Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:17

Великий Новгород — Россия Май 2021

В своих предыдущих материалах я уже немного касалась истории Детинца — Новгородского Кремля, повторяться не буду. Но если история создания города началась со строительства крепости князем Владимиром Ярославовичем в 1044 году на этом месте, то будет логичным закончить мои материалы о Великом Новгороде рассказом именно о Новгородском Кремле и его содержании.

В течение всей своей более чем тысячелетней истории изначальный облик Кремля конечно же менялся. Укреплялись участки стен, увеличивалась площадь, разрушались ветхие строения — строились новые, более крепкие, каменные, перестраивались некоторые башни. Большая часть стен и башен, дошедших до нашего времени, была возведена в конце 15 века во времена правления великого князя, государя Всея Руси Ивана III.

Городской вал Новгородского Кремля последний раз был реконструирован в 18 веке при правлении императрицы Екатерины II.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

30 августа 1960 года ансамбль Новгородского Кремля был принят под охрану как памятник государственного значения.

В 992 году Решением юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Новгородского Кремля был включён в Список Всемирного наследия.

Общая площадь Кремля составляет чуть больше 12 гектаров, поэтому чтобы просто обойти всю эту территорию, понадобится время, минимум полдня. А если захочется посетить музеи, расположенные в старинных зданиях, то времени необходимо еще больше.

Я решила, что если буду тратить запланированное на знакомство с городом время на посещение музеев, то его совсем не останется на сам Великий Новгород. Поэтому, чтобы все же по максимуму изучить все строения, я гуляла по территории Детинца дважды: вечером в день приезда и рано утром в день отъезда.

Новгородский Кремль кроме своей важной исторической ценности имеет еще и чисто практическую функцию: дорога, разделяющая его территорию на две части, соединяет и два района города — Софийскую и Торговую стороны. Но как любое единое историческое пространство, ворота Новгородского Кремля закрываются в полночь, вновь открываются в 6 утра.

Маленькое отверстие в крепостной стене- Тайничные водяные ворота. Видимо созданы для того, что в случае осады можно было потихоньку пробраться к Волхову и набрать воды!))

Итак, начинаем прогулку и, сопровождаемая угасающими лучиками солнца, через Воскресенскую арку я с трепетом вошла на территорию Детинца.

Арка построена в 1820-м году по проекту архитектора А. И. Мельникова на месте Воскресенской башни, возведенной еще в 15 веке и разрушенной временем.

Попав внутрь, я, что совершенно не удивительно — растерялась! И что теперь, куда идти, как сразу охватить 12 гектаров, с чего начать и к чему прислушиваться — к эмоциям или здравому смыслу?

Чтобы я не слушала, каким бы порывам не подчинялась, вам покажу территорию Кремля последовательно строениям, зданиям и сооружениям. Но не по датам их строительства, иначе пришлось бы скакать туда — сюда, а по порядку, передвигаясь по периметру и соединив вместе обе прогулки.

И конечно же, самое первое, что попадает в поле зрения медленно бредущего и озирающегося по сторонам туриста- это великолепный монумент «Тысячелетие России», установленный в 1862-м году практически в центре овала Кремля. О нем очень подробно я постаралась рассказать отдельно.

В поисках очередного выгодного ракурса, сосредоточив все внимание на верхние фигуры памятника и отходя от монумента все дальше и дальше пятясь спиной, я уперлась в скульптуру очаровательного льва — спасибо что придержал меня, а то могла бы и грохнуться!

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Львы, как известно, чаще, чем другие животные, служат охранниками тех или иных сооружений. Вот и сейчас симпатичная и вполне доброжелательная парочка устроилась на ступеньках у входа в главное здание Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Основанный в 1865 году в связи с празднованием тысячелетия российской государственности при личной поддержке императора Александра II, музей со временем охватил всю территорию Великого Новгорода и Новгородской области. Основателем является ученый, археолог, священник, служивший секретарем в комитете Новгородской губернии Богословский Николай Гаврилович.

Интересна хронология этого здания, оно как слоеный пирог впитало в себя исторические слои: в 16 веке было построено здание Приказных палат, в 18 веке на их основе с сохранением фундамента было возведено здание Присутственных мест. В этом главном административном корпусе Новгородской губернии в то время размещались все основные органы управления: казначейство, суды, казенная палата, губернская чертежная и многие другие.

Здание, сильно пострадавшее во время Великой Отечественной войны, было восстановлено и в 1957-м году передано музею. Уникальные коллекции частично уничтоженные, частично вывезенные в Германию, постепенно заново пополнялись.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Сейчас здесь расположен Новгородский музей истории, архитектуры и искусства. До сих пор сожалею, что заранее не запланировала время на посещение старейшего музея России и его богатейшей коллекции, но зато посетила один из его пригородных филиалов — Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы».

Выйдя на главную аллею, я вновь затормозила, остановилась, а затем и вовсе присела на одну из скамеек, призывающих к отдыху, расслаблению и концентрации внимания. Мимо спешили люди — происходила миграция населения с одной стороны на другую, тем более близился конец трудового дня.

Туристы спешат по другой причине, но сейчас отдыхая, займемся полезным делом — созерцанием всего, что попало в поле зрения. Посмотрите налево — перед нами образец большого парадного здания 70-годов 18 века, возведенного в духе раннего классицизма с элементами барокко. Но в 1732-м году на этом месте уже было длинное «Г» — образное каменное здание, начинавшееся от Воскресенской арки и заканчивающееся у Софийского собора и называлось оно — Митрополичьи покои.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Но митрополиты большую часть времени предпочитали проводить в столицах, поэтому по своему прямому предназначению здание использовалось редко. Но в нем с комфортом могли проживать посещающие город знаменитые особы: великие княгини, императоры со свитой.

В начале 20 века правая часть здания была перестроена в Епархиальный дом, предназначенный для проведения духовных лекций и концертов. Так же в здании разместили архив, церковно-археологический музей, книжный магазин, склад, библиотеку и читальный зал.

В 1987 году здание Митрополичьих покоев было отдано творческому коллективу Новгородской областной филармонии имени композитора Антона Степановича Аренского.

Прямо передо мной великолепный Софийский Собор, построенный при Ярославе Мудром в 1045–1050 х годах, первое каменное сооружение деревянного Великого Новгорода и дошедший до наших дней практически в неизменном виде. О нем я вам тоже уже рассказывала.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Под стенами Софийского собора аккуратной горкой еще с 19 века лежат древние пушечные ядра, предназначенные для стрельбы из мортир. Время их изготовления предположительно 15–17 века, но где они находились в промежутке веков, неизвестно.

Посмотрите направо- отдельно стоящее здание, зимний храм при Софийском соборе — Входа в Иерусалим. Базиликальный храм с декором в стиле барокко, построен на средства императрицы Елизаветы в 1759-м году на месте древней церкви 1336 года. В 1929-м году храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны здание подвергалось бомбежкам — были разрушены перекрытия и купол. В 1953 году храм был восстановлен, но уже без купола, в настоящее время используется как лекторий музея-заповедника.

Но довольно рассиживаться на скамейке, пора идти далее, и я, через арку между Митрополичьими покоями и Софийским Собором прохожу в самую древнюю северную часть Новгородского Кремля — Владычный двор.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

В древнерусском Новгородском Кремле никогда не проживали князья и их дружины, но зато почти всю северную часть Детинца занимала резиденция новгородских епископов.

Владычный двор существовал еще до постройки Софийского собора и именно отсюда началась городская крепость —Детинец. Впоследствии Владычный двор был окружен крепостными стенами, т. е. довольно продолжительное время он существовал обособленно, внутри Новгородского Кремля.

Слева - направо: Церковь Сергия Радонежского, Часовая башня (Часозвоня),  Иоанновский корпус, Владычная (грановитая) палата.
Слева - направо: Церковь Сергия Радонежского, Часовая башня (Часозвоня), Иоанновский корпус, Владычная (грановитая) палата.

Слева уютный дворик, огражденный Митрополичьими покоями, где на зеленой травке в тени деревьев маленькими группками расселись юные художники.

Внутренний дворик Митрополичьих покоев и Епархиального дома.
Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

А теперь более детально рассмотрим сохранившиеся здания и сооружения — памятники.

В здании Судного и Духовного приказов, построенного в 17 веке в феврале 2021 года открылась мемориальная мастерская-музей художников — реставраторов Александра и Валентины Грековых. В двух помещениях мастерской развернута выставка «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве».

Потомственный дворянин, реставратор, художник, иконописец Александр Греков (1909-2000 годы) вместе с женой и соратницей Валентиной Грековой (1931-2019 годы) более чем за 30 лет по собственной методике собрал из обломков около 180 кв. м разрушенных в годы Великой Отечественной войны и считавшихся навсегда утраченными фресок XIV века из новгородской церкви Спаса-на-Ковалеве. В 1989 году Грековы получили Государственную премию СССР.

Рядом расположена церковь Сергия Радонежского, построенная по распоряжению архиепископа Ионы в 1463-м году и освященная еще мало известному на Руси, но уже глубоко почитаемому в Московском княжестве святому. Эта церковь — единственное надвратное сооружение северо-запада России, сохранившееся до нашего времени.

Надвратное сооружение - расположенная над крепостными воротами, одна из характерных примет монастырского и церковного зодчества.  с помощью надвратной церкви осуществлялась небесная защита города.
Надвратное сооружение - расположенная над крепостными воротами, одна из характерных примет монастырского и церковного зодчества. с помощью надвратной церкви осуществлялась небесная защита города.

Рядом с церковью расположена 40-метровая Часозвоня — Часовая башня, самое высокое здание детинца, построенная в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима. С верхней площадки башни вели наблюдение за дорогами, за часто возникающими пожарами.

Еще совсем недавно на башне отбивались удары колокола каждые час и полчаса. Со стороны башня кажется немного наклонной.

Под Часозвоней имеется полукруглая низкая арка, через которую я попадаю в северо-западную часть Детинца,

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

откуда увидела обратную сторону сооружений.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Вокруг тишина, рабочий день закончился, служащие покинули территорию, туристов единицы и можно спокойно, не спеша обследовать Кремль и дальше.

Внимание привлекло заметное старинное здание, расположенное слева от выхода из арки: резное деревянное крыльцо, монастырского вида окошки.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Больше похожее на сказочный теремок, оно было возведено в 1670-м году на фундаменте, сохранившемся от комплекса прошлой постройки 15 века, называемом Архиепископским дворцом. В начале 18 века здание было перестроено и в 1706 году два греческих монаха — ученых, братья Иоанникий и Софроний Лихуды, открыли в нем славяно — греческую школу.

Братья Лихуды были основателями Московской славяно-греко-латинской академии, а их школа в Новгородском Кремле- одно из первых высших учебных заведений России.

В названном в честь братьев здании — «Лихудов корпус» в настоящее время размещен Музей письменности.

Экспозиция «Музей письменности» рассказывает об истории письменности и книжности в Великом Новгороде - крупнейшем центре летописания, образования и грамотности Древней Руси. Вклад Новгорода в древнерусскую письменность уникален. Треть древнейших славянских и древнерусских книг происходит из Новгородской земли. Комплекс новгородских берестяных грамот не имеет аналогов не только в русской, но и в мировой культуре.

Из построенных в 15 веке двенадцати башен Детинца до наших дней сохранилось девять.

Лихудов корпус вплотную примыкает к круглой в плане Митрополичьей башне, которая до 17 века так просто и называлась — Круглая. Но что-то я ее нормально не сфотографировала.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

А вот отсюда видны Часовая и Митрополичья башни.

Справа к Часовой башни примыкает Иоанновский корпус, бывший Корпус Викариев. Первое здание на этом месте было построено в середине 15 века. В середине 19 века нижний этаж используется под братские кельи, на верхнем размещались викарии, епископы, монахи. В 1886–88 годах по распоряжению митрополита Исидора устаревшее здание полностью разобрали, а на его месте построили новое в стиле эклектики, также предназначенное для викариев.

По центру фото Иоанновский корпус, слева Владычная (Грановитая) палата.

С 1951 года здание занято областной библиотекой, а с 1971 года детской музыкальной школой.

А вот наконец и главное здание Владычного двора, уникальный памятник архитектуры, одно из интереснейших зданий большого средневекового комплекса- Владычная (Грановитая) палата, возведенное в стиле западноевропейской готики.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Строительство велось по велению архиепископа Евфимия в 1430–1440-е годы при участии немецких мастеров.

В настоящее время в Грановитой палате работают экспозиция «Ювелирное искусство VI — XVII веков в собрании Новгородского музея» и выставка «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского кремля».

А теперь, насмотревшись на комплекс сооружений, тесно прижатых друг к другу, разворачиваюсь и направляюсь к такой же, как и Метрополичья, круглой Федоровской башне.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Больше аналогичных башен в Кремлевской стене нет.

У основания стены и башни видимо уже давно ведутся интенсивные археологические исследования.

Федоровская башня в 15 веке была пристроена к надвратной церкви Федора, построенной на этом месте в 1233-м году, отсюда и получила свое название. Изначально башня была проезжая, возможно это было необходимо для нужд Владычного двора, в последующее время проезд был закрыт.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Напротив Федоровской башни, в медовых мазках от ускользающего солнышка, расположен Никитский корпус — «Г»-образное, сложное и длинное строение, напичканное разноплановыми службами. Название крепко зацепилось от келий епископа Никиты, расположенных в этом месте в 11–12 веках.

Следующее, отдельно стоящее здание — бывшее Духовное училище (изначально славяно-греко-латинская школа), основанное в 1706 году уже знакомыми нам учеными греками, братьями Лихудами. В настоящее время это Колледж искусств и я слышала звуки музыки, доносившиеся из открытых окон.

С 1925 года здание было занято губернскими, а затем окружными советскими учреждениями. В послевоенные годы здесь находился горком ВКП. В 1959 году здание духовного училища капитально отремонтировано и приспособлено под музыкальное училище.

Рядом с колледжем находится Звонница Софийского собора, само название подразумевает колокольный звон и теперь я поняла откуда слышала его, когда стояла во Владычном дворе и любовалась собором. За пару минут до колокольных переливов из храма вышли служители, а как только начался звон, они стояли и крестились. В тот момент я недоумевала, сейчас мне все стало ясно. Чтобы вам было понятно — Звонница находится позади центрального входа в собор.

Вид с Торговой стороны, с берега Волхова, слева - направо: Часовая башня, на переднем плане - Звонница, а за нею видны купола Софийского собора.

Современный облик Звонницы возник в 16–18 веках в результате реконструкций первоначальной постройки «колокольницы», заложенной архиепископом Евфимием II в. 1455 году.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

До наших дней в целости и сохранности дошли 12 соборных колоколов. Вместе с колоколами из других новгородских храмов и монастырей они представлены в экспозиции «Древние колокола Великого Новгорода», расположенной внутри звонницы, а также на специальных конструкциях, расположенной перед ней. Размеры колоколов впечатлили, огромные они кажутся совершенно неподъемными!

Далее я пересекла дорогу, разделяющую Кремль на две части и направилась исследовать вторую его половину.

В 1786 году по заказу новгородского митрополита Гавриила по проекту архитектора Василия Семеновича Поливанова были построены три дома для священнослужителей Софийского собора.

Расположенные позади здания Присутственных мест в народе они почему-то получили название: Судейский городок.

С сентября 2000 года в домах и на близлежащих территориях расположился детский городок — Детский Музейный Центр.

Передвигаясь по аллее, я все время смотрела в сторону центра, было интересно наблюдать за суетой, царившей на полянках. Одни дети рисовали, другие что-то мастерили, третьи устроили фотосессию около каких-то деревянных сооружений.

Рядом с Музейным центром предусмотрена небольшая огороженная площадка, где должна располагаться экспозиция традиционного на Руси занятия — «Соколиная охота».

Недалеко от Детского центра на зеленой лужайки обособлено от каких-либо сооружений находится миниатюрная церквушка Андрея Стратилата, всем своим видом показывая недосказанность сюжета. Так и есть: в 1167–1173 годах на этом самом месте по заказу боярина Сотко Ситинича был построен величественный каменный храм Бориса и Глеба. В начале 15 века храм сильно пострадал от пожара, в 1441 году на его основании строится новый Борисоглебский храм.

В 17 веке собор подвергся разрушениям шведских завоевателей, в 1682-м году он обрушился и был разобран до основания. От когда-то величественного храма остался и уцелел один лишь предел Андрея Стратилата. Он был немного расширен и обращен в самостоятельную церковь.

А теперь проведем инвентаризацию остальных башен, две из которых я вам уже показала. Для полного восприятия приведу фото с двух прогулок: внутри Детинца и за пределами крепостных стен, хотя гуляя, я настолько наслаждалась созерцанием, что иногда забывала фотографировать.

Башни слева - направо: Покровская башня, Кокуй-башня с куполом, Княжая башня.

Итак, непроезжая 20-метровая Дворцовая башня,(на нижнем фото она правее)квадратная в плане, увенчанная 9-метровым шатром. Была построена в период обновления Детинца в 1484–1499 годах, но на фундаменте ранней постройки. В 17 веке она подверглась реставрации, после которой ее зачем-то побелили. В 19 веке башню использовали как архив, в 60-х годах прошлого века ей вернули первоначальный вид.

По земляному валу к основанию башни по уже протоптанной дорожке карабкались отдыхающие: расположившись в окружении одуванчиков они стремились получить первую порцию теплого весеннего солнышка.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

Но мне не до отдыха, надо топать далее, согласно планам и регламенту.

Следующая башня — Спасская, построенная в 1297 году и в те времена вплотную примыкающая к церкви Спаса Преображения, отсюда и название. 19-метровая Спасская башня проездная, в 15 веке, как и остальные башни Кремля, была перестроена, проезжая часть была засыпана в 18 веке.

Верхняя часть башни служила боевым целям, венчает ее 15-метровый шатер с дозорной вышкой. Наружная часть башни существенно выступает из общей плоскости кремлевских стен, внутренняя же сливается в одну линию. Спасская башня изображена на 5 -рублевой Российской банкноте.

Следующая четырехугольная непроезжая Княжая башня заново сооружена в 1484–1499 годах, в период перестройки и обновления Детинца. Высота башни 18,5 метров, толщина стен внизу — два метра, венчает башню 10-метровый шатер. В 1784-й год башню приспособили под архив казенной палаты. Княжая башня была также изображена на 5 — рублевой Российской банкноте.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

В 1692-м году на территории Новгородского Кремля произошел пожар и после него в этой, южной части Детинца, под руководством московского мастера Семена Ефимова, было начато строительство Воеводского двора. Можно представить, что я как раз и прохаживаюсь по обширной городской усадьбе, саду, любуюсь красивыми каменными Большими палатами.

Подошла к самой необычной, самой высокой и красивой башне Новгородского Кремля — Кокуй-башне с куполом.

Что же за слово это такое — Кокуй? Все довольно прозаично — кукуй, каланча.

Башня Кокуй сторожевая, на 38 метов возвышается она над городом. Но не всегда она была такой, до 17 века это была обычная башня, называемая «роскат», это значит, что ее верхняя часть была предназначена для боевых орудий. Башня не выпячивалась — ее высота была вровень с крепостными стенами. Но именно в момент обустройства Воеводского двора она и была перестроена в главную башню Воеводского двора, ее нижняя часть — сохранившееся напоминание о далеком прошлом.

На воеводство в Новгород царь Петр I сам назначал своих доверенных людей. В 1698 году на это место был назначен родной брат царицы Марфы — Петр Матвеевич Апраксин, через год его сменил боярин, князь Иван Юрьевич Трубецкой. Но не долго существовал Воеводский двор — с 1708 года царь проводит несколько реформ, в результате которых двор потерял свое значение.

Необычная, отличающаяся от остальных башен Кремля Покровская башня, после ремонта в 1660-е годы также была включена в комплекс Воеводского двора.

Вплотную к башне пристроена надвратная церковь Покрова, отсюда и название башни. Необычно расположение башни по отношению к кремлевской стене — она находится полностью за стеной, вернее даже примыкает к ее внешней стороне. Отличает башню от других аналогичных строений наличие многочисленных амбразур, бойниц, системой внутренних переходов — это свидетельствует о ее военной функции и возможности обороны с помощью боевого оружия. В конце 17 века башня была вновь перестроена.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

В начале 19 века в башне была устроена женская тюрьма, а примыкающая к ней вплотную церковь становится тюремным храмом. В это же время устроен и переход их башни в церковь.

В конце 19 века и тюрьма и Покровская церковь плавно перепрофилированы в богадельню для престарелых обоих полов, а к началу революции и по 1920-й год в них находились лишь «призреваемые престарелые женщины».

Последняя башня Кремля, пятиярусная башня с красивым названием- Златоустовская. В 16 веке перестроенная и реставрированная она также, как и ее соседка, была превращена в тюрьму, получив при этом названия Чертова башня или просто — Тюремная. Но с 17 века ее стали называть по названию церкви Иоанна Златоуста, выстроенной недалеко еще в 14 веке- Златоустовская.

Изучаем Новгородский Кремль (Детинец)

В 1880 году башня и примыкающие к ней пристройки были перестроены и расширены для размещения в них Новгородского музея Древностей, основанного еще в 1863 году. Рядом, в пристройке слева, находится и Дирекция музея. Получилось очень красивое здание, я залюбовалась.

Сразу за Златоустовской башней у стен Кремля расположен мемориал «Вечный огонь славы».

Раньше здесь располагались два захоронения, которые в 1965-м году были объединены, было установлено общее надгробие и создана специальная площадка, в центре которой горит «Вечный огонь». Специально для торжественной церемонии открытия мемориала был привезен факел, зажженный от «Вечного огня» на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.

Вот и все, круг замкнулся и через Воскресенскую арку я вышла туда, откуда и начала свое знакомство с Новгородским Кремлем.

Построенные на валу крепостные стены Кремля, протяженностью 1487 метров, имеют высоту от 8 до 15 метров, толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 метров. В прошлом веке во многих местах стены рушились, в настоящее время часть кремлевских стен находится на ремонте, поэтому и сверху по ним нельзя прогуляться, о чем я очень сожалела.