Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Паралимни и Айя-Напа. Память о трагедии 1974 года, разделившей остров Кипр на 2 части

Айя Напа, Паралимни — Кипр Май 2013

В июле 1974 года на Кипре в результате вооруженного переворота был свергнут президент Макариос.

В целях защиты турок-киприотов 20 июля 1974 года началось вторжение на остров турецкой армии. Боевые действия велись до конца августа. Погибли как греки-киприоты и турки-киприоты, так и турки с греками.

В результате мирных переговоров остров, включая столицу Никосию, был разделён на две части и по сию пору остаётся разделённым. У обеих сторон конфликта появились свои герои, в честь которых воздвигнуты мемориалы и памятники.

Район Фамагуста на Кипре уникален. Он был одним из шести район Кипра. После событий 1974 года большая часть района отошла в состав Северного Кипра. Греки не стали огрызок района, оставшийся на южной части острова, соединять с другими районами. Формально считается, что район так и остался единым, но фактически это не так. Временная администрация греческой части района располагается в Паралимни.

Вот сюда мы направили свои стопы.

Хотели попасть в местный океанический аквариум, который располагался в между Паралимни и Протарасом, заодно на Паралимни взглянуть.

Паралимни

Возле конечной остановки автобуса, который привёз нас из Ларнаки, располагается воинский мемориал.

События 1974 года оставили кровавый, до сих пор не заживающий след, на острове, который физически теперь разделён границей. Согласно подсчётов более полутора тысяч греков-киприотов пропало без вести и неизвестна их судьба до сих пор. Разные источники указывают разные цифры, но горе людей от этого меньше не становится. Есть специальные сайты, на которых вывешиваются списки, на одном из них размещены имена 1587 человек.

Когда в 1974 году турки оккупировали Фамагусту, то многие греки-киприоты переехали в Паралимни. Они думали, что скоро всё закончится, отсюда всего 39 километров по дороге до Фамагусты, а до границы оккупированных территорий около 7 километров. Но прошли десятилетия, возвращения в родные пенаты не произошло. Уже родились у многих внуки и правнуки на новом месте жительства.

В память о трагических событиях 1974 года в марте 2012 года был установлен мемориал на центральной площади, напротив главного. На месте, где обычно на российских мемориалах горит вечный огонь, на мемориале расцвел железный цветок, похожий на лепестки пламени.

Рядом с ним плита с именами погибших.

В состав мемориала входит памятник Mana Paralimnitissa,

на пьедестале выбиты стихи.

Если я правильно понял -это покровительница города Паралимни.

Чуть в стороне от мемориала установлен памятник генерал-майору Кипрской армии Тасосу Марку.

Рядом с памятником бетонная плита, на которой отражен весь его жизненный путь.

Тасос Марку

родился 18 сентября 1936 года в Паралимни, школу закончил в Фамагусте.

В те времена Паралимни был небольшой захолустной деревенькой, а Фамагуста крупным курортом.

В 1955 году Тасос стал членом организации ЭОКА («Этники Органозис Киприон Агонистон» — «Национальная организация освобождения Кипра») — подпольной организация греков-киприотов, основанной в середине 1950-х годов. Главной задачей организации было изгнание британцев, и присоединение Кипра к Греции. Его активная работы в рядах ЭОКА, привела к преследованиям со сторону британской администрации острова и в 1956 году, он бежал, чтобы найти убежище в Греции. В Греции он поступил в престижное военное училище, ныне известное как Военная академия «Эвелпидон» Сухопутных войск Греции. В 1958 году он тайно вернулся на Кипр и присоединился к борьбе ЭОКА, затем возвращается в Грецию, чтобы завершить свое образование в военном училище. В 1961 году Тасос Марку присоединился к недавно созданной кипрской армии, где он служил с доблестью. В 1963 году он женился на Марии Делифер и у них было двое совместных детей: Андри и Парис.

Турецкое нашествие в июле 1974 застало Тасоcа на передовой линии на горе Pentadaktilos в качестве регионального главнокомандующего. Он отражал с небольшими силами превосходящие силы турецкой армии. Доблесть и героизм Тасоса позволило удержать позиции. За его подвиги ему было присвоено звание генерал-майора.

Памятник установлен в декабре 2008 года.

В честь Тасоса Марку назван муниципальный стадион в Паралимни.

Когда мы ехали на местнеом автобусе к аквариуму, то обратили внимание на еще одни мемориал возле начальной школы.

Многие греки-киприоты на свои средства строят часовни и памятники, посвящая их памяти погибшим или пропавшим без вести. Этот памятник, построен на пожертвования семьи Адаму Koumis в память Феодора Koumis, пропавшего без вести.

На каменной стене там и тут разбросаны летящие черные голуби, выронившие из своих клювов черные ветки. Автором памятника является Христос Симеонидес (Symeonides Chrisimos).

Интересна судьба этого скульптора и художника. Родившись в 1946 году на Кипре, в 1968 году Симеонидес эмигрировал в Канаду и даже получил канадское гражданство. В 1974 году закончил колледж искусств в Торонто.

Когда началось турецкое вторжение он прибыл на Кипр с гуманитарной миссией, привезя партию медикаментов. Когда Симеонидес увидел обвалившуюся крышу на доме своих родителей из-за турецких бомб, людей, живущих в палатках и потерявших свой кров, волнение людей за своих, потерявшихся в сутолоке беспорядка близких, то он решил остаться. Работал учителем рисования в школе и параллельно занимался творчеством, время от времени наезжая в Канаду, где он повышал свою квалификацию. В 2007 году окончательно ушёл из школы, занимаясь только творчеством. В различных регионах Кипра установлено немало из его работ, многие из которых посвящены трагическим событиям истории Кипра. Его искусство способствует заживлению душевных ран людей.

После аквариума мы вернулись на конечную остановку автобуса и поехали в Айя-Напу.

Айя-Напа

На центральной площади Айя-Напы стоят рядышком два бюста.

Они возведены в честь молодых парней, погибших за свободу и независимость своей Родины. Двое юношей погибли во время трагических событий 1974 года: двадцатилетний Гианакис Паппо (ΓΙΑΝΝΑΚΗΣ ΠΑΠΠΟΥΑΗ)

и восемнадцатилетний Христакис Христо (ΧΡΙΣΤΑΚΗΣ ΧΡΙΣΤΟΥ).

Более никаких мемориалов в этот день нам не попадалось.