Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 23:20

Пятигорск — Россия Ноябрь 2020

Многим, и мне в том числе, нравится бродить по местам, связанным с любимыми литературными героями. При этом я прекрасно понимаю, что литературные герои не обязаны строго придерживаться географических привязок, но всё равно интересны эти прогулки по их следам.

Остап Бендер имел мечту путешественника — побывать в Рио де Жанейро, да по просторам Советского Союза изрядно поколесил. В материале Саратов. По следам «Золотого телёнка» я рассказал как черты реального города Саратова проявляются в городе Арбатове, а в материале Ехал в Саратов Ильф без Петрова о том, как часть приключений Остапа Бендера в «12 стульях» была взята из повседневной жизни Саратова того времени. Ильф бывал в Саратове два раза, может поэтому столько деталей появилось в романах.

В Пятигорске Ильф и Петров побывали вдвоём в 1927 году, он их не порадовал. Суть высказана в одной из фраз из «Записных книжек»: «В Пятигорске нас явно обманывают и прячут куда-то местные красоты».

В романе «12 стульев» Пятигорску уделена целая глава под названием «Вид на малахитовую лужу».

Открываем роман и смотрим, что же осталось с тех времён, а что изменилось.

…выпив два пятикопеечных стакана нарзану, путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал — Цветник».

Трамвай в Пятигорске функционирует до сих пор.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Пять трамвайных линий проходит мимо «Цветника», на трёх трамваях (№ № 1, 3, 5)можно доехать от железнодорожного вокзала до «Цветника», хотя трамвая «Вокзал — Цветник» сейчас не существует. Да и нарзан на железнодорожном вокзале уже не продаётся на разлив.

Единственно, надо знать, что до «Цветника» трамваи не доходят один квартал, который требуется преодолеть пешком. С учётом графиика движения быстрее можно добрать на автобусе № 1, который останавливается прямо у входа в «Цветник».

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

За вход в «Цветник» с них взяли десять копеек. В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос.

Если охотники за бриллиантами побывали в Пятигорске в июле месяце, то я — в ноябре.

За вход в «Цветник» давным-давно никто деньги не берёт, а вот живая музыка в исполнении различных музыкантов звучала с утра до вечера всю первую декаду месяца, пока было относительно тепло. Основной площадкой является место перед Лермонтовской галереей.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Здесь по книге располагался на гастролях театр Колумба, в который попало три из 12 стульев с потенциальными бриллиантами.

С цветами также было плоховато. Нарзаном здесь больше не торгуют. Рядом с «Цветником» несколько десятилетий назад была построена Центральная питьевая галерея, где можно пить минеральную воду бесплатно, причём как холодную, так и тёплую.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Первую ночь на курорте концессионеры провели у нарзанного источника… Так проходили дни, и друзья выбивались из сил, ночуя у места дуэли Лермонтова.

В разные времена царят разные нравы и законы. В настоящее время бездомные в Пятигорске не заморачиваются, где провести ночь. Бомж из Магадана, как он мне потом сказал, спокойно расположился на проспекте Кирова как раз в середине квартала между входом в «Цветник» и трамвайной остановкой «Цветник».

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Видимо Ильф и Петров недостаточно представляли внутреннюю географию Пятигорска, потому, что место дуэли Лермонтова располагается в нескольких километрах выше от «Цветника» в отдалённом от людей месте

и вряд ли уставшие концессионеры стали бы ходить просто так эти километры, с достаточно крутым подъёмом.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Когда монтёр Мечников согласился продать за 20 рублей стулья, то во у Остапа Бендера возник вопрос «Где взять деньги?»

Идей появилось несколько.

Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.

— Затем, — сказал Остап веско, — … Вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции.

В книге не указано точное место преображения Кисы в нищего, но в фильме Леонида Гайдая, вышедшего на экраны в 1971 году, это место располагалось возле знаменитого орла.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Что вполне логично, т. к. орёл располагается прямо над «Цветником».

Но Леонид Гайдай при проведении натурных съёмок был порой шутником. Кавказ он снимал в Крыму Кавказская пленница» на фоне Алушты. Пятигорские похождения великого комбинатора сняты не в тех местах, где они были на самом деле. В качество Провала выступил Грот Лермонтова, а просящего милостыню Воробьянинова сняли в Ессентуках.

Но известный многим гостям памятник «отцу русской демократии» в образе нищего стоит именно в пятигорском «Цветнике».

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Но в Пятигорске есть еще один памятник Кисе Воробьянинову, правда не в «Цветнике», а на улице Дзержинского возле пивного бара «12 стульев».

Попытки посетить бар оказались безрезультатными, он всё время был закрыт.

Возможно разорился в связи с коронавирусом.

Вторым направлением добычи денег стал Провал.

Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.

Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

— Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек.

Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда.

В память о «провальной авантюре» Остапа Бендера возле Провала установлена его скульптура. А эти счастливые лица довольны, что платить более за вход в Провал не требуется.

12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске

На другое утро монтер получил деньги и вечером притащил два стула… Для большей безопасности вскрытия друзья забрались почти на самую вершину Машука… Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую.

Вот так выглядит вершина Машука из «Цветника», где стулья были получены.

А это станица Горячеводская, вечером, но еще без огоньков.