Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 19:34
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Липецкая область — Россия Август 2019

Об этом предстоящем путешествии я узнал совершенно случайно. Как объяснил гид, что сопровождал нашу группу, изредка администрация области обязывает предпринимателей заниматься турблаготворительностью и организовывать поездки по области дабы повышать тем самым культурный уровень горожан. Понятное дело что предприниматели не могут огорчить отказом власти и вот такой тур организовала Липецкая торгово-промышленная палата при содействии двух липецких турфирм. Автобус наполнен только наполовину липчанами желающими повысить свой культурный уровень. Оно и понятно, узнать о предстоящей поездке не так просто. Новость расходится только по своим.

Треть из этих путешественников состоит в нашей группе «Открыватели». Подозреваю что если бы не знакомство с этой группой, то я бы не узнал вовремя об этой поездке. Путешествие это нам ни стоило ни копейки.

Пока едем специально прикреплённый к нашей группе гид Руслан из одноимённой турфирмы, пользуясь случаем разлекает нас рекламой предстоящих путешествий по России и Закавказью. Нам раздают буклеты с предложением турпоездок. Цены на поездки провинциально незапредельные. Я для примера сравнил бюджет что потратил на новогоднее путешествие по Армении. Учитывая что мы путешествовали по Армении вдвоем на такси, то в расчёте на одного мы потратили вдвое меньше чем если бы поехали с турфирмой. Если Вы один, то удобнее всё-таки с провинциальной турфирмой, поскольку Вы получаете в качестве гида не рассказы таксиста о тяжёлой жизни в республике, а профессионального гида.

Мы следуем сегодня на самый север нашей области в Данковский район, что находится на границе с Тульской областью. Выезжаем по так называемой Лебедянской трассе, по которой лежит самый короткий путь на Москву. Ещё несколько лет назад на стыке Липецкой и Тульской областей власти этих двух субъектов никак не могли решить кому ремонтировать несколько километров дороги и оная пребывала как после бомбёжки. Но не так давно договориться всё-таки получилось и по этой дороге через Данков следовать в столицу теперь очень комфортно.

Однако, наш сегодняшний путь лежит ближе чем до «белокаменной».Первая остановка — близ деревни Новоникольское Данковского района. Село расположено на Лебедянской трассе в излучине левого берега реки Дон.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Расположено у крутой известняковой возвышенности так называемого Аннина Верха.

В селе ходит предание, что с вершин этого холма Анна-разбойница наблюдала за купеческими караванами, а затем нападала на них из засады. На Анну ополчились казаки, но она, вступив с ними в бой, одержала победу. Потом всё же ушла из этих мест.

Здесь у излучины Дона расположен этот памятный камень повествующий о лихих временах татарских набегов в 16–17 веках и противостоящих им казаках Подстепья.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Да, наш липецкий край тоже казачий. Селение здесь появилось, вероятно, в конце 17 века и называлось сначала Каменным Верхом, затем Самодуровкой. В документах 1718 г. это было село с Никольской церковью, по которой получилось нынешнее название. Ныне в селе проживает 800 человек.

Сегодня близ Новоникольского проходит праздник.

Нарожные гуляния, ярмарка продукции немногочисленных оставшихся выживающих мелких фермеров области. Всего столов (фермерских хозяйств) около пяти-шести. Пользуясь случаем я приобрёл тут сыр «качотта» производства фермеров раненбургского района всего за 650 руб/кг. Сыры тут разные: с оливками, травами, паприкой, перцем, козий, коровий…Так что фермерская продукция скорее жива чем мертва в нашей области.

Получается не только крупные Агрохолдинги нас кормят.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Представлены народные промыслы области.

На сцене идёт концерт местных народных коллективов. Мы здесь гуляли около двух часов. Организаторы обещали угостить дармовой ухой. Ушица готова, но её не наливают страждущим. Спрашиваю когда можно будет отведать ухи? Отвечают что пока не приедет кандидат на пост губернатора «со свитой» ухой угощать не будут.

Я интересуюсь:

— «А что боитесь ухи губернатору не достанется»?

Отвечают, что процесс раздачи ухи должен увидеть губернатор, если конечно он вообще приедет. А пока мне предлагают закусить дармовым пирожком.

Я гордо от пирожка отказываюсь:

— «Ну тогда передайте от меня привет губернатору, а я купаться пошёл!»

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Вода в Вольном Доне оказалась прохладная, течение быстрое. Не то что на нашей липецкой равнинной реке Воронеж.

После купания я возвращался в автобус в одних мокрых трусах по косогору вдоль всего этого праздника. Водитель автобуса с тульскими номерами спрашивает меня, увидев как я дефилирую в мокрых трусах что коленки согравают под названием «прощай молодость»:

— Что это Вы, товарищ, в таком виде губернатора встречаете?

— А пошёл этот губернатор на х…. Их ещё кучу из мАсквы пришлют учить нас жизни и целину поднимать, а мы тут остаёмся и живём. Приедут и уедут в свою мАскву. Пускай подавится своей ухой!

Ответом мне был дружный весёлый смех липецких и тульских водителей автобусов собравшихся кучей посплепничать.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Флаги области и Данковского района. Так и не дождавшись ни халявной ухи, ни губернатора мы следуем дальше в древний город Данков.

Расположен Данков на реке Дон при впадении в неё реки Вязовни. Население — 19 000 человек (2018 г.).Максимально до развала Союза тут проживало 25 000.Изначально это были земли Черниговского, затем Рязанского княжеств. Название города произошло от входившего в Рязанское княжество древнего города ДонкОв (название от реки Дон), который был сожжен монголо-татарами. Сейчас на том месте находится село Стрешнево Данковского района.

Согласно письменным источникам, современный населённый пункт существовал в 1568 году, когда в Данков были направлены князь Владимир Курлятев и боярский сын Григорий Сидоров, чтобы «города ставить».В 1804 году получил статус уездного города; был образован Данковский уезд в составе Рязанской губернии. В 1924 году Данков потерял статус города, а уезд был ликвидирован.

С 30 июля 1928 года находился в составе Центрально-Черногзёмной области, затем — Воронежской, с 26 сентября 1937 года — в Рязанской, 26 июня 1941 года село Данков было преобразовано в рабочий посёлок, с 6 января 1954 года — в составе Липецкой области, где 17 февраля 1957 года Данков получил нынешний статус города.

Город бедный и на достопримечательности небогат.

Памятник погибшим воинам-интернационалистам.

Доска почёта данковских тружеников. В городе работают хим.завод и доломитовый. Ну и сельхоз-перерабатывающая промышленность.

В центре города присутствует дореволюционная архитектура.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери. Сия чудотворная икона Богоматери явилась в городе Данкове, Рязанской губернии, в начале ХIХ-го столетия. Обстоятельства ее явления интересные. В городе жил один пленённый в ходе Отечественной войны польский солдат, католик…Впрочем, я сохраню интригу.

Кто из Вас захочет узнать чем отличился этот пленный польский солдат, тот должен будет прочесть мой отдельный отзыв про этот храм. Опубликую который сразу после данного расказа.

Внутри храма. Храм был закрыт в 1924 году, затем вновь открыт в 1994 г.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Икона Святому флотоводцу Фёдору Фёдоровичу Ушакову в храме.

Вот такие «бешенные» заработки в провинциальных храмах. По свидетельству Н. В. Кириллова, бывшего электрика доломитового комбината, поводом к разрушению колокольни собора стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 года. А вот об обстоятельствах данного драматично-комичного инцидента Вы также узнаете из того же последущего отзыва об этом храме. Интрига, значит интрига…

А колокольню разрушили двумя годами позже данного инцидента — в 1938-м. На ней был установлен деревянный желоб, по которому спускали кирпич. Кирпич этот на телегах (бестарках) возили на строительство дороги Янышево — Малая Знаменка. Сам собор в годы советской власти все-таки выстоял, хотя от былой красоты и великолепия ничего не осталось.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Ещё один знаменитый храм Георгия Победоносца.

Храм построен на месте прежней деревянной церкви в Казачьей слободе на средства прихожан при участии штабс-капитанши Александры Уздевской. Священник смог её убедить пожертвовать на строительсво храма очень крупную сумму. Когда деньги закончились, то церковь была построена лишь наполовину. Достраивали храм очень долго и всем миром. Автор проекта неизвестен.

