Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Братислава — Словакия Январь 2022

Вот ехать сюда мы совершенно не собирались! План на неделю был: Вена и окрестности. Но, нам нужно было сделать тест в воскресенье (не мне — группе, меня домой без тестов пускают), и не бесплатный самостоятельный, а в лаборатории, чтобы в случае отсутствия результата вовремя (а такое бывает), у меня была возможность связи с лабораторией. Договариваться с австрийцами о специальном открытии клиники или частного кабинета в воскресенье, 2 января — проблемно, а вот со словаками — дело 5 минут. Поэтому, в воскресенье мы отправляемся в Братиславу, не зря же она расположена прямо на границе с двумя соседними странами — Австрией и Венгрией.

Братислава — самая молодая европейская столица, она стала ею только в 1993 году, после раздела Чехословакии. Город расположен на обоих берегах Дуная, и южных склонах Малых Карпат. Это место испокон веков привлекало разные народы: оно было заселено кельтами, римлянами, германцами, а позже и славянами, которые построили на Градском холме христианскую церковь.

После завоевания славянской Великоморавской державы в 10 веке территория Словакии и Братиславы до 1918 года была частью Венгерского Королевства. После этого до 1993 года с небольшим перерывом она была частью Чехословацкой Республики. Первоначальное название города Брецалаушпурх было известно еще в 907 году. Из него позже возникло немецкое название Пресбург, и венгерское Пожонь, которые официально употреблялись до 1919 года. Тогда было принято решение об изменении названия на сегодняшнее — Братислава, которое, вероятнее всего, вновь нисходит к исконному — Брецалаушпурх.

Права города Братислава получила в 1291 году, после чего Пресбург начал быстро разрастаться. В 1465 году был основан первый университет под названием Академиа Истрополитана.

В битве при городе Мохач в 1526 году победу над венграми одержали турки, которые быстро заняли большую часть территории государства. Из-за опасений перед турками столицу и все важнейшие учреждения перенесли из Буды в Пресбург. В 1563 году город стал местом коронации венгерских королей, чуть раньше сюда были перенесены королевские регалии. Столицей город являлся до 1783 года, а коронации в нем проводились до 1830 года. Венгерский сейм заседал в Пресбурге до середины 19 века. Этот долгий период Братислава была политическим и культурным центром королевства.

Типичной чертой города, которой жители до сих пор гордятся, была его многоязыкость и космополитный характер. До середины 19 века здесь жили немцы, венгры, словаки, евреи, австрийцы. Но преобладали немцы, и пропорции начали выравниваться только к 20 веку. Вплоть до ВМВ Братислава была известна, как трехъязычный город, и хотя Война и году социализма наложили отпечаток на город и изменили многое, но до сих пор в Братиславе, помимо словацкого, говорят по-немецки и по-венгерски. (Это реально так, в магазинах, кафе, музеях — я даже не спрашивая, говорю по-немецки, и в 99% случаев, мне отвечают на том же языке).

Вот по такому международному городу, успешно сдав тест и получив результаты в течении 15 минут, мы отправились гулять. Начали сверху, справедливо решив, что сверху вниз идти проще, нежели наоборот.

Наш автобус высадил нас возле вполне современного строения. Здание, построенное как университетское, но используемое сейчас, как Здание Парламента. Парламентарии ходят из его залов заседаний в кабинеты, расположенные в Братиславском Замке, по подземному переходу — очень удобно.

Братислава — самая новая столица

В течении веков на высоком холме (85 метров) над Дунаем возвышается главная достопримечательность города и всего региона — могучая крепость Град с хорошо узнаваемым контуром с четырьмя башенками. Уже кельты, римляне, а затем славяне сознавали стратегическое положение этого холма над рекой. История сегодняшнего Града начинается в 13 веке. Спустя 200 лет, когда крепость выбрал в качестве своей резиденции король Сигизмунд Люксембургский, старые постройки были разрушены, и был построен новый готический дворец. В 16 веке крепость уже не соответствовала новым требованиям и была перестроена в стиле ренессанс придворным архитектором Пиетро Ферабоско (он также работал на постройке венского Хофбурга). В течении 200 лет, с небольшими перерывами, в Коронной Башне Града хранились Королевские регалии.

Входные ворота к почетному двору дворца.

В 18 веке, во времена правления Марии Терезии была проведена последняя перестройка ренессансной крепости на замок — дворец в стиле барокко. Он стал летней резиденцией императрицы. Одно из зданий, которое было пристроено к главному дворцу со стороны города, называемое Новый Дворец, стало резиденцией королевского наместника Венгрии герцога Альберта Саксонско-Тешинского, бывшего зятем Марии Терезии — мужем ее любимой дочери Марии Кристины. Альберт был большим коллекционером картин и основателем всемирно известного венского музея — галереи «Альбертина», начало которому было положено именно здесь. Памятник, установленный перед замком — Святополку Первому — князю Великой Моравии, объединителю страны в 9 веке.

К сожалению, резиденция была в 1783 году была перенесена в Буду, позже здесь разместилась армия, по вине которой в 1811 году во дворце вспыхнул пожар. Замок сгорел полностью и в течении 150 лет на этом месте были лишь руины, привлекавшие разве что поэтов — своей романтикой и прекрасными видами на Дунай. И только во второй половине 20 века, заново отстроили этот белый символ Братиславы.

Со смотровой площадки открывается вид на Дунай и футуристический Новый Мост (правда, утром — он еще в дымке). Мост был построен в 1971 году, и это современная доминанта Братиславы. На его двух пилонах возвышается панорамный ресторан в форме летающей тарелки. У моста только одна опора — на земле, а в реке — ни одной. Мост носит имя Словацкого Национального Восстания 1944 года. Второй мост, который виден вдали, называется Мост Аполлон, он появился в 2000 году.

На спуске к городу тоже есть много интересного. К самым интересным домам города относится «Дом у доброго пастыря», в стиле рококо, второй половины 18 века, находящийся на спуске от замка к старому городу. Местные жители называют утюгом. Действительно, похож на старый паровой утюг. В настоящее время в нем работает музей часов.

Братислава — самая новая столица

Старый Город расположен прямо под Градом. С 15 века он был окружен высокой крепостной стеной, которая частично сохранилась — 200 метров. Остальную часть снесли в 18 веке. Вход в город был возможен через одни из четырех городских ворот, из которых сохранились одни.

На Рыбной площади, перед входом в старый Город, установлена колонна Святой Троицы, в стиле барокко, или Чумная колонна, во избавлении от эпидемии 1711–1713 годов.

Братислава — самая новая столица

Рядом — памятник Жертвам Холокоста, открытый в 1991 году. 9 сентября 1941 года, про нацистское правительство приняло свод расовых законов. Рядом с памятником, на котором в виде таблицы упомянуты братиславские евреи, жертвы Холокоста, а на вершине — Звезда Давида и слово «Помните!», установлена гранитная плита, на которой изображена разрушенная синагога города. Авторы комплекса — скульптор Милан Лукач и архитектор Петр Жальман.

Вокруг установлены щиты с очень подробным рассказом о евреях города, живших до трагедии, и об истории общины.

Братислава — самая новая столица

Еще два «еврейских» места города — музей Еврейской Культуры, расположенный в усадьбе Жиграя 17 века, который знакомит посетителей с историей, традициями и обычаями еврейской общины в Словакии (музей маленький, в нем всего 5 залов). Памятник (из летней поездки, в этот раз не успела сходить к нему) — шведскому дипломату Раулю Валленбергу, благороднейшему человеку с совершенно дикой историей жизни и смерти. В годы Холокоста он спас десятки тысяч (по некоторым данным — 100 тысяч) евреев в Венгрии, судьбой которых был потрясен, работая в Хайфе и встречаясь там с беженцами, сумевшими покинуть нацистскую Германию и будучи евреем по матери. Но когда Советская Армия взяла Будапешт, он был схвачен СМЕРШЕМ и отправлен в Москву, где и бесследно исчез на Лубянке. Десятилетие власти молчали, в 1957 году признали, что он умер на Лубянке, по официальной версии — от инфаркта. в 2016 году Швеция признала Валленберга погибшим. И только в декабре 2000 года, Генпрокуратура России реабилитировала Рауля Валленберга и его шофера, арестованного вместе с ним, и признала незаконность ареста дипломатически неприкосновенных лиц.

Музей.

Рядом с памятником Погибшим в Холокосте, на окраине Старого Города, прямо под горой Града, возвышается высокий силуэт пробсткого, приходского, некоторое время университетского, а позднее коронационного собора, относящегося к наиболее ценным архитектурным памятникам Словакии. С 16 по 19 века здесь было проведено 19 коронаций, о чем напоминает модель королевской короны святого Штефана, установленная на шпиле башни высотой 85 метров. В 13 веке пробстский костел, фундамент которого находится, по-видимому, под нынешним Домским Собором, переносится из Града в около градский поселок. Присвоение городских привилегий и быстрый рост поселения ускорил строительство романской церкви, которая нуждалась в расширении. К началу 14 века относится строительство трехнефного зала, по образцам швабских церквей, а завершение затянулось до 15 века, и Собор успел попасть под влияние венской архитектуры. В 1452 году Собор был освящен.

Внутреннее художественное оформление Домского собора в стиле готики было весьма богатым, в нем находились 27 алтарей, которые исчезли в процессе перестроек. В 1725 году наступило время кардинальных перемен. Остергомским епископом стал большой покровитель искусства Имрих Эстерхази, с чьи именем связана пристройка капеллы Святого Иоанна Милостивца, переделка пресвитерия в стиле барокко, и частичная перестройка нефа. Для работ архиепископ пригласил знаменитых художников, одним из которых был зальцбургский скульптор Георг Рафаил Доннер, создавший в Братиславе свои самые знаменитые произведения за 11 лет работы в Братиславе. Его творения в Соборе — конная скульптурная группа главного алтаря (святой Мартин и нищий), лепные украшения капеллы и главный алтарь, где в серебряном саркофаге покоятся останки александрийского патриарха Иоанна Милославца, а также надгробный памятник архиепископу Эстерхази. В 19 веке из собора удалили все барочные элементы и усилили готическое оформление.

С Собором святого Мартина связана богатая музыкальная жизнь города. В первой половине 19 века здесь возникает Литургическое музыкальное общество, которое способствовало оживленной музыкальной жизни собора. В 1834 году в Соборе прозвучал «Реквием» Моцарта, а в следующем году «Мисса солемис» Бетховена. В 1840 году здесь дирижировал оркестром Ференц Лист, который позже дирижировал в Соборе своей «Коронационной Мессе».

Братислава — самая новая столица

Я уже упоминала, что 19 коронаций прошли в Братиславе: венгерская корона святого Штефана блистала на головах десяти венгерских королей, одной королевы, и на головах восьми супруг королей, помазанных на королевство. После коронации проводились народные гуляния, рыцарские турниры, речные баталии и театрализованные спектакли. После коронации монарх следовал по городу в торжественной процессии, затем на площади он давал королевскую клятву. Затем следовал королевский обед. Шествие короля после коронации не сложно повторить и сегодня — просто идя по коронам, вмонтированным в мостовые старой части города.

А этот старый дом стоит точно на границе старого города, на месте, где когда-то проходила городская стена.

Братислава — самая новая столица

Ворот не сохранилось, только табличка на мостовой, уложенная на месте, где они когда-то находились.

А здание рядом с местом, где были ворота — с грустной историей. В нем жил и работал художник Адольф Франкл, который был арестован 28.09.1944 года и отправлен в лагерь смерти Освенцим — Биркенау, но пережил его и изобразил свои переживания в сериале «Видения из ада». Он посвятил эту работу «всем народам мира, которые не должны страдать, независимо от религии, расы или убеждений, и с благодарностью людям, которые помогли ему пережить Холокост».

Братислава — самая новая столица

Выходим на Главную Площадь Братиславы, прямо в сердце исторического города. Почему на скамейку облокотилсся французский солдат — скульптор Юрай Мелис не сообщил, но, учитывая, что рядом французское посольство — вероятно, работникам приятно. Если верить легенде, то раненый солдат влюбился в местную медсестру и остался жить в Братиславе. А почему молодой человек не уходит со скамейки, которую фотографирует толпа туристов — не знаю, видимо, мы ему не мешаем.

В центре площади, которая раньше носила имя Рыночной, установлен фонтан Роланда Семнадцатому, который был установлен в честь коронации Императора Максимилиана Второго.

Братислава — самая новая столица

Старая Ратуша — это целый комплекс зданий, микс стилей. Ее старейшая часть, первоначально дом старосты Якуба с башней середины 14 века. Башню построили для защиты жителей дома, так как городские укрепления тогда были еще не достроены. Такие небольшие «городские мини-крепости» были типичны для средневековых городов. Благодаря своей башне Ратуша является одной из доминант города. В 15 веке город выкупил здание у старосты Павера, перестроил и расширил его. Первоначально высокие готические фронтоны домов в 16 веке устраняются и заменяются единой длинной крышей, сохранившейся до нашего времени. Тогда же во внутреннем дворе появляются аркады эпохи Возрождения, увеличивается высота башни и здание расширяется за счет покупки соседнего дома, принадлежащего мещанину Унгеру. В 1773 году, после пожара, башню еще раз перестроили, она приобрела барочный вид, сохранившийся до сих пор. В начале 20 векаРатуша «приросла» соседним Примациональным дворцом, пристроили новое крыло в готическом стиле, создавшее гармонию для всего архитектурного ансамбля, и на этом была поставлена строительная точка.

В течении 500 лет здесь принимались решения, связанные с жизнью города. В этом здании проходили заседания городского муниципалитета во главе со старостой, собирался суд, члены муниципалитета встречали здесь высокопоставленных гостей, нередко даже коронованных особ. В 1886 году на втором этаже открылся городской музей, работающий и сегодня.

Посиотрите на эти железные полосочки по обеим сторонам арки — это меры, до прихода Наполеона метрическая система не была обязательным условием, и каждый город «рисовал» собственную систему мер. И каждый мог подойти и проверить — не обмнул ли его торговец. В общем — ГОСТы.

Напротив Старой Ратуши, на той же площади, явно являясь ее украшением, высится импозантный розовый Примациальный дворец, построенный для кардинала Иосифа Батхани, остергомского архиепископа и примаса венгерского во второй половине 18 века. Здание, построенное по проекту архитектора Мельхиора Гефеля, относят к сокровищам классической архитектуры Словакии. Уже в 1370 году упоминается о существовании на этом месте дома епископа. После захвата Остергома турками в 1543 году, тогдашний архиепископ вынужден был избрать новое убежище и им стал Прешпорк. Он переселился в прекрасную готическую резиденцию своего предшественника, которая уже тогда считалась самой представительной постройкой города. Здание постоянно перестраивалось с целью всегда быть готовым к приему короля. Именно здесь проходил торжественный обед по поводу коронации Максимилиана Второго, поселившегося во дворце архиепископа, затем в Зеркальном зале пировали Леопольд Второй, Фердинанд Пятый и другие венгерские короли. В 18 веке дворец был перестроен в сегодняшний вид. В 1903 году дворец был куплен городом. Внутри хранится бесценное сокровище — серия английских гобеленов из шелковой шерсти, предназначенных королю Чарльзу Первому Стюарту, но попавшие к Кромвелю, который и продал их.

26 декабря 1805 годжа в Примациальном Дворце произошло очень значимое для Европы событие. В Зеркальном зале был подписан договор, после сражения у Аустерлица — Прессбургский мир. Вследствии подписания договора Император Франтишек Первый лишился бОльшей части страны, а Наполеон добился вершины своей власти. В память об этой грандиозной победе одна из улиц Парижа, ведущих к Елисейским Полям, получила название «Улица Прессбурга». Мирный договор был подписан между Австрией, представленной князем Лихтенштейном и наполеоновской Францией, представленной министром Талейраном. За несколько дней до этого, город оккупировало 10 тысяч французских солдат. По пути в Моравию, у Аустерлица, произошла битва с австрийской и русской армиями. В очень коротком сражении участвовало 180 тысяч солдат, из которых 50 тысяч погибло. Австрийский и русский император бежали с поля боя. В 1809 году французы вновь появляются у стен Братиславы, но на этот раз защитники мужественно оборонялись. Под руководством маршала Даву город осаждали 18 тысяч французских солдат, стоящих на другом берегу Дуная, подвергая Братиславу артобстрелам. Город сдался, когда большая часть была уничтожена, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся в стенах домов ядер.

Во дворе фонтан со статуей Святого Георгия Победоносца, 17 века.

Братислава — самая новая столица

Еще один памятник — вездесущему Непомуку (вроде, рядом даже моста нет).

Наверное, самая известная достопримечательность Братиславы — Зевака — наблюдатель, авторства Виктора Гулика. Туристы чаще называют скульптуру Водопроводчиком, или сантехником. Меня больше забавляет дорожный знак (кстати, подтверждающий версию, что человек на работе): «Осторожно, работы!». Уже несколько автомобилей стукались о Зеваку, несмотря на знак.

Опера Словацкого Национального Театра — широко признанный в Европе центр культуры и популярное место для любителей оперного искусства. Здание было построено в восьмидесятых годах 19 века, как городской театр, по проекту венских архитекторов Фельнера и Гелмера.

В великолепном здании Редуты начала 20 века находится Концертный Зал Словацкой Филармонии, элегантный ресторан и самое большое Казино города.

Братислава может похвастаться огромным количеством дворцов.

В этом дворце в стиле барокко в 1762 году концертировал Моцарт.

Дворец Леопольда де Паули, в котором в 1820 году девятилетний Ференц Лист дал свой первый концерт. Второй дворец — в нем он выступал позднее.

В одном из переулков «притаился» монастырь святой Клариссы с церковью, 14 века. В 17 веке монастырь был перестроен и в нем размещалась гимназия, в которой учился венгерский композитор Бела Барток. Сегодня здание церкви используется в качестве концертного зала.

Еще одна церковь принадлежит францисканцам. Монастырь был построен в 13 веке, и его церковь относится к старейшим в Братиславе. Капелла святого Евангелиста 14 века, пристроенная к Францискансой церкви. принадлежит к старейшим готическим памятникам города.

Перед церковью — два памятника советским солдатам. Первый — памятник Красной Армии, освободившей Братиславу. Пьедестал из красного гранита завершает устремленная ввысь женская фигура с цветами, встречающая солдат — освободитей. Второй — три фигуры — солдат с автоматом и две женщины — памятник защитникам Сталинграда.

Памятник советским Воинам - Освободителям.

Здание Университета Истрополитана, первого венгерского университета, построенного в 1465 году королем Матеем Корвином. Сегодня в здании размещается Университет Искусств.

Академия Университета, перестроенное здание 15 века.

Таких домов в городе множество — настоящие мини дворцы 19 века.

На Гвездославовой площади, которая в общем, аллея, а не площадь, напротив очаровательной беседки, установлен интересный памятник Хансу Христиану Андерсону, где сказочник стоит в окружении своих героев. Андерсен выбран не случайно — он посещал Братиславу в 1841 году.

А это памятник Людовиту Штуру, еще одному поэту, филологу, общественному деятелю. Площадь, на которой он возвышается, тоже носит его имя, она находится неподалеку от Дунайской Набережной. Не сразу понятно — что это, но это три фигуры — Штура и двух его товарищей. Если честно — по ощущению, памятник каким-то борцам, никак с поэзией не связанный. А площадь просто великолепна — широкая. открытая.

Памятник Людовиту Стуру.

Памятников в Братиславе великое множество. На первом фото — Паволу Гвьездославу, поэту, писателю, драматургу. Поэт в задумчивости, видимо, обдумывает новое произведение. Площадь, на когторой установлен памятник фонтан, носит его же имя.

Есть и очень милые и забавные мелочи, которые так украшают город!

Я не удержалась — сфотографировалась возле немецкого Посольства с берлинским мишкой6

Удивительное дело, когда во всей Европе давно открыты кафе и рестораны (правда, с тестами или прививками), в Братиславе до сих пор поесть можно только на улице! А жаль, я зашла в кондитерскую с таким забавным декором, пришлось купить пирожное с горячим пуншем «на вынос». Оказалось, открыли на следующий день, в понедельник, 3 января, специально подождали — пока праздники закончатся.

А вот сделать свою коронную фотографию с ногами и крышкой люка — не получилось, так как колодец здесь не утопленный, а высокий, я не рискнула карабкаться на него!

Братислава — самая новая столица

На границе мы попали в огромную пробку. Как оказалось — австрийские пограничники проверяли сертификаты вакцинации у всех въезжающих, без исключения. Вот и наш автобус подвергся проверке. Тоже, нашли кого проверять, у моих израильских туристов по три, а у половины — по 4 штуки! Почему-то, вспоминается лозунг: «Пятилетку — досрочно!». Или: «Нас не догонят».

И вот таким красивым закатом закончился этот словацкий день в австрийской поездке.