Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Элиста — Россия Апрель 2017

После своего второго приезда на площадь Ленина в рамках экскурсии по Элисте и её окрестностям мы прошли, но уже с гидом, повторно по площади Ленина и заодно по парку Дружбы. Это считается самым центром города Элисты.

После этого мы двинулись на окраину города — в «Город шахмат».

27 февраля 1997 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял постановление № 330-I «Об утверждении положения о «Территориальной единице с особым статусом «Сити Чесс» и проекта границ территориальной единицы с особым статусом «Сити Чесс».

В постановлении было сказано:

«Статья 1. Территориальной единицей с особым статусом „Сити Чесс“ Республики Калмыкия (далее в законе — „Сити Чесс“) признается — территориальное образование, в пределах которого размещаются объекты 33-й Всемирной шахматной олимпиады.»

«Статья 2. Создание Сити Чесс предполагает развитие, поощрение и укрепление на взаимовыгодной основе сотрудничества Республики Калмыкия с иностранными государствами, международными организациями в области инвестирования, кредитования, туризма, внедрения новых технологий и иных сферах деятельности."

Строительство «шахматного города» началось 9 апреля 1997 года, а в 1998 году его гостеприимные стены приняли 33-ю Всемирную шахматную олимпиаду.

В городах есть давняя традиция отмечать границы городских районов различными стелами с надписями. В Элисте несколько по другому — над въездом в «шахматный город» красуется вывеска с надписью.

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

«Сити Чесс» является официальным названием, но шутники называют его «Нью Васюки». Сначала это название звучало издевательски со стороны противников строительства.

Насмешки над проектом и сравнения с Нью-Васюками от Остапа Бендера, о которых писали Ильф и Петров своём романе «Золотой телёнок», продолжались до тех пор, пока идея не была претворена в жизнь.

После этого элистинцы с юмором стали относиться к этому названию. Даже на плане Города Шахмат в Шахматном Дворце присутствует название Нью-Васюки: «Сити Чесс. Нью Васюки».

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения
Взгляните на план Города Шахмат, в левом верхнем углу название "Сити Чесс. Нью Васюки", в чём звучит звучит лёгкая ирония по этому поводу. Здесь же Остап Бендер.

Не думали, не гадали авторы искромётного, блистательного романа «12 стульев», созданного и опубликованного в 1928 году писателями родом из Одессы Ильей Арнольдовичем Ильфом (при рождении Иехи́ел-Лейб Арьевич Фа́йнзильберг, 1897 -1937) и Евгением Петровым (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев, 1902 -1942), что фантазии героя их романа Остапа Бендера, придуманные голодным воображением, претворятся в жизнь, не пройдёт и 71 года. Не часто такое встречается в мире. Фантастику рассматривать не будем.

Конечно, не всё сбылось, но иначе и быть не могло. Пройдёмся по тексту романа и посмотрим, что унаследовал «Сити Чесс» от перспективы, нарисованной в пламенной речи великого комбинатора перед членами шахматного кружка Васюков.

«… в Васюках надо устроить международный шахматный турнир! «

В „Сити Чесс“ проходил не один шахматный турнир, о них я рассказывал в материале Дворец шахмат (City-Chess Hall)».

«Приезд Хозе-Рауля Капабланки, Эммануила Ласкера, Алехина, Нимцовича, Рети, Рубинштейна, Мароци, Тарраша, Видмара и доктора Григорьева обеспечен.»

За 70 лет много воды утекло, но в Элисте побывали современный цвет мужских и женских шахмат планеты. В том числе несколько чемпионов мира по шахматам.

«По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы."

В состав ФИДЕ входит 173 национальных ассоциации шахмат, многие из которых участвовали в 33-й Всемирной шахматной олимпиаде.»

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения
33 -я шахматная олимпиада прошло на великолепном уровне. Если быть точнее, то были проведены две олимпиады в одни те же сроки с с 26 сентября по 13 октября 1998 года: 33-я мужская и 18-я женская, а также 69-й Конгресс ФИДЕ. В мужской приняло участие 110 команд, в том числе 4 команды хозяев. Победила Россия-А. В женской олимпиаде участвовало 72 команды, из них Россию представляли три команды. Победила китайская сборная, впервые в своей истории. А это флаги стран, принимавших участие в олимпиаде.
А туристов из различных городов России здесь всегда хватает.

«НКПС построит железнодорожную магистраль Москва — Васюки».

Вот с этим дело обстоит похуже. Железнодорожная станция появилась в Элисте только в 1969 году. В 2006 году отменили единственный пассажирско-грузовой поезд № 953/954 Ставрополь — Элиста — Ставрополь. В 2008 году перестали курсировать беспересадочные вагоны до Москвы, которые включали в состав поезда № 77 Ставрополь — Москва на станции Ставрополь. Только 28 мая 2016 года начал курсировать поезд № 697/698 Элиста — Ставрополь с беспересадочными вагонами до Москвы.

«Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва — Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт „Большие Васюки“ — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн.»

Первый самолёт был принят на аэродроме в Элисте в 1930 году. В 1934 году появилось здание аэропорта. Благодаря Всемирной шахматной олимпиаде в апреле 1998 года начались работы по реконструкция аэродрома. А с 1996 года аэропорт Элиста имеет статус международного аэропорта. Далай-лама прилетал в 2004 году в этот аэропорт. Так, что здесь сын турецкоподданного оказался провидцем. Кстати, временной резиденцией Далай-ламы в Калмыкии стал один из коттеджей в Сити-Чесс. Вот только аэропорт Элиста функционирует всего лишь 10 часов в сутки, в светлое время.

«…гостиницы и небоскребы для размещения гостей»

Практически весь шахматный город — это одна большая гостиница, но небоскрёбов нет, есть много невысоких коттеджей.

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

«Дворец, в котором будет происходить турнир»

Такой дворец имеется в наличии.

Дворец Шахмат (City-Chess Hall) с одной стороны предназначен для показа шахматных достопримечательностей, с другой стороны - калмыцкого колорита.

«… постройка гаражей для гостевого автотранспорта».

Для гостей созданы автостоянки.

Получается, что многое, о чём вещал Остап Бендер, сбылось.

От центра города до «Города шахмат» достаточно далеко.

Мы минуем многочисленные памятники, разбросанные по всей Элисте, среди них — памятники батырам

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

и верного животного «друга степей — калмыка».

Сначала проскакиваем мимо памятника Остапу Бендера,

на обратном пути мы здесь остановимся буквально на несколько минут Как рождаются туристические приметы,

А вот мимо образцов буддийской архитектуры,

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

один из которых расположен близко к «Городу шахмат» Ступа Просветления, куда наши стопы не ступили, видимо и так светлые мы,

мы пролетаем, не притормаживая, что туда, что обратно.

Мы тем временем въезжаем в ворота и, оставив слева две калмыцкие юрты,

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

в которых размещается Музей ойрат-монгольской кочевой культуры.

Когда мы въехали в Chess-Sity, то повернули направо на площадь, где останавливаются автобусы.

Когда во время поворота, мы глянули налево, то за домами увидели деревянную часовню.

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

Часовня святого Георгия Победоносца здесь появилась в 1998 году, как и весь Шахматный городок. Спонсором в приобретении часовни в Вологде, доставке и установке выступила небезызвестная Елена Николаевна Батурина.

У древних греков была богиня- покровительница шахмат Каисса.

Логично было предположить, что раз часовня Шахматного городка названа в честь святого Георгия Победоносца, то именно он отвечает в христианстве за шахматы и шахматистов.

И тут выяснилось совсем другое.

Шахматы в Средние века считались азартной игрой наряду с игрой в кости, нарды, карты. Христианство обеих ветвей, западная -католичество и восточная-православие, выступали против игры в шахматы и запрещали её. В 1061 году католический кардинал Пётр Дамиани издал указ о запрете шахмат среди духовенства, охарактеризовав шахматы как «измышление дьявола». Затем многие священники высокого сана и короли запрещали эту «дьявольскую игру». Даже сожженный за свои убеждения на костре идеолог чешской Реформации Ян Гус был ярым противником шахмат.

Но потом времена изменились, в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа азартных игр.

Будущий папа римский Иоанн Павел II, когда был юным Каролем Войтылой, увлекался составлением шахматных задач. Но святого католики для шахмат так и не выделили.

С православием еще сложнее. На Руси соборного запрета православной церкви на игру в шашки и шахматы до XVI века не было. Но на Стоглавом соборе — церковном и земском соборе, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы, был принят Соборный запрет на игры: зернь, шашки, шахматы, шахматы с кубиками и кости. Официально запрет не отменён по сей день, хотя по крайней мере с XVII–XVIII века этот он фактически не действовал.

Даже цари не чурались играть в шахматы. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат. Но некоторые духовные лица до сих пор проповедуют нетерпение к шахматам. Вот поэтому и нет христианских святых -покровителей шахмат.

Останавливаемся на стоянке перед шахматным городом. Здесь мы может ознакомиться с планом «Сити Чесс».

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

Здание Дворца шахмат — самое высокое. В 2001 году был открыт Музей шахматной славы в Сити Чесс Холле Музей шахматной славы имени Михаила Таля.

Медали Таля

Остальные здания города представляют из себя небольшие здания-коттеджи, которые сдаются в аренду

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

и используются как гостиничный комплекс.

Я заметил по пути, что у некоторых из них шахматные названия, вот этот называется «Белая ладья».

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

Есть здесь свой ресторан «Столичный».

А за околицей раскинулась степь.

На территории Сити-Чесс находятся несколько скульптур, посвящённых шахматной тематике. Эти скульптуры были созданы участниками международного симпозиума скульпторов «Планета Каисса» в 1998 году. Некоторые из них удалось идентифицировать, некоторые нет.

Встречает у автостоянки скульптура «Йорял» («Благожелание»). Автор — В.Васькин. Йоря́л или Йорел (калм. Йөрəл) — благопожелание, своеобразный тост в стихотворной форме, фольклорный жанр калмыцкого народного поэтического творчества.

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

Но люди большей частью уделяют внимание золотой короне, являющейся составной частью скульптуры.

Рядом железная ладья

и скульптура «Цейтнот».

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения

Автор — Ю.Геневичюс (Вильнюс, Литва).

Ушастая пешка носит простое название «Фигура».

Автор — А.Шнарас (Литва).

Если пройти в сторону храма вдоль автостоянки, то увидите солнечные часы. Авторы: А.Хачатурян (Пенза) и И.Черноглазов (Владимир). В них три скульптуры: «Пешка на троне», на фотографии виден лишь её трон,

«Король и королева»

и «Каисса».

Внутри города встретилась скульптура «Пришествие пешки»,

Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения
а вот две скульптуры остались для меня загадкой.

Времени на осмотр города было мало и оно пролетело незаметно.

Следующей остановкой была скульптура Остапа Бендера.

Кстати ехали мы к ней от «Сити Чесс» по проспекту Остапа Бендера, а центральной площади «Сити Чесс» 5 апреля 2012 года присвоено имя создателя «шахматного города» Кирсана Николаевича Илюмжинова.