Очень интересна послереволюционая история храма. В 1935 г. власти решили таки закрыть и разрушить храм. Однако священник церкви поднял горожан на бунт. Храм на какое-то время отстояли. Затем церковь власти решили передать так называемой церкви «обновленцев».Обновленчество — движение в русском православии, возникшее официально после Февральской революции 1917 г. Декларировало цель «обновления церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.

Обновленческое движение 1920-х годов следует рассматривать также в русле большевистских идей «модернизации быта» и попытки модернизации русского православия. С 1922 по 1926 год это движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией. Осенью 1943 года государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур, после чего обновленцы начали массово переходить в легализованный.московский Патриархат. Смерть Александра Введенского в 1946 году принято считать концом обновленчества, хотя последний нераскаявшийся обновленческий иерарх, Филарет (Яценко), умер в 1951 году.

Более подробную историю церкви обновленцев и данного данковского храма читайте в отдельном отзыве посвящённом церкви Георгия Победоносца. Но вернёмся к истории храма. Батюшка храма обновленцев в церковь не пустил. Поскольку храм находился в центре города, то он мозолил глаза властям.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

В печально знаменитом 1937 году мятёжного батюшку и церковного старосту наконец-то арестовали и осудили. Храм закрыли, колокольню разобрали. Вновь открыли храм в 1945 году.

Мы прощаемся с Данковым и следуем в село Баловнево.

Село известно по документам аж с 1626 года. В XVIII–XIX веках тут было поместье Бибиковых и Муромцевых. В селе имеется памятник архитектуры Владимирская двухколокольная церковь.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Возводить её начали в 1789 году при М. В. Муромцеве, а достроили только в первой трети 19 века. И. Грабарь приписывал авторство проекта В. И. Баженову.

Ну прямо московское Царицыно!

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Церковь построена в нетрадиционном для православия стиле классицизма.

Внутри церкви поднялись на второй ярус.

Женщины даже тут в храме удержались от селфи!

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

На реставрацию храма в рамках федеральной программы дирекцией по охране памятников архитектуры потрачено…300 млн. рублей (5 млн. долларов)!!!Я так понимаю что сюда будут скоро возить кучу туристов. Ведь совсем недалеко ещё и Астапово (Лев Толстой), и Куликово поле, Елец, Лебедянь, да хоть и в тот же Данков заехать.

Уже начали делать парковку для автобусов. Любопытно что хоть храм восстановлен на государственные (наши «налогоплательщеские») светские денежки, но командуют тут церковные службы. За фото с нас попросили по…пятьсот рублей! А чего мелочиться? Денежек, конечно, прижимистые провинциалы не дали за фото и женщины селфились тайком прямо в храме.

Ну и понятно я тоже не отставал фотографировал. Этому месту я посвящу последующий большой фотоальбом.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

В селе сохранился парк, который охраняется государством как дендрологический памятник природы,

а также кладбище.

Сама усадьба построенная также в духе классицизма (предположительно самим Растрелли!) ныне находится в развалинах и зарослях. На её реставрацию нет средств.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Пруд рядом с усадьбой. Прощаемся с Баловнево и вновь едем в Новоникольское. Может уху губернатор не всю сожрал? Вдруг нам оставил? Кроме того организаторы тура обещали что там будет фестиваль бардовской песни.

Новоникольское вечером встретило нас пустотой. Фермеры, казаки, артисты уехали.

А клоуны в нашем лице остались.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

Как оказалось барды приедут только завтра.

Делать нечего, переходим к водным процедурам.

А потом к общему застолью. Продукты мы предусмотрительно прихватили с собой. С ухой тоже облом.

По Данковскому району Липецкой области с экскурсией

А эту тарелку ухи, видимо, губернатор не доел и нам оставил. Ещё мною были обнаружены на траве остатки ухи, что вылиты поварами на траву. А может это губернатора стошнило? Кстати, у нас выборы через месяц. Так что губернатор ещё не совсем пока губернатор. Но всем уже понятно кто будет в доме хозяин. А выборы у нас в стране так, для порядку. У нас ведь демократия, едрён-батон. Кого скажут — того и дружно «выберем».

Селфимся. Красота кругом, глаз не оторвать.

В общем, поездка выдалась весёлая и интересная…

А Вы как считаете?

В подготовке материала использованы сведения из Википедии