Турист Yelena Ptashinskaya (Eptash)
Yelena Ptashinskaya — была 7 марта 4:05
Я продолжаю путешествовать. Но уже больше года я почти перестала об этом писать.

Чичен-Ица, Тулум, Вальядолид, Мерида — Мексика Март 2021

Мексика у нас, можно сказать, через дорогу. Сами мексиканцы коих тут половина населения, нам прямо как родные и к ним мы привыкли так же как и к салсе, гуакомоле и тортиям на наших кухнях. И в некоторых районах вообще видно, что в Мексику можно и не ехать — она сама к нам едет и идёт всеми возможными способами. И Трампа на них уже нету. Может быть ещё и поэтому мало у кого из американцев возникало желание высунуть нос за пределы all-inclusive курортов и увидеть реальную Мексику. Давили стереотипы нищеты, коррупции и бандитизма. Только в последние годы начала приходить информация о безопасных и колоритных мексиканских городах. Но для нас лучше всего про впечатления о стране можно было узнать от тех туристов, для которых в Мексику нужно лететь на другой континент и они для этого прилежно изучают все культурные и исторические достопримечательности. А в all-inclusive они и в Турцию съездят, там ближе. Так случилось и со мной, когда я вдохновилась рассказом Олега Nomad «По золотому кольцу Юкатана».

Это сразу натолкнуло на мысль о плане для весенних каникул. А вот мечта увидеть центр страны зрела давно. Мехико сити с его невероятным количеством музеев. Сердце колониальной Мексики с Гуанахуато, Сан-Мигуель д’Альенле и Закатекасом уже несколько лет настырно сидят в списке для поездок и рвутся наверх. Но пандемия все как у всех перевернула и всё поставила совсем не по своим местам, так что решили выбрать места, которые показались безопаснее. Юкатан, так Юкатан — там и покатаемся.

Прилетели в Канкун и взяли машину в рент. Многие говорят что это самый удобный способ увидеть полуостров. У выхода из аэропорта нас ждал человек с моим именем на небольшом плакатике. Он и отвёз нас в небольшую конторку рядом с аэропортом.

Вот так неполиткоректно нас встретили в конторе по прокату машин.
  • Что обязательно следует знать когда арендуешь машину в Мексике! Там по закону на любую машину нужно иметь минимальную страховку, которая может быть и не включена в первоначальную стоимость. Это надо непременно проверить. Поэтому рекламируемая стоимость $7 в день может обернуться больше чем $30 в день. Мексика так же как правило не признает страховку, которую почти всегда предоставляют американские кредитные карточки. Многие туристы часто об этом не знают и потом криком кричат какой это скам и как их развели на бабки. Но мы были к этому готовы и поэтому выбрали компанию Easy Way Rent a Car. У них хорошая репутация и никаких скрытых тарифов хотя цены почти такие же как и везде.

А ещё на Юкатане есть платные дороги. Чтобы попасть из Канкуна в Мериду нам пришлось заплатить около $25 в районе Вальядолида. Но если ориентироваться получше то можно этого и избежать, если не жалко потратить в пути лишние минут 45. Нам их было жалко, так как из Канкуна в Мериду мы ехали больше 3 часов, это дольше чем лететь из Далласа в Канкун. Но добрались мы вполне благополучно и без проблем нашли нашу гостиницу в центре города. Гостиница оказалась образцом современного прочтения колониального стиля. Нам очень понравилась.

Был уже вечер и времени оставалось лишь на то, чтобы хорошо покушать. Для этого не было ничего лучше чем юкатанский гастрономический музей. Музея там не так много, больше ресторана, но атмосфера вполне соответствует помпезным претензиям.

Юкатанцы очень гордятся своей кухней, имеющей давние традиции местного населения майя. По майянски они многие блюда до сих пор и готовят. Самые знаковые блюда — это Поок Чук и Кочинита пибиль, свинина завернутая в банановые листья и тушёная в специальной майянской печи. Ещё есть такая же курица — пойо пибиль. Также следует попробовать папазулес — кукурузные лепешки с яйцами и с соусом из кукурузных семечек (наше любимое юкатанское блюдо), сопа-де лима (суп из индейки с соком лайма и чипсами). А ещё есть уличный десерт — маркезитас (тонкий блин в который заворачивается банан, тертый сыр, и шоколадный крем). Это лакомство обычно продают на улицах после 6 вечера. Из напитков мне понравилась Челада (пиво со льдом, солью и соком лайма). Кисленкое, очень освежающее. В целом я не могу сказать что мы остались в большом восторге от юкатанский кухни. Все кисловато-горьковатое, с немного землистым привкусом. Но приготовлено очень хорошо и добротно и я не капризничала: " Хочу домой в Техас, в свой мексиканский ресторан!».

Оценив гастрономические достоинства Мериды, мы на следующий день отправились оценивать археологические. Для этого лучше всего было отправиться на Рута Пуук, дорогу вдоль которой расположено около пяти мест с руинами Майя. Но большинство из них было закрыто «на пандемию», поэтому наше «золотое кольцо» получилось сильно усеченным. К слову сказать, что основной музей Мериды, Museo del Mundo Maya, тоже был закрыт. А в него неплохо было зайти перед тем как отправиться на руины. Там можно было бы получше узнать и историю и как расшифровывать некоторые иероглифы майя встречающиеся на пирамидах и храмах.

Мексика через дорогу

Но вот Ушмаль — жемчужина Юкатана — был открыт. Ехать до него было около часа и с утра в понедельник людей у входа было немного. Мы сразу нарвались на группу из Украины с их гидом и напросились к ним на экскурсию. Гид нам просто переводил то, что рассказывал местный экскурсовод, коренной майя. Сначала долго грузил как они тут счастливо жили до колониального периода, как собирали воду, как они в Ушмале (такие молодцы) не занимались человеческими жертвоприношениями. И вообще они тут в Ушмале более истинные майя, а не то что там какие-то шамотники из Чичен Итцы, которые попали под влияние тольтеков и утратили часть своей идентичности.

Потом мы всё-таки побрели на территорию комплекса, который сразу не в бровь, а в глаз поражает массивностью главной пирамиды. Пирамида Волшебника. Та самая которую по легенде карлик, которого колдунья вырастила в яичной скорлупе, построил за одну ночь чтобы стать правителем Ушмаля. Правителем он потом и стал, но интересно, как бы к этой сказке отнеслись люди, которые каждые 52 года настраивали на ней новый ярус. А 52 года — это определенный цикл, когда в конце совпадают оба майянских кеалендаря и можно строить новую платформу на пирамиде. Но про календарь — отдельная история. Пока что наслаждаемся солнечным Ушмалем где главная пирамида как будто охраняет и заслоняет собой весь комплекс. Вот ей нужно сначала поклониться, повосхищаться, удивиться, сфотографировать, а уж потом за ней открывать для себя следующие сокровища Ушмаля.

За пирамидой находится женский монастырь с площадкой для торжеств и жертвоприношений посередине. Монастырем его назвали испанцы лишь потому что строения напоминали им монастырь. Истинное назначение никому не известно. Предполагается что там могли жить либо жрецы, либо солдаты. Все фризы строений «монастыря», богато украшены барельефами с изображением бога дождя Чаака.

Добыча и сохранение воды были одним из основных занятий майя, поэтому они так почитали именно этого бога с его хоботом.

Из двора монастыря выход ведёт к полю для игры в мяч. Похоже, что каждый уважающий себя майянский город должен быть иметь подобный стадион. Майя — совершенно нормальные люди. Сами любили посмотреть свой футбольный чемпионат. Правда есть гипотезы, что эта игра имела сакральное значение. Мяч символизировал солнце, которое то восходит на небо, то погружается в подземный мир. Игра требовала серьезной сноровки: мяч можно было отбивать только локтями, коленями или бедрами и стараться запустить его через кольцо.

Мексика через дорогу

За полем находится ещё одна пирамида и императорский дворец, но та территория была большей частью огорожена во время нашего визита. Можно было только полюбоваться со стороны и зайти на обзорную площадку.

Императорский дворец — предмет всеобщего восхищения среди архитектурных памятников майя во всей Мезоамерике. У него самый длинный и хорошо сохранившийся фриз с красивейшим барельефом на котором в центре изображена голова с плюмажем — символом императорской власти. Поэтому этот дворец и называют императорским. Жаль, что нельзя было подойти поближе. Это ещё один повод чтобы опять вернуться в Ушмаль.

Весь комплекс оставил очень хорошее впечатление. Весь такой радостный, песочно-золотистый. Захотелось назвать его городом майского солнца! Если опять буду в этих краях, заеду туда ещё раз.

Мексика через дорогу

Единственное неудобство при посещении Ушмаля — там было жарко. Даже порадовались, что нельзя было залезать на пирамиды, а то был бы большой соблазн принести себя в жертву богу солнца. Но и без этого даже совсем не длинная экскурсия была уморительной и самое время было поехать плавать в какой-нибудь сенот. Если бы нам повезло больше, мы бы поехали в сенот и асьенду Мучуйче. Там и экскурсия и обед и живописная купалка. Все это место очень хвалят. Но они по понедельникам закрыты, так что выбрали просто укороченный вариант обеда на асьенде в окрестностях Мериды. Этих самых асьенд вокруг Мериды полно. Какие-то заброшены, какие- то отреставрированы. Где- гостиница, где — ресторан. А в середине 19 века на них выращивали гуаву и делали из нее волокна ханекена — самые прочные в мире до изобретения нейлона. Это и была Юкатанская нефть. На этом богатели и делали состояния. И даже говорят что Мерида на то время стала самым богатым городом в мире. Я хоть и сомневаюсь что это так, но посещение хотя бы одной асьенды у нас в программе было и мы поехали на асьенду Тэйя. Там теперь ресторан и множество пустых залов, которые задаются в аренду для свадебных торжеств и других массовых гулянок. Ресторан оказался довольно старым. Похоже, что свои золотые времена он переживал в 80-е. Там нас, как почти везде, встретила тетя в майянком платье, расшитым цветами. Еда оказалась типичной, юкатанской — очень сытной и хорошо приготовленной, но нельзя сказать, что страшно вкусной. Показательно, что в ресторане были в основном местные и пара туристов. Так что вот она — реальная Мексика.

В Мериде изобрели такие фирменные скамеечки. Один мальчик позвал девочку в парк и заверил ее папу, что они там будут просто разговаривать. Тогда папа построил такую скамеечку, на которой можно "просто разговаривать".

После обеда как раз оставалось время заехать ещё на одни руины в Майяпане. Эти оказались самыми пустыми и можно там было лазить вообще по всем пирамидам. Это было их самым большим преимуществом.

Мексика через дорогу

После упадка Ушмаля и Чичен ицы Майапан стал столицей империи майя и оставался ей до прихода испанцев. По образу это и есть мини-Чиченитца. Там есть и обсерватория, и пирамида, построенная по похожему принципу, и храм воинов. Можно близко подойти и погладить всех «слоников». И ещё вход — самый дешёвый. Вообщем оказалось неожиданно здорово — уходить не хотелось, но нужно было вернуться в Мериду, где мы и провели остаток дня.

Мексика через дорогу

Прогулялись по Пасео Монтехо, их главному проспекту, напоминающему о былом богатстве Мериды. Как раз в те времена там и строились дворцы плантаторов, разбогатевших на торговле ханекеном. Путешествуя по Европам они и привозили домой парижские моды в виде дворцов, кованых решёток и желанием устроить свои Елисейские поля. Вот и получились Елисейские поля местного разлива на Пасео Монтехо. Приятное место для прогулок.

Мерида — не самый красивый колониальный город в Мексике, поэтому многого мы от нее не ожидали, но расставаться с ней не раскланявшись не хотелось и мы сходили ещё на бесплатную экскурсию, организованную муниципалитетом. Нас там собралось на главной площади человека 4 и местный гид (настоящий майя), сводил нас на пару площадей и немного рассказал об истории города.

Мексика через дорогу

Ну может можно было и не ходить, но получилось информативно. После поездки все нас спрашивали не страшно ли нам было в Мексике. Так вот на Юкатане, что-то было совсем не страшно. И говорят, что Мерида самый безопасный город в Северной Америке после Квебека. Не знаю по каким- таким рейтингам, но ходят сплетни что это из-за того, что мексиканские наркокартели держат там свои семьи и у них есть договоренность что там никто никого не трогает. Из таких важных людей мы там никого не встретили, так что подтвердить это не представляется возможным. Но ещё раз я бы туда приехала. Остановиться на какой-нибудь прилегающей курортной асьенде, посетить те музеи, что были закрыты, даже ещё раз съездить в Ушмаль бы не отказалась. Вообщем, тут недалеко — так что может даже вернёмся быстрее чем мы думаем.

Мексика через дорогу

После Мериды наш путь лежал в Вальядолид, там нужно было пообедать и искупаться в сеноте Заки. Ехать было часа полтора и прибыли мы только после обеда. Оказалось, что если пообедать в ресторане рядом с сенотом минимум на 100 песо, то вход в сенот бесплатный, но и без этого — Заки наверное самый дешёвый сенот в котором мы были. Наелись мы в ресторане на $15 (американских) на двоих вместе с их экзотическими дринками. Но идти в сенот Заки после обеда — было ошибкой в плане «толпы». Вроде и людей было немного, но впечатление оказалось не то что ожидали. Хотя плюс посещения этого сенота после обеда — красивое освещение. Так что фотографировать и просто любоваться им после обеда можно, а купаться — не обязательно.

Сам Вальядолид мне понравился наверное даже больше Мериды. Он меньше, уютнее, провинциальнее и носит почетное звание «Pueblo Mágico». Это национальная мексиканская программа реновации исторических центров малых городов с целью развития там туризма. В Мексике таких уже больше сотни, так что туда теперь как в Италию — не наездишься.

Главная площадь Вальядолида.  Церковь святого Еврасия. 1520 год. Как и все христианские храмы того времени была построена из камней разрушенных храмов майя.
Главная площадь Вальядолида. Церковь святого Еврасия. 1520 год. Как и все христианские храмы того времени была построена из камней разрушенных храмов майя.
Бернардинский монастырь и самые красочные именные буквы. Всё портят прожекторы для ночного светового шоу Ночи героического Вальядолида.
Бернардинский монастырь и самые красочные именные буквы. Всё портят прожекторы для ночного светового шоу "Ночи героического Вальядолида".

Там мы успели и пообедать, прикупить сувениров и прогуляться к монастырю по улице Калзада же Лос Фрэйлес. Милая такая улица с милыми заведениями в виде ресторанчиков, калерей, сувенирных магазинчиков. Один из них был таким дорогим, что закралось подозрение, что подобные лавочки служат здесь для отмывания денег теми же наркокартелями. Но это не испортило впечатление от всяких элегантно подобранных там штучек.

Мексика через дорогу

После Вальядолида мы отправились на ночлег в Чичен Итцу. От Вальядолида до нее ехать было минут сорок. У зоны отелей мы въехали в экзотические и красивые джунгли и нашу машину остановили охранники. Пропустили только проверив мое имя в списке гостей. Остальных людей на этой территории с буйным ландшафтом мы пока не увидели. Солнце клонилось к закату. Всё было тихо, красиво и загадочно.

Мексика через дорогу

После того как мы остановились, выгрузились и сообразили куда идти, рядом с нами незаметно и тихо возник маленький человечек. Oн приблизился и негромко спросил: " Елена? Добро пожаловать, мы тебя ждём». Он был молодой, очень вежливый и очень серьезный. Так же серьезно рассказал нам что и как и отвез нас в наш домик. Всё казалось каким то сказочным, но главная сказка была у нас впереди.

Проезжая мимо Чичен-Итцы в тот день мы увидели вокруг такой лес машин, мотоциклов и автобусов, что просто побоялись идти туда днём. Решили вместо этого пойти на ночное шоу «Ночес де Кукулькан», и не пожалели. Гулять среди красиво подсвеченных руин в тишине под яркими звёздами казалось действительно чем-то волшебным. В программу ночной прогулки не входила только обсерватория и несколько дальних построек. И поле для игры в мяч похоже не лишним было бы посмотреть днём, чтобы полностью оценить его монументальный масштаб.

Мексика через дорогу

Весь комплекс построен вокруг главной пирамиды. Майя спроектировали его так, как будто она и являлась центром вселенной, а все вокруг — в порядке размещения других планет. Ну, ….не восхититься Чичен Ицей невозможно. Это, можно сказать, Парфенон Латинской Америки. Совершенство форм, линий и пропорций. А подсветка делала его только лучше.

Храм Воинов.

После часовой прогулки нас ждало световое шоу. Очень красивое как нам и обещали. Оно было на испанском, но все равно все было как- то понятно. В основном там показывалось как майя представляли себе устройство вселенной.

И гостиница и шоу и ночь у Чичен-Итцы настроили меня на такой лад, что даже сны снились очень приятные. Всё как положено в отпуске.

Мексика через дорогу

Единственное, что не очень понравилось в той гостинице — завышенные цены в их ресторане. Но поужинали и позавтракали мы все равно там, чтобы не терять время на поиски еды. По дороге к следующему пункту назначения хотелось заехать ещё и в Эк Балам. (Сенот Ик Киль, к сожалению, пришлось пропустить).

Комплекс Эк Балам находится с северу от Вальядолида. Ехать минут 25. Из всех руин, посещённых в этой поездке, он мне понравился, пожалуй, меньше всех. Очень заросший, не продувается и жаркий. Сильное впечатление производят только барельефы дворца-мавзолея. А ещё порадовала возможность забраться на вершину пирамиды и обозреть окрестности.

Дворец-мавзолей правителя Ек Балама. Он там жил и там же был похоронен.

Мы их обозрели, облазили все руины где-то за час и поспешили в близлежащий сенот Ксанче.

За вход туда нужно было заплатить отдельно (кажется 150 песо) в эту стоимость входил ещё и транспорт в виде велосипеда. Идти было долговато, а на велике ехать было минут пять. И приехали мы туда почти первые и это оказалось полное чудо — в сеноте никого не было за исключением парочки молодых французов. Но их наличие только придавало этому пейзажу романтики.

Мексика через дорогу

Плюхнулись и мы в прохладные воды этого сенота и поняли: «Вот оно — счастье. Так почувствовать себя наедине с природой.

Где- то через пол часа наше единение нарушила тройка испаноговорящих бабушек и одна русская туристка с персональным гидом. Но там было так тихо и так много места, что все посетители на тот момент могли тихо плавать себе в там в полной гармонии.

На этом программа „мексиканской“ Мексики для нас была закончена и мы поехали жить в Мексику " американскую», курорт Гранд Палладиум между Тулумом и Плайя Дель Кармен.

Курорт был шикарным, красивым и казался почти пустым из-за ковида. Кормили там очень вкусно. Но сидеть там ещё три дня — тоска смертная. Так что выручало нас наличие собственной машины.

После первого «курортного» дня, наевшись, наспавшись, и накупавшись в бассейне, мы съездили в Тулум. Я никогда не была в Юго-Восточной Азии, но показалось что там должно быть именно так. Много пальм, скутеров, богемная расхлябанность и так же много европейских и американских «полутуристов» — тех кто в ковид перебрался удаленно работать и жить в теплые края. Особый роман с Тулумом в те времена сложился у французов, сбежавших от ковидных ограничений во Франции.

Мексика через дорогу

Но основная достопримечательность там — это конечно же археологический парк. Не могу сказать что там самые красивые руины, но красивым этот комплекс делает его расположение на побережье. Тулум начал развиваться как раз тогда, когда майя уже были готовы открывать для себя новый мир, выйти к морю, и построили порт. Но тут этот мир сам пришел к ним и завоевал их. В 1517 году на Юкатане высадились испанцы ну и все это плохо кончилось как для майя вобщем так и для Тулума в частности. Актуальной темой сейчас звучит то, что конкистадоры не только завоевали эту цивилизацию силой оружия и организации, но и самым настоящим биологическим оружием европейских вирусов, против которых у индейцев не было иммунитета. К концу 16 века майя покинули Тулум и его опять открыли только в середине 19 века.

Ну, а сейчас там шарятся толпы туристов из- за его близости к курортным местам Кинтана Ру. К моменту открытия в выходной день там уже образовалась внушительная очередь.

Мексика через дорогу

Мы купили билеты, аудиогид и пошли гулять.

В самом красивом месте там находится Храм ветров. И это просто слоган для любого риелтера: «Location, location, location». Неказистая каменная хибара, вписанная в фантастический пейзаж, простоявшая там 500 лет, превратилась в бесценный объект исторической недвижимости. Береговая линия и приморские панорамы — это главная прелесть Тулума.

Если внимательно ходить по всем храмам и дворцам, то можно запросто потратить пол-дня. Но через 40 минут толпы людей и жара, убили у нас всякое желание изучать этот шедевр древней цивилизации. Так что мы рванули в ближайший сенот. Он находился в 12 минутах езды от археологического парка и там было значительно приятнее. Теперь думаю, что вместо руин с утра лучше было сразу ехать туда и наслаждаться этим оазисом в тишине и покое.

Мексика через дорогу

Часть Гранд сенота находится в пещере, а часть его открыта. Получается очень живописно. С утра можно поплавать только с черепашками, но к обеду начинает собираться народ и вот тут начинается шоу. Все дамы начинают фотографироваться, позировать и пытаться облагородить своими формами этот божественный пейзаж. Этими кадрами с ярмарки тщеславия полон весь Инстаграм. И если хотите налюбоваться девушками в купальниках — то вам сюда, желательно к обеду. Чтобы не покушаться на частную жизнь, я их не фотографировала. Так что у меня только политкоректные черепашки.

А самый популярный сенот на Юкатане — это Сак Актун. Его открыли 5 лет назад и туда едут понырять в пещерах с аквалангами и на сноркеллинг. Он не дешёвый. Вход стоил около $25–30. Это включало в себя гида и снаряжение. Одному там лучше не плавать — можно заблудиться в подводных пещерах. Года три назад был обнаружен ещё один подводный канал связывающий Сак Актун с сенотами Дос Очос и получается что это самая длинная подземная водная система.

Мексика через дорогу

Весь сенот почти полностью находится под водой, но вход в него открытый и там очень живописно. Особенно мистически смотрятся места, куда ещё проникает дневной свет.

Мексика через дорогу

Приехав в Сак Актун около 9 утра, мы там были первые и у нас получилась частная экскурсия с личным гидом. Не могу сказать, что гид был кладезем каких-то энциклопедических знаний — простой мексиканский парнишка, приветливый, расслабленный, дружелюбный. Просто провел нас по маршруту так чтобы мы не потерялись и показал самые красивые сталактиты. Этим сенотом и землёй вокруг владеют местные Майя. И когда ты туда попадаешь, начинаешь понимать, почему майя в давние времена именно так представляли себе часть загробного и потустороннего мира, находящегося под землей.

Так что для нас Сак Актун оказался ещё одним драгоценным камнем в копилке Юкатана.

Что же касается поездки в целом — она получилась просто идеальной. Удалось и отдохнуть и много чего посмотреть и столько всего узнать. В мой личный список для отпуска Юкатан отлично укладывается со всеми своими достопримечательностями. Тут есть старинные руины мирового класса, уникальные красоты природы в виде сенотов и места самобытной колониальной культуры. А чтобы заправиться энергией для посещения всех красот — курорты Тулума и Плайя Дель Кармен вам в помощь. Я не считала, сколько раз я тут уже успела написать что мы сюда ещё вернёмся, но напишу ещё раз. Ведь Мексика у нас и правда через дорогу.