Турист Виктор (grau59)
был сегодня 20:52

1964 и 1974 — самое страшное время в современной истории Кипра

Кипр Май 2013

Я рассказывал в материале Паралимни и Айя-Напа. Память о трагедии 1974 года, разделившей остров Кипр на 2 части о памятниках, посвященных трагедии 1974 года., расположенных в районе Фамагуста, разрезанном на 2 части после турецкого вторжения. Но не только в этом регионе помнят о тех событиях.

Ларнака

В Ларнаке я увидел в центре города памятник погибшим не в результате военных действий, а из-за своей гражданской позиции.

15 июля 1974 года стал чёрным днём в истории молодой Республики Кипр, государственный переворот стал спусковым крючком для раздела страны на две части. Парадоксальная вещь: ни вооруженные силы, ни полиция, ни государственные структуры Кипра не оказали сопротивления путчистам. Президент Кипра Макариос III сбежал из атакуемого дворца, а затем вообще уехал с острова. А вот обычные люди вышли на улицы крупных городов, чтобы на мирных демонстрациях осудить государственный переворот. И были встречены пулями.

Во время расстрела демонстрации в Ларнаке погибли Георгиос Чатзистефану (Γεώργιος Χατζηστεφανής), 46 лет от роду,

Ахиллес Коуртеллос (Αχιλλέας Κουρτελλής), 24 лет от роду,

и два молоденьких парнишки: семнадцатилетний Георгиос Харалампоус (Γιώργος Χαραλάμπους)

и четырнадцатилетний Андреас Феодосиу (Ανδρέας Θεοδοσίου).

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

В их честь на улицах Ларнаки установлен памятник в виде белой пирамиды, с металлическими портретами на гранях.

Памятник был открыт в июле 1989 года. Скульптор Леонид Спанос.

Установлен он возле входа в школу и дети, ни капельки не задумываясь о героях, сидят прямо на этом памятнике. я правда согнал их, чтобы сфотографировать памятник. Но это был не первый случай, когда памятники в Ларнаке использовались в качестве скамейки. Такое наблюдал на мемориале, посвященному геноциду армян на набережной, где молодые люди устроили дискотеку.

А к воинскому мемориалу «Некрополь ЭЛДИК» я сходил рано утром, еще до завтрака, благо находился он сравнительно недалеко от отеля, не доходя Солёного озера. В одну сторону я потратил 15 минут.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Мемориал был создан 26 февраля 1996 года по инициативе Ассоциации офицеров запаса Ларнаки.

На двух плитах — имена погибших во время вторжения.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Когда Кипр получил независимость 16 августа 1960 года, то Великобритания, Греция и Турция были объявлены гарантами»'независимости, территориальной целостности и безопасности». Великобритания оставила на территории Кипра военные базы, а Греция и Турция получили право держать на острове ограниченный военный контингент войск. Греческие военные были численностью 950 человек и носили название ЭЛДИК (греч. ΕΛΔΥΚ — Ελληνική Δύναμη Κύπρου), турецкие — 650 человек с названием ТУРДИК (греч. ΤΥΡΔΗΚ — Τουρκική Δυναμή Κύπρου).

Подразделения ЭЛДИК сыграли двойственную роль в событиях 1974 года на Кипре. Сначала активно поддержали вооруженный антиправительственный националистический мятеж 15 июля 1974 года, а после вторжения турецких войск вместе с подразделениями Национальной гвардии Кипра защищали остров. Мемориал создан в память о погибших и пропавших без вести подразделения ЭЛДИК во время событий 1974 года.

Расположен на окраине города Ларнака на возвышении над Соляным озером.

Лимассол

Первым городом, куда я выехал из Ларнаки был Лимассол. В парке возле моря я обнаружи памятник, посвященный событиям 1964 года Война не щадит моряков

Во время прогулки по Лимассолу увидел обычное здание,

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

у которого под крышей находилось изображение Святого Георгия.

С учётом того, что храмы на Кипре подчас выглядят непривычно, подумал, что это очередной храм Святого Георгия. Но это оказалось не так. В здании разместилась Ассоциация беженцев и эмигрантов «Святой Георгий» Прастио Морфу, основанная в 1993 году. Цель ассоциации -сохранить память о родной деревне и бороться за возращение в свои дома.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Прошло много лет, как греки-киприоты были выгнаны из своих жилищ в деревне Прастио, находящейся в 39 километрах к западу от Никосии и в 6 километрах к юго-западу от Морфу. Символом ассоциации стал Святой Георгий, в память о деревенском храме, построенном в 18 веке и превращенном после оккупации в мечеть.

Согласно данным Кипрской православной церкви после начала турецкой оккупации на Северном Кипре 575 церквей, часовен, монастырей Православной, Католической, Англиканской и других Церквей были разграблены, разрушены и осквернены. 19 древних храмов полностью уничтожены, 85 превращены в мечети, 41 отданы под склады и сараи. Часть из них лишились богослужебной утвари и икон, которые были конфискованы и проданы.

Астромеритис

Здесь я побывал в рамках экскурсии в горы Троодос. Я уже рассказывал, что люди на Кипре стоят часто часовни за свой счёт Яков и часовня святого Якова.

Часовня святого Модеста в большой деревне Астромеритис, расположенной в 30 километрах от Никосии, была построена госпожой Panagiota Papamoyseos в знак вечной памяти умерших ее сына Модеста, дочери Леони и мужа Андрея.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Часовня названа в честь святого Модеста, архиепископа Иерусалимского. Считается покровителем домашних животных и плодородия. Многие жители деревни — беженцы из деревни Кало Хорио, оставшейся на оккупированной турками территории. В часовне разместили святого Модеста, вывезенную в своё время с собой на новое место жительства.

Никосия

Никосия стала вторым городом после Лимассола, куда я съездил на автобусе. При въезде через Пафоские ворота через 100 метров налево находится храм с трагической судьбой.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Говорят, что первоначальный маленький храм Святого Креста существовал здесь с 1642 года, но при строительстве нового храма был полностью разрушен. В апреле 1900 года в Старом городе Никосии при содействии королевской семьи Испании было начало строительство католического храма Святого Креста и уже 16 февраля 1902 года он был освящен. Случилось это во времена правления короля Альфонсо XIII (1886 — 1941), ставшего испанским королём сразу же после рождения, с мая 1902 года правившего единолично и бывшего последним испанским королём первой половины 20 века.

В 1959 году вокруг церкви был построен одноимённый монастырь. События 1974 года стали мрачной страницей для храма и монастыря, которые оказались в буферной зоне, а их главные вход и ворота в зоне турецкой оккупации.

Только в 1996 году со стороны греческой части Никосии были сделаны новые вход и ворота. В саду монастыря появились новые деревья, цветы и газоны. В июне — ноябре 1998 года был восстановлен интерьер храма.

Перед официальным визитом папы Римского Бенедикт XVI в. июне 2010 года при активном участии посольства Ватикана на Кипре была проведена реставрация и папа Римский жил в монастыре во время своего визита на Кипр.

А во время плутания по улочкам-переулочкам Старого города Никосии обнаружил памятник, посвященным событиям 1963 -1964 годов.

1964 и 1974  — самое страшное время в современной истории Кипра

Поразительно как печатное слово и телевидение промывают мозги, а если к этому еще добавить и гидов… Все гиды на Кипре твердят одно и то же: в 1974 году Турция вторглась на Кипр и поэтому остров был разделён «зелёной линией» на две части. Но на самом деле термин «зелёная линия» появился на десяток лет раньше — в 1964 году. Эта символическая буферная зона разделила греческие и турецкие кварталы Никосии после ожесточённых вооруженных столкновений на этнической почве в 1963 -1964 годах между греками-киприотами и турками-киприотами. Просто затем конфликт тлел потихоньку…

А в 1974 года условная линия стала границей между двумя частями Кипра. Когда идут военные действия, то естественно гибнут люди. В честь бойцов- добровольцев, погибших в горниле столкновений 1963–1964 годов, во дворе церкви Святого Кассиана был создан мемориал. Инициатором возведения памятника стала Ассоциация бойцов-добровольцев 1963–1964 годов. Ежегодно в декабре в канун событий 1963 года возле этого памятника собираются люди, чтобы почтить память погибших.

Проходит время, но помнят о трагических событиях на Кипре.