Турист Elena (miss_Elena)
Elena
была сегодня 16:55

США Август 2021

Сил моих нет больше, я хочу на море,
я хочу забыться, я хочу влюбляться,
лазать по откосам, грезить о мадоннах,
излучать сиянье, небу подражая…//Михаил Щербаков

В Мичигане в августе с температурой творилось что-то невообразимое — она лезла все выше и выше. Не отставала от температуры и влажность, и вместе эта парочка эффективно делала жизнь граждан совершенно невыносимой.

Каждая клетка души и тела хотела проветривания, избавленья от плена русской бани, охлаждения в каких-нибудь речных или морских водах. До моря от Энн Арбора, где мы плавились от жары, было далеко, а вот до озёр и рек — рукой подать, природа насоздавала их в тех краях в изобилии.

Великих озёр пять, тут без обмана, а невеликих, не знаю. Цифры разнятся. Где-то пишут, что их десять тысяч, а где-то — одиннадцать. В любом случае воды в Мичигане так много, что мичиганец всегда находится в нескольких минутах пути от какой-нибудь речки, озера или пруда.

К слову сказать, жители штата зажатого между Великих Озёр предпочитают называть себя не мичиганцы (michiganian), а мичигандеры (michigander). Michigander — это комбинация имени штата и слова gander, что означает гусь, гусак. Первое использование этого прозвища приписывают Абрахаму Линкольну, который так саркастически окрестил губернатора Мичиганский Территории некоего Луиса Касса в речи 1848 года. Сарказм забылся, а оригинальное «водоплавающее» имя в ходу.

«Штат Мичиган расположен на двух полуостровах — Нижний и Верхний, разделённых проливом Макино, каналом шириной восемь километров, соединяющим озеро Гурон и озеро Мичиган. Штат окружён четырьмя из пяти Великих озёр и озером Сент -Клэр.»// Википедия. Фото из интернета

Озеро Мичиган

Приближался длинный выходной и мы, решив, что на несколько дней можно поехать и подальше, запланировали бросок на запад, к одному из Великих озер — озеру Мичиган.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Озеро Мичиган значится среди самых больших пресноводных озер планеты, а точнее, оно пятое в мире. Длина его — 494 км, ширина — 190 км, максимальная глубина — 281 м. По площади, которая составляет 58016 км², озеро почти в два раза больше Байкала, но мельче и потому по объему воды Байкалу сильно уступает. Происхождение озера — ледниково-тектоническое.

Раньше мне уже доводилось видеть это Великое озеро, и оно, конечно, поразило размером и навсегда запомнилось своей огромностью, бескрайностью и …карибским цветом воды.

Пишут, что вода в озере раньше вовсе не выглядела так. Случившиеся за последние три десятка лет изменения объясняют проникновением и чрезвычайным размножением чужеродного для озера моллюска Dreissena polymorpha. Агрессивный моллюск «очистил» озеро от планктона, и свет теперь глубже пробивает толщу воды, по-другому преломляясь, рассеиваясь и отражаясь. Ведь вода бесцветна, а цвет — это комбинация вышеназванных физических процессов. В некоторых источниках утверждают также, что в создание бирюзового цвета вносит свою лепту карбонат кальция (известняк), растворённый в воде.

Глаз радуют бесчисленные оттенки голубого и зелёного, но красота эта вызывает большие тревоги у экологов. Рыба, лишившись корма-планктона, исчезает.

Я бы не сказала, что береговая панорама с восточной стороны озера, куда мы приехали в этот раз, как-то сногсшибательно красива. Картинные виды здесь лишены драматизма: нет ни скал, ни утёсов, а есть спокойные, мягкие, невысокие, часто поросшие лесом, перетекающие одна в другую дюны и широкий песчаный пляж.

Саугатук

Жильё на три дня мы нашли в центре маленького «дачного» городка Саугатук.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Саугатук вместе с прилегающим к нему Дагласом появился на карте в конце 19 века и быстро приобрёл у обитателей мегаполисов Среднего запада репутацию популярного места отдыха.
Численность постоянно проживающих в Саугатуке не достигает и тысячи, но в сезон отпусков картина меняется, население увеличивается в разы. Люди убегающие из душных городов находят здесь себе временное пристанище в многочисленных гостиницах и AirBnB, вкусную еду в отмеченных и не отмеченных призами ресторанах, магазинчики, торгующие всякой ерундой, с десяток маленьких картинных галерей и даже летний театр, где в дни нашего пребывания давали какой-то мюзикл.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Придаёт популярности мини-курорту также обосновавшаяся в нем более ста лет назад Школа Искусств — Ox-Bow School of Art, ассоциированная с престижным Арт-Институтом Чикаго. Сюда приезжают учиться художники разного уровня зрелости от начинающих до мастеров. Любители тоже могут обрести знания в Школе, записавшись на короткие курсы.

Присутствие школы чувствуется в оформлении набережной — уличное искусство здесь порой встречается с художественным привкусом.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!
А писал это полотно Жорж Сера. Жорж Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Шедевр из Чикагского Арт-Института.

Байу-байюшки байю

Саугатук расположился в устье реки Катамазу, которая сливается с озером Мичиган весьма причудливо, делая повороты и изгибы и образуя на своём пути вялотекущий участок, называемый Катамазу байу.

Википедия информирует, что «байу — это рукав реки с крайне медленным течением, склонным к заилению в межень, но очищающемуся от наносов в половодье».

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Хотя мы пересекали этот удивительный байу несколько раз по мосту, приблизиться к нему вплотную удалось лишь однажды и уже в сумерки. Фотографированию темнота не способствовала, а вот, чтобы проникнуться таинственным духом болот, ночное время, когда «силы зла властвуют безраздельно», подошло как нельзя лучше.

В голове неотвязно звучало любимое «болотное» стихотворение и просилось быть процитированным.

Не ангел я, но врать не буду:
земля ничья, ходи повсюду.
Везде узришь простор вольготный.
Чуждайся лишь тропы болотной.

Она для хилых — смерти злей.
Не в наших силах ладить с ней.

Любой из нас на ней бесславно
погибнет враз, а ты — подавно.
Не там свернёшь, фонарь уронишь,
тонуть начнёшь — и весь утонешь.

Беги оттуда, робок, нем.
Иначе худо будет всем.// Михаил Щербаков

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Сам же городок стоит чуть выше байу по течению. Там река еще бежит широко и бодро.

Пляжи

Главное, за чем жители Иллинойса и Мичигана приезжают на восточный берег озера — это, конечно, пляжи. Их очень много, они тянутся на десятки километров и практически все они песчаные. Вода чистая. Входи и плыви к горизонту по лазурной глади на сколько хватит сил.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

В ветреную погоду песок печально свистит, а в тихую хорошо слышно, как он скрипит под пятой туристов. За музыкальность такие пески называют «поющими».

Везде, где вода смыкается с сушей, обитают чайки.

Овальный пляж в Саугутаке особенно знаменит. National Geographic рекомендует его как один из лучших пресноводных пляжей Америки. Температура воды в озере с середины июля до середины сентября комфортная, а лучший месяц для купания-август.

Пляж платный, стоит  за машину и оборудован всем необходимым.
Пляж платный, стоит $10 за машину и оборудован всем необходимым.
Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Мы приехали как раз в августе и водный термометр в соответствии с ожиданием показывал +22 °C. Полной же неожиданностью явилось довольно сильное волнение на озере. Полутораметровые волны бежали по озеру, вздымаясь еще выше перед тем как разлиться по берегу. Стало понятно, что название «пресноводное море» эта акватория носит не случайно.

Юго-восточный подводный заповедник

Позднее я прочитала, что Великие озера печально знамениты бурями, которые там нередко разыгрываются. На озере Верхнее есть даже Музей Кораблекрушений, рассказывающий о гибели кораблей.

История кораблекрушений законсервирована также на дне озер, где покоятся в холодной воде утонувшие пароходы, шхуны и баржи. Несколько зон на озере Мичиган объявлены заповедными, и любители технического ныряния с аквалангами (есть, оказывается, такой опасный спорт) погружаются там к затонувшим судам.

На дне озера Мичиган. Фото из интернета.

Юго-восточный подводный заповедник, с которым Саугатук соседствует, даёт ныряльщикам шанс посмотреть в числе прочего на конструкцию ранних шхун Havana и Rockaway, затонувших в 90х годах 19 века.

На схеме ниже кружочки-колёсики обозначают затонувшие корабли.

Дюны

Вдоль восточной береговой линии озера тянется крупнейшая пресноводная система дюн в мире. На всем её протяжении выделены защищённые от коммерческого использования территории, где в разные годы были созданы природные парки штатного или государственного уровня.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Ближайший к базе парк -Saugatuck Dunes State Park, мы исследовали, поднимаясь и спускаясь по проложенным для туристов тропам.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Прибрежные дюны мало похожи на дюны пустыни. Я даже не уверена, что они двигаются, что положено делать горе песка, чтоб считаться дюной. Значительная часть дюн поросла лесом, и только тропинки в парке рыхлые — песок не желает утрамбовываться, сколько бы по нему не топали туристы.

Молодой сосновый бор стоял высок и светел. Вспомнилось, что Паустовский сравнил такие леса с кафедральными соборами.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

По мере приближения к озеру голого песка становилось все больше, а на безлюдном берегу только он и господствовал — мягкий, сыпучий, приятного мутно-белого цвета.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Лазание по дюнам, да ещё в жару, утомительно. Завершив петлю длиной километров в семь мы сели в машину и махнули на молочную ферму, узнав предварительно, что там продают сыр и хлеб. Надо заметить, что посещение ферм входит здесь в стандартный набор развлечений: помимо молочных хозяйств можно заглянуть на винодельни, пособирать на полях чернику, или яблоки в вишневых садах.

Озёр ты можешь не любить, но пять Великих знать обязан!

Пикник на природе под елками привёл всех в прекрасное расположение духа.

В день возвращения жара чуть-чуть спала и не так жалко было уезжать от пресноводного моря. Купание в нем было приятным, но если сравнивать с соленым морем, соленое выигрывает, за исключением соленого моря с медузами.

Мини-путешествие удалось. Надеюсь оно — лишь начало знакомства с Великими озёрами, которых, как мы теперь знаем, пять: Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио.

Прощай, побережье! Храни con amore
присущий тебе аромат//Михаил Щербаков

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм