Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 16:30
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Данков — Россия Декабрь 2021

Начало этой поездки выходного дня Вы читали в части первой рассказа.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Мы вновь прогуливаемся по улочкам старинного г. Данкова.

Но с этим городом я Вас уже знакомил летом 2019 года:

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией.

Повторяться не будем.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Василий Иванович Ермаков (1827–1892) — купец второй гильдии, городской голова, меценат и краевед.

В 1840 году окончил Данковское уездное училище. Сообщается, что он ни разу за время обучения не был наказан розгами, что было исключительной редкостью.

Необходимость помогать матери с братьями и сёстрами поставила крест на мечте о продолжении образования.

Имел старшего брата Алексея Ивановича, на постоялом дворе которого начал работать. Затем работал помощником елецкого купца, потом главным приказчиком у другого купца, затем, скопив деньги и получив кредит в 1500 рублей серебром от купцов Игумнова и Коменского, открыл в родном городе свою лавку колониальных товаров и питейный погребок.

В 1849 году Ермаков женился на дочери данковского купца Игуменова.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

С 1859 также депутат оценочной комиссии. С того же года директор тюремного замка. В 1863–1866 он занимал должность городского головы. В этот период были замощены улицы и тротуары города, велось большое каменное строительство. При нём в Данкове был создан первый общественный банк. С 1880 года — председатель Данковской земской управы.

Состоял он и внештатным корреспондентом ряда газет и журналов: «Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «Северная пчела», «Народная газета», «Сыны Отечества» и других. В своих статьях автор весьма хвалил родной край и его жителей, заявляя, что они сторонятся вина, а местные купцы торгуют, полагаясь на одно честное слово.

Был избран директором Данковского тюремного отделения и учредил за свой счёт при тюрьме библиотеку, а также школу грамоты и пения. Способствовал открытию в городе публичной библиотеки и женской начальной школы. На их содержание купец затем жертвовал деньги.

Ермаков финансировал создание общественного пруда, благоустройство улиц, строительство мостов. Открыл в городе ночлежку, помогал организовывать данковскую Георгиевскую ярмарку. В 1862 году он создал общественную пожарную часть, лично тушил пожары и получил за это серебряную медаль «За спасение погибавших». Помогал Ермаков и погорельцам.

Он вкладывал деньги в строительство и обустройство школ Данкова, Тихвинского собора, железнодорожного моста через Дон, железной дороги на Смоленск.

В. И. Ермаков стал автором первого историко-статистического описания города Данкова («История города Данкова»), а также «Описания Данковского Покровского монастыря».

Как краевед он весьма ценится исследователями, Ермакова называют первым летописцем города Данкова. Его сведения о самых ранних этапах истории края расходятся с современными представлениями, но события XIX века описаны весьма подробно и точно.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Мы на излучине верховьев Дона, близ деревни Масловка.

В списке населённых мест 1859 года Масловка — деревня казённая и владельческая, 28 дворов, 295 жителей. По данным 1880 года в ней имелся 21 двор, население — 166 человек.

В начале 1932 года здесь проживало 250 человек.

На 1 января 1997 года, в деревне было 5 дворов и 5 жителей!!!

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Вторую жизнь деревне дал местный оригинал Владимир Борев.

Он москвич, родился на Арбате, «в Грауэрмана», учился в институте прессы в Сорбонне и на философском факультете МГУ, владеет французским в совершенстве, 20 лет отработал во Франции, а еще это именно он издавал в 1990-х годах дорогой сердцу всякого киномана журнал «Видео-Асс». За журналом в библиотеках действительно стояли очереди.

«Раз 15 журналистом ездил на Каннский кинофестиваль», — удивляет Борев, ныне редактор газеты «Советник президента» и автор двух передач на радио «Липецк FM»: «Борев онлайн» и «Сыр-бор».

Я часто слушаю эти передачи по радио в автомобиле. Голос у Борева вкрадчивый, с хитрецой, плутовской, но ужасно обаятельный.

Шутка от В. Борева: «Есть три способа разориться в России: самый быстрый — это лошади, самый красивый — женщины, самый надежный — сельское хозяйство».

«У нас особая технология, которая производит „живой сыр“ при холодных температурах 20 градусов. Мы все делаем очень медленно, идет долгий процесс скисания, потом мы сыр сушим, затем на 6−12 месяцев отправляем в подвал на вызревание. Конечно, его можно было бы сделать за три часа и тут же продать, и он пойдет на ура. Но это не наш путь», — объясняет Борев.

Борев построил свое имение в чистом поле за один год, вложив в него силы, средства и душу. Говорит, увидел вымирающую деревню Масловку и без раздумий купил 200 га земли.

«Были в советской журналистике рубрики „Выбираю деревню на жительство“ и „Журналист меняет профессию“.

Я по-настоящему, как журналист, ставлю на себе эксперимент и изучаю новую профессию: метод включенного наблюдения в реальную жизнь — я хочу задать модель правильного отношения к тому, что мы едим. Ведь люди едят гадости, продающиеся в магазине, хотя человек способен вырастить для себя чистую пищу», — полагает фермер.

Он называет свою ферму не микро-, а нанохозяйством:

«…всего-то десять коров, 50 коз, четыре лошади, а также куры, собаки и кошки. Прибыли нет, но иногда выходят в ноль. Моя модель хозяйства абсолютно не форматная: это подвижничество. Российское сыроделие началось в 1860 году. Николай Верещагин, отставной поручик-артиллерист, занялся сыроделием в то время, когда Россия поставляла сыр с Лондонской биржи, весь сыр был привозной. Через десять лет Верещагин создал целую отрасль сыродельческой промышленности, а за его знаменитым „Парижским маслом“ из Вологды французские рестораторы и домохозяйки с утра выстраивались в очередь на Северном вокзале Парижа, куда приходил паровоз из России. Верещагин придумал специальные вагоны-рефрижераторы, и парижане со льда брали „Парижское масло“ с ореховым вкусом. В 1930-е годы из патриотических соображений это масло переименовали из „Парижского“ в „Вологодское“. Кстати, умер Николай Верещагин в полной нищете…».

Сыром Борев занялся всего пять лет назад — пригласил в Масловку на все лето французских сыроделов Николь и Жиля де Вуж. Как истинные французы, они начали учебу 14 июля — в День взятия Бастилии.

Мои знакомые были на сыроварне в Масловке на экскурсии, дегустировали сыры, участвовали в охоте.

По их словам сыр у Борева вкусный, но ужасно дорогой.

Я обязательно побываю на масловской сыроварне «Сыр-Бор» и познакомлю Вас с ней.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Но формат нашего сегодняшнего путешествия не сыроварня, а псовая «охота».

Сегодня здесь проводится фестиваль «Отъезжее поле».

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Ещё И. Тургенев в своих «Записках охотника» воспевал местную псовую охоту.

Как тут не вспомнить фильм из 90-х «Особенности национальной охоты»?

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Вот таких малышей привезли сегодня порезвиться.

Фестиваль посетили около пятисот представителей общественных организаций, бизнесменов и зрителей из Липецкой, Воронежской и Тульской областей.

Порода «самоед».

Сыровар В. Борев с внуком на трибуне.

Нас познакомили с традициями русской псовой охоты.

Борев рассказывает откуда пошло выражение «кровь с молоком».

Оказывается версия о том что баре отдавали на выкармливание молоком крепостным бабам породистых щенков совсем не миф из художественного фильма 1975 г. «Звезда пленительного счастья».

Помните как в фильме декабрист в исполнении Михаила Боярского возмущался даннным обстоятельством?

А когда щенки сосали молоко, то нередко пускали в ход зубы и получалась именно «кровь с молоком».

Да, хорошая борзая, гончая охотничья собака могла стоить примерно как несколько десятков глупых крепостных баб.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Под аплодисменты владельцы проводят и показывают гончих собак.

Кроме того, желающие стреляли в лучном тире, танцевали, слушали песни вокальных коллективов, ели кашу с тушенкой (бесплатно), приготовленную полевой кухней.

И вот начался забег гончих и борзых собак.

Гончие предназначены для охоты гоном. Найдя след зверя, собака должна преследовать его с лаем до его изнеможения или выхода на охотника.

Борзые применяются для безружейной охоты (травли) на зайцев и лисиц, волков, которых собака хватает на бегу.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Ещё несколько лет назад на этом фестивале собак натравливали на заранее приготовленную лисицу.

Как Вы понимаете во время гона бедную лису рвали на кусочки и шансов спастись на чистом поле у неё не было.

Но затем вмешались защитники животных и живую лисицу заменили на механического зайца.

В данном случае механический заяц — это просто кусок шкуры прикрепленный к тянущейся проволоке.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Фестиваль проводится уже седьмой раз, но я на нем впервые.

К сожалению во время пандемии размах фестиваля совсем не тот что пару лет назад.

