Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:31

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

Как-то не очень у меня получается писать последовательно о только что совершенном путешествии, материал за материалом, мне кажется это нудно, назойливо и совершенно не так захватывающе, как в реальности. Тем более хочется слегка выдержать всю информацию, которой я наполнена до краешков, тронь, нечаянно толкни и вот уже расплескались драгоценные капельки.

Чтобы не случилось подобного, и ради разнообразия подачи на помочь мне приходят закрома, в которых преспокойненько хранятся запасы. Я с удовольствием приступаю к извлечению не случайного файлика, а именно тот материал, о котором я уже пару дней подумываю с особым чувством. Как и почему так происходит, почему именно этот, а не другой — не знаю, но что-то срабатывает, какой-то импульс, едва уловимый знак.

Итак, сегодня у меня появилось желание вспомнить Стамбул, наше с Оксаночкой незабываемое путешествие. Я даже перечитала свой анонс о нем, ничего так получилось, особенно понравились фотографии!

По главным площади и улице Стамбула

Кстати, со Стамбулом как раз и получилась история, о которой я поведала вначале, -  совершенно безсистемная подача, тем более мы ездили вдвоем. Вот и получается, что из множества лоскутков — впечатлений, уже преподнесенных нами, вам самим придется складывать единое целое под названием Стамбул.

По главным площади и улице Стамбула

Сегодня начнем с площади Таксим, но здесь тоже интересная история. Я 14 лет прожила в Забайкалье, в поселке Таксимо. Первые поселения в Муйской долине были основаны поселенцами-якутами в 1863 году. Посёлок Таксимо был основан в 1910-м году и первым жителем стал И. А. Баранчеев, ссыльный из Москвы, именем которого позднее было названо озеро за поселком — Баранчеевское. Название населённого пункта Таксимо происходит от эвенкийского — «сосновый бор».

Ну так вот, как только впервые я услышала про площадь Таксим и ощутила схожее звучание названий, так мне сразу захотелось побывать в Стамбуле и увидеть ее своими глазами. Ждать пришлось долго.

По главным площади и улице Стамбула

С «турецкого» Таксим переводится совсем не так красиво, как Таксимо, а всего лишь сухой технический термин — «распределение». Но у названия далекие корни, они начинаются еще во времена правления султана Махмуда I, а это середина 18 века. Тогда к площади сходились главные водопроводы города, а уже отсюда, сверху холма вода поступала в самые отдаленные районы.

В настоящее время площадь Таксим — это деловой, исторический и развлекательный центр города, это одна из важнейших достопримечательностей Европейской части Стамбула. На площади расположены различные культурные объекты и множество магазинов и кафе, большой выбор отелей на любой вкус.

По главным площади и улице Стамбула

Мы жили в отеле буквально в паре минут ходьбы от площади.

На площади очень удобная транспортная развязка, есть входы в метро, в дни праздников проходят различные массовые мероприятия. Через Таксим ежедневно проходит огромный людской поток, к которому на дни отпуска присоединились и мы.

По главным площади и улице Стамбула

29 октября в Турции всенародный праздник — годовщина с момента провозглашения Республики. В 2021 году, за день до нашего приезда, в очередную 98 -ю годовщину произошло торжественное открытие нового Культурного центра имени Ататюрка.

По главным площади и улице Стамбула

На площади, немного в стороне, ближе к началу улицы Истикляль находится один из самых известных памятников Стамбула — Монумент Республики, созданный в 1928 году итальянским скульптором Пьетро Каноника в честь пятой годовщины основания Турецкой Республики.

11-метровый памятник изображает основателей новой Турции -это конечно же Мустафа Кемаль Ататюрк, и его верные спутники — генерал Исмет Инёню и маршал Февзи Чакмак.

По главным площади и улице Стамбула

У памятника часто проходят важные официальные мероприятия, а также всевозможные митинги и пикеты.

По главным площади и улице Стамбула

Долгие монумент был главной доминантой площади Таксим, но десять лет назад все изменилось. Вообще этот район Бейоглу с 1993 -го года признан историческим и именно поэтому строить мечети здесь не разрешалось. Но в 2011 году был разработан проект, соответствующий исторической структуре площади и района, что и позволило возвести мечеть.

По окончании строительства в 2020-м году теперь уже Новая Мечеть Таксим стала главным образующим звеном площади.

По главным площади и улице Стамбула

Красивое сооружение невероятно гармонично вписалось в пространство и уже невозможно представить площадь Таксим без мечети Таксим. Именно поэтому у меня и оказалось так много самых разнообразных фотографий объекта, мимо которого мы проходили ежедневно и не по одному разу.

По главным площади и улице Стамбула

В первый же день я зашла внутрь. Изящество, изысканность, пусть мечеть новая и в ней нет налета древности, но это не умаляет ее ценности и красоты.

По главным площади и улице Стамбула

С площади Таксим виден главный купол и две колокольни расположенного недалеко самого крупного действующего православного храма Стамбула — Церкви Святой Троицы. Храм в стиле необарокко с элементами базилики был возведен к 1880-му году по проекту архитектора из Греции П. Кампанаки.

По главным площади и улице Стамбула
В сентябре 1995 года в Стамбуле прошли массовые погромы, в результате пострадало и здание церкви. Греческий промышленник П. Ангелопулос выделил личные средства на ее восстановление и к марту 2003 года реставрация завершилась.

В настоящее время на территории храма расположен греческий лицей Zappeion для девочек.

Территория храма небольшая, внутри тихо и не особо слышен шум большого города, в саду растут плодовые деревья, но подступиться и нормально сфотографировать фасады храма невозможно, поэтому только кусочки.

По главным площади и улице Стамбула

Покидаем территорию Церкви Святой Троицы и отправляемся исследовать легендарную улицу Стамбула — Истикляль, она берет свое начало прямо от площади Таксим.

По главным площади и улице Стамбула

За период нашего нахождения в Стамбуле мы шагали по этой улице несколько раз и в разное время суток, видели ее в разных ипостасях. Утром она практически пустая, тихая, спокойная, еще не проснувшаяся после бурной ночи. Неспешно открываются бутики, машины завозят товары в многочисленные кафе и ресторанчики, уборщики наводят лоск и заметают следы ночных гуляний. Реально моют асфальт и в такой момент по нему следует идти очень осторожно, вполне можно подскользнуться и упасть.

Но когда наступает вечер, улица настолько видоизменяется, что ее сложно узнать, это невероятно оживленный улей, шум, музыка, толчея — в общем сплошной хаос!

Никогда не задумывалась — а что же означает это слово «Истикляль»? Оказывается, и в названии улицы увековечена победа в борьбе за независимость и провозглашение республики. Другими словами, в переводе с турецкого «Истикляль» — это «независимость».

По главным площади и улице Стамбула

В конце 15 века этой шумной, многолюдной и современной улицы на холме конечно же не было и в помине, тогда всю территорию вокруг занимали леса и только начинали кое-где появляться сельские мусульманские поселения.

Вскоре живописная территория привлекла европейцев, которые стали строить здесь жилые дома, особняки, открывать магазины, а в 17 веке на улице появились и первые европейские посольства. Кстати, их и в настоящее время много расположено на улице, в том числе и посольство нашей страны.

Улица длинной 1,5 километра пешеходная, но все же есть один общественный транспорт, который разрешен — это старый исторический трамвай, вернее один вагончик.

По главным площади и улице Стамбула

Это своего рода развлечение, аттракцион и дань традициям. Трамвай курсирует с 19 века от площади Таксим, где у него есть пункт стоянки,

По главным площади и улице Стамбула

до остановки Тюнель — отсюда вниз к Галатскому мосту курсирует фуникулер.

Плотно застроенная улица поражает разнообразием архитектурных стилей: европейская и азиатская культуры плотно переплелись, но смотрятся вполне гармонично.

По главным площади и улице Стамбула

На улице есть здания политической важности, религиозные сооружения, памятники архитектуры, картинные галереи, театры, библиотеки, но все же главное, зачем сюда спешат и туристы, и местные жители — это шоппинг!

По главным площади и улице Стамбула

Торговая артерия предоставляет для этого огромное количество бутиков и магазинов разных фирм, как иностранных, так и отечественных. И мы не удержались, основательно прошлись по магазинам, опустошая карты.

А как приятно после трудов, примерок, мук выбора очутиться в кондитерской, да не просто в обычной, а в исторической, основанной в 1864-м году.

По главным площади и улице Стамбула

Стамбул — рай для сладкоежек, восточные сладости так и манят с витрин своим разнообразным ассортиментом. К слову сказать, я очень люблю турецкие сладости, привезла домой кучу всего и потом еще месяц наслаждалась, вспоминая наши приключения.

Ой, мы отвлеклись, идем далее и вот уже видим историческое здание, возведенное в европейском стиле 140 лет назад — Цветочный пассаж.

По главным площади и улице Стамбула

Одно из самых красивых сооружений на улице Истикляль было построено в стиле французских торговых центров и за все это время внутри размещались самые популярные магазины Стамбула.

Далее непредсказуемая улица Истикляль делает плавный кокетливый изгиб и что я вижу — итальянское палаццо?!

Через арку мы осторожно заходим внутрь и что же — оказывается это церковь Святого Антония Падуанского.

Первая церковь во имя этого святого была построена итальянскими монахами чуть в стороне в 1724-м году. Простояв 180 лет она никому не мешала, однако в 1904-м году, когда пролагали трамвайные пути для уже знакомого нам туристического трамвайчика, церковь пришлось снести. Но уже в 1905-м году началось строительство нового храма Святого Антония. Но сначала были построены два жилых дома, квартиры которых сдавались внаем.

По главным площади и улице Стамбула

На эти средства к 1912-му году храм из красного кирпича в неоготическом стиле был возведен и открыт для прихожан.

Все построенные сооружения сохранилось до современного времени.

По главным площади и улице Стамбула

В 1932 году Папа Римский Пий X возвел церковь Святого Антония в ранг малой базилики.

По главным площади и улице Стамбула

Папа Римский Иоанн XXIII в. 1932-м году провел в церкви свою первую проповедь и в дальнейшем в течение 10 лет в качестве официального представителя Папы Римского проводил здесь службы. Именно поэтому перед главным фасадом храма установлена его статуя.

Покинув храм, озираясь вокруг, мы медленно побрели дальше — какой еще сюрприз готовит нам удивительная Истикляль? И вот уже небольшая узкая калитка заманивает и приглашает зайти внутрь — идем.

По главным площади и улице Стамбула

Тихий внутренний дворик, кладбище. Непонятные здания и надписи, но что же это?

Оказалось, что это музей Галата Мевлеви или обитель Дервишей (Galata Mevlevi Museum). Музей посвящен церемонии кружения дервишей, их культуре и вере. Дервиши — это мусульманские монахи, мистики-суфисты, известные на весь мир уникальным танцем. Этот дом Галата Мевлеви был построен в 1491 году и был первым домом Мавлеви в Стамбуле. В 1925-м году танцы дервишей были запрещены, дом был закрыт и в открыт в 1975-м году уже в качестве музея.

Один раз в неделю по воскресеньям здесь проходит самое аутентичное представление и демонстрация танца дервишей, это полный ритуал, со всеми его элементами начиная с приветствия.

Далее буквально несколько фотографий зданий, расположенных рядом с улицей истикляль, на соседних, не менее интересных улочках, более узких, еще более аутентичных. Им также стоит уделить внимание.

А как вам этот сюжет? Я была им очарована в первый же день и всякий раз, чтобы полюбоваться этой архитектурной гармонией, выйдя из отеля, умышленно поворачивала налево и пройдя несколько шагов буквально замирала от созерцания этой картины. Все уместно, нет ничего лишнего и одна архитектурная форма дополняет другую.

По главным площади и улице Стамбула

Желаю и вам всем аналогичной гармонии души.

Жизнь невероятно сложна, бывают разные ситуации, взгляды, отношение к чему-то, но внутренняя гармония это показатель, это лакмусовая бумажка которая не подведет. Гармония лишь тогда будет цельной, когда поймет, что душа спокойна, не мечется совесть.

Цикл материалов "Стамбул осенний"

1. Новый аэропорт Стамбула — İstanbul Havalimanı
  2. Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета
  3. Церковь Святой Ирины — первая церковь Константинополя
  4. Монастырь, акведук, две мечети, Балат и «Vefa Boza»