Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

Итак, Стамбул! Наконец-то я могу c удовлетворением заявить, что он у меня был!

В сквере у Собора Святой Софии.

Город, о котором я думала, наверное чаще, чем о любом другом городе мира. Невероятно долго мечтала увидеть его своими глазами и стыдилась того, что вот он, находится так рядом, практически за углом, а я все не удосужусь на всех парусах желаний рвануть к нему, все откладываю и откладываю долгожданную встречу. Но однажды, осенью 2015-го я уже решилась и искусно вплела Стамбул в нитку испанской новогодней поездки: был куплен билет, забронирован отель, разработан план захвата и тут произошла непоправимое — взрыв русского самолета турецкими ВВС! Все во мне превратилось в протест и нежелание видеть этот город, причастный к трагедии. Бороться с собой я не стала, доказывать что-либо тоже, а просто купила в Мадрид другой билет, минуя этот, уже совсем не манящий меня город.

Время неумолимо отсчитывало годы, позади остались страны, события, встречи, рядом уже почти два года уверенно шагал живучий вирус, не желающий ни сдаваться, ни ослаблять хватку. Слегка запуганные вначале этой эпопеи туристы, стали активничать и выезжать кто куда, сначала по окрестностям, потом осмелев — далее, оглядываясь и осторожничая при этом. У меня на осень был запланирован Крым, маршрут сложился не простой, а закрученный — заверченный с упором на автомобиль. Вынашиваемый почти год план именно этой осенней поездки в течении всего времени, не по моей вине, трещал по швам, разваливался, вновь мною тщательно слепливался. Заказанные еще в августе по ходу маршрута места проживания терпеливо ожидали постояльцев.

До поездки оставалось еще долгих, томительных два месяца и вдруг, как это довольно часто случается, я получаю неожиданное, на тот момент, приглашение:

— Слушай, я собралась в Стамбул и вот что подумала — а не составишь ли компанию? Помнится, ты хотела в этот город, может именно сейчас и рванем вместе? Познакомимся в реале, наконец!

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Я заметалась, что же делать? Стамбул, а потом через неделю Крым, что скажут на работе, а дома? О, господи, хочу и туда и туда, нет сил отказаться от чего-то одного! Решение далось трудно и оно созревало примерно сутки, пока я не сдалась -летим, беру обе поездки!))

Но на тот момент стала резко ужесточаться ковидная обстановка, правила въезда в Крым и заселение в отели предполагались только при наличии либо вакцинации, либо ПЦР-теста, действительного лишь 3 дня. И это была подстава наивысшего разряда: в виду частичной вакцинации нашего экипажа, от Крыма пришлось отказаться! Мне потребовалось несколько дней, чтобы осознать потерю великолепных осенних крымских красок, уже виденных мною однажды, эйфории от бала хризантем и переключить все свои мысли на стремительно приближающийся ко мне Стамбул.

Накануне вылета заполнила анкету по специальной ссылке https://register.health.gov.tr/ для получения QR-кода действительного 72 часа. К ней же прикрепляется и HES код, необходимый для привязки его к городской проездной карте Istanbul Card, о преимуществах которой и о видах транспорта, где она действует я написала здесь. Бланк распечатала и продублировала на мобильном.

А дальше замелькал, запестрел калейдоскоп — зал зарубежных линий Краснодара, проверка наличия HES кода, яркое, совершенно бесстыдное синее море внизу, пугающее своими масштабами, стамбульский аэропорт Сабиха Гёкчен. По выходе из зоны прилета, справа находится обменный пункт — часть долларов превратила в турецкие лиры и словно бывая тут и раньше, вышла на территорию и смело направилась к автобусам, видневшимся прямо по курсу.

Летела я на самолете авиакомпании Победа, поэтому за спиной ненавязчиво и почти невесомо болтался полупустой рюкзачок. Автобус компании Хавабус (Havabus), курсирующий между аэропортом Сабиха Гёкчен и площадью Таксим (Taksim) отходит, как я поняла — по заполняемости, хотя расписание у них присутствует. Плата за проезд — 27,50 турецких лир и до отправления автобуса наличные с пассажиров собирает представитель компании.

Часа через полтора я уже шагала по площади Таксим,

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

ставшей для нас на все дни отпуска самым посещаемым местом — все дороги так или иначе вели к площади, да и отель находился рядом, что во всех отношениях оказалось весьма удобным. Вообще, о транспорте Стамбула планирую написать отдельно, поэтому не буду вмешивать сюда информацию о нем.

На площади было многолюдно, под порывами стремительного прохладного ветра с Босфора развивались и трепетали развешанные над площадью разноцветные флажки, из рупора у стоявшей тут же белоснежной палатки что-то вещал голос.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Накануне, 29 октября, в Турции был всенародный праздник — 98 годовщина с момента провозглашения Республики и произошло торжественное открытие нового Культурного центра имени Ататюрка.

Эх, не успели мы на праздник, и вечерних платьев не захватили на оперу в честь открытия, ну да ладно, у нас и так планов громадье, не до блистания на церемониях.

Спешу в наш отель Jono Hotel Taksim, заселяюсь, немного отдыхаю

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

и отправляюсь на разведку — совершенно не терпится начать уже осязать город, прощупывать его ауру, вдыхать запахи, прикоснуться и слегка пробежаться взглядом по архитектуре.

Taksim Mosque

Но мысленно постоянно возвращаюсь к подруге — где в данный момент летит ее самолет, все ли в порядке? Зимой темнеет рано, да и не было у меня желания блуждать одной по извилистым улочкам оживленного района Бейоглу, переполненного разномастными магазинчиками, кафешками, ресторанчиками, уворачиваясь от бесконечной вереницы праздно гуляющих в этот вечер выходного дня.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Вернувшись в отель, я настроилась терпеливо ждать, но чувствам не прикажешь, по времени выходило, что моя подруга сильно запаздывает. И когда сил ждать ее уже не было, в дверь тихонько постучали: наконец-то Оксаночка долетела, доехала, добралась и наша долгожданная встреча состоялась!

На фоне Собора Святой Софии.

В течение 10 лет мы много и постоянно общались по всем доступным средствам связи, но общение в живую превзошло все ожидания! Позднее, при расставании, невозможно было сдержать предательских слезинок и сожаления, что все замечательное имеет свойство заканчиваться.

Но, а пока у нас впереди было шесть полных, насыщенных, разнообразных и совершенно замечательных дней.

Мечеть Ортакей.
Археологический музей.

Составленные еще дома планы и маршруты так и пролежали распечатанной стопкой на столе, а мы использовали каждый день так, как хотелось обеим, не споря и не доказывая свою исключительную правоту. Озвученные с вечера вслух наброски маршрута на предстоящий день, могли быть утром без сожаления заменены на другой, на наш взгляд, более подходящий.

Парк Гюльхане.

Сидя на балкончике с умопомрачительным видом на Босфор и великолепные панорамы сползающих по склонам гор домиков, мы придумывали новый, ничуть не хуже вчерашнего. Это было чудесно, общение с городом проходило легко и комфортно, без какого-то-либо напряжения, каждый новый день приносил массу самых разных впечатлений, конечно же, по большей части положительных!

Вид с крепости Румелихисар.

А мне, не постесняюсь этого сравнения — туристке со стажем самостоятельных путешествий, в этот раз невероятно повезло: я кажется впервые была не руководящим звеном, не штурманом, а во втором, запасном составе нашего маленького коллектива! За это Оксане огромнейшее спасибо: посетив Стамбул в третий раз, она замечательно ориентировалась во всех его сложных названиях, расположении районов и достопримечательностей!

Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора.
Цветные домики в Балате.

