Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:02

Вилково — Украина Август 2021

В нашем автопутешествии по Бессарабии, поселение Вилково будет последним в списке исторически значимых мест в этом регионе. Остались позади Белгород-Днестровский с его крепостью Аккерман, города Болград и Измаил, в которых мы увидели значимые раритеты когда-то правивших здесь Турецкой и Российской империй.

Карта автопутешествия по Бессарабии

Прибыв к вечеру в Вилково, в котором у нас запланировано два экскурсионных дня по историческим и природным достопримечательностя этих мест в дельте Дуная, заселились в отель «Дельта», 3* (1200 грн/$44).

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

В этом месте — в центре городка — такого класса отель был единственным. В других вариантах были только небольшие частные гостиннички и хостелы, сооруженные в своих приватных домах и усадьбах. Отель находится в самом начале городка и улицы Татарбунарского восстания и включает в себя большой хороший бассейн, зеленую и ухоженную территорию и неплохой ресторан с блюдами бессарабской кухни.

Перед ним разбит небольшой парк с детской игровой площадкой и на его краю стоит очень энергичный памятник, как оказалось, посвященный повстанцам, поднявшим в 1924 году т.н. Татарбунарское восстание. Причины его были в тяжелом экономическом положении большей части населения Бессарабии, которое было вызвано не только экономической отсталостью региона и последствиями Первой мировой войны и революции, но также и политикой румынских властей.

История помнит и другие восстания на румынских в те времена землях, например, в городах Хотин и Бендеры в 1919 году. Подогревали все эти антирумынские настроения подпольно работавшие в этих местах большевистские организации. Был момент, когда Котовский даже предлагал Фрунзе решить проблему одним лихим кавалерийским наскоком.

Памятник участникам Татарбунарского восстания

Восстание было недолгим. Начавшись 15 сентября 1924 года в поселении Татарбунары, через два дня оно охватило почти весь юг Бессарабии. Целью повстанцев было создание Молдавской советской республики. Но большинство молдавских поселенцев и немецких колонистов не поддержали его и румынские власти, воспользовавшись такой ситуацией, через неделю жестоко подавили все эти выступления.

Чем интересно Вилково для туристов? Во-первых тем, что здесь можно напрямую увидеть и познакомиться с жизнью и бытом т.н. «староверов», переселившихся в эти глухоманные места в дельте Дуная еще в 17 веке. Обосновавшись в этих дунайских плавнях, они использовали для своей жизни и ведения хозяйства как естественные дунайские рукава, так и созданные ими искусственные, которые называют между собой — «ерики». Именно благодаря множеству таких каналов и живущих на его берегах жителей и прозвали Вилково эдакой украинской Венецией.

Городок Вилково с высоты птичьего полёта. Справа - уходящий в море Дунай,  на правом берегу которого уже Румыния. Слева от него отходит в море русло Очаковское. Прямо по центру виден Храм Николая Чудотворца. Фото из интернета.
Городок Вилково с высоты птичьего полёта. Справа - уходящий в море Дунай, на правом берегу которого уже Румыния. Слева от него отходит в море русло Очаковское. Прямо по центру виден Храм Николая Чудотворца. Фото из интернета.

Ну, а многих привлекают другие достопримечательности. Например, т.н. Нулевой километр — место, где заканчивает своё течение более чем двухтысячекилометровый Дунай. Также интересно будет познакомиться и с богатым животным и пернатым миром — лошадями Пржевальского, водяными буйволами, пеликанами и лебедями, обитающих в заповедных зонах этой дельты…

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Так что пара дней в этом месте, которые мы запланировали на посещение Вилково, было как раз оптимальным решением для знакомства с этим местечком.

Город Вилково, имевший поначалу название поселение Липованское, интересен тем, что в некоторой его части, как я уже говорил, и по сей день живут староверы-липоване. Свои бывшие места проживания их заставило покинуть известное переломное событие в истории православной церкви — раскол, который последовал после решительной и жестокой реформы патриарха Никона в 1650–1660-х годах. Прихожан, несогласных с этой реформой, ссылали, многих казнили за непокорность, а кто и сам уходил из Москвы и близлежащих российских городов и сел. Это место в те времена принадлежало Османской империи. И конфликтовать с Турцией Россия тогда не имела ни малейшего желания. И по сей день в Вилково живут старообрядцы-липоване, а большинство населения — русские. Позже в эти места попали и выселенные Екатериной II, запорожцы. Так что этническая картина этих мест очень пестрая — здесь проживают также украинцы, молдаване, румыны, гагаузы, болгары.

Но историки утверждают, что в низовьях Дуная поселения были даже задолго до Нашей эры. А первое письменное упоминание об этом крае в славянских источниках имеется в летописи «Повесть временных лет». В ней отмечено, что киевские князья вели с уличами и тиверцами продолжительные войны за присоединение к Руси земель между устьями Днестра и Дуная. В середине Х века князь Игорь включил придунайские земли в состав Киевской Руси, а в ходе Дунайских походов в 970 г. князь Святослав I хотел даже перенести на Дунай свою столицу…

Проехавшись по городку, встретили две церкви, сохранившие свои старообрядческие традиции. Первой на нашем пути был храм Николая Чудотворца. В своём каменном варианте он был построен в 1913 году взамен деревянной и, что интересно, во время Второй мировой войны и в первые советские годы этот храм не закрывался. Правда, позже в 60-х из него сделали склад для картошки…

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Когда я подъехал к зданию церкви, которое оказалось закрытым, то разговорился с тоскливо сидящим напротив неё на скамейке остановки автобуса, мужчиной. И он рассказал свою невеселую историю жизни, работ и скитаний по всему Союзу и своем последнем пристанище здесь — в Вилково. Он приходит сюда каждый день и, подолгу сидя, разговаривает с Николаем…

Вторая обитель староверов — Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в нескольких кварталах от первой. Он был открыт в 1857 году и благополучно действовал до 60-х годов ХХ века, а потом, вплоть до начала 90-х использовался под склады РыбКООПа.

В 90-х староверы отреставрировали эту церковь и она заработала вновь с сентября 1993 года. Во время нашего посещения в ней шёл какой-то небольшой косметический ремонт, но мне удалось попасть внутрь и запечатлеть его, пока в не до конца собранном виде, интерьер.

Многим, наверно, интересно — что это за религиозное течение такое — «старообрядчество»? Образовалось оно в результате непринятия некоторой частью населения российских территорий новой церковной реформы, установленной в 1651–1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Ее целью была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской. Всех, кто не принял эти новые каноны, подвергали преследованиям. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. В особые детали я вдаваться, как неспециалист, не хочу, но, насколько я знаю, главным аргументом непринятия новой реформы было введение обычая креститься тремя пальцами, а не как ранее — двумя…

Трапезная церкви

Из известных личностей староверов на территории бывшего СССР, наверняка многие назовут только одного человека — Агафью Лыкову. Ее семью случайно обнаружили летом 1978 года геологи в глубокой тайге в Саянах, а известный корреспондент Василий Песков воспел это дело в «Комсомольской Правде» в серии рассказов «Таежный тупик». Этот сериал продолжается и в наши дни — она также, но уже одиноко, живет все в той же таежной заимке. Но теперь уже ей для своего пиара, летая туда на вертолетах, помогает вся администрация региона во главе с губернатором, а небедный человек Олег Дерипаска даже выстроил ей в прошлом году новый шикарный дом, в который она так и не хочет переезжать из своей, ещё отцовской, развалюхи. Против старообрядцев продолжались гонения и в 20-м веке во времена СССР и тысячи приверженцев этого течения религии были вынуждены покинуть родные места. Мы встречали таких беглецов в Аргентине, Парагвае и даже на Аляске..

Ну, а что интересного ещё есть в туристическом плане в Вилково? Конечно — Дунай и его многочисленные каналы с ериками и знакомство с жизнью, которая идет на их берегах. На Дунае и на его островах можно познакомиться с диким животным и пернатым миром. Но это возможно только в составе организованных экскурсий по Дунайскому биосферному заповеднику. Наиболее ответственной организацией с хорошим организационным опытом в этом плане, я бы назвал «Пеликан-тур». У них довольно большая и хорошо спланированная База на берегу притока Дуная реки Очаковская со множеством катеров и моторных лодок и даже со своими домиками для ночлега туристов.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Придя на территорию этой турфирмы, расположившейся в набольшой затоке, мы познакомились с его научным руководителем и он, проявив интерес к нашему тоже научному прошлому, вызвался провести нам лично экскурсию на остров Ермакова и показать его богатый животный и пернатый мир, возрожденный заново за последнее десятилетие. Но это — завтра. А на первый день он порекомендовал нам лодочную прогулку по каналам Вилково и выделил для этой цели скоростную лодку с молодым рулевым.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Одно время (до 1960-х гг.) лодка в этих местах являлась практически единственным способом передвижения. У кого был здесь тогда свой автомобиль? Разве, что у руководства, но на нем в этих местах мало где тогда можно было проехать. В последнее время много ериков обмелело и некоторые даже полностью засыпаны. Так что поплавать по городу сейчас можно только в старой его части. Вот мы проплываем какие-то производственные участки. БОльшей частью они сейчас не используются.

Проходим дальше — уже на широкую «улицу», справа и слева стоят жилые дома, спрятавшиеся в густых зелёных зарослях ивовых и фруктовых деревьев возле домов.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

По большим каналам движение довольно активное — каждые две-три минуты проплывает навстречу лодка.

А вот и пересохший ерик. Видно, что вода в нем бывает, но — не всегда…

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

У каждого дома сделан свой причал. У некоторых домов есть небольшие гаражные ерики, на которых лодки стоят по ночам.

Жилые дома, как правило кирпичные и покрыты шифером. Почему-то мы нигде не видели аутентичных домов, покрытых дунайским камышом. А ведь это очень и красиво, и экологично, и долговечно. Да и материала этого кругом хоть отбавляй! Лично я очень благодарен моему дизайнеру, который порекомендовал сделать крыши барбекю и колодца в моем загородном доме из такого камыша. Получилось очень аутентично и красиво.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Дома, стоящие на берегу Дуная более фешенебельные чем на ериках и говорят о статусе их владельцев. И, надо сказать, вся первая линия уже занята такого типа домами. И вряд ли это староверы-липоване.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Проходя по дунайскому притоку реке Соломонов мимо села Лески наш рулевой показал здание насосной станции. Для чего она? Оказывается для закачки воды на многочисленные рисовые поля, которые особо активно стали образовываться со времён начала вьетнамской войны.

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Но, оказывается, рис выращивали на украинских землях еще с начала 20 столетия. А в 60-70-х годах после окончания строительства канала подачи воды из Днепра, большинство рисовых плантаций располагались в Крыму. К сожалению, после аннексии полуострова Украина не имеет доступа к почти половине рисовых плантаций. Хотя, вроде бы, с перекрытием этого канала в 2014 году, с рисовым бизнесом там покончено. Однако сегодня он активно выращивается в Одесской области и в Килийском районе есть несколько тысяч гектаров рисовых полей. Ну, и как говорят в Одессе: А почему бы и нет? Здесь теплый южный климат и дельта реки Дунай позволяет выращивать рис на больших территориях — воды хватает здесь для всего!

Прогулка по каналам дельты была бы не полной, если бы наш капитан не зашёл в «порт приписки» к своей бабушке, активно торгующей всякого рода винной продукцией. Свернув с одного из каналов в небольшой ерик, вышли из лодки и прошли к ее дому, густо обсаженному яблонями и виноградом. Обрадовавшись нашему прибытию, она проявив все своё гостеприимство, предложили на пробу с десяток разных самодельных сортов вин.

Вина, хоть и постулировались как различные сорта, на мой взгляд оказались как бы взятыми из одной бочки и это напомнило мне известный юморной видеосюжет, когда грузин на просьбу покупателя дать ему разные вина, наливает в разные бутылки содержимое из одной бочки, но на каждую из них наклеивает новую этикетку!

— Зачем так делаешь, дарагой?

— Да потому что я знаю, что после первой бутылки с хорошими друзьями уже неважно, что будет во второй…

Автопутешествие по Бессарабии. ч.4 - Вилково — украинская Венеция

Итак, первое знакомство с таким старинным и необычным для нас поселением в дельте Дуная, состоялось. На следующей встрече с Вилковскими красотами в ходе экскурсий по дунайской дельте нас ждут знакомства с животным и пернатым миром этих мест.