Турист Анна Гребенникова (nancy78)
Анна Гребенникова
была вчера 19:03

Поволжский микс. Часть 1. От Москвы до Казани

Вязники, Нижний Новгород, Макарьево, Лысково + 2 города — Россия Май 2018

… Это большое путешествие родилось из идеи посетить Казань. К 2018-му году столица Татарстана уверенно занимала верхние строчки в туристическом рейтинге городов России. В какой-то момент мне показалось, что в Казани были уже все, кроме нас)) Негоже было так выпадать из тренда, тем более имея в наличии автомобиль и будучи уже зараженными вирусом дальних автомобильных поездок.

Майские праздники показались весьма подходящим временем для путешествия. Прибавив чуть-чуть от отпуска, мы получили 10 полноценных дней на изучение новых просторов нашей Родины. Но грех передвигаться одними и теми же дорогами по такой необъятной стране! Ориентируясь на эту максиму, мы построили практически кольцевой маршрут по значительной части Поволжья. Муж мой замахивался даже на Самару, но тут я уже запротестовала! Конечно, в стремлении «объять необъятное» мы часто загоняем себя в достаточно жесткий график передвижения: ведь, уехав далеко от дома, всегда хочется уехать еще чуть-чуть дальше, чтобы посмотреть «еще вот это место, а то когда мы сюда потом вернемся…». В итоге основная нить поездки получилась следующая:

Москва — Нижний Новгород — Макарьево — Чебоксары — Йошкар-Ола — КАЗАНЬ — Свияжск — Елабуга — Болгар — Ульяновск — Саранск — Арзамас — Муром — Касимов — Москва (в итоге проехали 2990 км)

Конечно, пришлось повозиться с выявлением достопримечательностей и графика работы музейных объектов, расчетом перегонов и составлением расписания по дням, выбором и бронированием жилья (получилось пять мест размещения)… В итоге вся подготовительная работа была успешно закончена, и в 11 утра воскресенья, 6 мая 2018 года, мы стартовали… Сегодня по плану у нас неспешный перегон до Нижнего Новгорода. За окном +15 градусов, пасмурно и временами дождливо.

Наш путь пролегал через город Покров (Владимирская обл.), и мы наконец-то добрались до Памятника шоколадке! Вернее, правильное его название — «Шоколадная фея». Памятник высотой 3 метра (!) был открыт в 2009 г. в честь 15-летия деятельности в России компании Kraft Foods (с 2012 г. — Mondelēz International). Кондитерская фабрика компании, на которой производится шоколад марок «Alpen Gold», «Milka», «Воздушный» и батончик «Picnic», является градообразующим предприятием Покрова. Утверждается, что покровский памятник — первый в мире памятник шоколаду! А еще он установлен прямо напротив местного Музея шоколада, но туда мы не заходили. И, кстати, о сладостях! Если будете проезжать Покров — не поленитесь, зайдите в фирменный магазин ООО «Покровский пряник»! Благо, это сделать нетрудно: один из магазинов грамотно расположен прямо на трассе при въезде в город со стороны Москвы, причём работает он круглосуточно (адрес: ул. Ленина, д. 179)! Ответственно заявляю, что покровские пряники — самые вкусные в мире (несмотря на то, что пряники я вообще-то не очень люблю). Конечно же, мы накупили их себе в дорогу.

Мой любимый и всегда неизменно волнующий душу вид – лента дороги, уходящей вдаль. Она обещает новые впечатления, новые знания и знакомства…

Во Владимир не заезжали, так как знакомились с этим городом годом ранее. А вот смотровую площадку в городе Вязники на высоком берегу реки Клязьмы решили не пропускать. Буквально накануне случайно вычитала в интернете совет посетить это место, и мы не разочаровались! Смотровая площадка выложена плиткой, на краю установлена симпатичная балюстрада, а по левую сторону тянется небольшая березовая роща с лиственницами. Но самое красивое — это, конечно, вид на Клязьму. Майский разлив реки поражает воображение!

Клязьма разлилась...