Налюбовавшись на русскую псовую «охоту», отправляемся на Дон.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Эти места верховья Дона связаны с именем легендарного разбойника Кудеяра и его сподвижница атаманши Анны.

Пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.

Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он — старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Со-ломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной.

Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана (Грозного) и Георгия (Юрия).

Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре… тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика.

Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол.

Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

«Жили двенадцать разбойников,

Жил Кудеяр-атаман.

Много разбойники пролили

Крови честных христиан…»

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Вот наверняка и под этим «Синь-камнем» также веками искали сокровища из кладов Кудеяра?

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.

У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов.

А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.
Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

Где же спрятаны сокровища разбойника Кудеяра?

Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса нашей области.

Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.

С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.

А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно.

Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи.

Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III.

А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

С именем знаменитого разбойника Кудеяра связано названия многих географических пунктов.

Есть около сотни Кудеяровых городков, где по преданию и зарыты сокровища атамана.

В Липецкой области находится «Кудеяров Лог» в Задонском районе — это очень укромное место и вполне могло быть воруй-городком.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

А здесь на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком.

На ней лежит очень большой камень синеватого цвета.

По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем.

Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону.

Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес.

Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

Попытали и мы счастья, поковыряли мерзлую землю вокруг «Синь-камня», да всё без толку!

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Не нашли мы кудеяровских сокровищ, зато фото сделали у Синь-камня.

Буква «А» выбита на камне.

Не в память ли об атаманше Анне?

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Камень покрыт мховым причудливым узором.

Данковский храм Тихвинской иконы Божьей матери.

История создания храма:

В городе Данкове жил один польский солдат, католик. Он был пленён в Отечественную войну, когда находился в составе войск Наполеона. Руководимый своей религиозной и национальной враждой к русскому населенно, этот несчастный фанатик решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов; почти весь Данков выгорел. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя.

Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городской собор ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышлении поджигателя.

Когда поляк сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался. Поляка отправили на каторгу.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери.

В 1881 г. на месте обретения иконы был выстроен храм.

Впрочем и с этим храмом я Вас уже знакомил в августе 2019 г.:

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери в Данкове

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

А наш путь лежит к разрушенной ГЭС.

В 2021 году исполнилось 70 лет с тех пор, когда осенью 1951 года, была введена в эксплуатацию Данковская ГЭС, мощность её составила 525 кВт.

Тогда Данков входил ещё в состав Рязанской области.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Колхозную ГЭС строили комсомольцы на субботниках.

Сейчас столько же кВт могут вырабатывать некоторые образцы домашних солнечных электростанций, но тогда это было в 4 раза больше, чем мощность первой межколхозной гидроэлектростанции, построенной в 1949 году в селе Новоникольское.

Данковская ГЭС была закрыта в 1974 году и долгое время перекрывали плотину, а мосток на ней служил горожанам удобной переправой.

В 90-х годах и этого не стало. Теперь этот объект просто «заброшка».

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Здесь же ж-д мост через Дон.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Заключительной частью нашего путешествия стало посещение строящейся набережной Данкова.

Она разделена на три яруса.

Первый — павильоны, они предназначены для размещения продукции предприятий питания, сувенирных лавок, проведения мастер-классов.

Второй — Верхняя площадь. Она служит пространством для проведения танцевальных вечеров, кинопоказов или образовательных лекций.

Третий ярус — место отдыха и занятий йогой летом.

Так же это точка начала велосипедного, лыжного и пешеходного маршрутов. Вдоль реки пролегла дорожка для катания на роликах, велосипедах, гироскутерах.

Поездка выходного дня на псовую охоту в Масловку. Часть 2

Без лишнего шума в прессе райцентры нашей области понемногу преображаются.

Такое ощущение что в Липецке строится меньше культурных пространств чем в райцентрах

Набережная называется Богословской в честь древнего храма, который расположен в микрорайоне, примыкающем к реке.

Так что скоро тут будет «город-сад».

Москвичи, приезжайте в глубинку!

Р. S.

Если Вы читаете этот материал, значит я в данный момент следую в Москву, в аэропорт Домодедово. Впереди новое интересное новогоднее путешествие в новую страну!

С новым годом всех Вас друзья!

Больше Вам интересных путешествий в новом, 2022 году!

Надеюсь пандемия в новом году закончится и путешествия вновь будут доступны без всяких ПЦР-тестов и прочих заморочек.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии и сайтов:

и https://proza.ru/2019/06/26/1582

Теги: Экстремальный отдых, Событийный туризм, Охота, Отдых с животными, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры