Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Махачкала — Россия Октябрь 2021

В программе нашего путешествия был предусмотрен свободный день для самостоятельного знакомства с Махачкалой. У меня были на этот день большие планы, заранее нанесены на карту контрольные точки, разработан оптимальный маршрут, чтобы увидеть максимум интересного. Но, как я уже писала в своем обзорном рассказе о путешествии, все планы разрушила погода: в Махачкале уже не первый день шел дождь.

Утром ничто не изменилось: моросил дождь, временами усиливаясь, по улицам бежали ручьи, но вариантов не было, нужно идти смотреть город. В жизни бывали и худшие варианты, в 2014 году по Вене мы гуляли вообще в ливень. Женщины из группы пошли покупать резиновые сапоги, я решила этого не делать. Покупать на один раз, чтобы потом лежали бесполезным грузом, не хотелось, носила их последний раз лет десять назад, когда собирала клюкву на северном болоте. Решили действовать по обстоятельствам и на маршрутке поехали в центр на проспект Расула Гамзатова.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Перейти, как планировала, улицу к Республиканскому русскому драматическому театру им. Максима Горького не удалось, на проезжей части плескалось море. Интересно, что в этом здании разместились сразу три театра. Кроме русского, еще Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева и Дагестанский государственный театр оперы и балета.

Поэтому пришлось идти по бульвару в центре проспекта Расула Гамзатова и фотографировать, что возможно, между деревьями, а это дело сложное, не зря Гамзатов назвал Махачкалу городом «ушедшим по плечи в листву».

Бульвар очень красивый, представляю, как замечательно было бы посидеть здесь на лавочке в солнечный день!

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

У театра стоит памятник народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову работы скульптора Магомеда-Али Алиева.

Отлично смотрится на бульваре киоск по продаже шаурмы, выполненный в стиле национальных дагестанских башен.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

А как вам вот такое объяснение в любви какой-то романтичной девушки, на века вмонтированное в тротуар? Надеюсь, что и любовь будет такой же вечной, не придется калечить аллею. Обратила внимание на даты на плитках, 2006–2007 годы. Думаю, нашим плиточникам нужно взять рецепт у дагестанских: плитка на бульваре не провалилась и не выкрошилась, как та, что еще год назад укладывали на наших улицах.

Здание необычной формы — обычный офис, его занимает институт «Транспроект» и Мостоотряд-69, который претворяет их проекты в жизнь. Рядом — скульптура «Муза». Похоже, что когда-то это был фонтан, но следов воды незаметно. Но нам достаточно было и той, что лилась сверху.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

За Национальной библиотекой Дагестана увидели вдали возвышающуюся башенку и отклонились с маршрута. Интересный домик, если бы не провода. Это жилой дом, если верить 2ГИС, вон сбоку и лифт есть. А на первом этаже находится кондитерская «Венская сказка», где делают торты на заказ, поэтому торт украшает и крышу здания. Думаю, что здесь живет владелец кондитерской.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Раз уж отклонились от маршрута, дальше пошли по улице Оскара. Пришлось изучить вопрос, почему у улицы такое название. Оказалось, что названа она в честь Оскара Лещинского — поэта «Серебряного века» и по совместительству революционера. Участвовал в штурме Зимнего дворца, а потом был его комендантом. В 1919 году занимался подпольной работой в Дагестане, руководил подготовкой вооруженного восстания. Чем это закончилось, расскажу немного позже.

По пути встретилась мечеть мусульман-шиитов Махачкалы, построенная в 1895 году.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Понравилось граффити в подворотне на стене у небольшого кафе.

В списке объектов культурного наследия Махачкалы памятников архитектуры немного, больше памятников истории, связанных с годами революции. Не знаю, что было раньше в здании, которое занимает Управление МВД РФ Махачкалы, но в историю оно вошло, как «Дом, где жил Д. Коркмасов и размещался порт-петровский военно-революционный комитет».

Для начала напомню, что до 1921 года Махачкала, основанная в 1844 году как Петровское укрепление, называлась Петровск или Петровск-Порт. В 1921 году город переименовали в Махачкалу в честь большевика Магомеда (Махача) Дахадаева.

К зданию УВД примыкает здание Дагестанского музея изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой. Музей — один из богатейших художественных музеев Северного Кавказа, здесь хранится самая большая в мире коллекция декоративно-прикладного искусства Дагестана: художественное серебро, оружие, ковры и ткачество, керамика, резное дерево и камень.

Музей носит имя Патимат Гамзатовой — жены Расула Гамзатова, которая с 1964 по 2000 год руководила музеем. К сожалению, на него нам времени не хватило.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

На противоположной стороне улицы еще один музей — Дагестанский государственный объединенный музей им. А. Тахо-Годи, о нем я еще расскажу. Музей открыт в 1925 году, носит имя Алибека Тахо-Годи, общественного и политического деятеля, по инициативе которого был создан.

Интересно здание музея, это единственное в Махачкале здание, на фасаде которого есть атланты, поддерживающие балконы. Удивительно, но в сети очень мало информации по архитектуре Махачкалы. Здание называют «Домом Барятинского-Ванецова». В других источниках пишут, что оно построено в 1876 году купцом Аваловым, перестроено в 1903, а спустя год его купил астраханский купец II гильдии и рыбопромышленник Иван Ванецов. Вот тогда здание и украсила лепнина, ажурные решетки балконов, что было необычно для Петровска тех лет. Причем здесь Барятинский тогда, он к этому времени не только покинул Кавказ, но и умер. В 1910–1921 годах в здании размещалось отделение Русско-Азиатского банка.

Неподалеку от музея — Городской парк, у арки входа, украшенной двуглавым орлом, стоит памятник Ленину. Небольшой такой Владимир Ильич. Этот памятник — копия памятника В. И. Ленину у Смольного в Санкт-Петербурге. Местные говорят, что Ленин указывает путь к морю.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Чуть дальше на аллее, ведущей к морю, — Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.

Заглянули и в Городской сад. Неплохой сад, небольшой, но красивый, в хорошую погоду бы здесь погулять.

Вот это симпатичное здание, как я поняла, — развлекательный центр. Здесь размещается детский клуб «Джунглиленд», кафе и рестораны.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

В центре Городского сада — памятник А. Д. Даниярову, советскому и дагестанскому политическому и партийному деятелю, в разные годы занимавшему в Дагестане крупные партийные и хозяйственные должности.

К Городскому саду примыкает сквер им. Сулеймана Стальского.

В сквере есть памятник Сулейману Стальскому — народному поэту Дагестана, основоположнику дагестанской поэзии, которого Максим Горький называл «Гомером XX века».

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

В конце бульвара — здание «Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы».

Набережную в Махачкале портит проходящая вдоль нее железная дорога и закрывающие вид строения вдоль пляжа, а сейчас вдоль ограждения еще и плескалась вода, скопившаяся за несколько дождливых дней.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Но к морю по подземному переходу мы прошли. Каспийское море в эти дни синим не назовешь, но все-таки это море!

Пляжный сезон завершился, но понять, что такое Городской пляж Махачкалы, можно.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Пройдем по Родопскому бульвару мимо развлекательного комплекса «Дружба».

В Махачкале возможен и вот такой, мужской, вариант объяснения в любви, не такой долговечный, как женский. Например, можно переставить в другое место.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

На Родопском бульваре установлены памятники двум народным поэтам Дагестана — лакскому поэту Юсупу Хаппалаеву и кумыкскому поэту Анвару Аджиеву.

Понравилась улица Буйнакского, вернее ее начало, тот небольшой кусочек улицы, что мы видели. Улицу недавно отреставрировали, и она выглядит прекрасно. Это одна из первых и главных улиц дореволюционной Махачкалы. До 1920 года она называлась улицей Барятинского, а потом была переименована в память об известном дагестанском революционере — Уллубие Буйнакском.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Здесь с одной стороны солидные здания: Дагестанское отделение Центробанка РФ, Налоговая инспекция, которая уживается с ночным клубом Level.

В здании, которое сейчас занимает Госбанк, когда-то был постоялый двор.

Первые этажи занимают различные кафе, кофейни и небольшие магазинчики.

На перекрестке улиц Буйнакского-Дахадаева явно историческое здание, которое занимает ресторан Ottoman Palace. Вся информация, что нашла, — конец XIX века, бывшая Табачная фабрика Михайлова. Понятно, что третий этаж надстроен уже в наши дни.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Красивое здание в восточном стиле — бывшая гостиница «Дагестан», построенная в 1938 году. Его занимает Махачкалинский филиал Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Напротив еще одно украшение улицы Буйнакского — Дагестанский государственный кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Перед театром стоит памятник Барият Мурадовой, кумыкской певице, народной артистке СССР.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Немного отдохнули от дождя в кафе З&М на перекрестке проспекта Расула Гамзатова и улицы Дахадаева и отправились в сторону главной площади Махачкалы — площади Ленина.

На небольшом отрезке бульвара Расула Гамзатова до площади сразу несколько памятников и скульптур. Вот льется вода из кувшина у девушки в небольшом фонтане.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Ждут, когда закончится дождь, местные котейки.

Целый квартал вдоль проспекта на этом участке занимает солидное здание МВД по республике Дагестан.

Напротив МВД на бульваре — Мемориал погибшим при исполнении служебного долга милиционерам.

В начале бульвара на площадь Ленина смотрит памятник аврскому поэту, народному поэту Дагестана Гамзату Цадасе, отцу Расула Гамзатова. Скажу честно, услышала его мудрые стихи впервые на экскурсии в его Дом-музей в селе Цада. До сих пор нахожусь под впечатлением.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Рядом на лавочке сидят не просто два аксакала, как думают некоторые. Это памятник народным поэтам Дагестана Сулейману Стальскому и Абуталибу Гафурову. Его торжественно открыли год назад, в августе 2020 года.

Площадь Ленина, конечно, главная площадь Махачкалы. Здесь, напротив здания Администрации города, стоит памятник Ленину.

Но главное здание здесь, конечно, Дом Правительства Республики Дагестан.

По обе стороны от дома Правительства в 2015–2016 годах построены православный храм и мечеть. Справа — Мечеть имени имама Дагестана и Чечни шейха Шамиля.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Слева — Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в дагестанском стиле, очень похожий по архитектуре на здание мечети. На месте этого храма когда-то стоял собор святого Александра Невского, снесенный в 1952 году.

За зданием городской администрации находится «Дом дружбы», построенный в честь 200-летия вхождения Дагестана в состав России. Фонтан с осетрами, к сожалению, уже не работал. Красивый сквер за Домом дружбы с памятником Фазу Алиевой был закрыт на реставрацию, попасть туда не удалось.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

Сквер перед «Домом дружбы» называется сквером «Борцов Революции», так как здесь в 1980 году установлен Памятник борцам за советскую власть в Дагестане. Это группа мужчин со скованными руками и ногами — шесть революционеров-большевиков, руководителей дагестанского подполья, расстрелянных в 1919 году по приговору военно-шариатского суда: Уллубий Буйнакский, Оскар Лещинский, Абдулвагаб Гаджимагомедов, А. Исмаилов, С. Абдулгамидов, А. Алиев.

Конечно, в этот день мы увидели немного: дождь не прекращался, он, то стихал, то начинался снова. Мне жалко было камеру. Некоторое время посвятили Дагестанскому государственному объединенному музею им. А. Тахо-Годи, затем отправились на рынок. Ведь Второй рынок Махачкалы также городская достопримечательность, да и съедобные сувениры для родных — дело святое. С рынка уехали на такси, дождь усилился, сырости в этот день нам уже хватило. Про вечерний экстремальный поход-заплыв за пирогами-чуду я уже рассказывала.

Короткая прогулка по мокрой Махачкале

В день отъезда сходила сфотографировать «Памятник защитнику Отечества» на круговой развязке неподалеку от гостиницы. Попытка была не первой, но в предыдущие дни памятник сливался с цветом свинцового неба. В этот день дождь прекратился, стало немного светлее.

Жаль, многое намеченное в Махачкале так и осталось только точками на карте. Мы многое увидели только из окна автобуса, каждый вечер проезжая через город по проспектам в вечерней подсветке. Но ведь это вариант для будущих путешествий, не так ли?