Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 17:41
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Коневец, Сортавала, Рускеала, Приозерск, Выборг — Россия Сентябрь 2021
Ладога

Очень мало удалось мне поездить по родным просторам в этом году. Последней поездкой в мае было двухдневное путешествие в Тверскую область, Лихославль и Старицу. Запланированная поездка в Петербург, с уже заказанными гостиницей, экскурсиями и билетами в театр, сорвалось истерическими заявлениями об очередной волне короновируса и ограничениями, связанными с вакцинацией. Лето прошло в моей владимирской деревне, и это было по-своему прекрасно — много лет я мечтала здесь именно пожить, а не наведываться по выходным.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

К концу лета, стосковавшись по поездкам и периодически заглядывая на туристические сайты, нашла одно предложение, от которого не было сил отказаться, хотя места, там названные, мне, за небольшим исключением, хорошо знакомы. Однако зацепило кое-что новое и привлекательное: возможность за три дня увидеть множество природных красот нашего северо-запада, совершить необычные водные прогулки (не зря же я Рыба!) и посетить ночной концерт в горном парке «Рускеала». Как обычно, подбив семью (в этот раз в полном составе) и пару друзей на трёхдневный вояж, пустились в путь.

Утренний, в 5.45, «Сапсан» домчал нас из Москвы в Питер за три с половиной часа совсем без остановок. Однако радостный настрой был слегка сбит ливневым дождём, плавно перешедшим в обычную питерскую морось. Добредя под зонтами до автобуса, ожидавшего нас у ТЦ «Галерея», мы совсем было упали духом: группа 46 (!) человек (мы-то разбалованы тверскими минивэнами, в которых туристов не больше 18-ти, и все с радиосвязью — к хорошему быстро привыкаешь), автобус хоть и не старый, но расстояния между креслами маленькие — тесно, а переезды ожидались длительные. Но как бы то ни было — мы уже здесь, и через два часа нас ожидает один из самых моих любимых городов — Выборг!

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Наверно, не только я ждала встречи с Выборгом, но и он со мной. Между нами давнишняя душевная приязнь, уже около полувека. Город сначала улыбнулся нам, блеснув несколькими лучами солнца из-за облаков, а потом принял в свои тёплые объятия на весь день.
От экскурсии по городу я не ожидала многого. Что можно показать за час? По этому городу можно бродить долго, любуясь северным модерном, забредая в средневековые кварталы, прогуливаясь по набережным, неспешно попивать вкусный кофе в одной из многочисленных кафешек, а потом снова измерять шагами булыжную мостовую старинной Крепостной улицы

Крепостная улица

или сбегающую вниз, к заливу, любимую улицу Водной Заставы.
Улица Водной Заставы

Возможно, только мне показалось, что экскурсия короткая и неполная. Для первого знакомства с городом, его средневековой частью, моим друзьям, не бывавшим в Выборге, было достаточно. В конце концов, главное, Выборгский замок, увидели во всей красе — с него наконец сняты леса.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Правда, в 2016-м, когда мы наведывались сюда в последний раз, лесов тоже не было, и нам удалось подняться на смотровую площадку башни и снять самый сладкий городской вид.

Фото 2016 года. Вид на город со смотровой площадки башни Выборгского замка

На площади у Северного Вала, с памятником Торгильсу Кнутссону, экскурсовод поведала об истории города и занятиях жителей.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

В кварталах со средневековой застройкой рассмотрели несколько интересных зданий.

Усадьба бюргера, теперь здесь выставочный центр и сувенирный магазин

К сожалению, Круглая башня на Рыночной площади была закрыта декорациями развернувшегося здесь туристского мотофестиваля Baltic rally, зато, можно сказать, на фестивале побывали, музыку послушали.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Экскурсия закончилась у здания рынка, которое само по себе отдельный памятник.

В свободное время, пока многие перебирали сувениры в рыночных лавочках, я повела свою компанию в те места, которые, к сожалению, не были упомянуты во время экскурсии: через Театральную площадь мимо протестантского собора Петра и Павла, фонтана «Медведь» перед ним и православного Спасо-Преображенского собора на Выборгскую улицу, на которой можно увидеть башню Ратуши, старинный Гильдейский дом постройки 16 века, несколько домов начала 20 века, в архитектуре которых только начали проявляться признаки модерна (подробнее об этом в моём давнишнем альбоме, взглянуть на старинные кварталы с другого ракурса.
Спасо-Преображенский собор

Гильдейский дом — памятник федерального значения

Надо сказать, кроме встречи с городом, к которому неравнодушна, в эту поездку заманила меня возможность пройти на небольшом судёнышке по выборгским шхерам (хотя сами жители Выборга их так не называют) — по проливам между скалистыми островами Выборгского залива. Можно сказать, это была одна из нескольких необычных «заманух» нашего маленького путешествия. Именно потому что лодок было всего три, в каждый рейс могли взять 15–16 человек (в 3 лодки), экскурсия по городу была такой короткой: каждой из трёх групп было выделено по часу. Это счастье, что мы попали во вторую группу — пока третья была на экскурсии, мы ещё сбегали посмотреть кое-что сами.
День был солнечный, но ветреный, и скорость ветра иногда достигала довольно больших значений, но, слава богу, «заплыв» не отменился, хотя во время него не один раз пришлось ойкнуть, качнувшись на высокой волне. Лодки отходили от пристани возле драккаров. Сквозь солнышко иногда моросило, поэтому пришлось укрыться тентом, сквозь который мало что можно увидеть. Как наш «заплыв» выглядел изнутри, можно увидеть в коротком ролике. В эти минуты я мужественно молчала, однако, подскакивая на очередной волне, подобно великовозрастному хулигану Феде из «Операции Ы», когда Шурик сёк его лозиной, приговаривала: «Мама, мама, мама…».
Драккары

По выборгским шхерам

Зато когда наш лодочник останавливался в тихих бухтах, можно было выйти на нос лодки и полюбоваться с воды парком Монрепо, старинными шлюзовыми каналами, видом суровых каменистых берегов.

Часовая прогулка по заливу закончилась благополучно, и после обеда в ресторане гостиницы «Дружба» мы отправились в парк Монрепо. Казалось бы, уже здесь бывали, и не будет ничего неожиданного, однако за 5 лет, пока мы сюда не заглядывали, кое-что изменилось. Да вот уже дорожка к воротам другая! Правая от входа сторона закрыта, там идёт реставрация усадебного дома (практически восстановление с нуля), и площадка перекрывает проход к китайским мостикам. Ну да ладно, мы их с воды видели! Зато посещение парка совпало с тем волшебным временем, когда предзакатное солнце окрашивает всё вокруг своим мягким светом.

Я готова до бесконечности восхищаться природой этого сурового края. Правда, люблю тепло, и прохладный климат северо-запада могу выносить лишь кратковременно. Но какой праздник — ВИДЕТЬ эту красоту!

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Неожиданный и щедрый подарок — радуга!

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Чем дальше в глубину парка, тем всё чудесатее и чудесатее. Мощные корневища сосен, вцепившиеся в камень, поросший мхом, пещеры с входами в рост человека, крутые скалистые берега, наполненный ароматами хвои и увядающих трав лес…

На прощанье выскочила и присела на камешек у дорожки белка. К счастью, в дорогу всегда беру орешки. В этот раз прихватила фундук. Белочка очень аккуратно взяла орешек с руки, сбегала под ближайший куст, чтобы его закопать, и вернулась за вторым. Может быть, вспомнит обо мне зимой…
Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Всё, прощаемся с Выборгом, ещё раз проезжая через весь город, уже под проливным дождём, в сторону Ладожского озера. Такое впечатление, что город ждал, когда мы уедем, и разразился ливнем, коротким, но мощным. Путь ещё на два часа с хвостиком в Приозерск. Надеялись там погулять по городу, увидеть знаменитую крепость Корела, но не было суждено. Наездив за день около 300 км (а если учесть, что утром мы были ещё в Москве, то и вся 1000!), в полной темноте въехали в Приозерск, где всех развезли по гостиницам. Устали так, что ужинать уже не хотелось, да и ужин надо было добывать самостоятельно… Завтра едем в Карелию. Там тоже не без сюрпризов!

* * *

Рассказом о посещении горного парка «Рускеала» никого не удивишь, на сайте есть множество интересных рассказов и прекрасных фотографий, однако и здесь нас ожидало необычное зрелище — ночной фортепианный концерт, поэтому пришлось приехать сюда в один день дважды. Утром — экскурсия и прогулка по парку. Несмотря на то что временами перепадал дождик и приходилось несколько раз надевать-снимать дождевик, рускеальскими пейзажами всё-таки удалось полюбоваться.

Озеро имени Монферрана

Оставалось только пожалеть, что не было времени покататься на лодочке либо, как Маша Пенина, пролететь по протянутому над озером канату. Видели мы таких смельчаков и по-белому им позавидовали. В общем, многое не удалось сделать из того, что хотелось бы — пройти к Подземному озеру и Большому колонному залу, посмотреть выставку деревянных скульптур, да хотя бы прокатиться по парку на конном экипаже! Но, как говорится, позже и сама-сама-сама… Программа экскурсии не предусматривает.
Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Хотя грех жаловаться: день был настолько насыщенным, что едва успевали поворачиваться. Кроме созерцания известных красот, с интересом послушала историю горного дела, добычи мрамора и производства извести в этих местах. Ещё перед входом на территорию парка обратила внимание на производственные корпуса старинного завода, который теперь, конечно, существует как исторический памятник. Спустились в шахту, уже так же, как мраморный карьер, заполненную водой, посмотрели на инструменты, найденные на территории при благоустройстве парка… Как тут не удивиться мужеству и трудолюбию людей, трудившихся в этих местах! Благодаря им мы любуемся прекрасными зданиями, отделанными рускеальским мрамором.
9772 Остатки корпусов завода

Обратили внимание на пирамидки, собранные из камней. Это не старая, а, скорее, новая традиция, пришедшая с Востока. Надо постараться сложить как можно больше камней, чтобы они не упали. Работа требует терпения и сосредоточенности. И, конечно, времени. Кроме отдельно встречающихся пирамидок, есть целая поляна, где их великое множество. И ведь не разрушаются!

Мы ещё вернёмся в парк на концерт, который начинается в 9 часов вечера. Предвкушаю интереснейшее действо. А пока у нас есть возможность посмотреть ещё что-нибудь интересное.
Вот по пути в Сортавала остановились возле Рускеальских водопадов, удалось даже пройти по экотропе вокруг них. Море впечатлений! Всего водопадов четыре, по-фински они называются Ахвенкоски — «Окунёвый порог». Деревянные лестницы и удобные настилы позволяют совсем близко подойти к водопадам, которые из-за растворённого в воде торфа похожи на пенящуюся струю кока-колы. Огромные мохнатые ели и шум воды, кристально-чистый воздух — полное ощущение, что мы попали в сказочную страну.

А помните, что на воду можно смотреть бесконечно? Вот и мы никак не могли оторваться от этого великолепного зрелища. Частичку взяли с собой на память.

Рускеальские водопады

Обедали в Сортавала. Город не особенно удалось посмотреть, только пару улиц да причал на озере Ляппяярви. У нашего экскурсовода задачи показать его достопримечательности не было. В ожидании экскурсии в музей зашли в магазин сувениров, прошли по Комсомольской улице, запаслись кое-какой едой на ужин в ближайшем кафе.
Типичная застройка города

Вышли к причалу. Вот ради таких минут стоит приезжать сюда. Озеро прекрасно, особенно в этот предзакатный час.
Озеро Ляппяярви

В Сортавала удалось посетить два музея. Отлично, потому что это была возможность не только посмотреть что-то новое и интересное, но и просто погреться — с раннего утра до позднего вечера в Карелии, в сентябре, в период похолодания погода вовсе не сахар, хотя и безумно красиво.
Первым был Минерал-центр Северного Приладожья, который иногда просто называют Центр шунгита. Здесь можно было посидеть в шунгитовой комнате релаксации, попить травяного чая на шунгитовой воде и, если вы верите в целебные свойства шунгита, купить какое-нибудь изделие из этого материала. Однако любопытно было посмотреть и коллекцию минералов, и что из них делают карельские умельцы.

Второй музей был вообще крышесносный, так он мне понравился, слов нет! Музей Кронида Гоголева, художника, который лишь в 50 лет занялся объёмной резьбой по дереву и достиг в этом деле совершенства. О музее знала, фотографии видела, но увидеть его работы собственными глазами — дорогого стоит. Этот музей достоин отдельного описания, чтобы по достоинству оценить его экспонаты, и такое есть на нашем сайте у Константина Рыжова, с которым соревноваться даже не берусь, настолько его альбом полный и информативный, размещу здесь лишь несколько фотографий.
Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Подошло время возвращаться в парк «Рускеала» на концерт пианиста Павла Андреева. Насколько я поняла, такой концерт проходит один раз в году в начале сентября, в этом году — уже третий или даже четвёртый. Идея потрясающе эффектна — на плоту, на водах Большого Мраморного каньона два с половиной часа композитор исполняет свои произведения на рояле! Событие, видимо, ожидаемое и уже популярное: на огромной парковке мест свободных не было! Туристические автобусы, частные автомобили… Зрители приезжали задолго до начала, чтобы занять удобное место на какой-нибудь из смотровых площадок вокруг каньона, несли подстилки, складные стулья, мягкие кресла… Такого ажиотажа я давно не видела. Что говорить — эффектно! Да ещё и возможность погулять по ночному парку под звуки музыки и световое шоу!

Композитор представил сольные сочинения из альбомов «Синергия» и «Танец Жизни» и музыку, написанную для скрипки, виолончели, флейты и кларнета (исполняли молодые артисты оркестра Мариинского театра). Идея оригинальная, но кроме бесчисленных вариаций одной темы в течение двух с половиной часов, я бы в этих местах с удовольствием послушала бы, например, Грига. Впрочем, дочь моя была в восторге и выстояла на одном месте весь концерт. Небольшие фрагменты мне удалось записать, несмотря на то что найти свободное удобное место для съёмки и записи было почти нереально.

Рояль в каньоне

Завершилось всё это эффектное действо грандиозным салютом, который отражался в водах каньона.
Чуть живые, уже во втором часу ночи мы приехали в Приозерск. Вы думаете, это всё? Ничего подобного! Завтра в 8.30 быть в автобусе! Нас ожидает остров Коневец!

* * *

Возможность посетить остров Коневец была ещё одним поводом выбрать этот тур. На острове отреставрирован монастырь, который долгое время был в руинах. Место это настолько важно для верующих, что его называют вторым Валаамом.
Но прежде чем туда отправиться, наш экскурсовод сделала нам поистине царский подарок. Дело в том, что в Приозерске, где были наши гостиницы, есть совершенно потрясающий памятник — средневековая крепость Корела. Мы приезжали так поздно, что не только не получалось прогуляться по городу до крепости, но даже элементарно выспаться, и, естественно, взныли, что хорошо бы как-то эту крепость хоть одним глазком увидеть. Наш питерский экскурсовод пообещала, что при условии, что мы в последний день соберёмся пораньше (это после ночного концерта и позднего, во втором часу ночи, возвращения!), то будет возможность минут на 10 остановиться возле крепости. Все, как один, высыпали на улицу с вещами гораздо раньше, чем за нами приехал автобус!

Приозерск, гостиница «Кексгольм»

Крепость Корела была заложена на рубеже 13 и 14 вв. новгородцами на острове реки Узерве (Вуоксы) для защиты северо-западных рубежей Новгородской республики от шведов. Во время Ливонской войны, в 1580 году, она была захвачена шведами, которые затем отстроили её заново. По Тявзинскому миру 1595 года Корела вернулась России. Василий Шуйский пообещал Корелу с уездом шведскому военачальнику Делагарди за помощь в усмирении Смуты, однако местное население отказывалось признавать условия договора, и в итоге шведам пришлось силой подчинить себе крепость в 1610 году. В результате на протяжении столетия, с 1611 по 1710 годы, крепость оставалась шведской и именовалась Кексгольм. В 1710 году, во время Северной войны, крепость была отвоёвана у шведов, а к окончанию Русско-шведской войны 1808–1809 годов утратила своё приграничное значение.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Конечно, очень хотелось обойти вокруг крепости, войти внутрь, посмотреть музей, сделать несколько эффектных снимков через реку Вуоксу, со всех сторон окружающую крепость, но времени совершенно не было, подводить группу не хотелось, тем более что наш теплоход на остров Коневец должен уйти по расписанию и ждать не будет. Пришлось просто на ходу запечатлеть красоту этого места…
Река Вуокса

Ещё несколько слов о том, что находится рядом с крепостью. Согласно летописным источникам, на месте, где впоследствии была построена крепость Корела, умер князь Рюрик. В память об основателе династии Рюриковичей в 2004 году установлен камень. И совсем рядом, в городском парке, установлен мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне: два танка и зенитная самоходная установка.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Наконец прибыли во Владимирскую бухту, где нас уже ожидал теплоход. Перекличка, масочный контроль, всё строго! Холод собачий, озеро неспокойное, поэтому почти весь 7-километровый путь провели в закрытом салоне, выскочив на минутку, когда на горизонте появился силуэт монастыря, как знаменитый сказочный Град на острове Буяне.

И тут наступил полный трындец моему любимому фотоаппарату! Ну, капризничал немножко, иногда не видел заряженный аккумулятор и выключался с возмущённым возгласом: «Зарядите батарею!», но умереть так сразу и навсегда — ещё не бывало. Я сама виновата, во время качки он силился сфокусироваться, и всё неудачно, ещё я переключала с фото на видео и назад, вот он и не выдержал, бедняга. Хорошо, что захватила старый Canon на всякий случай: он таки наступил.

В рассказе об острове и монастыре я, пожалуй, отступлю от хронологии нашей экскурсии, потому что прежде всего хочется определиться с хронологией исторических событий. Почему Коневец, а за ним монастырь и его основатель носят такое странное имя — Коневский? Для меня это стало очевидным лишь в середине экскурсии, когда мы подошли к древнейшему артефату — Конь-камню, формой напоминающему голову коня. Огромный валун, сродни Гром-камню, на котором стоит памятник Петру I в. Петербурге, много веков лежит в глубине острова. Предполагают, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы, а сам камень — одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ. В конце 14 века на остров (тогда Рантасаари) прибыл новгородский монах Арсений для обращения карел-язычников в православие. В житии Арсения говорится, что монах совершил вокруг камня крестный ход и окропил его святой водой, после чего из камня вышли духи, превратились в чёрных воронов и улетели, а следом с острова исчезли змеи. Деревянная часовня на Конь-камне была построена в 1895 году и освящена в честь Арсения Коневского.

Природа острова поразила своей почти нетронутой красотой. Возможно, тому, что остров не вытоптан, способствовало расположение здесь закрытой воинской части в советские годы, от которой до сих пор ещё остались несколько строений, заросший травой плац и обелиск героям Великой Отечественной войны. Во всём остальном — девственнось дремучего леса: могучие деревья, сплошные заросли черники и брусники, нетронутые грибные полянки, и только котики, сопровождающие туристическую группу, намекают на обжитость этого места.

Получив благословение афонских старцев, Арсений в 1393 году основал на острове Коневец монастырь. В створе главных ворот монастыря воссозданы сцены определения места для его постройки (якобы Арсений очертил контуры на земле посохом) и освящения в честь иконы Рождества Богородицы, привезённой Арсением с Афона. Отсюда и название — Коневский Рождество-Богородичный монастырь.

Собор Рождества Богородицы был заложен святым Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери с младенцем Христом, играющим с птенцом голубя. Безусловно, за более чем полтысячелетия первый собор не сохранился, и мы сейчас видим восстановленный и отреставрированный храм 1800–1809 годов постройки с колокольней (1810–1812, высота 35 м). Собор очень красивый. Говорят, что здание было спроектировано местными старцами; видно, что с любовью.
Собор Рождества Богородицы

В соборе есть верхний летний и нижний зимний храмы. Самые большие святыни — рака Арсения Коневского и Коневская икона Божией Матери хранятся в нижнем храме.
В верхнем храме

В нижнем храме

В соборе удалось послушать церковные песнопения. Мужской церковный хор (в нашем случае трио) всегда звучит красиво, особенно в высоком храме с хорошей акустикой. Просмотр ролика с записью церковного пения, во время которого можно рассмотреть роспись верхнего храма собора Рождества Богородицы, займёт четыре минуты.

Церковное пение в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

Территория монастыря имеет форму квадрата (ее так и называют — каре), в углах которого расположены небольшие церкви. В одной из этих церквей и решилась судьба монастыря в наше время, после посещения его президентом. Подключили «Роснефть», правительство Ленинградской области и Выборгскую епархию, и через несколько лет монастырь был отреставрирован, причём не только монастырь, но и вся инфраструктура.
Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Одно красивое место не показала. За монастырём, по дороге к скиту, стоит, на мой взгляд, самое красивое здание монастыря — Успенская часовня (1899 г.). Она была построена на месте деревянного поклонного креста, отмечавшего место молитв преподобного Арсения Коневского, который был сломан бурей в конце 19 века. Часовня полностью отреставрирована и восстановлена силами финского Общества «Коневец».
Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Ещё один интересный эпизод — обед в трапезной монастыря, где фотографировать, к сожалению, было запрещено. Верующий ты или нет, должен принимать пищу по уставу монастыря — с молитвой до и после трапезы, с чтением житий во время еды. Еда простая, но приготовлено всё очень вкусно: салат с крабовыми палочками, борщ, кусочек жареной рыбы, ягодный морс.
Свободное время до отхода теплохода было, надо только вернуться на пристань к определённому времени, иначе останешься на острове до завтра. Ожидать тоже вполне себе комфортно, вдоль аллеи, ведущей от пристани к монастырю, оборудованы места для отдыха.

На пристани установлен памятник Арсению Коневскому. Он будто встречает прибывающих на его остров паломников.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Вот и всё, пора возвращаться в Питер, а потом в Москву. Устали страшенно, замёрзли, но никто не жаловался, потому что такого количества впечатлений, сконцентрированных в три дня, давно не получали. Последнее удовольствие — переправа по Ладожскому озеру, пусть не очень спокойному, но всё же всегда прекрасному.

Первые сентябрьские выходные: озёра, реки, водопады и… рояль в каньоне

Третья ночь, почти без сна, началась в «Сапсане», уходящем в Москву в 21.00. Наконец можно было вытянуть ноги и расслабиться — домой едем! Сейчас быстренько поспим — и на работу!

До сих пор вспоминаем нашу поездку с удовольствием и планируем ещё вместе куда-нибудь поехать. Компания увеличивается, нас уже пятеро!

Цикл материалов "Ленинградская область"