Если есть гипотезы, что действие одного из романов Ильфа и Петрова происходило в Саратове Саратов. По следам «Золотого телёнка», то про Элисту таких сведений и предположений нет. Но памятник Остапу Бендеру я увидел именно в Элисте.
Остановка туристического автобуса возле памятника Остапу Бендеру была технической. Планировалось только фотографирование и вновь в автобус. Женщина-гид даже не выходила из автобуса, как впрочем ничего про памятник также не рассказывала. Народ рванул к памятнику, чтобы побыстрей занять возле него место и сфотографироваться.
«Спасение рук утопающих — дело рук самих утопающих», — вспомнил я лозунг в шахматном клубе Васюков, оставшийся от вечера «Общества спасания на водах», и закричал — «Никто к памятнику не подходит, быстро рассаживаемся на 12 стульях, будет групповое фото, а затем сколько хотите фотографируйтесь возле памятника».
Возглас подействовал и поторопив отставших для того, чтобы были заняты все 12 стульев, я сделал групповое фото.
Где-то сбоку послышался щелчки фотоаппаратов, кому-то нравилась моя идея. Почему до этого никто раньше не додумался — непонятно, но подобных групповых фотографий из Элисты я не встречал. Может просто под рукой у фотографа не было одновременно 12 моделей?
«А как можно получить фотографию?» — «Давайте электронную почту — я Вам её туда сброшу». Видимо, что такое электронная почта знают не все. Свои адреса дали три человека и я им фотографию переслал.
Появилась скульптура великому комбинатору, полное имя которого звучало как Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей, отец которого был турецко-подданным, а мать — графиней, вместе с 12 стульями, расположенными полукругом позади скульптуры, в Элисте в начале января 1999 года.
При взгляде на скульптуру вспоминается момент появления Остапа в Старгороде: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию.»
Главное отличие скульптуры от книги в том, что вместо астролябии у Остапа Бендера под мышкой зажата шахматная доска.
Ведь скульптура посвящена другому эпизоду книги, в котором рассказывается о пребывании Бендера и Воробьянинова в Васюках и в котором великому комбинатору пришлось играть в шахматы второй раз в жизни.
В руках он держит коня.
Идейным вдохновителем установки скульптуры стал капитан сборной Калмыкии по шахматам, а к тому времени президент Республики Калмыкия с 1993 года и по совместительству президент Международной шахматной федерации с 1995 года Кирсан Николаевич Илюмжинов.
Автором скульптуры стал Александр Саркисович Хачатурян, преподаватель отделения скульптуры в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого.
Копия скульптуры была подарена Бразилии, где она была установлена в Рио-де-Жанейро. Вспомните беседу из «Золотого телёнка» между Остапом Бендером и Шурой Балагановым: «Рио-де-Жанейро — это хрустальная мечта моего детства, — строго ответил великий комбинатор, — не касайтесь ее своими лапами.» Копия была создана также Хачатуряном и стала символом чемпионата мира по шахматам ФИДЕ, который проходил с ноября 2001 по январь 2002 года в московском Кремле и в котором участвовало 128 шахматистов. Возможно отсюда растут ноги у байки о том, что первоначально скульптуру планировалось установить в Рио-де-Жанейро и Илюмжинов по этому случаю даже прикупил там небольшой участок земли под установку памятника.
Есть другая легенда, что мол изначально вместо коня в руке Бендера была пешка, но её несколько раз выламывали, а после её замены на коня — всё успокоилось. В одном из интервью Хачатурян подтверждает случай вандализма, но о замене одной шахматной фигуры на другую не упоминает: «Мне позвонил министр культуры Калмыкии и говорит: „Саша, сделай еще одну кисть, мы ее приварим. Руку отпилили и украли“. Благо, у меня оставалась эта форма, я все отлил, сделал. Правда старую кисть потом нашли, спустя неделю».
Самой известной фигурой, которая упоминается в романе «12 стульев» была конечно же ладья, ставшая причиной стремительного бегства псевдо-гроссмейстера с сеанса одновременной игры: «Только что на этом месте стояла моя ладья! — закричал одноглазый, осмотревшись, — а теперь ее уже нет!»
Хотя про пешку и ферзя мельком также упоминалось.
Но конь — прошел лейтмотивом сквозь всю шахматную эпопею в Васюках.
Шахматная секция в Васюках была переименована по предложению Остапа Бендера в «Клуб четырех коней».
При этом «Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня».
А еще до стычки по поводу ладьи был эпизод с конём: «Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, — залебезил одноглазый. — Конь так не ходит».
Памятник Остапу Бендеру в Элисте стал первым памятником установленном сыну турецко-подданного в России, хотя в Советском Союзе Элисту опередил Киев.
Зато у скульптуры в Санкт-Петербурге, установленной в 2000 году, с памятником в городе на Неве связана примета. Надо потереть нос для удачи в задуманном деле, а еще хорошо посидеть на стуле для усиления эффекта.
В Элисте туристы фотографировались возле памятника, пока в чью-то мудрую голову не пришла идея придумать примету для памятника. Нос отвергли после некоторого обсуждения, мол слишком много памятников разным реальным Потрите нос и наступите на ботинок-на счастье… и выдуманным Два чудаковатых символа Кёльна: Тюннес и Шель персонажам приходится нос тереть.
На ура прошло моё предложение- надо подержаться за коня и будет тогда счастье!
Идея понравилась. Так, что если Вам будут рассказывать про коня в Элисте, знайте, что придумал сие безобразие Ваш собрат по перу и путешествиям. Надо было бы добавить одновременное наступание на ботинок великому комбинатору для придания акробатического эффекта, но не сообразил сразу.
Чему не радуется великий комбинатор — это многочисленным съёмкам рядом с ним.
«Единственный в городе фотолюбитель уже взгромоздился было на стул и собирался поджечь магний, но Остап сердито замахал руками и, прервав свое течение вдоль досок, громко закричал: „Уберите фотографа! Он мешает моей шахматной мысли!“ „С какой стати оставлять свою фотографию в этом жалком городишке. Я не люблю иметь дело с милицией“, — решил он про себя».
Но сказать он ничего не может — памятники не разговаривают. Этим все беззастенчиво пользуются. Я не стал исключением. Надо бы еще придумать, что же хорошего получат одновременно сидящие на 12 стульях.
Так вот и рождаются легенды и приметы для туристов.