А через полчаса езды (и 37 км по трассе) можно приехать к еще одному захватывающему виду на Клязьму — Лысую гору под Гороховцом. Тут мы уже были в июне 2017-го, но захотелось посмотреть здешние пейзажи в момент половодья. Лысой эту гору назвали, скорее всего, из-за отсутствия деревьев на ней, а еще, по легендам, здесь проходили шабаши ведьм, уууу!… Между прочим, Лысая гора не просто ландшафтное образование, это еще городище дьякова типа (ранний железный век), памятник археологии федерального значения! Вот выйдешь на такую гору, посмотришь на бескрайний горизонт и подумаешь: как же давно человечество любит играть в «царя горы»! Забраться повыше, чтобы обозревать окрестности и углядеть врага в момент опасности, а в мирное время любоваться закатами и думать о масштабности природы и о себе — песчинке мироздания…

Лысая гора под Гороховцом

Лысая гора расположена совсем рядом с Гороховцом — городком, в который невозможно не влюбиться! Это обязательный пункт для посещения путешественником, оказавшимся в здешних краях. Относится он еще к Владимирской области, но находится практически на границе с Нижегородской. И мы успешно влюбились в Гороховец год назад. А сейчас просто завернули в него минут на 40, как к старому знакомому в гости, несмотря на дождь. Это было посещение-эмоция, поэтому не буду писать никаких исторических подробностей (к тому же на Туристере имеется несколько прекрасных и качественных материалов про Гороховец). Мы просто заехали на Никольскую гору к Свято-Троицкому Никольскому мужскому монастырю, откуда открываются чудесные виды на город, а потом немного прошлись по самому центру. Майский и дождливый Гороховец был по-прежнему уютен, очарователен и всё также дышал непричёсанной стариной (основан в начале 12 века, подумать только!)…

Вид на Гороховец, Клязьму и Знаменский женский монастырь на другом берегу

Трогательная скульптура

Нижний Новгород был изучен в прошлом году, поэтому использовали его исключительно как место для ночевки. Конечно, по километражу можно было бы проехать и дальше, но на утро следующего дня планировалось посещение достопримечательности, в которую удобно стартовать именно из Нижнего. Так что после волшебного Гороховца мы наблюдали вечерние огни какого-то современного огромного ЖК на нижегородской окраине из окна дома-муравейника (ох, до чего же я их не люблю!). Правда, жилой комплекс находился практически на берегу Оки, так что вечером немного погуляли по набережной, а утром обнаружили, что местная пристань почти скрылась под водой!

Вид из окна нижегородской квартиры

День 2 (7 мая)

Главным мероприятием этого дня являлось посещение Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Чтобы до него добраться, нужно было проехать 90 км до городка Лысково, а оттуда на пароме переправиться на другой берег Волги в село Макарьево. Я очень переживала за паромную переправу, в связи с чем пришлось тщательно собирать информацию в интернете о расписании парома. Слава богу, полученные сведения не подвели! Итак, по состоянию на май 2018 года паром курсировал пять раз в день и стоил 110 руб. на человека:

• из Лысково в Макарьево — в 06.15, 08.15, 12.15, 15.15 и 18.15;
  • из Макарьево в Лысково — в 7.00, 9.00, 13.00, 16.00 и 19.00.

Почему Макарьевский монастырь? Каюсь, раньше даже и не знала о его существовании. Но потом увидела фотографии в интернете, и очень захотелось побывать. А когда еще почитала про его историю…Основан он был аж в 1434 году преподобным Макарием. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался прямо на волжском берегу.

Наверное, многие слышали о знаменитой Нижегородской ярмарке — крупнейшем торговом мероприятии Российской Империи (а возможно, и Европы тех времён), а затем и последующих эпох, организованной в Нижнем Новгороде в 1822 г. на Стрелке (месте впадения Оки в Волгу). Но на самом деле в Нижнем ярмарка была возрождена, а до этого аж с 20-х годов 17 века (!) и до 1816 года она существовала сначала в Макарьево у стен монастыря, а затем и на лысковском берегу, пока крупнейший пожар ее не уничтожил.

