Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 20:45
Нашел время на путешествия, найди время рассказать о них ))

Сортавала, Рускеала — Россия Сентябрь 2021

Настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло. (В. И. Вернадский)

Автор извиняется за качество некоторых фото из личных архивов.

Сентябрь 1987 года, шхеры в окрестностях города Сортавала

Я почувствовал, что опять задремал. Лодку легко покачивало на открытой воде, вокруг потихоньку рассеивался туман, небо на востоке розовело. Я сидел на веслах, а две моих попутчицы по мероприятию — «отгребем с острова в озеро снимать рассвет» готовили фотоаппараты. Ночью в начале сентября примораживало, на скамьях лодки к утру образовался слой инея толщиной в палец. Спасали туристические «сидушки» — куски туристического коврика, закрепляемые резинкой вокруг талии и сдвигаемые пониже при сидении. Озеро парило на прохладном воздухе, стояла удивительная тишина, даже с туристической стоянки звуки не доносились, мы отплыли от нее на значительное расстояние. Дремота побеждала — уже несколько ночей для сна отводилось совсем мало времени, да и какой регулярный сон в походе, где собралось три десятка людей, в большинстве молодежи…

Рассвет. Фото из личных архивов участников похода

В те годы среди мобильного населения были популярны туристические походы — пешие, водные или конные. Покупаешь путевку, прибываешь на турбазу, там формируют группу, выделяют инструктора, выдают снаряжение, палатки, продукты — и вперед. Так начался и наш 10-дневный поход по шхерам Ладожского озера. Туристы прибыли на поезде на вокзал города Сортавала, оттуда всех забрал старенький автобус, вывез за черту города на скромную турбазу с деревянными домиками. Инструкторов на две группы по какой-то причине не хватило, народ объединили в одну большую.

Пришел инструктор, молодой коренастый мужик Николай, бывший призер чемпионата СССР по боксу, насмешливо посмотрел на разнокалиберную публику — «Грести кто-то умеет, студенты? Выходите…" Студенты, в том числе и я, только год как окончивший институт, гордо вышли. Критически оглядев гребцов, Николай подмигнул — «Ну ладно, авось выгребем куда-нибудь…». Стал делить народ на экипажи лодок и распределять по палаткам. С соседями по палатке мне повезло, ими оказались два степенных мужчины с чувством юмора, с которыми было очень комфортно. С экипажем произошло следующее: две энергичных молодых дамы проявили инициативу, заявив инструктору — «Дайте нам в экипаж вот этого молодого человека, из нас только одна умеет грести». Николай махнул рукой и моя участь была решена.

Напарницы оказались большими любительницами обсудить окружающих)) И пока они со знанием дела, глубоко и вдумчиво, анализировали других участников похода, главная гребная сила экипажа, бессовестно делая вид, что любуется природой, засматривалась на девушек, которых было предостаточно в других экипажах. Ведь известное дело — в чужом экипаже девушки всегда лучше! Вот так и повелось далее — тянуть лямку за веслами и дежурством у костра, дезертируя в свободное время с самооправданием — надо дать возможность подружкам спокойно почесать языки обменяться мнениями))

Сентябрь 2021 года, водопады Ахвенкоски в окрестностях города Сортавала

Я проснулся от противного звука будильника из телефона и не сразу сообразил, почему лодку не качает. Ну, конечно, какая лодка, подо мной широкая устойчивая кровать в арендованных апартаментах города Сортавала… Пора вставать, сегодня дорога лежит в Рускеалу, к водопадам и знаменитому мраморному каньону. Когда-то инструктор Николай сказал — «Есть тут километрах в 30 от города симпатичные водопады, но добираться туда неудобно». За прошедшие годы много воды утекло в тех водопадах и многое изменилось, добраться сейчас до них на авто очень даже просто.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Находятся водопады Ахвенкоски по дороге к Рускеальскому мраморному карьеру, не доезжая до него со стороны Сортавалы 5–6 километров, прямо у шоссе, проехать мимо невозможно. Расположены они на речке Тохмайоки, которая быстро несет свои темные, торфяные воды.

Купив билеты стоимостью 35О рублей, мы пошли по оборудованному круговому маршруту — экотропе.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Сразу скажу, что оборудована тропа прекрасно — дорожками и лестницами с перилами, ничуть не хуже троп у знаменитых Плитвицких озер, а то и лучше. Существует только одно принципиальное отличие — водопады Ахвенкоски в десятки раз меньше по своим размерам.

Вдоль всей тропы установлено множество деревянных скульптур. Читая материалы коллег по сайту, бывавших на водопадах ранее, я заметил, что среди скульптур происходит обновление — каких-то уже не видно, зато есть множество новых.

И если ранее в основном были представлены сказочные герои карельских былин и фольклора, то теперь трудно разобраться в их стилистической эклектике… Кто-то считает, что они абсолютно не вписываются в пейзаж и совершенно здесь лишние, мне же они показались забавными.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Водопады невысокие, даже и не знаю, водопады ли это или пороги. Когда-то мне попадалась градация, что водопадом считается место, где вода падает с высоты более одного метра, если ниже — то это порог. Но слово «водопад» звучит для туриста, конечно, внушительней)) В этих живописных местах снимали эпизоды различных художественных фильмов, в том числе и знаменитого «А зори здесь тихие».

Сентябрь 1987 года, шхеры в окрестностях города Сортавала

Бодрый старт похода. Фото из личных архивов участников похода

Маршрут похода пролегал по островам на территории заказника, людей практически не встречалось, на островах попадались только фундаменты разрушенных финских хуторов. Красоту природы трудно передать — весь карельский набор присутствовал в своем великолепии — скалы, сосны, камни во мхах и лишайниках с россыпями черных и красных ягод — черники, голубики, брусники и повсеместно торчащими грибными шляпками моховиков, реже — подосиновиков.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Надо сказать, что ягод на островах было так много, что их ели горстями, присев на любую кочку и не ленились приносить дежурным по кухне, которые варили наваристый и очень вкусный компот в кане — плоском туристическом котелке.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

А вокруг со всех сторон вода, в которой отражается голубое небо, облака и чайки…

Народ в группе собрался из многих городов страны, разный и прикольный, в основном студенты и молодые специалисты, но была в группе мама с дочерью подростком и народ постарше, как мои соседи по палатке. Было три веселых дамы с жизненным опытом, которые любили в ночи громко хохотать у костра, согревшись глотком коньяка из фляжки, и веселя молодежь любимой прибауткой — «Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано — не пойти ли нам в поход, может кто и подберет…»

Был мужчина в расцвете лет, который вместо теплых вещей привез в поход легкий резиновый водолазный костюм и в начале похода, красуясь, рассказывал женскому обществу, как он крут — ныряет во все водоемы при любой погоде. Позже народ покатился от хохота, когда в ночные заморозки он злой выскочил из палатки к костру и стал раздраженно требовать выдать ему порцию горячительного, а кто-то ехидный протянул из темноты — «Виталий, а водолазный костюм то натяни — сразу и согреешься…»

Потерпевшие крушение. Фото из личных архивов участников похода

Была компания студентов-медиков из Саратова, человек из восьми, верховодила в которой энергичная девушка Мила, а самыми харизматичным был парень по имени Гена Аптекман. Помню, я пошутил, что человеку с фамилией Аптекман на роду написано идти в медики. С представителями этой компании был связан ряд некоторых запомнившихся походных событий и приключений.

Сентябрь 2021 года, Горный парк Рускеала в окрестностях города Сортавала

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

От водопадов Ахвенкоски до Горного парка Рускеала по шоссе всего 5–6 километров езды. Зная популярность парка у туристов, мы специально выбрали для посещения будний день, но народа все равно было много. Возможности покупки билетов он-лайн на сайте не обнаружили, а прибыв в парк около 11 часов утра, смогли купить билет на экскурсию «Подземная Рускеала» только на 15 часов дня. И с лодками для водной прогулки по каньону была напряженка, пришлось довольствоваться прогулкой на платформе, да еще в разные сеансы.

Совет будущим посетителям парка — приезжайте туда пораньше, если хотите попасть на экскурсии, а не только погулять по территории. В наш приезд по каким-то причинам некоторые из них были отменены, перед поездкой желательно свериться с сайтом.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Цена на «Подземную Рускеалу» с зимы поднялась с 1500 до 2000 рублей, к тому же по ее окончанию не стало бесплатной водной прогулки по каньону, что практиковалось ранее, но мы о деньгах не пожалели. Нам экскурсия весьма понравилось, хотя отзывы встречаются разные. Побывав в подземных пещерах естественного и искуственного происхождения в разных странах, я могу сделать вывод о достойном уровне и интересном оформлении рускеальских подземелий.

На месте каньона когда-то располагалась Белая гора… Мрамор в районе парка активно добывали с Екатерининских времен, он был необходим для строительства в Петербурге. И хотя по мировым меркам местный разноцветный полосчатый сорт мрамора не отличается высоким качеством, быстро темнеет, им отделано множество прекрасных сооружений — Исаакиевский, Казанский соборы и Мраморный дворец в Петербурге, фонтаны в Петергофе, Гатчинский дворец и другие объекты.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Интенсивная разработка месторождения продолжалась до середины 19 века, а добыча породы в целях изготовления извести продолжалась вплоть до 80-х годов прошлого века, трубы от печей бывшего известкового завода возвышаются рядом с входом в парк и сейчас.

К концу прошлого века большая часть выработок оказалась затоплена, а территория месторождения превратилось в огромную свалку. Необходимо отметить, что реализация идеи превращения бывшей промышленной свалки в природный парк достойна всяческого уважения. Это пример не просто рекультивации местности, а создание ее нового качества — прекрасного туристического объекта! Работа была проведена огромная — только на уборку территории парка, который начал работать с 2005 года, ушло около пяти лет… Хочется верить, что он и далее будет развиваться, работы в парке проводятся, хотя главный организатор — бизнесмен Александр Артемьев умер в 2020 году. Парк — достойный памятник этому человеку.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

В парке можно найти разные занятия себе по душе, например, наша коллега по сайту, бесстрашная MariaPenina, покорила зип-лайн и прокатилась на ретро-поезде «Рускеальский экспресс» Полет над мраморным каньоном. А Lyudmila_Klyopova прослушала там прекрасный концерт на воде Рояль в каньоне.

Погода нас баловала, от яркого солнечного света мраморные стены каньона, особенно в районе грота, играли красивыми бликами.

Грот в Мраморном каньоне

А вода казалось в разных ракурсах то темно-синей, то бирюзовой, то зеленых оттенков.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Вода в каньоне сильно кальцинированная, но в ней есть жизнь — водятся вездесущие караси. Наибольшая глубина достигает отметки 71 метра. Когда мы катались на платформе по воде, над головой каждые несколько минут пролетали любители острых ощущений, оглашая окрестности различными криками — от восторга до ужаса — зип-лайн работал без перерыва))

С тарзанки экстремалы прыгали реже, но и она не простаивала.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Желающие катались на конной пролетке,

а некоторые просто дремали на солнышке…

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Экскурсия «Подземная Рускеала» проходит строго по времени и длится около часа.

Необходимо утеплиться, так как в подземелье температура всегда сохраняется на уровне 5–8 градусов тепла, и надеть спасательный жилет и каску — она предохранит голову при встрече с каменным потолком штольни, что весьма вероятно…

Экскурсия проходит на третьем горизонте из семи разработанных — там, где сейчас расположена бетонная дорожка, раньше была железная узкоколейка, по которой порода на вагонетках переправлялась на известковый завод.

Дорожка выводит в большой мраморный зал, в котором огромные своды с восемью колоннами, специально оставленными для опоры, напоминают подземный дворец в царстве гномов, встающий из воды, глубина которой достигает 10 метров…

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Погружения в этом месте — радость для дайверов. Такая красота образовалась в результате взрывов перегородок между горизонтами выработки.

Свето-музыкальное сопровождение во время прохождения понтонного моста экскурсии вполне себе симпатично, в подземном зале прекрасная акустика, впечатляет…

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Когда территория была заброшенной, к подземному озеру сверху с помощью веревок спускались только спелеологи или местная молодежь, жаждущая экстрима или покататься зимой на коньках. Сейчас зимой сюда приглашают скульпторов создавать композиции изо льда.

Подземная Рускеала

Во время экскурсии из подземелья можно выглянуть в Мраморный каньон,

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

около этого места недавно разместили скульптурную группу, посвященную горнякам.

Кроме Мраморного каньона на территории парка есть еще два симпатичных озера — озеро Монферрана

Озеро Монферрана

и озеро Светлое.

Озеро Светлое

Гид подсказал, где посмотреть аллею скульптур, которая появилась в парке относительно недавно, указателей к ней мы не видели.

Вертикальная горная выработка глубиной около 55 метров называется Шахта № 2. Из трех подобных шахт на территории парка в настоящее время доступна только эта, но и она наполовину затоплена водой.

Интересен Итальянский карьер. Такое название возникло из-за того, что в нем добывали ровные блоки мрамора по итальянской технологии, отпиливая их от массивов породы с помощью станков канатного пиления итальянского производства.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

Обходя территорию парка по часовой стрелке, мы вышли к железнодорожной станции, куда доставляет туристов ретро-поезд «Рускеальский экспресс» и понаблюдали за процессом его отбытия — зрелище любопытное.

Бросилось в глаза, что со стороны станции никакой охраны парка вообще не было, народ перемещался свободно, может быть это было следствием вечернего времени.

Отправление ретро-поезда «Рускеальский экспресс»

Сентябрь 1987 года, шхеры в окрестностях Сортавалы

Теперь уже не помню почему — может быть завхоз турбазы не додал в поход вкусной советской тушенки, но в один из дней Николай дал команду собирать грибы и готовить с картошкой — прекрасная идея! Дежурили по кухне в тот день представители компании студентов-медиков. Мы с одной из туристок, принеся грибы, случайно увидели, как девушка Мила, весело кокетничая, собирается резать для готовки здоровенный серый мухомор! Немая сцена, которая быстро сменилась громкой))

Вот дела то… оказалось, что эта компания грибы видела только в маринованном виде, купленные в магазине. Пришлось спасать группу, брать на себя контроль сбора и обработки лесной добычи. Хорошо, что на второй день другие дежурные оказались опытными грибниками, постоянно торчать у костра в роли «главного костратора», по терминологии дам с жизненным опытом, было скучно…

Романтика наступала со всех сторон, она плескалась в озерной воде, шелестела в листьях, грела солнечными осенними лучами, скакала по веткам и кокетливо махнув пушистым хвостом, звала за собой. Как говорилось в те времена — «Первые свидания, первые лобзания — юность комсомольскую никак не позабыть…«))

На одном из островов, на которых группа остановилась на пару ночевок ближе к завершению похода, ночью из лагеря пропала пара «юношей бледных» из компании студентов-медиков. Девушка Мила после полуночи стала паниковать и созналась инструктору, что один из этой парочки, которую, по ее словам, ей навязали в поход родственники, был замечен в экспериментах с таблетками… Для того времени нечастое явление.

Полночи группа энтузиастов оглашала призывными криками окрестности, но как искать в сплошной темноте на скалистом, заросшем лесом, острове? Ранним утром Николай скомандовал отправить на поиски две лодки, которые должны были с разных сторон плыть вокруг острова в надежде, что заблудившихся найдут на берегу…

Он оказался прав — километра через три одна лодка нашла сладкую парочку «экспериментаторов» на камнях, продрогших до замерзших соплей, и доставила их на стоянку с мутными глазами и посиневшими носами. А экипажу второй лодки пришлось грести километров 12 вокруг всего острова впустую… Ведь никаких средств связи в группе не имелось. Эти гребцы даже хотели потом в воспитательных целях настучать раздолбаям по лицу, но Николай в наказание всего лишь определил тех быть дежурными по кухне до конца маршрута.

Плохая погода. Фото из личных архивов участников похода

Ко дню возвращения на турбазу погода сильно испортилась, усилился сильный боковой ветер, полил дождь, поднялись волны. Часа два пришлось выгребать при сильной боковой волне и качке с опасностью перевернуться и быть выброшенными с лодкой на прибрежные камни. Но все завершилось удачно, с открытого пространства наши лодки ушли в тихие заводи и протоки и благополучно достигли базы, где ждала натопленная баня и горячая вода, показавшаяся роскошью!!!

После бани, вечером, участникам похода вручили удостоверения Туристов СССР, уж не помню, какого разряда и значки, а потом устроили дискотеку. Жаль, что где-то затерялись во времени эти документальные подтверждения былых свершений…

Вместо послесловия

Гуляя по парку Рускеала, мы случайно обнаружили небольшой павильон.

Сначала выставка деревянных скульптур «Обитель ангелов» показалась полным наивом, но после прочтения текстов, сопровождающих выставку, и более внимательного ознакомления с экспозицией, зацепило что-то доброе и мудрое, заложенное авторами в образы, представленые на экспозиции…

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

И желание быстро идти дальше сменилось теплым чувством и искренним интересом.

Некоторые скульптуры вызывали светлые эмоции

А некоторые — грустные…

Советую, если будете в парке Рускеала — загляните в павильон.

Путешествие во времени и пространстве. Карелия

А еще — любите свое прошлое, и пусть с вами всегда будет ваш ангел.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия