Турист Ирина Норка (norkaIra)
Ирина Норка
была 2 ноября 2023 17:03

Архыз — Россия Август 2021

Диалог:

— Маску надо надевать?

— Маску? А зачем? Нет, не нужно.

— Ну как зачем? Пандемия же вокруг, короновирус.

— ДЭвушка, какая пандемия. Нет у нас её. У нас же гооооры, вооооздух.

Это типичный диалог для Архыза, куда мы решили съездить в этом году.

Ощущение, что мы на машине времени метнулись в благословенный 2019, где никто ещё даже не знал слова короновирус и пандемия.

На покорение Архыза, у нас было всего три дня, не считая дня приезда и отъезда.

В планах было посетить все главные достопримечательности, дойти до Софийских водопадов, озера Любви и Баритового водопада.

Но всё оказалось не так радужно, как мы запланировали.

Туристы из нас, оказались те ещё.

Мы приехали в Архыз без необходимого снаряжения: трекинговой обуви, специальной спортивной одежды и палок для скандинавской ходьбы. А без этой экипировки идти в поход, вообще не вариант.

Все это, мы выяснили в день приезда, доехав на поляну Таулу, которая находится за Архызом (ищите поворот с указателем на Софийские ледники).

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Таулу — это такой «транспортный узел», своеобразный Шанхай с кавказским колоритом, где расположены точки прокатов с лошадями, квадроциклами, джипами, рафтингом. Отсюда стартуют пешие походы к основным достопримечательностям. Здесь можно пожить с палатками и приобрести сувениры. В Таулу особый бесшабашный дух и неповторимая атмосфера.

Именно тут лучше договариваться с местными об экскурсиях. Из-за большой конкуренции, джигиты становятся податливыми, как тесто для хычина и их легче прогнуть по цене.

Именно местные доходчиво объяснили нам, что Архыз — это место не для легких прогулок. Здесь нет заасфальтированных дорожек и парков. Архыз для подготовленных туристов и пеших походов, где самый короткий маршрут занимает минимум 6 часов. А с нашей экипировкой, в горы лучше не соваться, и наш вариант — это сидеть целый день на террасе в отеле, любоваться видами и попивать вино.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Мы было так и решили. Но и здесь нас ожидало разочарование. Вернувшись в Архыз, мы прошлись по местным заведениям и поняли, что здесь не так-то просто добыть спиртное. В кафе и обычных магазинах его не продают, а в местном алкомаркете бутылка хорошего вина — по цене слитка золота. Быстро посчитав, сколько денег на четверых у нас уйдёт на такой вид отдыха, мы решили отказаться от идеи пить вино три дня.

Съев в небольшой кафешке пару хычинов и призвав на помощь всемогущий Гугл, мы составили план и список достопримечательностей, доступных для такой разновидности туристов, как мы.

Таким образом:

Если вы, как и мы приехали в Архыз «все в белом» и без спортивного снаряжения.

Если вы не любите длительные пешие прогулки, а предпочитаете сидеть на диване и тупить в сериалы.

Если вы не дружите со спортом, а дружите с бокалом вина.

Если вам уже много лет, и вы находите у себя все болячки из медицинского справочника, кроме родовой горячки.

Если мама, за лишний вес, вас ласково называет «моя сладкая булочка» и вам сложно вашу булочку поднять на прогулку.

Тогда! Ловите список развлечений и локаций в Архызе, которые не потребуют от вас подвигов по преодоления себя.

Поверьте, можно получить кучу удовольствия и сделать шикарные фотки без стёртых в кровь ступней, сбитых коленок, расшатанных суставов и трясущихся ног.

Итак. День первый.

В первый день, мы решили осмотреть памятники культуры в Нижне-Архызском (Аланском) городище.

На машине, нужно проехать в сторону Нижнего Архыза, и свернуть вправо на указателе. Сразу за шлагбаумом, поворот налево и вы уже практически на месте. Стоимость посещения 150 руб. с человека.

Дошедшие до наших дней архитектурные сооружения Аланского городища, создали, как уже понятно из названия, аланы. Аланы населяли этот регион с I века нашей эры. Не смотря на кочевой образ жизни, этот древний народ смог создать своё государство. Столица, город Маас, предположительно находилась как раз в районе Нижнего Архыза. Жизнь у этого народа была очень неспокойной. Постоянные войны с не в меру задиристыми соседями и вечная борьба за собственную независимость. Но как говорится: «обидеть горца может каждый, не каждый может убежать». Аланы были великолепными воинами, среди которых, честью считалось погибнуть в бою. Им удавалось сохранить своё государство и собственную идентичность до XIV века. Но, к сожалению, пережить татаро-монгольское нашествие, эту адскую машину, раскатавшую в пыль многие народы, они уже не смогли. Остатки аланов ушли в горы, где смешавшись с местными племенами, дали начало современным осетинам.

Ещё один важный факт об аланах. По вероисповеданию они были христианами и приняли христианство почти на 70 лет раньше славян, в 916 году. Храмы аланов сохранились до нашего времени. Три церкви X века можно увидеть в Аланском городище.

Только представьте. Это самые древние православные храмы в России, построенные еще до Крещения Руси.

На входе в Аланское городище нас встретил менгир — каменное изваяние тюркского воина, охраняющего это заповедное место. С виду это просто столб, но в верхней его части изображено лицо человека. На всякий случай, поздоровались с ним. Хотели и руку пожать, но, рук у столба не оказалось.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Уже с этого места открывается красивый вид на долину и горы.

Попрощавшись с воином и поблагодарив его, за то, что он пропустил нас, двинулись к первому храму городища.

Южный или Ильинский храм — самый старый в России действующий храм. Ну, ведь правда дух захватывает, от осознания этого факта.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Зайдите в храм, поставьте свечки, закажите обедню и ощутите нереальную энергетику этого намоленного места. Ух. Аж мурашки по коже. А недалеко от храма можно отыскать родник с целебной водой.

Двигаясь по дороге ко второму, Среднему храму, зайдите в домик, где можно продегустировать горный чай и видов тридцать варенья. Вы когда-нибудь пробовали мятное? Баночка варенья здесь стоит 200 рублей, в Архызе можно купить и дешевле. Но мы пожалели грустного и насупленного джигита, хозяина магазинчика, и купили брусничное, малиновое и с сосновыми шишками.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Средний и Северный храм очень похожи. Они находятся на некотором отдалении друг от друга. Северный больше по размеру и смотрится внушительнее.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Считается, что в нём была резиденция аланских митрополитов. Сейчас, раз в год, в этом храме проходят службы. Хотя внутри храма, нет икон и росписей, но внутри, я опять почувствовала мурашки на коже. Как же раньше строили, что эти храмы простояли больше тысячи лет.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Не спешите уезжать от Северного храма, поднимитесь немного вверх и вам откроется невероятная картина скалистой горы, из которой выступают каменные шары идеально круглой формы. По мере разрушения скалы, шары вываливаются и исчезают таинственным образом.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Трудно объяснить, откуда взялись эти шары в скалах, ведь природа не любит простую геометрию и не создаёт такие идеальные формы. Хотя у меня есть версия, что это возможно яйца динозавров. А почему нет. Возможно, в древние времена, нерадивая мамаша — динозавриха, решила перекусить, загляделась на природные красоты и потеряла кладку. Или может, пролетавший мимо птеродактиль, пригласил ее на свидание. А она влюбилась по уши, и со словами: «Ещё нарожаю», бросила яйца и ушла «за любимым в ночь». В общем, благодаря этой «матери года», яйца остыли, окаменели и вуаля, явились миру в наше время. Хотя согласна, такая себе версия.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

В народе горы с шарами называют яйценесущими, говорят, они обладают чудодейственными свойствами. Не знаю, как это работает, но на всякий случай, приложили руки к горе, загадали желание. Вдруг сбудется? Хотя, где только я не загадывала желания. Если они сбудутся, уже не пойму, какое из заповедных мест сработало.

После Аланского городища обязательно нужно доехать ещё до одной достопримечательности — Лика Христа. Люди открыли этот артефакт не так давно. Лет двадцать назад в этих местах появился загадочный старичок -паломник. Он рассказал двум местным жителям о том, что в окрестностях нижнего Архыза, на горе, существует уникальный образ Спасителя.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Вскоре Лик Христа был обнаружен и сразу к нему потянулись паломники. Поначалу, взобраться на гору было не просто: по камням, без тропинок, цепляясь за деревья. Сейчас к Лику Христа ведёт лестница. Но даже по лестнице подъём не так уж прост. 550 ступенек преодолеть достаточно сложно. Совершите этот мини-подвиг, не пожалеете. Изображение Христа находится под стеклом. Но живые глаза Спасителя, как будто проникают в вашу душу. Просто посидите на лавочке на смотровой площадке, подумайте о хорошем, поблагодарите Спасителя, попросите о чём то важном для вас. На душе обязательно станет легко и спокойно.

После спуска, загляните в храм у подножия лестницы.

Ну, а рядом с этим местом, расположились торговые ряды и кафе. После тяжелого подъёма, можно зайти в одну из кафешек и вкусно покушать. Надо сказать, что самый волшебный шашлык и лагман во время поездки, мы ели именно там.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Ну, а вечером этого же дня мы отправились провожать закат на перевал Пхия.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Находится он за посёлком Романтик. Попасть туда, можно на машине по грунтовке, которая должна стать одним из участков дороги, которая свяжет Архыз и Красную поляну. Сейчас строительство дороги приостановлено. По мнению местных: «Зуб даю и отвечаю, дорогу построят в самое ближайшее время." По мнению источников в интернете, её «вряд ли вообще будут строить из-за экологических проблем.»

На обзорной площадке перевала всегда есть люди. Туда едут встретить рассвет или проводить закат или просто полюбоваться окрестностями. Берите с собой термос с чаем, пледы и наслаждайтесь видами.

Также в этом месте, можно увидеть несколько памятников, посвящённых героям, оборонявшим перевал во время Великой отечной войны.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

На перевале есть свои «аттракционы».

Например, лёжа на травке, вы можете наблюдать фотосессии рафинированных барышень. Грациозными ланями, они носятся босиком по склонам, невзначай наступая на коровьи лепёшки. Реакция прекрасных созданий на остатки жизнедеятельности коров, весьма неоднозначна. Детям лучше сразу заткнуть уши.

А вот бравый джигит на раздолбанной девятке, собирается взлететь на соседний перевал по крутому подъему. Мы кстати, на своём полном приводе, с трудом забрались на эту вершину. Предварительно проконсультировавшись у нас, и уверенно заявив, что «на своей „ласточке“ он и не такие горы покорял», парень помчался преодолевать высоту. Делаем ставки с мужем. Муж верит в «ласточку», а я, ставлю на то, что она не доедет до вершины. Зрелище захватывающее. В итоге, что-то пошло не так. «Ласточка» оказалась «раком» и покатилась назад. Хорошо хоть не кубарем. Короче, я выиграла.

Кстати закат в этом месте действительно красив. Когда последний лучик нырял за гору, загадала на всякий случай желание. Муж сказал, что нет такой приметы, загадывать желание на закате. — Как нет? А во время звездопада же загадывают желание? А солнце разве не звезда? Каждый день оно медленно падает за горизонт и люди называют это закатом. Так что точно сбудется.

День второй.

Посёлок Романтик — это островок цивилизации в Архызе. Несколько канатных дорог, современные отели, европейские рестораны. Практически Куршавель, но конечно здесь не встретишь всяких там Дерипасок и Абрамовичей. То есть пока, здесь все относительно дёшево и никто не сорит купюрами, заказываю шампанское за 250 тысяч евро.

Сюда мы приехали во второй день, чтобы прокатиться на канатной дороге. Работала только одна канатка «Млечный путь». Стоимость на одного человека 800 руб. Восьмиместная кабинка за 10 минут подняла нас в гору. Виды на вершине открываются очень красивые. Но особо наверху делать нечего.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Дальше, нужно было принять решение: спуститься обратно на канатке или пройти вниз пешком по специальной туристической тропе. Мы выбрали последний вариант, хотя сомнения были, смогут ли наши ноги пережить спуск. Кроме того, в наши ряды затесался штрейкбрехер, в лице дочери, топившей за выбор более лёгкого пути. Уговорами и шантажом, сопротивление было сломлено, и мы отправились в путь.
Наше мини-путешествие в гору и обратно, напомнило одну детскую загадку. Угадайте: «Что, поднимается в гору быстро, а с горы спускается медленно?» Ответ — сопли. Вот и мы, как сопли, быстро взлетели на вершину в кабинке канатки, а потом медленно и вязко с неё стекали пешком.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Нам очень повезло, по пути встретить девушку, с вселяющим оптимизм именем Надежда. Надежда, реально оказалась для нас «компасом земным». Она прокладывала маршрут и сообщала, сколько ещё осталось идти.
Зачем, эта опытная туристка присоединилась к нашей колченогой группе, я так и не поняла.
Всю дорогу мы охали и ахали от нереальных видов, и как бараны на новые ворота, по десять минут таращились на местные красоты.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Делали «стопятьсот» фотографий, тормозя возле каждой художественно возлежащей коряги.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

И ползли, как покалеченные черепахи по склонам в нашей неприспособленной обуви.
Подозреваю, что нашей случайной попутчице было просто скучно. И она так развлекалась, угорая в душе над такими как мы, неприспособленными туристами.
В любом случае, Надя, спасибо тебе, что ты выдержала нас.
Дорога вниз заняла 3 часа, вместо предполагаемых полутора. Но, тем не менее, мы получили много ярких впечатлений и эмоций и насладились нереальной красотой.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

После спуска, мы решили, что на сегодня нам впечатлений достаточно и отправились наедать сброшенные калории в ближайший ресторан. А то ещё похудеем невзначай.
Представьте, в меню ресторана даже крем-брюле был. В Волгограде, кстати, этот десерт днём с огнём не найти. А в Архызе, пожалуйста. То есть, здесь в кафешках может не быть салфеток, а крем-брюле — пожалуйста. Воистину, Архыз — город контрастов.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

А вот дочка со своим молодым человеком, поехали кататься на квадроциклах.

Эмоций и впечатлений они получили море. По их словам это было очень весело и атмосферно. Летящие в лицо брызги из грязных луж, лавирование между огромными валунами, дикая тряска, пересечение горной речки по щиколотку в воде, и в награду три жидкие струйки Белого водопада. Кстати, это одно из самых дорогих развлечений. Три часа с проводником стоят 5 тысяч рублей. Ну, так за удовольствие надо платить.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Да. Одевайтесь для поездки в то, что не жалко. Так как вещи после катания придётся отдавать в химчистку.

День третий.

В этот день наша компания разделилась. Я отправилась в Тибердинский заповедник, а моя семья решила освоить рафтинг.

Тибердинский заповедник — это огромная охраняемая территория, которую принято делить на две части: Тибердинскую и Архызскую.

Вход со стороны Архыза находится недалеко от центрального рынка. На входе в заповедник, в деревянной избушке сидит охранник. Прям, как в сказке. И практически, как в той же сказке, вы наткнётесь на развилку из двух дорог. Надписей типа «налево пойдёшь коня потеряешь, направо пойдёшь сам погибнешь» на развилке не увидишь. Одна из дорог везёт к Спящему озеру, это более короткий маршрут. Вторая дорога ведёт Казачьему водопаду. Оставив охранника и 100 руб. за вход в заповедник я выбрала маршрут к Казачьему водопаду. Половина пути идёт по лесному массиву. Дорога широкая, маршрут несложный. По боковым тропинкам можно немного углубляться в лес, заблудиться, как считают местные, невозможно. Вокруг очень красиво: лесные пейзажи, грибы, ягоды. Говорят, по пути к Казачьему водопаду, можно встретить зубров. К счастью для зубров, они мне не попались на пути.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

После вывески «Казачий водопад», начинается вторая часть маршрута.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Она идёт по открытому пространству с небольшим подъемом вверх. Самый сложный участок, это последние сто метров. Перед этим участком, рекомендую всем перевести дух на большой и красивый поляне.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Тут можно присесть на бревно в тени деревьев, окружающих поляну. Правда, местный мальчишка, гулявший здесь, сообщил мне, что это его бревно. «Если это твоё бревно, покажи документы» — ответила я ему. Пацан призадумался и побежал жаловаться на меня отцу. Папаша, охранявший табун лошадей, отвесил мальчугану крепкий подзатыльник, улыбнулся мне и подмигнул. В этом походе, в мои планы не входило флиртовать с местными пастухами. Поэтому, я гордо продефилировала мимо, даже не удостоив прекрасного табунщика взгляда.

Казачий водопад к концу лета выглядит уже достаточно грустно и жалко. Он сильно мелеет и вообще не впечатляет. Но воздух здесь волшебный.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Во время спуска у меня начались определённые сложности. Скользкие от вечернего дождя, высокие выступы не позволяли уверенно поставить ногу. Ботинок скользил, и передо мной, уныло замаячила перспектива растянуться в горизонтальном шпагате. Но слава Волочковой меня не прельщала, да и сфотографировать мою прекрасную растяжку было некому. Поэтому я стала думать, как выбраться из сложившейся ситуации. Вспомнился отец Фёдор из «Двенадцати стульев». Помните, как он взобрался по отвесной скале, украв колбасу у Остапа, а после не смог спуститься? В какой-то момент мне тоже захотелось начать кричать: «Люди помогите». Но зрителей по близости не оказалось, поэтому с большой осторожностью, хватаясь за ветки деревьев, я всё же преодолела неприятный участок. В общей сложности, туда и обратно, дорога заняла у меня около трёх часов. На выходе из заповедника, охранник радостно помахал мне рукой и подмигнул. Что за день такой, видимо от свежего воздуха, я была особенно привлекательна. Так и быть, радостно махнула ему и пошла, выслушивать эмоциональные рассказы моей семьи о рафтинге.

Как выяснилось, рафтинг в Архызе вполне безопасное развлечение. Речка Большой Зеленчук, только прикидывается бурной, пытаясь напугать мнительных туристов. Но в душе она мягкая и пушистая. Однозначно, во время рафтинга, с вами не приключится «инфаркт микарда». Худшее, что может произойти — нахлебаетесь воды. В утешение могу сказать, что по уверению местных, вода в горных речках чистая. Так как бактерии, из-за сильного течения, разбиваются о камни и погибают. Ей богу, не вру. Слышала эту легенду множество раз.

Архыз. Особенности отдыха в горах с элементами национального колорита

Ну и ещё немного об Архызе, в качестве подведения итогов поездки.

Архыз, очень изменился за последнее время, появилось много современных гостиниц, в Романтике построили крутые рестораны, отремонтированы дороги.

Но этому курорту еще очень далеко до Красной Поляны. Всё- таки местный колорит, неистребим.

Здесь на столах в кафе клеенки с дырками от бычков. В ответ на просьбу принести счет, хозяйка кафе кричит: «Мадииина. Скока там у ребят?» Здесь уличные туалеты и урны считаются экзотикой. В ходу в основном только наличка. И будьте готовы стоять в часовых пробках на скоростной трассе, потому что по ней гонят стадо баранов.

В Архызе надо быть постоянно на чеку.

Здесь тебя может сбить прямо на тротуаре лихой джигит на коне.

Или 10 летний местный пацан на квадроцикле, которому тебя лень объезжать, пошлёт тебя красиво и далеко. А рука сама потянется к блокноту, чтобы зафиксировать роскошные идиоматические выражения.

Про гонки на машинах по горным дорогам можно написать отдельную книгу. Здесь в норме:

Выехать на встречку и ехать так пару километров. — Да норм, чё ты так напряглась то.

НЕ соблюдать правила дорожного движения? — Да их же трусы придумали.

НЕ использовать тормоза во время движения. — Даже не знал, что тормоза есть. Покажешь где они?

Если же вы соберётесь куда-то на своей машине, то вам доходчиво, с использованием непереводимой игры слов и активной жестикуляции объяснят, что на своём «ведре» вы не доедете и надо брать шИкарную машину с местным водителем. А шикарная машина — это ушатанная буханка, которая на каждой кочке теряет по детали.

Но друзья мои, буду честна, все эти особенности ненавязчивого национального колорита компенсируются в Архызе нереальными горными пейзажами. Такой красоты, пожалуй, нет больше нигде. И из-за этого стоит сюда приехать.