют постоянные ветряные потоки: северо-западный и юго-восточный. Те, в свою очередь, влияют на климат, много осадков, но температура постоянная. Сухой сезон длится с декабря по апрель, в остальное время сезон дождей, который мы как раз и застали на излёте. Как результат, количество ярко-зелёного цвета зашкаливает, а биоразнообразие, пожалуй, самое обширное на планете.

Вдоль дороги появились небольшие фермерские дома, аккуратно подстриженные газоны, цветы, грядки, всё очень зелено. Останавливаемся у кофейных плантаций Doka Estate! Кто не знает, я много лет работаю в компании Дока, как приятно увидеть родное название в другом полушарии!

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Тем более что плантация очень ухоженная, стройные ряды кофейных деревьев, на которых набухают ягоды, в окружении красивых цветников. Впервые вижу радужный эвкалипт, это когда у дерева ствол переливается всеми цветами радуги, необыкновенно!

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Короткая фотосессия, продолжаем подъём, примерно на отметке 2800 метров находится вершина вулкана Поас, точнее, одна из трёх вершин. Туда мы и направляемся. Туристический центр, покупка билетов (17 $ с носа вместе с налогом), каски, инструктаж по безопасности. Коста Рика, помимо других особенностей, лежит на стыке гигантских тектонических плит, которые в этом месте очень тонкие, около 8 километров толщиной. Как результат — высокая тектоническая активность.

Поас — так называемый стратовулкан или слоистый, известен своей активностью, за время наблюдений с 1828 года извергался 40 раз, последнее извержение было в 2017 году, до сих пор периодически выпускает из себя ядовитый газ. Когда в активном кратере происходит выброс ядовитых газов, вулкан Поас закрывают для туристов.

От центра до кратера идти 10 минут, по дороге встречаются лопухи с огромными листьями. Татьяна поясняет, это растение называется зонтик бедняка, действительно, при необходимости под ним можно укрыться от дождя.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Смотровая площадка и… белое молоко! Видимости нет в принципе, при желании можно взглянуть как выглядит кратер на фото, не более того. Полный облом! Почитал в Сети, абсолютное большинство посетителей лицезрят то же самое, в 80% случаев облака полностью закрывают кратер. Поэтому только с чужих слов знаю, что на дне кратера было бирюзовое озеро, но в результате последнего землетрясения живописный водоем испарился и сегодня на его месте небольшой гейзер. Ни кратера, ни гейзера увидеть не удалось, ядовитых газов понюхать тоже, не знаю, но я не расстроился. На ступеньках смотровой площадки жёлтым обведены выщерблены от осколков землетрясения 2017 года. Ну, вот хоть на них посмотрели.

Фото взято с сайта planet-ride.com.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Наш путь продолжается, спускаемся с вулкана и по дороге останавливаемся у палатки, где местные жители продают собственноручно выращенные овощи и фрукты: свежая клубника, местная мелкая слива, корнеплоды, яблоки. Для немедленной дегустации была приобретена клубника, а в Москву отправилась пара закруток в банках с консервированными овощами, сдобренными острым перцем.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Следующая остановка — парк водопадов La Paz. Отличное место! Несмотря на высокую стоимость посещения — 60 $ + налог (в эту сумму включён обед) рекомендую с полной ответственностью! Тропическая растительность дождевого леса, богатое разнообразие птиц Коста Рики, дикие кошки, лягушки, змеи, каскад водопадов. Кроме того, есть возможность остановиться в лодже, заняться рыбалкой, поехать на экскурсии.

Идём! С нами Татьяна, которая отлично разбирается в птицах, змеях, лягушках и прочей местной флоре и фауне. Дорожки в парке проложены грамотно, среди растений дождевого леса, первый павильон, не совсем павильон, скорее это фрагмент леса с сетчатой крышей принадлежит птицам. Первая из них симпатичный тукан, милая птаха с огромным жёлтым клювом, спокойная и любознательная. Есть масса разновидностей, среди которых и такая: с радужным клювом.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Утки. Вы меня спросите — ну что мы уток не видели?

— Таких не видели! Черногрудые свистящие называются. И правда грудь чёрная, посвистывают периодически. Ещё и строем сидеть умеют!

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Попугаи, как и положено, цветные и голосистые. Названий и разновидностей не запомнил, пусть будет для вас хоть какая-то интрига при посещении.

Колибри тоже имеются.

Отсюда в павильон бабочек. В Коста Рике бабочки крупные и яркие, как и вся природа. Запомнились две: та, у которой при складывании крыльев получается морда совы с глазами, называется калига; и другая, ярко-бирюзовая морфа пелебис, питается забродившими фруктами, бухает в общем. Живёт меньше, но веселее.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Среди огромного количества растений есть и такое: типа цветок, глубокий колокольчик с запахом говна или протухшего мяса. Ловушка для мух.

В Коста Рике, продолжает Татьяна, растения приспосабливаются к местному климату. Вот, например, монстера, имеющая огромные листья, в которых устроены дренажные дырочки для слива воды.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Костус — это такой большой цветок для Колибри без запаха. Почему без запаха? У Колибри очень слабое обоняние.

С цветами здесь в парке и в Коста Рике в целом всё хорошо, если не сказать отлично. Особенно хороши орхидеи.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Среди обезьян запомнил белолицего капуцина и обезьяну паука.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Пора подкрепиться, благо перед нами среди густой и разнообразной растительности появляется кафе. Как я понял, обед входит в стоимость билета. Разнообразный буфет. Овощные салаты, бобовые, рис с фасолью — самые популярные блюда Коста Рики. Мясные блюда тоже имеются — свинина в кисло-сладком соусе, курица арросто — просто супер! Сочная, с приятной корочкой, я даже за добавкой сходил. Пиво можно купить отдельно. Обед удался, вкусно, и желудок не сопротивляется.

Продолжаем.

Серпентарий имеет коллекцию змей, которыми богата Коста Рика. Среди различных гадюк я запомнил золотую, коптеголовую и гадюку бушмейстер — самую опасную и ядовитую змею. Ещё — гадюку можно отличить по треугольной голове с острыми гранями, запомните, пригодится, и необязательно при посещении Коста Рики. В стране в год от укусов змей погибает примерно 10 человек. Но это несоизмеримо мало по сравнению с тем, сколько человек получают ядовитые укусы. В стране имеется национальный институт по противоядиям, который достиг больших успехов в борьбе с змеиным ядом. Более того, они помогают другим странам, поставляя инъекции антидота. Костариканцы — специалисты по противоядиям мирового класса.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

В гости к диким кошкам. Среди них оцелоты, пумы, ягуары. Самки и самцы мечутся в отдельных загонах, оцелот ходит по одной и той же траектории, туда-сюда. Ничем не могу ему помочь, поэтому двигаюсь прочь.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Павильон «Лягушки». Среди которых отмечу красноглазую квакшу или зелёный слизняк по другому. Маленькая ядовитая лягушка, но выглядит на листе эффектно. Смелиска, это тоже маленькая лягушка, сливается с зелёным цветом листа, на этом листе и болтается.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

В конце маршрута коровы в загоне и традиционный крестьянский дом с катушечным магнитофоном в интерьере. Честно, не понял, причём тут биоразнообразие страны?

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Отсюда по удобной тропе спускаемся по лестнице вниз. Нас ждёт встреча с первым водопадом каскада по имени Templo. Оборудованные площадки для наблюдения, лёгкий душ, но поток воды выглядит эффектно.

Следующий водопад называется Encantadа, параллельный ему Encondita. Ещё ниже эффектный La Paz. Параллельно нам ведёт своих американских туристов другой костариканский гид, мы с ним пересекались на вулкане Поас и вновь встретились. Клеится к нашей Татьяне он начал ещё на вулкане, продолжает и здесь. Но в какой-то момент обратил моё внимание на оптический эффект, если длительное время смотреть на низвергающуюся вниз воду, а потом резко перевести глаза на соседнюю скалу, то скала начнёт двигаться вверх.

В конце маршрута есть сувенирный магазин и остановка автобуса, который отвезёт нас в начальную точку, правда ждать его пришлось целых полчаса.

Продолжаем путь, наша задача попасть в следующий отель до вечера. Примерно в шесть наступают сумерки, мы уже видим вулкан Ареналь на пурпурном фоне. По моей просьбе Татьяна завозит в супермаркет Макси Пали́. В основном это длинные полки с банками, пакетами и бутылками. Не стоит ждать в сельской местности супермаркеты с широким набором свежих мясо- и морепродуктов, здесь недостаточно платёжеспособного населения. Но некоторое впечатление получить можно, я про свой любимый напиток. 6 банок пива по 0,33 — 4600 колонов. 1 $ = 630 колон. 2100 колон за 2-х литровую бутылку. Есть вообще не наши форматы в 730 мл. Коста Рика, несмотря на близость Америки в метрической системе мер. Бензин по литрам, 1,4 доллара за литр если не вру.

В темноте прибываем к месту следующего проживания, в отель Arenal Paraiso. В Коста Рике, как и в предыдущей Доминикане, на всех аттракционах и местах проживания принято окольцевать вас цветными полосками на руку. Если забыть срезать или оторвать, скоро рука может оказаться окольцованной до локтя, а то и выше.

Домик штукатуренный, потолки деревянные, плитка в душе из 80-х, но в целом — приемлемое место для проживания.

Большое путешествие по Центральной Америке. Коста-Рика. Часть 1

Идти в ресторан лень, едим дома, в номере, из того, что купили в супермаркете. Пиво, сыр, помидоры, ветчина порезаны и разложены в пластиковые тарелки. Татьяна-гид присоединилась к нам. Вот что интересно, судьбы наших гидов. У каждого она своя, каждый по разным причинам покидает свою родину и оказывается в совсем другой стране. Все четыре гида в нашем путешествии: Сергей, Татьяна, Татьяна, Ольга не жалеют и не ностальгируют по своей Родине. Правда у троих страной проживания является Украина и у одной Россия, Питер.

У Татьяны из Коста Рики судьба сложилась так: учились вместе, влюбилась и за ним поехала на его Родину, вышла замуж, спустя какое-то время поняли, что не подходят друг другу и разошлись. Следующий муж оказался темнокожим, известным в стране боксёром, официально не расписались, но в совместном проживании родились двое детей. В местной культуре принята полигамия, мужчины не стесняются многочисленных связей, этот не стал исключением. Когда походы налево стали невыносимыми, Татьяна ушла от него. Но жить с двумя детьми в не совсем родной стране непросто. Как я понял, Татьяна — крепкий человек, может постоять за себя. Подала в суд на алименты. Но для этого надо доказать отцовство. И всё время собирать квитанции по оплате услуг для детей: будь то образование, медицинские услуги, занятия спортом и по интересам. Если женщина сможет суду доказать отцовство, то все эти документы сильно пригодятся, качество жизни ребёнка не может снизиться, отцу придётся оплатить все эти услуги и все будущие расходы в этой сфере. А не сможет оплатить — долговая тюрьма. Но сейчас все финансовые претензии улажены, с прошлым мужем хорошие отношения, он даже пригласил старшего сына к себе в гости.

А соседка на неё подала в суд за то, что Татьянино дерево ей мешает.

А так люди доброжелательные, вон папе сосед огород вскопать помог. Своих родителей Татьяна перевезла сюда, купила им дом, тоже довольны жизнью.

Но и у такой благополучной страны, как Коста Рика, тоже есть своя тёмная сторона.

Как ни крути, а наркотики из Колумбии в США идут через Коста Рику. Проституция и прочие бордели тоже присутствуют, в Сан Хосе есть соответствующие районы. Так что есть две стороны медали.