Таким образом, историческое значение места, а также его потенциальная живописность не позволили нам проехать мимо.

В Лысково мы прибыли заранее, минут за 40 до парома. Машину оставили на этом берегу, но вообще паром перевозит и автотранспорт. В ожидании отплытия любовались окружающими пейзажами и наблюдали за курсирующей по воде ондатрой (или что это за зверь?)

Спасо-Преображенский собор в Лысково (1711 г.)

Кстати, не могу не написать про само Лысково, о котором узнала много интересного уже при подготовке этого материала. Статус города Лысково получило только в 1922 году, хотя в русских летописях упоминается с 1410 года, а по другим источникам существовало с XII века (вероятно, как булгарская крепость Сундовит). Одно время поселение находилось под управлением той самой боярыни Морозовой (вспоминаем знаменитую картину В. Сурикова). В период бунтов под руководством Стеньки Разина Лысково одним из первых присоединилось к восставшим, встретив его передовые ватаги колокольным звоном с крестным ходом, иконами и песнопениями. А в 1724 году Пётр I пожаловал Лысково выходцу из Закавказья — Бакару Вахтанговичу Багратиону-Грузинскому (сыну царя Вахтанга VI). Под управлением Багратионов село находилось вплоть до 1852 года, когда в 90-летнем возрасте умер князь Егор Грузинский. Благодаря таким вот хитросплетениям судьбы в Лыскове на попечении потомков грузинских царей более полувека (с 1749 г.) хранилась одна из важнейших грузинских святынь — крест Святой Нины (для меня эта информация была интересным открытием, т. к. в том же 2018-м году мы побывали в Грузии). Так что вот такое поселение с неожиданно интересной историей.

… Наш паром отплыл ровно в 12.15. Я сразу начала вглядываться вдаль, начитавшись о том, что Макарьевский монастырь возникает на противоположном берегу Волги, как чудный Китеж-град, и особые эмоции вызывает именно приближение к нему по водной глади. Однако оказалось, что не всё сразу: сначала паром долго выбирался из узкого залива, образованного руслом реки Сундовик и прибрежными озёрами. И даже когда мы вышли в открытые воды Волги, монастырь увидели не сразу: сначала некоторое время паром плывёт направо, огибая остров. Но вот, наконец, и он:

В итоге переправа заняла около 35 минут. Из всех пассажиров парома целенаправленно к монастырю приехали, кажется, только мы; остальные побежали по своим делам. Погода стояла чудесная: солнечная, с голубым высоким небом, + 17 (но казалось жарче и мы в итоге даже слегка обгорели). Монастырь очень фотогенично смотрится именно от причала:

Вид на монастырь от причала

Если не вдаваться в особые подробности истории Макарьевского монастыря, то можно сказать кратко: с древних времен монастырь был мужским; пережил взлёты (в том числе период богатства во времена проведения ярмарки) и падения (крупный пожар; перенос ярмарки в Нижний Новгород; в 1868 году вообще упразднён); с 1883 года восстановлен, но уже в качестве женского (и остаётся таковым до сих пор). Мы ненадолго зашли внутрь и скромно осмотрели территорию за стенами. Кстати! Вход осуществляется через калитку, которая выглядит запертой, но можно просунуть руку в небольшое квадратное отверстие и повернуть засов (вычитала этот совет в интернете, и он нам помог).

… Но гораздо больше времени мы посвятили прогулке вокруг высоких белых стен. Обход периметра монастыря неспешным шагом занимает не так уж мало времени. А когда я увидела на берегу у воды небольшую деревянную лодочку и села в неё попозировать для фото, то обратно вставать вообще не захотелось. Позвала мужа, и так мы и сидели вдвоём на согретой солнцем деревянной лодочной скамье минут 40, медитируя и иногда задумчиво перекусывая арахисом и сушёной клюквой…

Та самая лодочка

Оказывается, при благостном настроении и комфортной окружающей среде можно с интересом провести время, буквально ничего не делая. Просто смотрели на воду, на высокий противоположный берег, на проплывающие баржи, на купающуюся в воде маленькую трясогузку и живописные коряги… А еще я запомнила монастырскую корову, которая громко и настойчиво мычала у ворот, чтобы её пустили внутрь и подоили. Вот такой у нас получился Макарьевский монастырь: красивый и умиротворённый. И в 16.00, ровно по расписанию, мы отплыли обратно в Лысково, чтобы продолжить наше путешествие.

Следующая остановка у нас в Чебоксарах (или «Шупашкар» по-чувашски), куда мы приехали в 18.30 (150 км от Лысково). Быстро заселились в гостиницу, привели себя в порядок и поехали в гости к моей знакомой, так что Чебоксары для меня стали не просто туристическим объектом, но и чем-то более личным. С Таней мы познакомились еще несколько лет назад в Крыму, на профессиональной конференции, подружились, она давно звала в гости, а мы тут взяли и приехали! :-) Хозяйка в честь нас накрыла стол, мы хорошо посидели пообщались, и где-то в 23.30 отправились осматривать ночной город. К сожалению, внезапно очень сильно похолодало, мы все быстро замёрзли, поэтому осмотр произошел по укороченной программе. Но даже при таком раскладе лечь спать удалось только в начале второго ночи…

Вечерние Чебоксары

День 3 (8 мая)

Сегодня у нас много дел: нужно успеть посмотреть дневные Чебоксары, переехать в Йошкар-Олу и погулять там, а к вечеру добраться до Казани! Поэтому на полноценное знакомство с городом мы не замахивались, а ограничились посещением самого «сердца» чувашской столицы — Чебоксарского залива и его окрестностей. Пожалуй, это самое удачное место, куда можно пойти «кратковременному» туристу.

Чебоксарский залив (местные называют его просто Залив) — водно-архитектурный комплекс, созданный в результате затопления исторической части города в низовьях реки Чебоксарки в месте её впадения в Волгу. Формирование комплекса было начато в 1978 г. На берегах Залива находятся значимые архитектурные объекты Чебоксар, среди которых: Монумент Матери, Чувашский театр оперы и балета, Свято-Троицкий монастырь, здание администрации главы Чувашской Республики, а также расположенные на Красной площади Чувашский национальный музей, Чувашский драматический театр, памятник чувашскому поэту Константину Иванову. Непосредственно к Заливу примыкают исторические улицы города, на которых расположены образцы дореволюционной и советской архитектуры.

«Чебоксары - жемчужина России!»

Вышли мы к Заливу по Бульвару купца Ефремова — пешеходной улице в историческом центре Чебоксар, «чувашскому Арбату». Пожалуй, это самая короткая на моей памяти пешеходная улица — замер «линейкой» в Яндекс. Картах выдал 242 метра. На пути повстречали симпатичный памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, с которым мне очень захотелось сфотографироваться))) Кстати, а как эти персонажи связаны с Чебоксарами, спросите вы? Вспоминаем роман «12 стульев»: по сюжету книги Ося и Киса прибыли в Чебоксары за мебельным гарнитуром мадам Петуховой — она приходилась Ипполиту Матвеевичу тещей. И после очередной неудачи со стулом Остап Бендер предложил своему спутнику: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. А? Это будет очень эффектно…». [Примечание: Остап вычитал в справочнике, что население Чебоксар составляет 7702 человека]. Именно эту фразу можно прочитать на табличке, прикрепленной к стулу-памятнику. Кстати, в наше время население города — свыше 495 тыс. человек.

Чебоксары запомнились мне ярким солнцем, большими водными пространствами и праздничным духом Дня Победы. Ведь завтра 9 Мая, и в день нашей прогулки город активно готовился к этому всенародному празднику. Первое, что мы увидели, приехав в центр, это многочисленные стайки младших школьников, возвращающиеся под руководством взрослых с репетиции парада. Выглядело это очень трогательно. А еще запомнилось, как рабочие судорожно красили черной краской перила автомобильного моста — как это по-российски!))

Буйство флагов

Сейчас уже не перескажу всю последовательность наших хождений вокруг Залива… Поразила просторная и красивая набережная Волги. На прибрежных деревьях листья еще только-только начали распускаться (видимо, из-за того, что у воды всегда холоднее), но майский ветер уже нёс тепло и ощущение весны. К сожалению, времени на прогулку по набережной у нас не было, глянули одним глазком.

Еще почти бегом сбегали в местный Парк Победы — он расположен в самой высокой точке города и заодно считается отличной смотровой площадкой (но мы явно куда-то не туда свернули и не дошли до самого главного Монумента воинской славы, и в итоге пытались смотреть на Чебоксарский залив через какие-то кусты). Запыхались прилично, так как был ощутимый подъем в гору.

Успели проехаться по берегам верхней запруды Залива (хорошо, что были на машине!), где архитектурными доминантами являются Чувашский государственный театр оперы и балета и здание Администрации Главы Чувашской Республики.

Набережная Волги. Синь и ширь!

А после всего этого помчались на еще одну запланированную встречу с моей Таней — в этот раз на экскурсию по Национальной библиотеке Чувашии (где она работает). Здание библиотеки приятно удивило! Особенно интересно было в Отделе редких книг и в зале Геннадия Николаевича Айги — чувашского и русского поэта, переводчика и вообще выдающегося деятеля Чувашии.

Вот такие у нас получились Чебоксары: солнечные, праздничные, уютные и ухоженные. Пожалуй, солнца было даже слишком много, потому что ко времени осмотра здания театра мне пришлось срочно покупать «Пантенол»))) Кстати, продолжая тему гастрономических сувениров: именно здесь расположена известная кондитерская фабрика «Акконд», чья продукция широко представлена в торговых сетях страны (например, конфеты «Птица дивная»). Так что уехали мы из столицы Чувашской Республики в 16.00 со сладкими подарками… :)

А уже в 17.00 прибыли в Йошкар-Олу — столицу Республики Марий Эл. Честно говоря, я и про Чувашию-то мало что знала, а уж Марий Эл для меня была практически абстракцией. Можно сказать, что новых знаний о республике я особо не приобрела, но зато мы успели посмотреть на самую, пожалуй, спорную застройку в центре Йошкар-Олы, а именно — архитектурную фантазию бывшего главы Республики Леонида Маркелова (управлял Марий Эл с 2001 по 2017 гг.).

Так как мы передвигались на машине, то, глядя на картинку за окном, в целом получили представление о городе. За исключением центра с маркеловской архитектурой, Йошкар-Ола показалась скучноватой и ничем не выразительной (да простят меня местные жители!). Что поразило и в самом начале, и в итоге в конце, так это полное отсутствие каких-либо национальных элементов в архитектуре и убранстве улиц. Если в Чебоксарах я то и дело замечала какие-то национальные орнаменты (например, на решётках ограждений), то в Йошкар-Оле такого не увидела. А вот вавилонское смешение копий и псевдокопий зданий из различных европейских стран, сосредоточенных на относительно небольшой площади и выполненных практически из одинаковых стройматериалов, вызвало реально «когнитивный диссонанс»! Но чего греха таить: если бы не эта застройка, то и мы, и, наверное, многие другие туристы в Йошкар-Олу специально так и не приехали бы. То есть туристическому развитию города Маркелов поспособствовал точно!

Итак, о чём всё же идёт речь и на что приезжают посмотреть туристы? Пожалуй, мне легче показать всё это в фотографиях, потому что за три с половиной часа я не успела толком понять и запомнить, что и как называется (названия объектов на фото выявлены «задним числом» с помощью Интернета).

Первое же увиденное здание на секунду перенесло нас в Москву. Называется это строение Благовещенская башня, но за счет размещенных на ней часов - уменьшенной копии знаменитых московских курантов - очень напоминает башню Спасскую.

Нужно отметить, что основная часть рассматриваемой новодельной архитектуры располагается по берегам реки Малая Кокшага (кстати, приток Волги).

Воскресенская набережная.

Архитектурному разнообразию ничуть не уступает разнообразие скульптурное. Здесь установлено до неприличия много скульптурных композиций, посвященных самым разным персонажам. Значительную их часть я даже фотографировать не стала — так их много! Мы видели памятники: первому воеводе города Ивану Андреевичу Ноготкову-Оболенскому; царю Фёдору Иоанновичу; Рембрандту; императрице Елизавете Петровне; Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II; Деве Марии с младенцем Христом; Пушкину и Онегину (стоят парой); Николаю Васильевичу Гоголю; Петру и Февронии… А больше всего удивил почему-то памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III. Каким боком они-то к Республике Марий Эл?! Объяснение находится следующее: Грейс и Ренье здесь представлены в образе молодожёнов и символизируют жениха и невесту, ведь не случайно памятник расположен напротив ЗАГСа. Считается вроде как, что это самая красивая пара XX века…

Памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III

Архитектурной доминантой здешних окрестностей можно назвать Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (высота составляет 74 метра). В его образе явно угадывается отсылка к храму Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Строительство храма шло в 2010—2014 гг., освящен в 2016 году. Пожалуй, стоит признать, что это сооружение не оставило меня равнодушной; особенно понравились виды на храм с противоположного берега. Солнце начало заходить в закатную фазу, временно набежали тёмные облака, придавшие драматичность городскому пейзажу, и я незаметно для себя наснимала довольно много кадров.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Вообще нельзя не отметить грамотное архитектурное планирование местности в плане естественного освещения. Мне понравилось, как удачно падает вечерний свет на набережную Брюгге. Солнце подчёркивает тепло кирпича… Розоватые облака плывут по небу… Текут спокойные воды мелкой речки Кокшаги… Местные жители массово совершают променад по набережной, многие гуляют с детьми… Фотографический азарт постепенно берёт верх над доводами разума о целесообразности постройки этого архитектурно-временного винегрета. Чёрт, я начинаю видеть очарование в маркеловской архитектуре!))) Удивляюсь и даже немного злюсь смене своего настроения, но что есть, то есть.

Красиво ведь?..

Наше время на исходе, поэтому быстро делаем рывок к еще одной местной достопримечательности — Национальной художественной галерее. Как и всё здесь, это не просто здание, а, по сути, реплика венецианского Дворца дожей. Но нам была интересна даже не сама галерея, а башня с часами (встречала название «Марийские куранты»). Как и часы «12 апостолов», куранты — это целое музыкально-механическое представление. Каждый час из ворот выезжает ослик с иконой Божией Матери на спине, символизируя приход христианской веры на марийскую землю.

Не забываем посетить и памятник Йошкиному коту, сидящему на скамье недалеко от галереи. Я пытаюсь на фото также, как он, закинуть лапку на лапку))) Где-то в городе есть еще Йошкина кошка, но её мы искать уже не стали. Так как уже стемнело, решили быстренько вернуться назад и одним глазком глянуть на набережную Брюгге в ночном освещении. Ночное освещение тоже понравилось, красиво.

Тот самый ослик

В 20.45, уже в полной темноте, мы наконец поехали в Казань (147 км). По дороге я осмысливала впечатление, произведённое на меня новой архитектурой Йошкар-Олы. Сначала было скорее неприятие. Особенно не понравился одинаковый кирпич на копиях зданий разных стран и эпох. И вообще архитектурная мешанина раздражала, и количество памятников на один квадратный метр бесило… Но, внезапно впав в фотографический транс и наснимав в лучах закатного солнца огромное количество кадров, я осознала, что всё это безобразие начало мне нравиться))) Пожалуй, скажу, что, несмотря на некоторый китч, для простого народа эта архитектура всё же скорее больше в плюс, чем в минус… Лучше такая спорная эклектика, чем унылая серость однотипного жилья вообще ничего. Огромное количество горожан, гуляющих с детьми по всем этим марийским брюгге и амстердамам, говорит о том, что люди тянутся к прекрасному:-)

… В 22.50 приехали на забронированную квартиру. Вот мы и в городе, ради которого затевалось всё это путешествие. Ну, здравствуй, Казань!

Продолжение следует…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия