Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 7:27
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Поездка выходного дня в Задонск, музей прессы, на охоту в дворянскую усадьбу и к сыроварам...

Скорняково, Задонск — Россия Октябрь 2021

Гвоздем этой воскресной автобусной экскурсии должно было являться наше участие в дворянской охоте в усадьбе Скорняково. Именно на эту замануху я и клюнул, как и большинство других участников.

Выезд рано утром в 08:00.

Экскурсовод рассказывал об огромных дубах, что росли в нашем Липецке. Под этими дубами в Липецке отдыхали в выходные. Такое выражение даже было у подвыпивших рабочих — «отдохнуть под дубами». К сожалению, эти огромные дубы давно спилены.

Мы проехали улицу Катукова и памятник легендарному танку Т-34. Генерал Катуков в Липецке в 1942 г. формировал свой танковый корпус. Это был крупный военный теоретик, разработавший тактику танкового боя. Михаилу Катукову принадлежит честь первой крупной победы советских автобронетанковых войск — победы с 4 по 11 октября под Мценском над 3-й и 4-й танковыми дивизиями, входившими во вторую танковую армию, которой командовал Гудериан — пионер моторизованных способов ведения войны, родоначальник танкостроения в Германии. Гудериан отметил: «Это был первый случай, когда огромное преимущество Т-34 перед нашими танками стало очевидным… От быстрого наступления на Тулу, которое мы планировали, пришлось отказаться. Экскурсию вёл Сан Саныч, с которым мы ездили летом в Кондуки и Богородицк. Мы едем в Задонск по бывшему Воронежском тракту. Проезжаем село Ленино, бывшее Романово. Ранее здесь был заложен город «Романов — в — степи».

Предыстория Романова городища теряется в глубине веков. Возможно, до Батыева разоренья на нем располагался древнерусский город, название которого утрачено. Он мог выполнять функции сторожевой крепости, форпоста Рязанского княжества на опасном половецком порубежье. Ведь недаром городище — это остатки существовавшего прежде укрепленного поселения.

Людей во все времена привлекал высокий «романовский» берег, с коего открывается живописная панорама лесов и лугов низменного левобережья.

История Романова городища и близлежащей местности неразрывно связана с боярским родом Романовых. В конце XVI века Никита Романович Юрьев-Захарьин, владея скопинской округой, заимел земли в среднем течении р. Воронежа. Позже обширные степные владения перешли к его старшим сыновьям. О территории Донско-Воронежского междуречья в писцовой книге отмечено: «Изстари те места за бояры за Олександром и за Васильем Никитичи были угоденные села Вослебы и Скопина острошку с деревнями…" После гибели старших братьев обширные степные владения достались Ивану Никитичу Романову, сыгравшему выдающуюся роль в их освоении и заселении. Также ему от царя достались здесь дополнительные земли за пограничную службу. По всей вероятности, заселяться они стали в 1601 году. Та же писцовая книга свидетельствует: «…и от Борисова разоренья поселилися в тех своих угодьях вослебски же и скопинские крестьяне».

Местные крестьяне принадлежали дворянам Романовым. Датой возникновения укреплений на Романовом городище принято считать 1614 год. Все логично. Иван Никитич после вошествия на престол племянника Михаила почувствовал себя настолько уверенно что основал здесь город «Романов-в-степи». О знаменитой романовской глиняной игрушке я вам уже рассказывал. А мы далее следуем по бывшему татарскому шляху, который затем стал «посольской дорогой», позднее «царской дорогой».

Романовские крепостные несли повинность в виде утрамбовывания этой грунтовой дороги. По краям дороги по указанию Петра Великого высаживались деревья. Это делалось против образования снежных переметов и указания направления движения в непогоду. Ведь так легко заплутать в метель путникам и потом замерзнуть в степи. В 17-м веке в этих местах народ получал от правительства ссуду на постройку каменного дома. Это делалось чтобы закрепить здешние земли за русскими людьми. Ведь человек без дома это перекати — поле, а человек с домом врастает в землю корнями. Мы проезжаем несколько таких старинных каменных домов, что стоят у дороги. Но фото сделать их я не успел из окна автобуса.

Приехали в Задонск. Сейчас этот город называют «новым Иерусалимом черноземья».

Посмотрите на эту монастырские стены. Камень на ее востановление дала многочисленная семья Фроловых. Случай такой помнили соседи Фроловых: уже большой была семья, требовался новый дом, попросторнее. Но денег не хватало. Покупали понемногу камень, складывали во дворе. Горка эта росла, потихоньку утрачивая суффикс «к». Но однажды на Задонск буквально обрушился сильнейший ливень, упала стена на главном «проспекте» — Каменке. И Фроловы отдали все свои запасы для восстановления стены. Даже и не особенно долго советовались друг с другом. Случилось — помогли, не разбирая, что тут личное, а что общественное. Отец умер в 1941 году. Не узнал Георгий Игнатьевич о том, что началась война — умер за месяц до её начала. Скоропостижно, за один день. Одно утешало вдову: почти все их дети — десять сыновей и две дочки — уже стояли на ногах, были взрослыми людьми. И жили они в другом городе — Ленинграде.

Памятник этой простой русской женщине-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, из которых восемь отняла война, был установлен в год 60-летия Великой Победы. Мария Матвеевна прожила долгую жизнь, умерла в 96 лет.

А улица, где проживало когда-то большое семейство Фроловых, теперь называется в их честь. В этом — огромная заслуга липецкого журналиста Александра Косякина, который узнал об этой семье и первым написал.

И наш путь лежит к бывшему местному журналисту Алексею Косякину.

Этот 71-летний пенсионер дышит энергией и остроумием.

Острый на язык энергичный журналист создал уникальный шуточный гротескный музей прессы «Антресоль», который мы и осматриваем.

Экскурсию по нему проводит нам сам Косякин.

10 000 экспонатов в музее прессы.

laquo;Газетная утка». Местная администрация ничем не помогает энтузиасту, 71-летнему устроителю музея.

Всё тут создано на его личные сбережения и его собственными руками.

Музей этот частный.

Будете в Задонске, обязательно посетите.

Но об этом музее я опубликую отдельный фотоальбом.

На злобу дня…

Затем у нас был обед в лучшем ресторане Задонска — замке роз. Обед входил в стоимость экскурсии.

А затем наш путь лежал в бывшую дворянскую усадьбу в Скорняково-Архангельское.

В Скорняково — Архангельском у церкви могильная плита захоронения неизвестной дамы, останки которой были случайно найдены в склепе во время реставрации.

В местном храме постройки 1812 года были обнаружены под слоем штукатурки фрески, которым 200 лет. Они были отреставрированы. Чернышов был фаворитом будущей императрицы Екатерины. За деревянной дверью в храме была найдена обнаружена рестовраторами их любовная переписка.

Сегодня в восстановленной усадьбе праздник.

Атмосферу создают ряженые местные жители и работники усадьбы.

Дворянское гнездо, владельцами которого в разные годы были

генерал Муравьев-Карский, граф Чернышёв, дворянин Чертков.

С 2007 года на территории усадьбы проводятся масштабные реставрационные работы. Для проведения работ была создана реставрационно-строительная компания, в штат которой вошли архитекторы, историки и инженеры из разных регионов страны.

Усадьба восстанавливается на деньги мецената Алексея Шкрапкина, уроженца этих мест.

Сейчас помимо музейного объект тут гостевые дома.

Где можно пожить в историческом месте, и откушать экологически чистую кухню.

Мастер-класс по бальным танцам.

Джигитовка местного конного клуба.

Тихий Дон рядом.

Фехтование и элементы дворянского дуэльного кодекса.

В общем, атмосфера позапрошлого века в дворянской усадьбе.

Правда приехали мы сюда за «особенностями национальной охоты». А вот самой «охоты» было мало. Вернее её не было совсем.

Если не считать вот этих охотничих соколов, выставленных напоказ.

Тем не менее праздний в дворянской усадьбе был ярким, красивым. Заключительным элементом этой экскурсии стало посещение сыроварни в деревне Рогожино Усманского района.

Под вино дегустация крафтовых фермерских сыров прошла на ура!

Вот такое столпотворение было среди желающих приобрести вкусные сыры. Несотря на Ковид толпа в очереди и на дегустации!

На центральном рынке Липецка и Ельца имеется точка сыров «Рогожино». От 1500 рублей сырный заказ привезут и в Липецк прямо Вам на квартиру по адресу. Поставки сыра осуществляются уже и в Питер, и в Москву. Коровы чье молоко идет на производство сыра в Алтухино в Задонске содержатся, козы — в Усмани. Дорогой крафтовый сыр получается только от коров, кормят которых без добавления антибиотиков. Только от качественного молока выходит сыр, который не вздувается, не горкнет. Заквазка, конечно, итальянская. С начала «Крымнашенского импортозамещения» 2014 года прошло уже 7 лет, но отечественный пищепром так и не создал российскую закваску.

Сыроварня Рогожино находится всего в 40 км от Липецка. Чан рассчитан на 300 литров молока. Из объёма молока выходит только 10 '/. сыра. Чем больше размер головки сыра, тем качественнее выходит сыр. Сыр в Рогожкино зреет максимум около года. В Италии зреет аж до 6 лет, поэтому он там дороже и качественнее. Анекдот: mdash; Когда сажаете картошку? mdash; 1 июня. mdash; А когда выкапываете урожай? mdash; 2 июня выкапываем. mdash; Почему так рано? mdash; А кушать хочется. Так и с сырами, которые зреют не 6 лет, а один год! Оборудование на сыроварне российского производства, так как итальянское дороже. По словам бригадира, который в доле с хозяевами (молдаванами), с 2015 сыроварня никак не выйдет на прибыль. Почему? Дело в том, что очень часто приходит некачественное молоко. Соответственно почти готовый сыр уходит в брак. Экскурсию по заводику нам проводила бригадир, что в доле с молдаванами. Выходные бывают у бригадира только зимой. Видимо платят ему хорошо. Но об особенностях национального сыроделия я расскажу в отдельном альбоме. Вот такая вышла у нас поездка от «Магазина путешествий» города Липецка. Стоила она 2 700 рублей. Продолжение о поездке следует…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии и сайтов — rodoslovlipetsk.ucoz.net, fishki.net.

Теги: Шоппинг, Событийный туризм, Паломнические туры, Охота, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры