Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 1:13

Путешествие одного дня по городам Калининградской области (часть 1). Гвардейск — Черняховск

Гвардейск, Черняховск — Россия Июль 2021

Гумбиннен, Тапиау, И́нстербург, Кёнигсберг… Эти немецкие названия не у многих на слуху. Да и нет этих городов сейчас на карте Калининградской области, бывшей когда-то Восточной Пруссией. Их нет ни духовно, ни физически.

Духовно эти города исчезли тогда, когда в 1946 — 48 годах всё немецкое население было депортировано в Германию. А вместе с населением ушла культура, традиции, атмосфера и дух тех городов. Физически же они были почти полностью уничтожены во время Второй мировой войны. А то, что не было разрушено войной, было уничтожено, безжалостно взорвано уже в мирное время, когда избавлялись от всего немецкого.
В 1946 году, после того, как земли Восточной Прусси отошли к СССР, эти города переименовали в Гусев, Гвардейск, Черняховск и Калининград.
Но время показало, что зачеркнуть прошлое с глубокими корнями невозможно. И, на мой взгляд, именно немецкое прошлое и привлекает сейчас многочисленных туристов в самый западный регион России.

Гвардейск, на площади Победы.
Здание в Гвардейске

Готовясь к поездке, я прочитала информацию и посмотрела много видео о Калининградской области. В итоге, в список моих желаний, как «самые немецкие» города вошли: Правдинск, Черняховск, Гусев, Гвардейск, Советск, Озёрск. Многовато, конечно, но я решила, что уже на месте определюсь, в какие из них съезжу.
Для проживания и отдыха на Балтийском море я выбрала Светлогорск. И как оказалось, из него не так уж и просто попасть в эти города, да и далековато они расположены от Светлогорска.

Решила воспользоваться экскурсиями. И тут, к моему неудовольствию, выбор (именно эти города) небольшой. Лишь одна турфирма предлагала путешествие одного дня в Гвардейск — Черняховск — Гусев. Время путешествия — с 9–30 до 18–30, цена 1900 рублей. Ну вот, этой поездкой и этими городами я и ограничилась. Очень много времени заняла дорога, а вот на осмотр городов времени было совсем недостаточно. Всё-таки, три города за один раз — это много, но турфирма таким насыщенным содержанием привлекает туристов.
Расскажу об этих городах в том порядке, как мы их посещали.

Гвардейск (Тапиау до 1946 года)

Гвардейск был первым городом, в этом путешествии, и ему досталось больше времени, чем остальным.
Он находится в центральной части области и всего лишь в 38 км от Калининграда. Расположен на правом берегу реки Преголя при её слиянии с рекой Дейма. По этим водным артериям можно попасть в Калининградский и Куршский заливы Балтийского моря.
Это место (слияние рек) и было первой остановкой, где гид рассказал нам об истории города.

Именно отсюда начинался город. Был построен каменный замок Тапиау. Впервые он упоминается в 1258 году как владение прусского аристократа, присягнувшего на верность Тевтонскому ордену. Территория, на которой впоследствии был возведён замок, была захвачена тевтонцами в 1265 году.
Статус города и герб Тапиау получил в 1722 году по указу короля Фридриха Вильгельма I.
Бывший орденский замок с 1793 года использовался как дом призрения нищих и бедных больных. В XIX веке там располагалась больница для душевнобольных, затем тюрьма.
Замок был серьёзно повреждён в ходе двух последних мировых войн. После взятия Тапиау советскими войсками в январе 1945 года, замок был переоборудован в следственный изолятор, а позже в тюрьму.

Что мы видим сейчас? За серым, бетонным забором — всё ещё привлекательное здание замка, который не потерял своего величия и красоты. На сегодняшний день в нём находится исправительная колония.
В 2020 году в областном правительстве обсудили вопросы передачи замка «Тапиау» в областную собственность. После перевода заключенных в другие колонии, «Тапиау» станет туристическим объектом.
Надеюсь, что это всё-таки произойдёт. Но сколько ещё предстоит работы по приведению бывшей тюрьмы в привлекательный для туристов замок!
Далее мы поехали в центр города. Сначала были улицы с невзрачными, постройки советских времён панельными пятиэтажками. И вдруг — улица с красивыми, хорошо отреставрированными домами ещё немецкой постройки. Глядя на них из окна автобуса, так хотелось выйти, прогуляться и хорошенько рассмотреть их. Но увы, в план экскурсии это не входило.
Следующая остановка была у площади Победы. Раньше, надо полагать, она называлась Рыночная.

Красиво: газоны с цветами, аккуратно подстриженные деревья, вокруг площади — разноцветные дома немецкой архитектуры.

Доминанта площади — Памятник русским воинам четырёх войн.

В районе Тапиау велись военные действия во время Семилетней войны (1756–1763 годы), Наполеоновских войн (1803–1815), Первой Мировой войны (1914–1918) и Великой Отечественной войны (1941–1945).
На площади расположен фонтан, а за ним виднеется невысокое здание Кирхи Тапиау.

Лютеранская Кирха была заложена в 1502 году. В 1661 и 1689 годах церковь сильно пострадала от пожаров. Здание кирхи было отстроено заново в 1694 году. Сейчас это — православный храм Святого пророка Иоанна Предтечи.

Здание зелёного цвета — бывшая гостиница «Черный орел».
Гостиница была построено в Тапиау в конце XIX века. В ходе боевых действий Первой мировой войны в августе 1914 года «Черный орел» получил сильные повреждения. В ноябре 1945 года в здании разместился гарнизонный Дом офицеров. В настоящее время старинное здание гостиницы используется в качестве административного центра.

От площади мы вышли на улицу Тельмана, где находится Ратуша Тапиау.
Городская ратуша была построена в 1922 году. Ныне в здании ратуши расположен детско-юношеский центр. На первом этаже находится музей истории и культуры Гвардейска.

На фронтоне ратуши — часы, которые дают «представление» каждый день в 10, 12 и 16 часов. За минуту до 12 часов стрелки часов «затанцевали» под Полонез Огинского «Прощание с Родиной». Ровно в 12, под бой часов, открылись дверцы и из окошек выдвинулись две механические куклы, которые исполнили на своих кукольных инструментах «Турецкий Марш» Моцарта. Несколько похоже на то, что можно увидеть на Новой Ратуше в Мюнхене, но гораздо скромнее.

Всё равно интересно. И совершенно неожиданно оказалось. Гид держал интригу до последнего. Мы просто стояли через дорогу, напротив Ратуши, он нам что-то рассказывал, как вдруг началось…

Интересно, что часы появились на здании в год его постройки, а механические куклы были добавлены к часовому механизму в 2015 году.
Недалеко от Ратуши — дом святого Иосифа(здание 1898 года постройки). С 1998 года это действующий Римско-Католический приход святого Иосифа.

На этой же улице (всё рядом) находится здание библиотеки.

У входа — памятник герою поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Оказывается, Александр Твардовский в городе Тапиау встретил День Победы и написал заключительную главу этого произведения. В библиотеке хранится и «Свидетельство о рождении Василия Тёркина».
На этом осмотр Гвардейска закончился. Я хотела пробежаться по другой улице, которая привлекла меня красивыми домами, но гид запретил; пора было грузиться в автобус, время поджимает.

И ещё один интересный факт в истории Тапиау: 16 мая 1697 года в доме бургомистра останавливалось «Великое Посольство» Петра I и сам великий царь, конечно же.
Ну что же, покидаем Гвардейск (жалко, посмотрели совсем мало) и двигаемся дальше, в Черняховск.
По пути заехали на обед в кафе в местечке Талпаки.

Судя по количеству машин, кафе очень популярно. Работает по типу столовой, поэтому поели быстро и недорого. Ещё там готовят чебуреки, очень большие по размеру, и как я догадываюсь, очень вкусные. Я не пробовала, фигура важнее.

Черняховск (Инстербург)

Своё нынешнее название город получил в 1946 году в честь генерала армии И. Д. Черняховского, командовавшего войсками фронта и погибшего на территории Восточной Пруссии. До этого город назывался И́нстербург.

В 1336 году немецкими рыцарями Тевтонского ордена был построен замок Инстербург. Замок часто становился отправной точкой литовских походов Ордена, в которых принимали участие многие рыцари Западной Европы.
Постройка замка была завершена в 1390 году, однако поселения вокруг него часто разорялись литовцами и не имели сколь-нибудь заметного развития до XVI века.

городская баня в  Черняховске
городская баня в Черняховске

С образованием герцогства Пруссия в 1525 году Инстербург стал светским административным центром округа. В 1541 году поселение возле замка получило права рынка и стало резиденцией главы округа. Городские права поселению были дарованы в 1583 году.

В 1643 году Инстербург стал постоянным местом жительства шведской королевы Марии Элеоноры, вдовы Густава Адольфа. В 1678 году шведские войска под командованием фельдмаршала Горна заняли Инстербург.
Пётр I проездом посетил Инстербург 14 мая 1697 года. А в ночь с 28 на 29 октября 1709 года он гостил у инстербургского почтмейстера Девица. В честь этого события на месте бывшей синагоги (ул. Калинина) установлен знак Визит Петра I. На гранитном валуне укреплён металлический барельеф с профилем Петра I в. лавровом венке.

В июне 1812 года в Инстербурге побывал Наполеон.
В Инстербурге не раз бывал Иммануил Кант — в молодости он работал учителем в деревне Юдтшен (Judtschen) недалеко от Инстербурга.

Во время Второй Мировой войны, в августе 1944 года, город подвергся бомбардировкам английской авиацией. 21—22 января 1945 года, в ходе Инстербургско-Кёнигсбергской операции, в город вступили войска Красной армии.
Уже в мирное время, в 1972 году, была взорвана лютеранская приходская церковь 1610 − 1612 годов постройки. Уничтожали всё, что было связано с Германией, а дороги, покрытые старой немецкой брусчаткой не тронули. Улицы старой части Черняховска, как и других городов, по- прежнему вымощены булыжником.

При въезде в город делаем остановку у Замка Инстербург.

Сразу и не скажешь, что это замок. Ну конечно, построенный ещё в 1336 году, он много раз подвергался разрушениям и сейчас представляет собой просто руины. На территории замка проводятся экскурсии, устраиваются представления, здесь работают энтузиасты Фонда «Дом-Замок».

Но мы просто посмотрели на замок с противоположной стороны улицы, и поехали в центр города. И опять, сначала скучные панельные дома, ближе к центру стало интереснее: улицы со старыми, немецкими, красивыми домами и виллами. И опять сожаление, что нет возможности выйти. Покружив по городу, нас высадили на одной из улиц с красивыми домами. Какие-то уже отреставрированы, каки-то находятся в процессе.

Далее мы прошли к костёлу Святого Бруно. Храм был построен в 1902 году в неоготическом стиле для католической общины Инстербурга и освящён в честь святого Бруно Кверфуртского, покровителя Пруссии. Во время Второй мировой войны в храме располагался лазарет.

C 1950 г. церковь использовалась как склад военного имущества. В 1990 г. здание передано отделу культуры Черняховска и в нем планировалось обустроить концертно-выставочный зал. В 1993 году церковь была возвращена католикам. В 2000 г. был установлен орган фирмы «Висконт».

Помимо служб, в храме проходят выступления камерных хоров и концерты органной музыки.
Хотели зайти внутрь, но костёл был закрыт.
Одна из самых красивых достопримечательностей в городе — здание бывшей протестантской реформаторской кирхи, в которой сейчас располагается православный Свято-Михайловский собор.

Кирха была построена в 1886–1890 годах в неороманском стиле в честь 300-летия получения Инстербургом городских прав. Высота самой высокой башни — 60,8 метров. Когда-то в кирхе был орган, расписные стены и витражи в окнах.

После войны в здании кирхи располагались склад, затем клуб и спортивный зал детско-юношеской спортивной школы. Здание кирхи неоднократно горело и из-за отсутствия надлежащего ухода к концу 1980-х годов пришло в аварийное состояние.
В 1989 году инициативная группа горожан начала восстановление здания, кирха была передана Русской Православной церкви и 2 мая 1992 года храм был освящен в честь Архангела Михаила.

Затем гид в очень быстром темпе провёл нас по улицам (я едва успевала фотать)

к небольшому скверу (когда-то здесь располагалась синагога), где находится знак Визит Петра I (его я показала выше) и красивые здания.

Вот и всё, что мы посмотрели в Черняховске.
Добавлю лишь, что Черняховск — крупный железнодорожный узел и через него проходит железнодорожная линия Калининград — Чернышевское (далее в Литву, Белоруссию и Россию). Здание железнодорожного вокзала 1860 года постройки сохранилось в отличном состоянии.

СтОит ли посещать эти города? Конечно да! И желательно самостоятельно, тогда по ним можно будет спокойно погулять и посмотреть всё, что там есть интересного. А интересного там очень много! А формат автобусной экскурсии, с которой я посетила город — это так, поверхностное знакомство с ним.

Добираться до Гвардейска и Черняховска лучше и ближе всего из Калининграда. Мой совет: планируя посещение Калининграда, заложите лишних дня 2 — 3 на посещение этих и других городов.
На этом прерву свой рассказ о путешествии одного дня по городам Калининградской области. Продолжение следует: ещё будут Гусев и Калининград.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия