Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 23:41
Победитель голосования
«Итоги 2021»

Дагестан, Махачкала, Дербент, Гуниб, Каспийск + 1 город — Россия Октябрь 2021

Последние два года Дагестан — топовое направление у российских туристов. Кто только уже не рассказал нам на сайте о его красотах, список знакомых фамилий длинный! Я в ближайшее время ехать в Дагестан не собиралась, но, как говорят, никогда не говори… В августе на почту пришла рассылка от екатеринбургской турфирмы, с которой я езжу по Уралу не первый год, где в списке недельный тур в Дагестан с вылетом из Екатеринбурга и интересной программой. А тут еще правительство обещает кэшбэк за поездки в октябре, если путевку приобрести до 30 августа. Ну, как тут можно удержаться, если нет возможности для самостоятельного путешествия с персоналным водителем? Попутно соблазнила и Ольгу Варежкину, которая в это время еще путешествовала по Кольскому полуострову.

Путевка есть, компания есть, что еще надо? Желательна, конечно, хорошая погода, но тут уже не закажешь. Так что, много вы видели солнечного Дагестана, для разнообразия посмотрите пасмурный и дождливый, чтобы знать: и в Дагестане не всегда бывает солнце!

Итак, три часа перелета рейсом компании Red Wings и в 18–05 мы прибыли в Махачкалу. В это время уже совсем темно, но мы отправились на смотровую площадку на гору Тарки-Тау, возвышающуюся над столицей Дагестана. Посмотрели на город, увидели мало, так как день был пасмурный, днем явно был дождь, судя по состоянию почвы под ногами, но размерами города впечатлились.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Жили мы всю неделю в отеле «Маис» в Махачкале, совершая ежедневные выезды по маршрутам. Отель находится в стороне от центра, но нам это не мешало, так как приезжали поздно, уже куда-то ехать не имело смысла. Кафе было в отеле (по лестнице слева на снимке), два раза мы там ужинали по программе тура, а под ним небольшой магазинчик. На противоположной стороне улицы — супермаркет «Халва» и пара ресторанов, так что голодающие не страдали от удаленности отеля. В номере был холодильник, а в коридоре — кулер.

Перемещались на двух микроавтобусах-«Мерседесах» с отличными водителями. Уезжали, как правило, рано после завтрака — в 7–00 — 7–30, дороги дальние. С утра погода была прекрасная, интересно было наблюдать, как меняются за окном пейзажи, пасторальные картинки с пасущимися коровами и овцами.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Первый день начался с самого «сладкого» — с Сулакского каньона и прогулки на катере по Чиркейскому водохранилищу. Водохранилище поразило удивительным бирюзовым цветом воды.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Красивы были и необычные полосатые скалы с летающими над ними орлами.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Дагестан — страна ГЭС и водохранилищ, за эти дни мы их видели несколько. Самая мощная из них — Чиркейская ГЭС на реке Сулак, верхняя из каскада Сулакских ГЭС.

Плотина Чиркейской ГЭС вторая по высоте в стране, ее высота 232,5 метра. Правда увидели мы только ее кусочек с одной из смотровых площадок. Но масштаб выполненных работ впечатляет!

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Сулакский каньон посмотрели с двух смотровых площадок. Одна из них ближе к плотине, на карте обозначена как «язык тролля».

Виды со смотровой площадки у поселка гидроэнергетиков Дубки, понравились больше. Я видела американский Гранд-Каньон, Сулакский произвел не меньшее впечатление, пожалуй, даже более яркое за счет бирюзовой реки Сулак на его дне.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Обедали в ресторане форелевого хозяйства «Янтарное» на берегу реки Сулак. Я не любительница речной рыбы такого рода, так что форель не порадовала. Понравилась территория этого хозяйства, здесь есть все: мечеть, парк с цветущими розами, фонтаны, домики для отдыха, детская площадка и даже небольшой зоопарк. А погода уже портилась, накрапывал дождь.

Завершением программы этого дня был бархан Сарыкум, знаменитая дагестанская большая песочница. Приехали мы туда с опозданием уже в 17 часов, активно темнело. Поднялись, посмотрели, что смогли: и время неудачное, и песок был слегка влажный, но представление получили. Послушав рассказы об этом удивительном бархане, действительно, поверишь в сказочные легенды о его происхождении. Ну, а красивые фотографии бархана Сарыкум смотрите в рассказах туристеровцев, кто был там в солнечную погоду.

На второй день у нас также была поездка в горы, а погода на побережье стремительно портилась. Дорога в горную часть Дагестана пролегала через Гимринский автодорожный тоннель, самый длинный на территории страны — 4303 метра. Первая остановка в пути — у Гимринской башни, с которой связан важный эпизод в истории Кавказской войны.

Эта башня была построена в 1830 году для обороны аулы Гимры в числе других оборонительных сооружений. Этот аул известен тем, что здесь родились два имама — Газимагомед, первый имам Дагестана и Чечни, и Шамиль, будущий имам Дагестана и Чечни. Во время битвы за Гимры в октябре 1832 года имам Газимагомед, предводитель мятежных горцев, погиб, а Шамиль, принимавший участие в обороне башни, сбежал. О защитниках башни напоминает табличка.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

От той башни, конечно, остались руины, существующая — реконструкция 1997 года на историческом фундаменте. На нее можно подняться, чтобы посмотреть на окрестности. Рядом обустроена площадка для туристов и не только: есть мечеть, небольшое кафе, пекарня, где пекут вкусный хлеб и можно купить сыр (мы пробовали и то, и другое), туалет. На стоянке всегда стоит машина-кофейня.

Немного о котейках, их в Дагестане на улицах очень много. Обратила внимание, что у Гимринской башни все кошки — вислоухие. Женщины в пекарне рассказали историю, что был здесь когда-то большой вислоухий кот. Но встречали мы таких кошек и в других районах Дагестана. Может быть это уже порода — дагестанская вислоухая?))

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Остановились у Ирганайского водохранилища, образованного на реке Аварское Койсу в результате строительства Ирганайской ГЭС, второй по мощности гидроэлектростанции Дагестана. Водохранилище заполнили в 2008 году, при этом были затоплены сельхозугодия и сады, а также частично или полностью три села.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Плотину Ирганайской ГЭС мы видели, так как проезжали по ней несколько раз. Плотина необычная — каменно-набросная, не бетонная, по ней проходит серпантин автодороги. Высота плотины — 101 метр.

Ирганайское водохранилище очень красивое. Не такое широкое, как Чиркейское, с зеленоватой водой, в которой отражаются цветные горы.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Останавливались посмотреть и плотину небольшой Гунибской ГЭС имени Расула Гамзатова на реке Каракойсу, притоке реки Аварское Койсу. Бетонная плотина построена в ущелье, где сужается речная долина. Здесь параллельно плотине построен автодорожный Красный мост.

А теперь немного о башне с надписью «Андалал», стоящей у плотины. В XVIII веке несколько аварских аулов в центральной горной части Дагестана образовали Андалальское вольное сообщество, управлявшееся советом старейшин. Селения объединились, чтобы совместно бороться против захватчиков. В 1741 году в Дагестан вторглась армия правителя Персии Надир-шаха. Совет старейшин Андалала принял решение дать отпор захватчикам. Аварцы сразились с армией Надир-шаха и нанесли ему сокрушительное поражение, где шах потерял большую часть своего войска и бежал.

Андалалские аулы сейчас входят в состав Гунибского района, а эта башня стоит в память о Андалальском вольном сообществе при въезде на территорию бывшего Андалала.

Вид на долину реки Каракойсу после плотины Гунибской ГЭС.

Далее путь лежал вдоль Гунибского водохранилище в село Гуниб, расположенное на высоте около 1500 метров. По серпантинам мы в этот день наездились! Но хотя бы с погодой повезло. Через сутки после дождей рухнула часть стены Гунибской крепости, одной из главных достопримечательностей Гуниба — последнего пристанища имама Шамиля.

Гуниб — небольшое, но очень уютное аварское село: домики расположены террасами вдоль улиц, серпантином спускающихся с горы. Жаль, не было возможности сфотографировать его со стороны. Современное село было основано в 1862 году на месте разрушенного во время Кавказской войны аула Гуниб, история которого началась задолго до этой войны.

На вершине горы находится небольшая площадь, где находится здание администрации гунибского района, культурно-досуговый центр с портретом Шамиля на фасаде, магазины, кафе, гостиница «Белые журавли», в ресторане которой мы обедали.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Посетили беседку, которая построена на месте, где августе 1859 года имам Шамиль сдался князю Барятинскому, что стало завершением многолетней Кавказской войны в Дагестане. Беседка носит имя Шамиля, а внутри находится камень, на котором сидел Барятинский, принимая его капитуляцию.

По роще из реликтовых берез Радде, занесенных в международную красную книгу, мы прошли на Царскую поляну, где 11 сентября 1871 года был дан завтрак для офицеров в честь визита императора Александра II. На холме стояло императорское кресло и стол, на поляне видны следы траншей, которые были вырыты специально, так как в Гунибе не нашлось достаточного количества столов и стульев. В траншеях стояли скамейки для офицеров, а борта траншей служили столами.

25 августа 1909 года на этой поляне был дан торжественный обед по случаю 50-летия окончания Кавказской войны, на нем присутствовал наместник императора Николая II на Кавказе и Главнокомандующий войсками кавказского военного округа генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Рядом с главной площадью находится «Парк Победы» с памятником «Белые журавли» в память павших в годы Великой Отечественной войны. Памятник создан по мотивам песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова и музыку Яна Френкеля.

Виды со смотровой площадки в парке Победы Гуниба, пожалуй, произвели наибольшее впечатление за всю поездку. Уходить не хотелось!

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

В завершение дня была Карадахская теснина, но о ней, может быть, расскажет Ольга Варежкина. Я дошла до начала, но дальше не пошла. А в Махачкале в этот день лил дождь.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Утро следующего дня было пасмурным, ожидался дождь, а нам предстояла экскурсия в Дербент, самый южный город России. Начали с посещения уникального ракетного экраноплана «Лунь» на берегу Каспийского моря, здесь о нем уже не раз рассказывали, не хочу повторяться. Территория, где он находится, сейчас частично обнесена забором. Возможно, это строят тот самый обещанный парк «Патриот», центральным экспонатом которого станет этот корабль-самолет.

Здесь я впервые увидела Каспийское море. Оно было пасмурным, как и все вокруг. Когда мы возвращались в автобус, начался дождь.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Во время прогулки по Дербенту дождь уже лил, так что рассказывать о нем даже не буду: представление получили, но не более того. Посмотрели крепость, глянули на Дербент с высоты, зашли в знаменитую Джума-мечеть, прошли по старому городу. И все это в условиях не останавливающегося дождя и потоках воды, бегущих по улицам к морю.

Понравилась красивая набережная и граффити на старых панельных пятиэтажках.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Дождь не останавливался всю ночь, Дагестан уже показывали в новостях по Центральным каналам. Подруги звонили и спрашивали, как мы там, не утонули? А мы поехали в Чечню. Начали с мечети «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда в Шали, самой большой в Европе. Посетили и по территории погуляли, несмотря на погоду. Красиво, что тут еще скажешь! Трудно было только переодеваться, надевая соответствующую одежду на куртки.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Следующим на маршруте было живописное высокогорное озеро Кезеной-Ам, самое большое по площади на Северном Кавказе. Оно находится на высоте более 1800 метров над уровнем моря. Остановились на территории туристической базы, погуляли по берегу озера, пообедали в ресторане отеля. Бараньими яйцами, как наших некоторых туристов, не угощали, но накормили неплохо.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Пообедав, поехали в аул Хой, который называют «городом мертвых». Этот высокогорный аул, расположенный на высоте 1826 метров над уровнем моря, — древнейшее поселение чеченцев, ученые считают, что ему, как и Дербенту, около двух тысяч лет. Когда-то Хой был одним из самых густонаселенных в Чечне, здесь было порядка двух сотен домов, в которых проживало около двух тысяч жителей. После депортации чеченцев в 1944 году аул полностью опустел и разрушался, к началу нашего столетия здесь были одни руины.

Сейчас Хой — историко-культурный комплекс, открытый год назад. Два года велись работы по реконструкции, восстановлены две боевые башни, две мечети, сакли. Проделана огромная работа в сложных условиях.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Переезды в этот день были длинные, до Грозного ехали около трех часов, добрались около 18 часов. С трудом высадились у главной площади, в этот день в городе был праздник — День города, Грозному исполнилось 203 года. В этот день исполнилось и 45 лет Рамзану Кадырову, но об этом как-то не упоминалось. Прошли на главную площадь через рамки, меня даже попросили показать камеру. Толпы большой не было, основная масса слушала концерт. С главной площади открывается прекрасный вид на подсвеченную мечеть «Сердце Чечни» и высотки Грозного-Сити.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Сюрпризом был начавшийся через десять минут фейерверк, у нас он обычно бывает гораздо позже. Живописное зрелище не могло не понравиться!

После фейерверка посетили мечеть «Сердце Чечни». Дождь нас все-таки и здесь достал, но программу нужно выполнять, пошли через парк к высоткам Сити. Здание, где на 30 этаже находится смотровая площадка, скрыто за зданием справа с синим куполом.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Погода и время не лучшее для смотровых площадок, мало что увидишь и наверху был такой ветер! Хорошо виден только огромный торгово-развлекательный центр «Грозный молл», открытие которого состоялось в этот день. Оригинальное здание, архитектором проекта является известная английская компания «Chapman Taylor».

В ультрасовременной мечети «Сердце матери» имени Аймани Кадыровой в Аргуне были уже в 21 час. Жаль, не было возможности сфотографировать вид на мечеть с огромным полумесяцем и звездой. В Махачкалу вернулись около полуночи, там все без изменений, день город поливал дождь.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Утро радости не принесло, хотя день был свободным, можно рано не вставать. У отеля в центре круговой развязки стоит памятник «Защитникам Отечества», где изображен герой лезгинского народного эпоса «Шарвили» в доспехах и на коне. Вокруг него на дороге плескалось море. Как мы вечером с Ольгой ходили на ту сторону в чудушную за пирогами на ужин, история из разряда фильма ужасов: тетки в дождевиках в темноте перебегают дорогу зигзагами в потоке машин в неположенном месте. На переходе можно было утонуть.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Но дождь, не дождь, а Махачкалу посмотреть нужно. Некоторые женщины у нас начали с того, что пошли покупать резиновые сапоги. Мы доехали на маршрутке до проспекта Расула Гамзатова, а дальше уже, как получится, где сможем дорогу перейти. На памятник Расулу, например, смогли посмотреть только через дорогу с бульвара, мы-то решили обойтись без сапог.

Посмотрели не очень много, дождь шел постоянно, мне стало жалко камеру. Когда надоело гулять, пошли в Национальный музей Дагестана. Конечно, навестили и рекомендованный Второй городской рынок. Что-что, а съедобные подарки из поездки — дело святое!

Следующий день внес изменения в программу: из-за погодных условий мы не смогли поехать в Кубачи, так как состояние дорог после непрекращающихся дождей было не лучшим. Поэтому мы сменили направление и поехали в Хунзах, большое аварское село, где более четырех тысяч жителей.

Дорога уже знакомая, проходит мимо Ирганайского водохранилища. Здесь единственное место, где развернута торговля. Женщины отправились покупать тапочки, неоцененные в прошлый раз, а кто-то фотографироваться в папахах и бурках.

По серпантинам поднимаемся все выше, все больше в горах тумана. Но каньон Цолотль, рассекающий хунзахское плато, — главное украшение этого района, не разочаровал.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

В каньоне Цолотль можно увидеть два водопада, образуемые реками Табот и Итлятляр. Мы были только на одной смотровой площадке, откуда хорошо просматривается водопад Итлятляр высотой около ста метров.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Посетили интересный музей в селе Цада в пяти километрах от Хунзаха. Это музей народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы — отца Расула Гамзатова. Экскурсию проводила директор музея Айшат Патахова, читала стихи, рассказывала много и о Гамзате Цадасе, и о Расуле Гамзатове. Поразил аварский язык, очень необычное звучание!

Обедали в частном кафе «Обед в горах». Накормили очень вкусно национальными блюдами. По поводу национальной кухни хочу сказать, что понравились тонкие пироги чудУ с разными начинками, особенно с тыквой. Дагестанские хинкалы вкусные, но в небольшом количестве, иначе слишком много теста. Но в топе — абрикосовая каша с урбечем, необычный для нас горский десерт.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

А вот в Матласе нам не повезло: плато Матлас накрыл туман. На смотровой площадке так и хотелось крикнуть: «Ёжииик!» Как вы понимаете, панорамы ущелья мы не увидели.

По каменным ступеням прошли через узкое ущелье.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Прошли по скользкой тропе, ничего не видя вокруг. Но самый большой водопад Матласского плато посмотрели, а затем поднялись наверх по металлической лестнице. На этом наше знакомство с природными красотами Дагестана закончилось.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Утром завершающего дня после небольшой прогулки по Махачкале переехали в соседний Каспийск, небольшой город-спутник суетной дагестанской столицы. Здесь была пару часов свободного времени для прогулки, после чего состоялся прощальный обед с участием принимающей стороны. Была возможность оценить качество кизлярского коньяка.

Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

Самолет на Екатеринбург вылетел без задержек.

Что могу сказать в заключение: нам понравился Дагестан. Все то, о чем писали «предыдущие ораторы»: и природные красоты, и доброжелательность местных жителей, и вкусная еда, — истинная правда. Рекомендую, несмотря на то, что вы, как и мы, будете здесь уже далеко не первыми! Ну, а погода, что поделаешь, даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!

1. Дагестан или Даже в самом солнечном краю не всегда бывает солнце!