Отель, о котором Оксана уже рассказывала, был нами найден специально с предоставлением завтраков и это было правильное и даже отличное начало дня: просыпаясь ежедневно в 6–30 по звуку муэдзина, мы позволяли себе еще понежиться в постельках, пообщаться и лишь к 8 часам не спеша поднимались на 5-й этаж на завтрак. А там, на верху, на балконе, начиналось ежедневное шоу -любование нежнейшими утренними панорамами пробуждающего города.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Солнце накатывало откуда-то слева, медленно, словно нехотя окрашивая склон теплыми пастельными красками.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Раззадорившись, оно блуждало по фасадам домов, заскакивало в окна, переливаясь яркими оранжевыми пятнами на стеклах. По Босфору, кутаясь в легкой дымке, уже скользили различные плавсредсва, мимо проносились огромные откормленные чайки, горланя и с завистью заглядывая на наш завтрак.

Однажды одна из них, размахивая полуметровыми крыльями как птеродактиль, изловчилась таки, спикировала и стащила у Оксаны прямо с тарелки кусочек колбасы — видимо приемчик давно отработан на зазевавшихся и очарованных окрестностями туристах!

А потом мы спускались вниз, покидали отель и погружались в неповторимую атмосферу города.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

В первый день это был традиционный ознакомительный туристический маршрут для человека, впервые оказавшего в удивительном городе, прежде всего уникальном по своему географическому расположению, единственном в мире городе, расположенном сразу на двух континентах — Европе и Азии: из района Бейоглу в исторический район Султанахмет, прогулка по пешеходной и популярной улице Истикляль, утром еще тихой и спокойной

к Галатскому мосту.

А на нем такая невероятная атмосфера атмосфер, что не передать словами, от запаха рыбы защипало в носу, от гомона чаек и мельтешащих туда-сюда корабликов-паромов-лодок и яхт закружилась голова!

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

И вот, только стоя на вибрирующем от движения сотен фигур и транспорта, мосту, словно подо мной было тяжело дышащее огромное животное, я реально осознала, где нахожусь, оглядываясь вокруг поняла, что я в СТАМБУЛЕ

Мечеть Сулеймание.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Рассматриваемые на мониторе компьютера сотни раз фото, давно знакомые картинки вдруг ожили и я оказалась внутри действа, героем, участником и это ощущение буквально захлестнуло, закружило и уже не отпускало до самого последнего дня…

Девичья башня.

Череда увиденных очень важных древних достопримечательностей старого Византия, бывших Антонии, Второго Рима, Константинополя, Царьграда и нынешнего Истанбула или Стамбула, представших перед нашими взорами во всей своей красе наслаивалась, с каждым днем увеличиваясь, вызывая массу эмоций — удивление, восторг, восхищение.

Долмабахче.
Балат — традиционный еврейский квартал в районе Фатих, очень аутентичный район.

Как только не называли Стамбул во все времена: это и Чудо Света, и жемчужина Босфора, еще -обитель Преданий и Поэзии, и конечно же — Столица Императоров, ведь на протяжении веков город был резиденцией для 10 римских, 82 византийских императоров, а еще и 30 османских султанов. Каждая эпоха оставила свой след в этом необычном городе, расположившемся на 14 холмах и разделенном двумя заливами: Босфором и Золотым Рогом.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Стамбул огромен и необъятен, никто не знает его точных размеров, но официально считается, что его длина — 150 километров, а ширина — 50, а площадь 7,5 тысяч километров. Вдумайтесь в эти цифры! Гуляя по улочкам, совершенно немыслимо охватить эти масштабы, но отправившись на водную прогулку к Принцевым островам

Принцевы острова-Баююкада.

и постепенно удаляясь от берега в воды Мраморного моря, мы могли лишь приблизительно оценить и размеры и масштабы.

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Но город растет и ежедневно увеличивается его население, опять же, точное количество которого не известно, возможно оно уже приблизилось к 20 миллионам человек, ведь по статистике Турции каждый пятый житель страны живет именно в Стамбуле.

Вот и представьте, как возможно охватить всю эту безграничную махину в мои 7,5 дней, у Оксаны их оказалось чуть меньше, но, повторюсь — это ее третья попытка объять необъятное.

Но мы пытались, без особого фанатизма, конечно, что радовало и благодаря чему все увиденное не свалилось в одну безразмерную кучу, а улеглось по полочкам,

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

с которых мы будем время от времени доставать ту или иную достопримечательность и показывать вам.

В садах Долмабахче.

Долмабахче.

Позволю себе перелистать календарь…

5 ноября, день накануне вылета, вернее уже вечер, принесший легкое волнение: выглянув в окно, я заметила преграду, мешающую разглядеть тысячи светящихся окошек в домах-туман? Утренний беглый обзор окрестностей поверг в шок — взгляд буквально упирался в плотную, серо-молочную стену.

День не задался с утра.

Грустные, взволнованные всем: окончанием замечательного путешествия, расставанием, неожиданными проказами погоды мы собрались, сходили позавтракали. Оставив свой багаж в отеле, я проводила Оксану на автобус в аэропорт Сабиха Гёкчен — ее рейс улетал после полудня, мой же около полуночи.

А затем медленно поплелась выполнять намеченную на день программу. Все вокруг едва просматривалось, туман был влажным, он не просто ронял на тротуары и дороги свои слезы, но и словно орошал влагой все окрестности, здания, людей…

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

Уже прекрасно ориентируясь в стамбульском транспорте, на площади Таксим я спустилась в метро, перешла к остановке фуникулера F-1, доехала до конечной остановки Kabatas Station, да она собственно и есть единственная остановка. Тут же, не выходя на поверхность, через подземный переход, перешла к остановке трамвая Т1 и поехала в район Фатих до остановки Султанахмет (Sultanahmet): на сегодня у меня было намечено посещение дворцового комплекса османской эпохи Топкапы (Topkapı Sarayı Müzesi).

Затем я еще куда-то ездила и закрывала «белые пятна», а возвращаясь в отель за багажом, попала в толпу фанатов у стадиона-арены (Vodafone Park).

Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета

В тот день, 6 ноября в 19–00 состоялся футбольный матч между двумя турецкими командами Бешикташ и Трабзонспор. Форма команды Бешикташ черно-белая и вокруг меня пестрели именно эти цвета — шарфы, футболки, флаги, кепки.

Между тем вечерело, погода портилась, поднялся ветер, а испарившийся к обеду туман, вновь начал активизироваться. Оксана писала, что ее рейс задерживался один раз, потом еще и еще…

Автобус до аэропорта, Хавабус (Havabus), попал в знаменитую стамбульскую пробку — он больше стоял, чем ехал, но наконец-то добрались. Не доверяя номеру гейта, указанному на информационном табло, я дважды уточняла информацию у служащих аэропорта. После утомительного двухчасового продвижения в многонациональной толпе пассажиров на регистрацию, наконец-то подошла моя очередь -до вылета оставался час. Девушка слишком долго изучала мой паспорт, распечатку билета, пыталась звонить по стационарному телефону, мобильнику, потом возвращалась к билету и паспорту, что-то набирала в компьютере. Прошли долгие минут пять, заставившие меня занервничать — что не так? В итоге она махнула мне рукой куда-то в сторону: Там кассы Пегасуса, идите туда.

А около касс творилось нечто невообразимое, человеческий улей, возмущенные крики вернули меня в далекое прошлое, когда для получения чего-то необходимого, будь то билет или товар, аналогичное столпотворение было вполне нормальным.

Люди собирались группами, союзники по несчастью и я быстро стала членом краснодарской группировки. Что же произошло в этот субботний вечер 6 ноября 2021 года? Да ничего особенного, просто турецкая авиакомпания Pegasus Airlines без объяснения причин отменила ВСЕ свои рейсы: Москва, Тбилиси, Краснодар, Анкара и другие.

— А когда же будет следующий рейс? — приблизительный ответ на волновавший всех вопрос мы смогли получить ближе к полуночи, когда первая группа краснодарцев, наконец-то продравшихся сквозь плотную толпу к окошку, вывалилась из плотной толпы.

— Сказали только 9 ноября, во вторник: и они, более молодые, энергичные, начали что-то обсуждать, не желая зависать в Стамбуле и готовясь предпринять какие-то действия.

Я находилась в прострации, вакуум неверия в сложившуюся ситуацию окутал плотно и заботливо, не давая пробиться истерике: в тот момент мне был нужен трезвый ум и стремительная реакция -если вы помните, Wi-Fi позволял держать связь с миром всего полчаса. Я немного пошпионила, пообщалась с одним парнем, с другим, буквально впитывая в себя крупинки полезностей и только после определившихся в мозгу действий, подключила интернет.

— Аня, дорогая, я застряла в Стамбуле в Сабихе Гёкчен, вся моя надежда только на тебя -купи мне, пожалуйста, билет на ближайший рейс с нового аэропорта Стамбула.

Аня уже была в курсе событий, купила мне билет и по истечении получаса успела отправить данные: время и номер рейса! Я была спасена!

Вот они, настоящие друзья, на которых можно смело положиться и довериться им в любой, даже самой критической и безвыходной ситуации! Что бы там некоторые товарисчи не говорили на форумах — не могу промолчать!))

Сразу как-то расслабилась, но соотечественники, уже приближающие к окошку, вернули в реальность:

— Не уходите, вам же надо вернуть деньги за билет!

Общаться с девушкой-кассиром по всем нюансам нашей группы именно по-турецки помогла местная женщина, вовремя откуда-то взявшаяся — она встречала дочь из Вены, также попавшую в непростую ситуацию с задержками рейса. Добрая женщина прекрасно говорила по-русски и ей не составило труда озвучить просьбы краснодарцев, соглашающихся улететь в любой город России, но на следующий день. Но ни билетов, ни полетов…никуда! А следующий рейс в Краснодар будет лишь в среду, 10 ноября. Вариантов не было и все согласились, но здесь Пегасус проявил джентльменство: обеспечил всех жильем, про питание точно не знаю. Я же сдала свой билет на возврат стоимости, которую вернули через сутки. Сын следил за информационным табло Сабихи Гёкчен, по его данным и мой самолет и другие благополучно вылетали.

Вот таким образом в 3 часа ночи я и оказалась в Новом аэропорту Стамбула, детали про транспорт написала в отзыве.

Прогулки по пустым и очень красивым территориям İstanbul Havalimanı, заставили хоть немного завуалировать и приглушить свалившуюся неприятность.

Подключив интернет, я первым делом отправилась искать информацию о авиакомпании NordWind (Северный ветер), на самолете которой полечу. И какого было мое удивление, когда прочла, что это дочернее предприятие Пегасуса, но успокоило то, что компания русская и место базирования в Москве.

Задержка информации о рейсе на электронном табло заставила опять напрячься и понервничать, но в дальнейшем все прошло отлично, прилетели мы в Краснодар ровно в час дня, даже раньше заявленного времени. К вечеру на карту упала полная стоимость неиспользованного билета.

А что же Оксана? Ее самолет задержали на 9 часов и домой она попала даже позже меня, так что и в Сабихе мы какое-то время находились одновременно, не зная об этом.

Подводя итог поездки совершенно ответственно заявляю, что само путешествие и конечно же моя замечательная попутчица — все очень понравилось. С Оксаной я готова ехать, плыть, лететь куда угодно!

Принцевы острова-Баююкада.

Сложности с вылетом из Стамбула словно бы и не отразились на общем впечатлении, а лишь слегка коснулись их. Уже на следующий день, рассказывая на работе о всех этих ночных перипетиях и движениях, мне вдруг подумалось — а со мной ли все это было?

Но вот не знаю, смогу ли я вновь, бросив все, сломя голову лететь через Черное море на встречу со Стамбулом?

Панорама с Галатской башни.

Цикл материалов "Стамбул осенний"

1. Новый аэропорт Стамбула — İstanbul Havalimanı
  2. Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета
  3. Церковь Святой Ирины — первая церковь Константинополя
  4. Монастырь, акведук, две мечети, Балат и «Vefa Boza»