Турист Виктор (grau59)
был вчера 23:25

Прогулка вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Саратов — Россия Май 2022

Каких только синонимов нет у слова улица, некоторые из них уникальны и встречаются лишь в отдельных местностях. Нигде на Волге кроме Саратова улицы, которые спускаются вниз к великой русской реке, не называются взвозами. Обычно их называют спусками или съездами. Встречаются взвозы на Урале, но носят они другое смысловое значение.

Самый известный взвоз города Саратова — Бабушкин взвоз. Я упоминал о нём в материале Ехал в Саратов Ильф без Петрова.

Взвоз сформировался во второй половине XVIII века и получил название Бабушкин взвоз по фамилии Степана Бабушкина, чья усадьба находилась здесь. Братья Иван и Степан Бабушкины занимались доставкой соли в крупные города, а также имели дело в рыбной промышленности.965 году

В 1770 году здесь появилась семинария и какой-то период времени взвоз именовался Семинарской улицей, но в народе сохранилось старое название и в конце концов в конце XIX века название Бабушкин взвоз стало официальным.

Иногда смешно наблюдать с высоты нашего времени на действия властей былых времён. В 1965 году взвоз был переименован в взвоз имени Бабушкина. Но чтобы не было обвинения в воспевании пережитков прошлого, взвоз получил имя другого Бабушкина, не купца Степана, а революционера Ивана Васильевича Бабушкина (1873 — 1906). Насколько мне известно никакого отношения революционер к Саратову не имел. В 1990 году снова появился Бабушкин взвоз.

Длина Бабушкина взвоза составляет 444 метра и три квартала, от Набережной Космонавтов до Соборной площади.

Начинается взвоз от знакового для Саратова места — Ротонды.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Здесь часто бывают молодожены для красивых фотосессий, зимой прорубается прорубь для крещенских купаний.

Отсюда отправимся вверх и мы.

От Набережной Космонавтов до улицы Чернышевского на чётной стороне взвоза кажется, что зданий нет.

Находятся зеленые насаждения.

На самом деле за ними скрывается здание построенное в 1962 году, которое имеет двойную нумерацию Бабушкин взвоз, 6 и Набережная Космонавтов, 1 а.

В этом здании жил с 1962 года Алексей Иванович Шибаев (1915 -1991), который с 1959 по 1976 годы был первым секретарем Саратовского областного комитета КПСС.

Если пройти чуть по набережной в сторону от Бабушкина взвоза, то можно увидеть памятник Шибаеву.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Бюст Шибаева был открыт 13 августа 1998 года. Установлен на колоне из темно-красного мрамора, за ним — прямоугольная стена из того же материала.

Вдалеке виден кусочек здания. Это здание института «Саратовгражданпроект», построенное в 1979 году, и имеющего номер 1 по Бабушкину взвозу.

Здесь сейчас находится Арбитражный суд Саратовской области.

Раньше к нему примыкала пристройка, в которой размещалась с 1995 года самая крутая дискотека города «Ротонда», после её закрытия одноименное кафе. Ныне вместо развлекательных заведений — развалины.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Продолжаю путь по нечетной стороне.

Перед кафетерием № 11

на стене с согласия владельцев кафетерия 13 мая 2022 года появилось граффити, на котором изображены Остап Бендер и Шура Балаганов — герои романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Правда есть два отличия от авторского текста.

В книге написана фраза «Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже», создатели граффити заменили её на «Это гораздо лучше».

Вместо кружек с квасом «дети лейтенанта Шмидта» держат в руках чашечки с кофе.

Появление этого граффити совсем не случайно, ведь есть предположение, что город Арбатов во многом списан с города Саратова Саратов. По следам «Золотого телёнка».

На углу улицы Чернышевского и Бабушкина взвоза находится здание бывшей медико-санитарной части № 3 Саратовского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Мало кто в наше время знает, что этот дом был построен Григорием Лукьяновичем Учаевым, бывшим крестьянином, переехавшим из села Ерёмкино Хвалынского уезда Саратовской губернии в губернский город.

Работал он приказчиком у Анны Васильевны Чирихиной и заработал денег на строительство. Балкон и крыша над ним сделаны тоже на Чирихинском заводе.

Построенный дом Учаевым дом располагался очень удобно между центром города и Волгой, а так как места в доме хватало, то часть площади сдавалось в аренду. В 1884 году в Саратове в доме Учаева был открыт филиал «Технической конторы инженера А. В. Бари», созданной Александром Вениаминовичем Бари (1847 -1913) в 1880 году в Москве. Техническим руководителем конторы стал В. Г. Шухов (1853 — 1939), которогт многие знают как создателя Шуховской башни на Шаболовке в Москве. Бари и Шухов познакомились в США, затем вместе работали у братьев Нобилей, их творческих дуэт продолжился до самой смерти Александра Вениаминовича.

Основной целью конторы в Саратове было строительство нефтеналивных барж. Для этогов Саратове были созданы две верфи: в Затоне и в Улешах. Помимо барж на заводе строили резервуары для хранения нефтепродуктов на берегу по проектам В. Г. Шухова. Шухов постоянно приезжал в Саратов, где под его руководством строились баржи.

Хотя многие из нас воспринимают капиталистов конца позапрошлого — начала прошлого века как живоглотов, вытягивающих жилы все до последней, но у рабочих и служащих Бари были специальные сберегательные счета, бесплатные столовые и медицинское обслуживание. После смерти Александра Вениаминовича дела конторы продолжал вести Шухов, а дети Бари, Владимир и Виктор, были лишь формальными владельцами бизнеса. После национализации предприятий в 1918 году они уехали в США, где когда-то их отец познакомился с их матерью Эддой фон Грюнберг и принял американское гражданство.

Переходим улицу Чернышевского и идём дальше вверх.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Наискосок от дома Учаева на противоположной стороне Бабушкина взвоза видны деревья.

Это сквер имени Бабушкина. Когда здесь был фонтан, который в настоящее время снесён, и люди называли это место «белым садиком».

Сквер каким-то образом приватизировали и хотели построить многэтажный дом, но хитрая комбинация сорвалась.

Со стороны улицы Чернышевского сохранилась небольшая лестница, которая ведёт в никуда.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

За Бабушкиным сквером по чётной стороне находится здание, в котором какой-то период времени жил советский скульптор Александр Павлович Кибальников.

Его хотели снести в 2020 году, даже после реставрации, но пока стоит еще здание.

Напротив него находится здание, построенное в 1890-ые годы и которое в 2019 году было признано выявленным объектом культурного наследия.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Чуть выше тоже по нечётной стороне — двухэтажный дом постройки конца XIX века.

На другой стороне улицы Мичурина — еще одно здание построенное в конце XIX века.

Поднимаемся выше. Вроде неприметное здание.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

А вот так оно выглядело 8 лет назад и в нём размещалось кафе «Черная жемчужина», которое внутри было оформлено в пиратском стиле.

Фото автора, август 2014 года

На углу с Соборной площадью находится особняк Рейценштейна, в нём располагалась первая в Саратове телефонная станция.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

На чётной стороне последнего перед Соборной площадью квартала, на углу с улицей Мичурина, находится театр кукол «Теремок».

Еще чуть выше -гостиница «Жемчужина».

К гостинице примыкает сквер имени Владимира Владимировича Маяковского.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Можно по скверу пройти от «Жемчужины»

до Шахматного дворца.

Шахматный дворец находится уже на Соборной площади.

Прогулка  вверх от Волги по самому известному взвозу Саратова

Выхожу из ограды и бросаю взгляд на Бабушкин взвоз, по которому я сюда поднялся.