Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 22:03
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Севан, Дилижан — Армения Октябрь 2021

Из Еревана мы поехали в Севан, где забронировали 2 ночи в гостевом доме. Да, Севан это не только озеро, но и название поселка на его берегах. Как выяснилось на обратном пути, маршрутка в Севан едет от метро Еритасардакан в Ереване. Где именно ее искать, если таблички с указанием места следования нет, я не знаю. Вероятно, надо спрашивать. В Севане остановка тоже никак не обозначена, находится на улице Наирян напротив здания Севанского муниципалитета. Проезд стоит 600 драм (90 руб.)

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Но этот вариант вам пригодится, если вы планируете ночевать в Севане, как и мы. А если хотите одним днем съездить на озеро и в монастырь Севанаванк, то нужно приехать на Северный автовокзал и там сесть в маршрутку до Дилижана (билет придется купить до конечной остановки за 1000 драм (150 руб.)), а водителя попросить остановить на «Острове».

Мы воспользовались по незнанию вторым способом и, опасаясь дождя, который по прогнозу должен был начаться после 3-х часов дня, прямо с рюкзаками пошли гулять по этому полуострову, врезающемуся в озеро Севан.

Дорога из Еревана была быстрой, ведь асфальтовое покрытие новое, не сравнить с дорогой в Гарни.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Ветер заставил нас сразу укутаться в шарфы, выйдя из маршрутки, но пройдя около километра до начала лестницы к монастырю, ветер утих и снова стало жарко. Мы первым делом спустились к озеру, поприветствовать его и попробовать водичку. Один турист купался. Я такой идеи не держала в голове изначально и даже не брала купальник. Вода, кстати, не очень холодная была.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

И снова вверх потопали, к древнему монастырю Севанаванк. Хочешь красивых видов — поднимайся.

Что сказать, Севан прекрасен, очарователен, волшебен, можно сравнить с нашим Байкалом. В России — священный Байкал, в Армении — священный Севан. Причем по видео не прочувствовать атмосферу и настоящую красоту этого места. Я же смотрела кучу видео перед поездкой и думала, что ничего особенного этот Севан из себя не представляет. Ошибалась, извиняюсь. Самое большое озеро Кавказа — для меня оно стало самым ярким впечатлением в этой поездке.

Монастырь Севанаванк мы обошли стороной, не зайдя внутрь. Зато остров (ой, полуостров) прошли целиком. На его краю находится какое-то здание, которое нельзя фотографировать. Может дача кого-то из власть имущих, не знаю.

Спустились уже по другой тропе, не по ступенькам, вышли мимо вот такого здания на дорогу.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Прошлись по сувенирному ряду, Валя заинтересовалась бронзовой тарелкой с чеканкой внутри. Сразу не купила, чтобы не таскать с собой лишний груз, а в Ереване потом не увидела подобной. До нашего отеля отсюда было 8 км. И план был взять такси, но погода была по-прежнему хорошей, силы у нас были, и мы пошли пешком. И не зря, скажу я вам. Ведь дойдя до дороги, пройдя под ней по подземному переходу и поднявшись мимо посадки деревьев к грунтовой дороге на холме, мы смогли увидеть весь полуостров во всей его осенней красе. А пройдя дальше — и весь поселок Севан.

Так что рекомендую тоже не полениться и подняться чуть-чуть наверх, вот сюда:

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Нас, кстати, пыталась подвезти проезжающая по этой дороге «Нива», но мы махнули руками, мол, спасибо, езжай, и пошли дальше гулять. Тем более дорога потом пошла вниз, мимо строящегося отеля. Сфотографировала его, вдруг занесет меня сюда через пару лет, когда отель будет уже достроен (а может и нет).

Шли по частному сектору, зарились на спелые яблоки и груши за заборами. Видимо, мы так сильно их хотели, что выйдя на одну из улиц уже в центре поселка, увидели небольшой киоск. Несколько ящиков с фруктами стояли на земле, местная бабуля их продавала. Мы спросили цену на груши.

— 250 драм.

40 рублей — копейки совсем. Выбрали 4 лучших груши, кладем на весы, достаем деньги. Но мужчина, который сидел внутри киоска, что-то сказал бабуле и та отдала нам их бесплатно. Мы рассыпались в благодарностях, так приятно было. Решили потом еще прийти к ней. Да нет, не за бесплатными фруктами, на этот раз купить за деньги. Но так и не оказались в той стороне больше. А груши были вкусные, сладкие.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Кто читал книгу писательницы Наринэ Абгарян «Манюня»? Я ее просто обожаю — смешные рассказы о детстве советских девчонок, проживающих в небольшом армянском городке Берд. Помню, когда-то в Москве на встрече с Наринэ я даже принесла этот огромный том на встречу с ней и она мне подписала мою любимую книгу. Ну ладно, отвлеклась.

Так вот, поселок Севан — это в моем воображении воплощение городка Берд из книги Наринэ. Он мог бы быть именно таким. И вообще, Севан словно законсервировался в 70-х-80-х годах прошлого века, за некоторыми современными исключениями в виде супермаркетов.

А «Манюню» вы почитайте, если этого не делали — посмеетесь, вспомните свои детские проделки, узнаете много об армянской кухне.

Также мы были в восторге от нашего отеля. Недорогой, просторный, новый, с милейшими хозяевами — семейной парой Андроник и Ануфик и их маленькой дочкой Сюзанной. 2-местный номер в Mountain Lake Villa B&B стоил нам всего 2400 руб. за 2 ночи. В огромной гостиной мы пили чай (чайник есть), играли с озорным котенком Мусей, пили утром кофе, который варил Андроник и подавал с печеньками (и отказывался брать за него деньги), и грелись у камина, который растопила Ануфик, когда мы на следующий день попали под дождь и насквозь промокли. В общем, от этого отеля остались только теплые воспоминания. Словно пожили в гостях у армянских родственников.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

В Севане гораздо холоднее, чем в Ереване, один местный сказал нам, что это самое холодное место Армении и здесь часто идет дождь. Эдакий местный Петербург. Может быть поэтому я здесь чувствовала себя так хорошо?)). А хозяин вообще без акцента говорит по-русски, оказывается он долгое время жил в Новосибирске (а я-то думала, что это машина каких-то туристов из Новосибирска стоит возле дома). А зимой планируют всей семьей поехать туда погостить.

Андроник посоветовал нам кафе в городе, где можно поесть рыбу. Ведь приехать на Севан и не поесть местную рыбку сиг нельзя. И на том же скриншоте карты, где я для вас обозначила остановку маршрутки, чуть ниже есть метка — это и есть то кафе. Небольшое отдельностоящее здание всего с 3 столиками. Мы там ели два раза, не могу сказать, что все очень вкусно, но рыбный кебаб и сиг на гриле (рыбный шашлык в меню) действительно вкусны. А вот суп яхни и долму брать не советую.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

После ужина в первый день пошли снова к озеру. Недалеко был пляж, кое-кто даже в эту пасмурную (обещанный дождь потом все-же пошел) погоду собрался компанией и жарили шашлыки на берегу. Вода необычайно прозрачная, на фото и вовсе кажется, что ее нет. «Тих и спокоен подлунный озерный пейзаж».

То, что в Севане холодно это минус, но 1 октября (во второй наш день там) дали отопление (я так понимаю централизованное) и стало в комнате теплее — это плюс. В Ереване, думаю, отопления нет, или же включают его позже.

На второй день снова было пасмурно, а у нас по плану поездка в Дилижан. Транспорта между Севаном и Дилижаном, на удивление, нет. Андроник предложил ловить попутку или взять такси. Мы пошли голосовать на трасу, мимо проезжавший таксист предложил нам цену в 4000 драм, потом скинул до 3000 драм, на 2000 драм не согласился и уехал, а мы стали ловить попутку.

Пара машин не остановились, а грузовая, которую мы не стали стопить, сама возле нас тормознула. Поехали, поместившись с Валей на одном сидении. Высоко сидим, далеко глядим)). Водитель обещал, что проедем тоннель, и на другой стороне будет совсем другая погода, имея в виду хорошую.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Погода была действительно другая по ту сторону тоннеля — еще более сильный туман и дождь. Но водитель подбадривал, что в течение часа он закончится. Так себе он синоптик оказался)). Вышли в Дилижане, дождь не заканчивается. Купили в магазине один зонтик на двоих, дождевиков не нашли. Ноги промокли быстро и вода просто хлюпала в кроссовках. Какие уж тут достопримечательности?

Где-то в частном секторе нашли стол со скамейками под крышей, на столе игральные карты, рядом на стене гаража картина нарисована — хорошее место для перекуса.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

И снова пошли под дождь. Главную туристическую улица все-же посмотрели.

И у памятника «Мимино» тоже сфотографировались. Испили воды, которая «второе место занимает в мире». А так как первое место — в Сан-Франциско, в другой стране, следовательно, в Дилижане самая вкусная вода в Армении.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Воды было много в тот день, и сверху вылито гораздо больше, чем употреблено внутрь. Зашли в туристический центр и спросили, что еще посмотреть. Хотя главное мы уже увидели, а мокнуть под дождем уже надоело, если честно.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Поэтому мы пошли на дорогу и быстро остановили Давида. Я в начале своих рассказов хотела считать наших знакомых в Армении, упомянув первого Рубена в отеле в Гюмри, но уже сбилась со счета, поэтому просто Давид, очередной наш знакомый. Тоже интересный человек, ехал показывать машину потенциальному покупателю. На заправке купил нам кофе — самый крепкий, какой сам обычно пьет. С ним мы быстро вернулись в Севан, где оказалось солнце!

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Оно светило, когда мы обедали в уже знакомом кафе. Оно светило, когда мы в отеле отдыхали. Оно светило, когда мы взяли бесплатные велики в нашем отеле и поехали кататься вокруг озера. Туда так классно было ехать — под горочку. Доехали до неработающей туристической базы на берегу озера, и тут загремело над головами — дождь близко.

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Мы поехали назад, а это уже в горку. Велики без переключения скоростей, у меня ноги не способны были после восхождения на Арагац и долгих прогулок по Еревану быстро крутить педали. Начался дождь. По закону подлости еще такой косой, в лицо. Валя уехала вперед, я в самую горку шла пешком. Уже вся мокрая и злая материла этот дождь прямо вслух.

Недалеко от дома возле магазина встала под длинный козырек и минут 20 ждала, пока дождь станет потише. С козырька прямо Ниагарский водопад лился. Из машин сочувственно смотрели на меня, но куда деть этот велик? В итоге я устала ждать и поехала к отелю. Дождь притих, я приехала домой, где меня ждала Валя и горячий чай от Ануфик. А позже и камин, как я говорила. И что вы думаете? Буквально через 10 минут небо прояснилось, а потом еще и закат красивый был!

Армения 2021 — Чарующее озеро Севан и дождливый Дилижан в октябре

Ну что ты Севан делаешь? Проверяешь нас? А вот и не удалось тебе испортить впечатление о себе. Ты все равно классный, и я буду вспоминать о тебе с теплом)). И если я вернусь в Армению (а почему бы и нет), то обязательно приеду снова в Севан, чтобы искупаться в озере, и погулять по Дилижану в ясную погоду. До новых встреч, Армения!