Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 4:38

Светлогорск — Россия Июль 2021

Расположенный на берегу Балтийского моря в Калининградской области, Светлогорск — райское местечко, облюбованное в качестве курорта ещё в начале XIX века жителями Германии.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Сейчас город очень раскручен и информации о нём в интернете очень много. Посмотрев и прочитав немало рассказов об интересных местах Калининградской области на Туристере и в других источниках, мне, конечно же, захотелось посетить эти красоты, почувствовать атмосферу курортных городков с немецкой историей. Для проживания выбрала Светлогорск (немецкое название Раушен).

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Готовясь к поездке ещё в январе, я даже и представить себе не могла, что буду купаться в Балтийском море. Я думала, что буду гулять по городу, дышать воздухом, наполненным запахом сосен, любоваться красивыми домиками и ездить на экскурсии — хотелось посмотреть много чего в российской Прибалтике. Но этот год преподнёс всем гостям и жителям региона сюрприз: летнюю жару до 37 градусов и очень тёплое море! Так что, это было приятным бонусом к моему пребыванию в Светлогорске.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Жильё выбирала на Букинге. Мои традиционные требования: отдельный номер с собственной ванной комнатой, недорого, желательно в центре города, с завтраком и близко к морю. И такое жильё нашлось! Гостевые комнаты на Октябрьской

Этот вариант почти полностью соответствовал моим желаниям, не было только завтрака. Подробный отзыв об отеле здесь Около 7 часов вечера я прилетела в Калининградский аэропорт Храброво и на машине (заранее заказала трансфер в отеле за 1000 рублей) приехала в отель. Время в пути около часа. Можно, конечно добраться в Светлогорск и более бюджетно: из аэропорта регулярно, по расписанию ходит автобус до Южного вокзала Калининграда. А уже с Южного вокзала на электричке доехать до Светлогорска. Но надо заранее посмотреть расписание электричек. Не уверена, что они ходят допоздна. Очарование городом началось сразу же, как только по сохранившейся немецкой брусчатке (такая есть во всех городах области) мы въехали в его старую, курортную часть. Первое впечатление — мы в лесу, в котором проложены дорожки к домам и виллам. Глядя на многовековые (на мой взгляд) деревья, я очень была удивлена, когда узнала потом, что большая часть из них — искусственные насаждения.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

В 1840 году король Фридрих-Вильгельм V после своей коронации посетил Раушен, уже тогда модное место отдыха. Здешние места очаровали его своей романтичностью, но ему не понравилось то, что широкая песчаная дюна затрудняла доступ к морю. Из-за этого отдыхающие проживали подальше от моря, у живописного озера (сейчас оно называется Тихое).

B 1844–1845 годах по указанию Короля, Правительство Восточной Пруссии провело в Раушене масштабные работы по озеленению песчаных дюн молодыми соснами, начали сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную. Местные власти издали тогда даже указ, что каждый прибывший в Раушен курортник должен привезти с собой саженец и высадить его. Вот, оказывается, как город оказался в лесу!

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Ну, вот мы и приехали. У отеля меня приветливо встретила хозяйка комнат и проводила в номер.

Дом на ул. Октябрьская, 34, где располагаются гостевые комнаты.

Быстренько распаковав вещи, я отправилась на осмотр городка. Уже начинало темнеть. Центральные улицы Ленина и Октябрьская были заполнены вальяжными туристами, многолюдно было и на открытых верандах кафе и ресторанов. В общем — интересно. Включилась подсветка и всё стало несколько таинственным и непонятным для меня, первый раз вышедшей на улицы города. Конечно же, в сумерках я растерялась и запуталась.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Куда идти? В лёгкой панике я обратилась на улице к девушке, назвала ей адрес отеля. Она открыла на телефоне карту (а вот почему я сама не смогла этого сделать и сориентироваться?) и указала мне направление. Оказывается, я была на своей улице Октябрьской, буквально в трёх шагах от дома.

Продолжу историю Раушена. Несмотря на придание официального статуса курорта (24 июня 1820 года) и внимание коронованной особы, обустройство города в основном оставалось инициативой частных лиц. И до начала XX столетия Раушен оставался тихим и немноголюдным местечком. Популярность города как курорта возросла с 1900 года, когда проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен/Орт (ныне Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен/Дюне (Светлогорск-2).

Железнодорожный вокзал Светлогорск -2. Расположен в курортной части города, на улице Ленина.

Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга. Привлёк туристов и ипподром, открытый в Раушене обществом наездников. Город стал разделяться на две части: нижнюю — около озера, и верхнюю у моря. Верхняя часть располагалась примерно на высоте до 60 м над уровнем моря, поэтому приятным событием в жизни города явилось открытие в 1912 году фуникулёра — 90-метровой наклонной рельсовой дороги для доставки курортников к морю и обратно. Фуникулёр проработал до 1960-х годов. Та канатная дорога, что мы видим и пользуемся сейчас была построена в 1983 году.

Соединяя пляж и ж.д. станцию Светлогорск-2, она состоит из 20 закрытых двухместных кабинок и работает с апреля по октябрь. Путь длиной 175 м в одну сторону фуникулер преодолевает за 5 минут. Цена одной поезди 50 рублей (пенсионерам — 20). Находясь там, я решила для себя, что эта дорога для ленивых и ни разу не воспользовалась подъёмником. А вот теперь думаю, что ради интереса можно было бы и проехаться в одну сторону. Благоустройство курорта не могло обходиться без обустройства пляжных территорий. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад, к нему вели несколько спусков-серпантинов. Да уж! Попасть на променад и пляж в Светлогорске — дело непростое! Для удобства отдыхающих есть, как я уже написала, канатная дорога и недавно построенный лифт со смотровой площадкой.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Цена проезда в лифте в один конец- 50 рублей. Воспользовалась им ради интереса 2 раза: спускалась и поднималась к Янтарному Холлу.

Вид на побережье с высоты смотровой площадки (застеклённой) лифта.

Молодым, бодрым и здоровым не составит труда и особых усилий спуститься на променад, а потом и подняться по лестницам

Лестница, которая спускается от улицы Московская к морю, сразу на пляж

или старинной немецкой брусчатой дороге-серпантину. Дорога эта, кстати, начинается от места моего проживания, гостевых комнат на Октябрьской. Вот по ней — то я спускалась на пляж (буквально за 4 минуты) и поднималась.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

На море я ходила каждый день утром, до принятия завтрака и вечером, когда солнце уже уходило. А какая потрясающая вода в море! Тёплая (+22, 24 градуса), мягкая по ощущениям, из неё не хотелось выходить.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Пропустила только один день, когда уж очень штормило. Но людей это не остановило и смельчаки ныряли в волны. (Сразу вспомнила итальянскую Камольи, где, примерно в такой же шторм к морю даже и близко не подпускали).

Своеобразной достопримечательностью Светлогорска можно назвать и центральную лестницу, строительство которой вместе с променадом было завершено в 1973 году. Лестница имеет 265 ступенек и высоту 36 метров. С неё открывается прекрасный вид на море и солнечные часы у подножия лестницы.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Диаметр солнечных светлогорских часов составляет 10 метров. Часы были установлены на променаде в 1974 году. Работа скульптора Николая Павловича Фролова. Основа часов выполнена в виде мозаичного панно с изображением знаков зодиака. Угол наклона металлического стержня часов равен географической широте Светлогорска. Тень от него показывает московское время. За оригинальность композиции и точность отображения времени светлогорские солнечные часы занесены в книгу рекордов Гиннеса, как самые большие солнечные часы в Европе, выполненные в мозаичной технике.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Гулять по променаду — сплошное удовольствие!

Он делится на новый (в районе лифта), который ещё достраивается и старый (в районе дороги-серпантина и фуникулёра). Можно удобно устроиться на многочисленных лавочках, даже полежать на них, покачаться,

полюбоваться вечерним закатом,

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

понаблюдать за людьми, которые допоздна засиживались на пляже и не хотели покидать его даже и после заката.

Вдоль променада расположены кафе. Самое привлекательное из них — кафе Нимфа, возле которого находится один из символов Светлогорска — горельеф «Нимфа».

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Скульптура «Нимфа» была создана в 1938 году. Автор — знаменитый немецкий скульптор Герман Брахерт (1890–1972), который более десяти лет жил и работал близ Раушена в курортном посёлке Георгенсвальде (в настоящее время Отрадное). Моделью для скульптуры послужила семнадцатилетняя Кëте Циган. Бронзовая скульптура Нимфа была отлита в мастерской скульптора в Георгенсвальде и установлена в специально оборудованной нише на променаде Раушена. Во время боевых действий в 1945 году скульптура получила повреждения и была отреставрирована светлогорским скульптором-монументалистом Н. П. Фроловым. В 1991 году он сделал раковину из цемента, выложенную цветной мозаикой, в которую поместили скульптуру.

Вообще-то, в Светлогорске можно устроить целый квест по поиску знаменитых скульптур. Впрочем, найти их будет не так уж и сложно: их немного и все они обозначены на картах. Учитывая, что Светлогорск совсем маленький, то справиться с этой задачей не спеша, можно часа за два. Итак, «Нимфу» я показала. Следующая — «Ундина». Арт- объект установлен на средства владельцев отеля «Grand Palace» и стоит на променаде у отеля (на сегодняшний день, это единственный отель, расположенный на променаде). Красивая бронзовая скульптура, выполненная в виде фигуры грациозной и загадочной морской девы, которых на Балтике называли ундинами. Встреча с ними человеку, особенно мужчине, ничего хорошего не сулила, но забыть ее было невозможно.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

В сквере напротив вокзала Светлогорск-2 на камне сидит «Царевна — лягушка»

Сквер напротив вокзала Светлогорск-2

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Она запечатлена в тот момент, когда уже сбросила кожу лягушки и стала превращаться в прекрасную царевну. Эта скульптура — символ Нового Светлогорска и его возрождения. Существует поверье, что, если обменяться поцелуями с царевной (сначала приложить палец к своим губам, потом — к её), сбудется самое заветное к желание. Скульптура выполнена в бронзе заслуженным художником России Олегом Мелеховымв 2006 году. Двигаясь по улице Октябрьская, в другую сторону от моря, вы увидите пристенную скульптуру «Рыбак Раушена».

Выполненная неизвестным немецким скульптором в довоенный период, она полностью отражает жизнь и традиции старого Раушена. После реставрации, проведенной светлогорским скульптором Н. П. Фроловым в 1994 году, скульптура стала украшением жилого дома постройки начала ХХ века.

В парке рядом с Янтарным холлом я нашла скульптуру спящей на скамеечке девочки. Это "Спящая Мари".

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Появилась эта скульптура здесь совсем недавно, в октябре 2019 года. Сказочная девочка — героиня знаменитой сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Композиция включает в себя Мари, игрушечного Щелкунчика и мышиного короля, который, сидя на подлокотнике дивана, смотрит на спящую девочку.

Ещё одно знаковое место в Светлогорске, куда экскурсоводы приводят туристов — это Памятный знак Томасу Манну, одному из самых известных немецких писателей XX века, лауреату Нобелевской премии в области литературы. Он был установлен 6 июня 2003 года в память о посещении писателем Раушена в августе 1929 года.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Находится он (не поверите!) по адресу ул. Октябрьская, 34, то есть во дворе моего отеля. Именно здесь он написал известную новеллу «Марио и фокусник». Проживал он (по словам гида) именно в том доме, где сейчас располагаются гостевые комнаты.

Город может похвастаться многими знаменитыми личностями, которые отдыхали в Раушене в первой половине XIX века. Среди них — пианист и композитор Отто Николаи, автор знаменитой комической оперы «Виндзорские проказницы»; Вильгельм Гумбольдт; гораздо позднее, в XX веке — Томас Манн и Кете Кольвиц. Изучая карту города, я обнаружила на ней памятник И. П. Павлову. Это самый загадочный и не очень популярный памятник города. Неизвестно ни имя скульптора, ни год установки. Находится он не в самом центре, в районе отеля Старый доктор.

Светлогорск — курортный город на берегу Балтийского моря. Часть 1

Почему вдруг здесь памятник знаменитому русскому учёному? Может быть, он бывал в Раушене, или его что-то связывает с этим городом? Увы, ответов на эти вопросы нет. Даже нет уверенности, кому посвящён этот памятник!

Но есть история-легенда. После войны, с приходом в регион Советской власти, уничтожались старые немецкие памятники. На постаменте этого монумента, который сейчас стал памятником академику, не было таблички, да и уничтожить его оказалось не так-то просто. Обратились к московскому руководству, которое, изучив вопрос, решило, что скульптура отчасти напоминает академика И. П. Павлова. Тогда на постаменте и была установлена табличка с его именем. Сейчас предполагается, что первоначальная скульптура была памятником немецкому врачу и микробиологу Роберту Коху, первооткрывателю «палочки Коха».

В завершение, для настроения — светлогорский котик, живущий по принципу «свято место пусто не бывает!»