Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:02

Вилково — Украина Август 2021

Наше автопутешествие по Бессарабии, начатое с Белгород-Днестровского и продолженное далее в Болград и Измаил, логически завершается в городке Вилково, который из-за несчетного количества водных каналов, образованных в дельте Дуная как естественным путем, так и искусственным — считается эдакой украинской Венецией.

Познакомившись в первый день с историей Вилково и прокатившись по его старым каналам, нам осталось еще познакомиться с его дельтой и тем животным и пернатым миром, который обитает на его берегах. Вблизи города расположен Дунайский биосферный заповедник, который создан в 1998 году на базе природного заповедника «Дунайские плавни». Дельта Дуная, как известно раскинулясь на территории двух стран — Румынии и Украины. И площадь, акватории этой дельты, занимаемая этими странами, различная — примерно ¾ ее принадлежит Румынии, а ¼ — Украине. Но даже эта четвертая часть огромна по размерам и в последнее время с образованием Дунайского биосферного заповедника там произошли положительные изменения.

Маршрут автопутешествия по Бессарабии

Взяв туры, проведенные на скоростной моторной лодке по акватории этого заповедника, мы получили о нем полное представление. Короткий анализ предложений показал, что лучшим оператором в этой области является Пеликан-тур. Его офис и пристань с лодками располагаются в русле Очаковское неподалеку от его истока от Дуная. И за два дня, проведенные в Вилково, мы успели сделать три экскурсии в этом Биосферном заповеднике — к Нулевому километру, к заливу Соленый кут (угол) и на остров Ермакова.

Набережная на территории туристической фирмы Пеликан -тур
Набережная на территории туристической фирмы "Пеликан -тур"

Самое лучшее для группы 4 человека — вот такой скоростной катер! Для больших по численности групп есть и большие по вместимости, но более медленные по скорости, катера.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Граница между Украиной и Румынией ниже Вилково проходит не прямо по Дунаю, а по Килийскому и Старостамбульскому рукавам, а в приморской зоне — по рукаву Мусуна, поэтому оба дунайских берега при приближении к морю являются украинскими. Поэтому и экскурсия на «Нулевой километр» заканчивается на правом берегу Дуная. И этот берег, в отличие от заросшего камышами левого, песчаный и удобный для купания и фотосессий с черноморскими далями и украинскими дивами.

Красная точка - «Нулевой километр» Дуная.
Обелиск на точке Нулевого километра

Ширина Дуная в этом месте довольно значительная и на противоположном берегу, заросшим камышом, никого из пернатого мира не было видно. Вот и вся экскурсия — течение реки, камышовая стена, впереди море, а справа — вот такой знак на длинной пляжной линии! Я — на последнем метре Дуная! Здорово!

Интересна также двухчасовая экскурсия по Белгородскому рукаву. Она приводит через залив Соленый кут тоже прямо на берег Черного моря. Этот маршрут не такой популярный у туристов как тот, который приводит к этому же морю по основному руслу Дуная к точке под названием «Нулевой километр». В нашем случае Белгородский рукав проходит сначала через венецианские кварталы, а потом большую часть времени идёт как бы сквозь высокую стену зарослей ивы и камышей безлюдного Дунайского биосферного заповедника. В этой его части никто уже из людей не проживает — все отдано «на откуп» животному, рыбному и пернатому мирам.

Красная точка - выход в Черное море из Соленого кута

Выйдя, наконец после такой скоростной гонки в залив Соленый кут, облегченно вздохнули. Наш молодой капитан резко снизил скорость и мы плавно, посматривая по сторонам в поисках пернатой живности, направились к выходу в море. Вот и первые цапли. Но — далеко. Подойдем к ним ближе на обратном пути. А где же обещанные пеликаны? Пока никого из них тоже не было видно.

Выйдя из залива в море, причалили к берегу и вышли прогуляться на горячий песочек по мысу, который считается ничейным. Но на нем есть несколько домов, которые построили местные рыбаки.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Это никто не запрещает — ни гражданские, ни пограничные власти — никто за границу через это место сбегать не собирается.

С этого берега, если присмотреться, был виден далеко вдали посёлок Приморское, в котором мы собираемся провести наши следующие четыре-пять дней для спокойного пляжного отдыха.

Что делать еще в этом месте? Да ничего! Купаться как-то не хотелось и побродив по пустой пляжной линии и сфоторгафировавшись на память, вырулили обратно в направлении Вилково.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

На обратном пути, когда вошли снова в залив Соленый кут, нам повезло увидеть пернатых — несколько цапель, а вдали даже стайку розовых пеликанов и парочку лебедей!

Цапля серая

Вернувшись к причалу, случайно за чашечкой кофе разговорились и познакомились с руководителем «Пеликан-тур» и одновременно главным экспертом по управлению водно-болотными угодьями дельты Дуная, кандидатом биологических наук Михаилом Жмуд. Обнаружив между нами общие научные интересы, он предложил нам свое участие в этой экскурсии и пересев на другую лодку, направил ее на самую лучшую, как оказалось, экскурсию — остров Ермаков. Этот остров занимает площадь около 2300 га и расположился выше от Вилково — между руслом Соломонов и Дунаем. По моему мнению — это наилучшее место для познавательной экскурсии по дельте Дуная с целью знакомства как с диким пернатым, так и животным мирами. Он является самым крупным из островов этой дельты и тоже входит в состав Дунайского биосферного заповедника.

Красная точка - остров Ермаков

По проекту Всемирного фонда природы WWF Украины, остров Ермаков был восстановлен к своему естественному состоянию около 10 лет назад — до этого он использовался для выпаса скота и коммерческого разведения лошадей. На данный момент он является одной из самых богатых по биоразнообразию территорий Дунайского биосферного заповедника, где обитает множество видов птиц — кудрявый и розовый пеликаны, большой бык, орлан-белохвост и др.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Двигаясь к острову, на берегу Дуная встречались пришвартованные к берегу, по-видимому, приватные рыболовецкие корабли. Работают они или нет — непонятно. Наверно, все-таки сезонно работают — ведь рыбы в водах Дуная — хватает. Думаю, многие помнят т.н. дунайскую селедочку. Она не такая крупная как норвежская, выросшав в море, но по вкусу гурманы ее хвалят.

Чуть дальше на берегу видно здание эдакой хрущевки. Такие здания нетипичны для Вилково, в котором почти все дома старожилов частные и одноэтажные и они были предназначены для состава воинских и пограничных частей, находившихся в этом регионе при советской власти.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

А вот слева появился и остров Ермаков. Он является одним из крупнейших в украинской дельте Дуная. Остров образовался между двумя протоками реки — Соломоновым рукавом и Килийским устьем. Ермаков считается уникальным местом, так как он расположен сразу в двух зонах Дунайского биосферного заповедника — его южная часть входит в буферную зону (там есть люди), а северная часть, которую мы и посетим — зона антропогенных ландшафтов.

Остров простирается на 9,6 километра в длину и 3,6 — в ширину. В естественном состоянии Ермаков каждую весну принимает паводковые воды Дуная, обогащающие землю биогенами, которые питают растительность острова. В сезон высокой воды на острове формируются нерестилища и места для нагула мальков рыбы.

Во время перехода мы встретили красивый памятник лошадям. На части берега, возле которого он стоит, планируется создание базы конного туризма. Для этой цели уже строятся соответствующие здания и сооружения.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

А пока на сегодняшний день на остров запустили лошедей Пржевальского, которые очень хорошо на нем прижились. Часть их была завезена с Венгрии, а часть с Западной Украины.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Также для восстановления природно-исторического биобаланса на остров были завезены водяные буйволы. Все они, за минувшие два года с весны 2019 г., хорошо прижились здесь и, чувствуя себя в этом месте как дома, уже дали потомство

Как известно, ранее, около 50 лет тому назад, водяные буйволы жили в дельте Дуная. Но советская индустриализация сельского хозяйства, связанная с осушением земель, выкачкой большого количества воды на вновь созданные рисовые плантации, вынудила их покинуть этот регион. А может — просто взяли и истребили их на мясо. И вот сейчас они вновь возвращаются в этот регион. Это стадо было завезено из Закарпатья из долины реки Тиса, где на фермах еще сохранилось небольшое поголовье водяного буйвола.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Подплыв к буйволам совсем близко, мы даже отчетливо слышали их фырканье и дыхание.

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

Птиц особо не было видно. И только на ветках сухого дерева сидели, как загадочные тени, несколько бакланов. Это их любиная поза — сидеть на ветвях деревьев, на камыше или на каких-либо возвышениях у воды. Обычно они сидят прямо и красиво S-образно изогнув свою шею. В это время бакланы обычно просушивают своё оперение, раскрыв крылья и изредка помахивая ими.

В таком своем поведении они не одиноки — подобную картину мне удалось запечатлеть во время экскурсии по дельте реки Окаванго в Ботсване. Тогда это была громадная цапля — африканская змеешейка (African Darter), долго сидевшая с распахнутыми чёрными крыльями. Сушила? Или охлаждалась после жаркого дня?

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

На остров также были завезены польские коники. Сейчас их поголовье составляет 27 особей, из которых есть уже четыре жеребёнка.

Ну, а больше всего туристов интересуют пеликаны! Да! Их здесь очень много. Они проводят в дельте Дуная наше лето, а в середине сентября улетают в Африку.

В большом количестве мы с друзьями встречали их в Кении на озере Найваша. И там, когда мы плавали по озеру на лодке, они подпускали к себе довольно близко.

Пеликаны на озере Найваша. Кения

Правда, близко к себе, как там — в Африке, они не подпускают и, чтобы их хорошо увидеть, нужна хорошая оптика. Специалисты различают среди них розовых и кудрявых пеликанов. В принципе, пеликаны — не ныряльщики (кроме виденных нами американских подвидов на Галапагосских островах, ныряющих с высоты). Легкий скелет и воздушно-пузырьковая прослойка под кожей не дает им это делать, поэтому рыбу они добывают на мелководье, подцепляя ее клювом и отправляя в свой мешок.

Совместное плавание большой компанией помогает им эффективно ловить рыбу. Выстроившись полукругом, они хлопают по воде крыльями, пытаясь вытеснить рыбу на мелководье. Та, перепугавшись, всплывает и птицам остается только вовремя открывать рот, дружно погружаясь головами в рыбий «омут».

Автопутешествие по Бессарабии. ч. 5 - Животный и пернатый мир дельты Дуная

А вообще-то эти пташки очень наглые существа и с этим мы столкнулись на Галапагосах. Пеликаны совершенно беззастенчиво забирались на причал и нагло клянчили у туристов рыбешку или что-нибудь ещё из съестного.

За эту, проведенную для нас, экскурсию, мы были очень благодарны Михаилу Жмуд. Не каждому везёт с таким экскурсоводом — за неделю до нас он проводил подобную познавательную поездку для предыдущего президента и его пастора, а пару дней тому назад — для нынешнего главы парламента Украины. Поток именитых гостей сейчас в эти места возрастает.

Простившись с таким интересным на положительные впечатления, местом, выруливаем в поселок Приморское. Он будет первым от Вилково на Черном море по пути в Одессу. Там нас ждет пятидневный отдых на берегу моря. И вряд ли мы там уже встретим какой-то интересный пернатый мир. Ну, разве что — чаек…