Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:59

Великий Новгород — Россия Май 2021

Согласно древним преданиям православный русский князь Ярослав Мудрый в 1030- м году, после победы над чудью основал город Юрьев (сегодня это город Тарту в Эстонии) и построил два монастыря: в Киеве и Новгороде. Для закладки Новгородского монастыря место было выбрано недалеко от Новгорода, по пути следования к загородной резиденции князя, расположенной на озере Ильмень в селе Ракомо.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Стены изначально деревянного монастыря поднялись в живописном месте, на берегу реки Волхов у самого ее истока, близ озера Ильмень.

Князь Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий, глубоко чтил своего небесного покровителя. С первых лет христианизации Руси и на всем протяжении ее истории святой Георгий был бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.

Поэтому не удивительно, что один из древнейших монастырей России, созданный Ярославом Мудрым, был назван в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца и Чудотворца.

Это фото Свято-Юрьева монастыря сделано с Великого моста, соединяющего Софийскую и Торговые стороны Великого Новгорода. Сильно приближено.
Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Имя Георгий в русском языке имело диалектную форму «Юрий», широко распространенную в древнем языке, отсюда пошло и название первого на Руси монастыря Русской православной церкви — Свято-Юрьев мужской монастырь.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Свято — Юрьевская обитель поднялась на другом берегу Волхова почти напротив Рюрикова городища, хоть и расположенного на новгородской земле, но имеющего обособленный статус и не являющегося территорией Господина Великого Новгорода.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Обитель на протяжении многих веков почиталась первой по значению среди других новгородских монастырей, ее положение в Новгородской епархии было исключительным — Юрьевский монастырь именовался даже Юрьевской Лаврой. Игумены монастыря носили титул архимандритов, которые на севере Руси считались вторым духовным лицом после Новгородского архиепископа.

Свято-Юрьев мужской монастырь был самым крупным из новгородских монастырей, он владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Обширные земли монастыря располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онежского озера, от реки Шелонь до Сестринского стана в Волоколамском уезде недалеко от Москвы. Монахи Свято-Юрьева монастыря имели свой житный двор в Новгородском кремле, а на Торговой стороне на Торгу у них были свои лавки.

В 1119 году по распоряжению русского военачальника, князя Мстислава Великого, правившего в Киеве, его сыном Всеволодом Мстиславовичем на территории монастыря был заложен каменный храм. Вся ответственность за строительство храма была возложена на игумена обители — Кириака и выдающего мастера-строителя Петра, отмеченного в летописях.

Вот скажите, как возможно в те невероятно далекие времена построить это колоссальное, мощное, одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Откуда у первого русского зодчего средневековой России возник образ этого совершенно потрясающего храма, соединившего в себе не только византийские и киевские традиции, но свои индивидуальные.

Храм строился 11 лет и в 1130-м году он был освещен во имя Святого Георгия Победоносца.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Новый, огромный каменный, главный собор монастыря, словно высеченный из одного цельного белоснежного камня, увенчанный тремя серебристыми куполами, был тогда и остается сейчас удивительно гармоничным.

По своим размерам уступающий лишь Софийскому собору в Новгородской Кремле, величественный Георгиевский собор по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Всем своим торжественным видом и расположением он словно возносится над окружающими его зданиями и сооружениями, над рекой, полями и лесами, над суетой и обыденностью.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Значение Георгиевского храма было велико: именно в нем велась княжеская летопись, а с конца 12 века храм стал служить усыпальницей не только настоятелей обители, но и новгородских князей и посадников. Например здесь похоронены мать и брат Александра Невского и многие другие.

Высота храма — 32 метра, длина -26, ширина -24 метра и настало время посмотреть его внутреннее содержание. Приложив максимум усилий, я потянула на себя массивную дверь и очень медленно отворила ее.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Не спеша, вошла в храм и замерла: после палящей жары мое разгоряченное тело мгновенно обволокло холодом. Я дунула, дабы проверить температуру — от моего лица отделилось облако пара! Однако!

Несмотря на высоту стен 20 метров, внутри храм показался мне не только величественным, но и даже фундаментальным. И если снаружи храм был обновленный, белоснежный, радостный, не обнаруживающий своего преклонного возраста, то внутри он выглядел глубоким, древним, но невероятно благородным седовласым старцем.

Внутреннее устройство храма отражает его назначение, как главного собора монастыря и княжеского храма.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Все стены храма были расписаны фресками еще в 12 веке, но пройдя через череду веков мало что сохранилось до наших дней. В начале прошлого века фресковую живопись практически переписали заново, в итоге древние росписи сохранились лишь в лестничной башне и на откосах оконных проемов. Сейчас стены Георгиевского храма выглядят не так уж и плохо, возможно это результат недавних реставраций.

Но все равно я стояла у входа, подавленная и растерянная, внутренние интерьеры некогда великолепного и величественного Георгиевского собора навевали гнетущее состояние. Слева, от церковной лавки, раздавался не громкий говор, отзывающийся эхом и улетающий под купол, совершенно не вписывающийся в окружающую обстановку. Это тихо разговаривали монах, о котором я писала в рассказе и продавщица храмовой атрибутики. Не то чтобы они мне мешали, но все же нарушали уединение.

Почти все полы в храме в руинированном состоянии и это затормозило мой шаг, возможно из-за их состояния мне было так не уютно?

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

В 1611–17 годах монастырь подвергся разорению шведских воинов и в эти же годы он обрек мощи Святого князя Федора Ярославовича, брата Александра Невского.

В 1764-м году согласно Указа императрицы Екатерины II в. Российской Империи проводится реформа по упразднению части монастырей и изъятие церковных земель. Потеряв значительную часть своих земель, во владении Свято-Юрьева монастыря остались обширные угодья, тысячи крестьян, рыбные промыслы, ремесленные мастерские и 15 мелких монастырей, к нему приписанных.

Новое задание: что это за сооружение? Может быть купель?

Возрождение и новый расцвет Свято-Юрьева монастыря начались в 1822 году с назначения в обитель архимандрита Фотия. Территория монастыря в тот момент представляла печальную, удручающую картину, все постройки, особенно деревянные, сильно обветшали. Случившийся через полгода в монастыре пожар довершил начатое временем.

Но в дело вмешалась духовная дочь архимандрита Фотия — графиня Анна Алексеевна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова — Чесменского, единственная наследница его огромного состояния. Я уже немного коснулась ее судьбы, рассказывая вам о музее деревянного зодчества в Витославлицах.

Оставившая городскую светскую жизнь и глубоко верующая, она перебралась жить в монастырь и оказала неоценимую помощь в восстановлении монастыря. На средства графини за очень кроткий срок были восстановлены древние храмы и построены новые сооружения:

Западный братский корпус с церковью Всех Святых,

Спасский собор — храм Рождества Христова,

восточный Орловский корпус с кельями для братии,

северный корпус с Крестовоздвиженским храмом

церковь князей Феодора и Александра Невского, больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — находится в глубине сада и проход туда закрыт.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Именно в тот период с небывалой роскошью был украшен главный храм Свято-Юрьевского монастыря — величественный Георгиевский собор.

По всему периметру монастыря была построена каменная стена,

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

разбиты два фруктовых сада, множество цветников.

Также были проложены новые дороги: одна из Юрьево в Новгород с тремя мостами, вторая в Орловскую мызу к особняку графини Орловой.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Вдоль этой дороги были высажены ивы, которыми можно любоваться и в настоящее время.

В 1841-м году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси была построена 52-х метровая колокольня.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Она словно маяк, видна издали!

В 1831 году графиня Анна Алексеевна Орлова перевезла в монастырь прах своего отца и его братьев, которых погребли под папертью Георгиевского собора.

Архимандрит Фотий очень много сделал для восстановления архитектурной и живописной древнерусской традиции, для росписи храмов в монастыре он приглашал крестьян-иконописцев братьев Сапожниковых. Он также организовал в монастыре различные мастерские: слесарную, токарную и даже художественную. Фотий разработал монастырский указ, определяющий времяпрепровождение монахов.

Зимой 1838 года архимандрит Фотий скончался на руках графини, его духовной дочери. Анна Алексеевна пережила его на 10 лет, уединенно прожив эти годы в своем имении на территории деревушки Витославицы, посещая монастырь на все службы.

Это фото я сделала, стоя на берегу озера Мячино в музее Витославлицы, как раз недалеко от особняка графини Орловой. Возможно и она когда-то давно, вот так же стояла и любовалась стремящейся ввысь колокольней монастыря и думала о чем-то своем

Отпевание графини совершилось в Георгиевском соборе, а похоронили ее рядом с гробом архимандрита Фотия в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, в заранее приготовленной ею гробнице.

Пока готовила материал, много читала об этой удивительной женщине, всю себя и свои огромные средства отдавшей богу, вере. Анна Алексеевна жертвовала свои богатства не только Свято-Юрьеву монастырю, а многим другим. При жизни она потратила на различные храмы и монастыри около 25 миллионов рублей. Согласно завещанию, большая часть средств также отписывалась ею монастырям и храмам.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

В 20–30 е годы прошлого столетия монастырь был сначала разграблен, затем все его храмы были закрыты, братия разогнана.

Малая толика сохранившихся ценностей была перевезена в Московскую Оружейную палату, часть в Новгородский музей. Перед войной ценности были вывезены и пропали. Большинство мощей, вывезенных в Новгород погибли в время оккупации города немецкими захватчиками.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Во время войны на территории монастыря размещались немецкие и испанские части. После войны в Свято-Юрьеве монастыре размещались самые различные учреждения: почта, техникум, дом инвалидов и жили люди, оставшиеся без крова. В Георгиевском соборе был открыт музей.

В 1991 году Свято-Юрьев монастырь был возвращен церкви, а с 1995 года возобновлена обитель. Обветшалые постройки и храмы, утратившие убранство и все до одной иконы — вот что предстало перед немногочисленной братией. Но жизнь продолжается и разоренное за столько лет хозяйство Свято-Юрьева монастыря, потихоньку приводится в порядок, восстанавливаются храмы, пишутся иконы.

В настоящее время богослужения совершаются в четырех храмах монастыря:

в Георгиевском,

Крестовоздвиженском,

Спасском соборах

и церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Современный облик Великолепного Георгиевского собора максимально приближен к его оригинальному виду, а все, многочисленные пристройки, со всех сторон облепившие его за долгие восемь веков, в 1931–1935 годах были разобраны и убраны.

При монастыре есть гостиница и трапезная. Но она показалась мне слишком скромной, крошечное помещение, напомнившее буфет, да и ассортимент весьма скуден — пирожки и все! Однако с голодухи я купила парочку, кажется с яблоками и бутылочку воды, присела на лавочку и подкрепилась. Плохо, что на территории монастыря нет тени, скамейки и те стояли под палящими лучами солнца.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

В архимандритском корпусе находится новгородское Духовное училище.

Основательно изучив территорию Свято-Юрьева монастыря, все его храмы и постройки, в ворота, расположенные между Орловскими и Восточными корпусами, я вышла в реке Волхов, прямо к Юрьевскому пляжу.

По тенистой аллее, по краям которой стояли высокие деревья, я медленно пошла обходить храм по кругу, наконец-то спрятавшись от солнца.

Вблизи полюбовалась Крестовоздвиженским храмом

и повернула к реке.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Тропинка повела меня за собой, извиваясь среди огромных деревьев, она вывела на пространство: слева поле, а справа река, прикрытая кустарником. В некоторых местах кустарник был примят и там сидели рыбаки.

Я знала, что там, на другом берегу Волхова находится Рюриково городище, но не могла понять, сколько мне еще надо пройти, чтобы увидеть его и нормально сфотографировать. Найдя небольшой просвет, сделала несколько кадров.

Вообще это торгово-ремесленный и военно-административный центр Приильменья, археологический памятник 9 века, который всегда назывался просто Городище. Именно здесь были резиденции новгородских князей. Рюриковым его стали называть лишь в 19–20 веках в краеведческой литературе, так и повелось впредь.

Новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь и окрестности

Пройдя еще далее по берегу Волхова я увидела еще один интересный объект. Но сил идти далее по изнуряющей жаре уже не было и пришлось помучить камеру на предмет зума.

Эти огромные опоры для железнодорожного моста были построены в конце 19 века. Железная дорога должна была пролегать через Валдай, Великий Новгород и вести в западную часть страны. Но Первая Мировая Война помешала этому проекту и строительство было законсервировано. Но, а в советские времена об этом амбициозном проекте и напрочь забыли. Так и стоят эти железобетонные громадины, привлекая любознательных туристов.
Как добраться в монастырь на общественном транспорте я уже писала в своем рассказе.

Посещение Свято-Юрьева монастыря можно совместить с посещением Музея деревянного зодчества Витославлицы.