Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:27

Великий Новгород — Россия Май 2021

Как подступиться к рассказу о своем двухдневном путешествии в город с таким названием — Великий? Дело, конечно, не столько в названии, как в осознании реального возраста Новгорода, в его более чем тысячелетней истории и событиях, пройдя через череду которых, разрушенный, сожженный, коленопреклоненный и завоеванный, он не сломился, а выстоял. Сложно писать о таком городе, даже страшно, но я мысленно воспроизвожу в памяти те незабываемые часы, что бродила по историческим местам, вновь испытываю трепет и волной накатывает преклонение перед возрастом многих сооружений, а перед глазами бесконечной чередой величаво проплывают живые картины, одна красивее другой.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

В этом древнерусском городе я впервые увидела настоящее, оборонительное укрепление, построенное на валу, обнесенное толстой защитной стеной из красного кирпича, с выкопанным по всему периметру глубоким рвом. А название ему — Новгородский Кремль, детинец, т. е. центральная и наиболее древняя часть древнерусского Новгорода.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Именно Великий Новгород подарил мне встречу с самобытным новгородским стилем древних каменных храмов, первым из которых на Руси был великолепный Софийский Собор, возведенный еще Владимиром, по задумке своего отца — Ярослава Мудрого в 1045 — 1050 году и дошедший до наших дней практически в первозданном виде!

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

С самой древности Новгород разрастался по обе стороны реки Волхов, своими водами соединяющей озера Ильмень и Ладожское: на левом берегу вокруг Софийского собора и детинца Софийская сторона,

на правом — Торговая.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Но не с Софийского Собора начинался Новгород. Люди в этих местах появились еще в каменном веке, а приблизительной датой основания укрепленного поселения (Нового города), прописанной в Никоновской летописи, принято считать 859 год. Т. е., когда в 862 году здесь появился правитель Северо-Западной Руси, новгородский князь, родоначальник царской династии Рюрик, поселение уже существовало.

Но летописи летописями, хотя именно в них фиксировалась история, а первым исторически подтвержденным и достоверным правителем в городе с 879 по 912 годы был Вещий Олег.

А древнейший русский Новгород меж тем разрастался, чтобы впоследствии оставить свой неизгладимый след в истории не только русской, но и мировой. Застройка велась в основном из дерева, но особо значимые, культовые сооружения сразу возводились из камня на многие века, как оказалось — на тысячелетие!

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

На рубеже конца 11 и начала 12 веков Новгород уже был центром земли Новгородской, которая включала в себя огромную северную территорию от Балтийского моря до Уральских гор.

Жители на новгородской земле в то время были, если говорить по-современному — продвинутые и давно уже недовольные правлением своего князя Всеволода Мстиславовича. В 1136 году они созвали совет — вече, происходивший, как и впредь все важные события — на площади у Софийского собора. При огромном стечении народа произошло неслыханное для феодальной Руси — революция, восстание, практически госпереворот! Полномочия князя были сильно ограничены, его со всей семьей арестовали и сначала семь недель содержали под стражей, а затем и вообще изгнали из города.

Софийский собор.

После этих событий Новгород стал первой вольной вечевой республикой! В городе, не испытавшим на себе чудовищный деспотизм княжеской власти, так характерный для древней Руси, сформировались благоприятные условия для создания демократических форм управления. Вече превратилось в верховный орган власти Новгорода, который разруливал не только насущные городские дела, но и государственные вопросы. На общем собрании новгородцев соответственно были установлены и новые порядки: появились выборные посадники, выбиравшиеся из представителей знатных семей бояр. С судьбой отстраненных от правления князей поступили следующим образом: они не имели никакого права вмешиваться в дела Республики и селиться внутри Новгородского Кремля- детинца, а впредь обязаны селиться в Городище.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Но для защиты земель от внешних врагов, которые никуда не делись, а так и норовили отобрать у русичей лакомые кусочки, князей привлекали в качестве военачальников, заключив с ними договорные обязательства.

Каково, а? И это 12 век, невероятно! Причем на вече — собраниях могли принимать участие все слои новгородцев, не только бояре, но и зажиточные слои населения, обычные горожане, а иногда даже и смерды.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

В последующие века новгородцы только и знали, что отбивали захватнические атаки: в 12 — 13 века шведской армии, причем регулярно, немецких крестоносцев, Владимиро — Суздальских князей. Татаро-монгольские войска хана Батыя до новгородских земель не добрались, но откупаться данью от орды все же пришлось.

Но помимо войн Великий Новгород на протяжении нескольких веков был культурным, торговым и политическим центром Русского Севера. Он установил торговые связи не только со многими русскими регионами, но и с западными купцами, а в 14–15 веках был партнером Гензейского союза, не вступая в его ряды.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Во второй половине 15 века на Новгород трижды нападало Московское княжество. Потерпев полное поражение в 1478 году, Новгородская республика перестала существовать, а все ее земли отошли Москве.

16 век принес новые несчастья: в 1508 году неурожай и, как следствие, — голодомор, а потом еще и страшный пожар добавил горя. Едва город начал оживать, заново застраиваться и входить в нормальное русло, как новая беда — сфабрикованный навет и чудовищный погром зимой 1569–70 годов. Опричники, возглавляемые царем Иваном Грозным, шесть недель издевались над новгородцами, применяя к ним самые изощренные пытки и убийства. Город грабили, а имущество купцов, монастырей и церквей конфисковали.

Софийский собор.

В Смутное время в 1611 году Новгород был оккупирован шведами. Возвращенный Руси в 1617 году по Столбовскому миру он представлял собой плачевное и печальное зрелище — почти полностью сожжен, а из всего населения новгородцев уцелело лишь 1,5 тысячи жителей.

С процветанием Москвы, затем с появлением Санкт-Петербурга Новгород утратил свое торговое значение и постепенно растерял свое могущество. Он превратился в обычный провинциальный городок и лишь огромное количество памятников архитектуры по сей день напоминают о его былом величии. В 1727 году Новгород стал центром Новгородской губернии.

В последний год 20 столетия Новгород официально переименован в Великий Новгород.

Памятник  Тысячелетие России был торжественно открыт в 1862 году в присутствии Александра II. На нем можно увидеть основные вехи истории государства Российского.
Памятник Тысячелетие России был торжественно открыт в 1862 году в присутствии Александра II. На нем можно увидеть основные вехи истории государства Российского.

Несмотря на войны, оккупацию, пожары и благодаря усилиям реставраторов, прошедшая через века и чудом сохранившаяся древняя храмовая архитектура Новгорода и его окрестностей внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2015 году Великий Новгород включен в только что созданный проект Серебряное кольцо России, маршрут которого проходит по древним русским регионам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры Северо — Запада России.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Итак, Великий Новгород! Каким образом он вплелся в нитку моего майского путешествия? Я рассуждала как обычно: если уж лечу далеко, то и надо выжимать из представленной возможности по максимуму. Дни поездки складывались из выходных, праздничных, а остальные добрала отпускными — отдыхать 10 дней подряд, как распорядился царь президент, нашей организации исключительно из вредности не позволили.

Дни с 1 по 11 мая я уделила Санкт-Петербургу и общению с моими девочками, а 12 рано утром с Московского вокзала отправилась в свое турне по нескольким городам по пути в Москву, откуда и улетела домой. Неплохо придумала, не так ли? Неделя, проведенная в темпе и быстрой смене декораций, все как я люблю -сильно умотала и, после осенних, холодных, дождливых дней, проведенных в Северной столице, к неожиданно наступившей изнуряющей жаре я была не готова.

Первым городом, которому я уделила почти двое суток своего внимания и был Великий Новгород.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

А чем можно занять себя в трехчасовой поездке в поезде? Чем угодно, выбор за вами, я же решила почистить почти полностью забитую карту памяти своей камеры — запасная благополучно была забыта дома. Через полчаса монотонных клацаний на кнопочку «удалить текущий снимок», я нажимаю на «удалить все фото»!))

— Аааа, без паники, дело уже сделано, спокойно продумывай следующий ход?

И начинаю мониторить в поисковике ближайшие к вокзалу и отелю магазины техники. Понимание и осознание того, что на карту с удаленными снимками я больше не должна делать ни одного снимка, меня даже приподняло в своих глазах!

Заселившись в отель «Волхов», вызываю такси и через пять минут уже вхожу в магазин DNS на улице Псковская, 28. Вдруг кому-то пригодится адрес.

Еще через пару-тройку минут я — счастливая обладательница новой карты памяти, вызываю другое такси. Об удаленных снимках стараюсь в тот момент даже не вспоминать, об этом я подумаю потом, дома.

Свое знакомство с древними памятниками Новгорода я решаю начать с Музея деревянного зодчества Витославлицы,

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

устроенного в 1964-м году на месте старинного села с таким же названием. Музей под открытым небом находится в 10 километрах от центра Новгорода в невероятно живописной исторической местности, омываемой озером Мячино.

Со всей Новгородской области сюда свозятся сохранившиеся деревянные сельские избы, часовни, церкви и другие постройки — памятники и тогда за работу приступают реставраторы, чтобы своим скрупулезным трудом буквально спасти уникальные сооружения. В настоящее время в музее насчитывается 22 сооружения, многие из них находятся на реставрации.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Территория большая и гулять среди возрожденного деревянного зодчества, яркой весенней зелени невероятно приятно и интересно.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Рядом с музеем Витославлицы, в деревне Юрьево на Юрьевском шоссе 10, на берегу реки Волхов, там, где она выходит из озера Ильмень, расположен самый крупный новгородский мужской Свято — Юрьев монастырь.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Заложен он был в 1030 году Ярославом Мудрым, имя которого при крещении — Георгий, а основанная обитель была первой на Руси в честь святого Георгия (Юрия). Белоснежные беленые храмы и другие постройки, контрастирующие желтые шарики одуванчиков на фоне зеленого газона, голубое небо и безжалостное солнце — я двигалась медленно, скорее даже осторожно, впитывая в себя время, растянувшееся на тысячелетие! Я шла к нему, к одному из самых удивительных творений древнерусской архитектуры -великолепному и величественному Георгиевскому собору.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Уступая размерами лишь собору в честь святой Софии Новгородской, он отразил в себе представления древних зодчих о гармонии и красоте.

Поднимаясь на небольшой пригорок, где в отдалении от других строений расположен Геогиевский собор, я настраивалась на общение с вечностью и вдруг, опуская голову от куполов вижу совершенно обыденную картину, быстренько сбросившую меня на землю. У входа в храм стоит небольшая тележка, нагруженная какими-то строительными материалами. Из двери выходит монах, дверь резко захлопывается, а он, нагрузившись коробками, ногой пытается подцепить дверь и открыть ее. Мгновение наблюдаю за его бесцельными попытками и вдруг срываюсь с места:

— Подождите, я сейчас вам помогу!

В этот момент дверь поддалась и открылась, а монах, смутившись ответил:

-Я привыкший.

Покружив еще между строениями, с территории монастыря я вышла в другие ворота, распахнутые навстречу водам реки Волхов и остолбенела, увидев пляж, а метрах в 15 — 20 от ворот на покрывале сидела девушка в купальнике и болтала по телефону.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Такое соседство было выше моего понимания в тот момент, а значит пора возвращаться в город, к людям! Но уже дома, изучая детали увидела, что по мнению устроителей это вполне благоразумное соседство и оно даже обозначено на карте: «Юрьев пляж».

От жд вокзала Великого Новгорода до Юрьево ходит автобус № 7, движение по Юрьевскому шоссе одностороннее, поэтому логичнее доехать до монастыря, посмотреть его, затем дойти одну остановку пешком до музея деревянного зодчества Витославлицы и уже после осмотра возвращаться в город. Автобус ходит не очень часто, поэтому лучше заранее озадачиться расписанием его движения.

В городе я вышла недалеко от Новгородского Кремля и отправилась на разведку — мне не терпелось попасть внутрь крепостных стен детинца, многие века исполнявшего важнейшую оборонительную и защитную функцию.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Площадь величайшего архитектурно — религиозного комплекса Новгородского Кремля огромна — 12 гектаров, длина стен почти 1,5 километра, и чтобы обойти всю территорию, пройти по стене, посетить музеи необходимо много времени, но в один день уложиться можно. Поэтому этой предзакатной порой я просто гуляю, наслаждаясь уникальным местом древней Руси,

буквально пронизанным историей и любуюсь теплыми вечерними красками, бережно, огромными мазками покрывающее все, что попадалось под ласковые лучи.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

По центральной аллее, разделяющей детинец на две, примерно одинаковые части, из Торговой стороны спешат люди на Софийскую, улицы которой от детинца разбегаются лучами и наоборот: из Софийской стороны на Торговую- конец рабочего дня. Двери музеев Кремля запираются на ночь, спешат по домам служащие и лишь редкие туристы прогуливаются по опустевшим улочкам древнего города, да юные художники, рассевшись стайками на лужайках, стараются как можно точнее запечатлеть многовековую архитектуру.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Обошла по кругу всю территорию Новгородского Кремля, силы были на исходе, энергия иссякла, и я, через край наполненная эмоциями этого дня, медленно побрела в отель, чтобы с утра, с новыми силами отправиться на исследование второй исторической части города — Торговой стороны.

Историческим центром Торговой стороны издревле является Ярославово дворище, название которого происходит от находившегося там княжеского дворца, воздвигнутого Ярославом мудрым в 11 веке. Еще в древнее Средневековье перед новгородцами был актуален вопрос передвижения с одной стороны на другую, через практически не замерзающую зимой, реку Волхов.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Значит нужен мост, настоящий, постоянный, а не какой-то там наплывной или хуже того — перевоз на паромах или лодчонках.

И в начале 12 века новгородские умельцы такой мост построили, который сразу же получил и имя: «Великий».

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Уникальная для того времени конструкция позволила разместить на мосту торговые лавки (вспомнила Флоренцию и ее Понте — Веккьо). В годы Новгородской республики мост стал ареной драк между сторонами, а еще с него сбрасывали преступников.

Несколько раз перестраиваемый Великий мост Новгорода простоял до 1944 года, когда во время отступления был взорван немецкими захватчиками.

Лишь в 1985 году началось строительство нового пешеходного трехпролетного балочного Великого моста. Аналогичные изогнутые очертания моста сохранились на шведской гравюре 18 века. С 1987 года мост принял своих первых пешеходов.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Стоя посередине моста, я с наслаждением вдыхала утренний свежий воздух, любовалась кирпичными стенами Кремля, его башнями, широким Волховом, на котором проходили соревнования байдарочников.

На Торговой стороне очень красиво смотрелся ансамбль аркады Гостиного двора и куполов храмов на Ярославовом дворище.

Прогулявшись по набережной,

Ярославово дворище решила оставить на закуску, на сладкое — как угодно, одним словом напоследок и направилась к первому, заинтересовавшему меня объекту на улице Большая Московская, 4. Две церкви, на уровне второго этажа соединенные между собой словно Сиамские близнецы галереей, сразу и не поймешь, что это не одно строение. Церковь Михаила Архангела на Торгу

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

построена в 1300 году, в 1454 заново перестроена, а в 19 веке подверглась масштабной реставрации, после которой сохранились лишь фундаменты и некоторые детали фасадов. Церковь Благовещения изначально была возведена в 1362 году, затем периодически она перестраивалась. С западной стороны к ней примыкает трапезная, кухня и кладовые.

В конце 17 века над галереей возвели шатровую колокольню.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Далее по купеческой улице Никольской я прошла до церковного сооружения, расположенного среди жилых домов по улице Никольская № 34 — храма святого апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца, единственного в Великом Новгороде «сдвоенного» сооружения, находящегося под одной крышей.

Изначально это были две самостоятельные церкви, построенные на одном фундаменте: первая церковь во имя святого апостола Филиппа, впервые упоминается в 1194 году, вторая — во имя святителя Николая Чудотворца в 1383 году. В 1608 году два прихода объединяются, в 18 веке возводится колокольня. Осмотрев храм и его облагороженную, засаженную цветами и совсем маленькую территорию по улице Знаменской иду к следующему объекту, достойному внимания любого, не равнодушного к древним строениям туриста. В Знаменском переулке под № 26 находится большая территория, занимаемая типичным памятником русского зодчества 17 века великолепным православным Знаменским собором.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Собор, с отдельно стоящей шатровой колокольней,

в 1688 году специально сооружен для одной единственной иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» в 1170 году защитившей Новгород от напавших на него суздальцев. Икона с тех давних лет почитается новгородцами как святыня и в настоящее время находится в Софийском соборе. Внутри собор от пола до потолка расписан фресками и сейчас в нем находится музей, вход платный.

С территории собора выхожу через Царские врата, построенные в 19 веке

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

и вижу на зеленой лужайке, стоящую в отдалении от близлежащих строений, белоснежную церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Построенная в 1374 году она представляет собой наиболее выдающийся памятник новгородского зодчества.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Направившись в сторону Ярославова дворища по исторической Ильиной улице, была разочарована затеянным на ней масштабный ремонтом: кучи техники и гравия, все перекопано, шум, пыль, поэтому красивые исторические особняки остались не запечатленными.

На Ярославовом дворище Торговой стороны в некоторых храмах тоже велись ремонтные работы и это правильно -многовековое историческое достояние древней Руси следует сохранять для потомков. Удивительное дворище — в одном месте на небольшой территории собраны несколько храмов, построенных в разные промежутки времени. Вот две из них:

церковь Успения на Торгу заложена князем Всеволодом в 1135 году;

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

церковь Параскевы Пятницы на Торгу возведена купцами в 1156 году.

Практически все храмы, которые мы видим в настоящее время, возведены на местах построенных ранее деревянных церквей, которые постигла одинаковая судьба — их не щадили пожары. А вот самому древнему собору — Николо — Дворищенскому повезло,

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

он был заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем сразу каменным и стал первым собором такого рода на Торговой стороне.

Я еще какое-то время погуляла по Торгу и по близлежащим улочкам, посидела на лавочке в тени деревьев в сквере и вновь отправилась на Софийскую сторону — мне предстояло обойти Новгородский Кремль с наружной стороны.

Господин Великий Новгород, Новгород — Великий

Сил хватило ровно на половину пути, но я была довольна и этим своим достижением! Мысли, насытившись увиденным, удовлетворенные уже предательски убегали в следующую часть моего путешествия.

Прикладываю приблизительную карту моего маршрута, конечно не включая загородной поездки в музей деревянного зодчества Витославлицы и в Свято-Юрьевский монастырь и моих детальных хождений. Километраж указан условно.