Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Турция Май 2019

Находясь в Анталии, у меня был план посетить в обязательном порядке три объекта: это Археологический музей, находящийся в самой Анталии, и два античных города, это Перге, который расположен на окраине Анталии, а также относительно малоизвестный древний город Термессос, до которого также можно легко добраться из Анталии одним днем. Что я и сделал.
Рано утром я был уже на Центральном автовокзале Анталии (в терминале пригородных маршруток). Из Анталии надо было выезжать на маршрутке, которая идет в сторону Коркутели (Korkuteli)
В маршрутку я сел в 09.00 и сообщил водителю, что мне надо в Термессос (Termessos). Надо проехать по трассе на Денизли (Памуккале) около 30 километров. Цена за проезд — 10 лир (на 2019 год)
Через пол часа поездки — в 09.30 водитель остановил на трассе у нужного поворота (увидите указатель).

Выходите на перекрестке со знаком «Termessos Antik Kenti» (координаты GPS: 37.020825, 30.511974).

Перейдя трассу и пройдя немного в сторону, я оказался через 7 минут перед входом в Национальный парк Гюллюк Даги.
Парк открыт для посещения ежедневно с 08.00–19.00
Вход в Национальный парк платно — платим 6 лир (по состоянию на 2019 год) и идем дальше.
Да, на подходе к нац. парку меня ждал таксист, который пытался меня убедить, что пешком то идти далеко до Термессоса не вариант. Но я намеревался пройти весь путь пешком. Я зал, что он будет порядка 9 км. в одну сторону (около двух часов пути в среднем темпе). Поэтому я отказался от его услуг. Даже не стал спрашивать, сколько это бы стоило для меня.
По информации из других источников, рядом с кассой должен стоять транспорт, на котором можно за дополнительную плату добраться непосредственно к самому Термессосу. Но, я этот транспорт не увидел. Возможно из-за того, что я был еще в относительно низкий сезон (в конце апреля, начале мая).
Как бы то ни было я продолжи свой путь далее по дороге. К Термессосу ведет единственная дорога, но подниматься придется в горку — на высоту более 1 километра над уровнем моря

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Сам подъем был не сложный и не крутой — высоту я набирал постепенно.

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Радовало и то, что почти не было машин и других туристов, хотя я догнал двух молодых людей (они оказались турками), которые, как и я, шли пешком к Термессосу

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Теперь настало время рассказать о самом Термессосе. Почему он меня вообще так заинтересовал.

Первые поселенцы появились в этой местности еще 3 тысячи лет до нашей эры. Это были племена этруссков-луви, от которых сохранилось только известное название города — «Терме» — значит горный пояс, «Асса» — высотная крепость, то есть название в переводе — «неприступная горная крепость»

О древней истории Термессоса известно мало. Скорее всего, город был основан писидским племенем, местные жители относились к жителям Исаурии и Киликии. Это же племя поселилось в том регионе, что сейчас относится к провинции Ыспарта, где они построили город Сагалассос. Жители Термессоса называли себя «Solymi», и, по словам Страбона, это имя произошло от «Solymeus», анатолийского бога, который в более поздние времена отождествлялся с Зевсом. Об этом свидетельствуют монеты, чеканенные в Термессосе с изображением божества и его именем.

С 6 века до нашей эры Термессос начинает активно развиваться и налаживать торговые связи.

Термессос имел развитую инфраструктуру. Была хорошо налажена система водоснабжения и канализации.

Не было проблем и с продовольствием. Во многом благодаря этому он не был никогда захвачен врагом.

Это был единственный город в Малой Азии, который не смогли захватить ни персы, ни позже Александр Македонский, который попытался взять его штурмом, но понеся большие потери, оставил эту затею и отправился дальше завоевывать Азию.

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Термессос был защищен с двух сторон горами, а с двух остальных сторон — высокими и мощными крепостными стенами.

Причем стены несколько раз опоясывали город и прорвав первые укрепления, враг находил вскоре уже следующую стену — на фото, как раз одна из стен с башней- вдоль единственной дороги которая вела к городу

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

В 3–2 веках до нашей эры Термессос процветал, именно к этому периоду и относится большинство его сооружений. В это время его население достигает 15 тысяч жителей

Ориентировочно в V—IX вв. случились землетрясения, разрушившие акведук снабжавший город водой, после чего он пришел в упадок и постепенно опустел.

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Большинство жителей перебралось в Анталию, решив не восстанавливать его. Термессос оказался забыт до 1842 года, когда его случайно обнаружил натуралист Эдвард Форбс.

Но и сейчас это труднодоступное место для туристов (относительно конечно), к тому же все руины сохранились в нетронутом виде

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Большая городская терраса, которая обрывается в пропасть.

Здесь же можно увидеть и руины шести древнегреческих храмов

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Но, самым интересным сооружением Термессоса безусловно можно назвать амфитеатр, что на фото

Он датируется 2 веком до нашей эры. Довольно хорошо сохранились 27 рядов для зрителей высеченных прямо в скале.

Театр вмещал 4 тысячи зрителей.

Виды отсюда на окрестности просто шикарные!

Я не мог удержаться то того, чтобы сделать множество фото амфимеатра с разных ракурсов. чтобы передать удивительную красоту и силу этого места.

Фрагмент улицы

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Теперь снова в путь, но только теперь приятный спуск, чтобы еще раз насладиться видами.

Путешествие по Турции. Неприступный Термессос

Мой спуск занял приблизительно 1,5 часа. Маршрутку на Анталью я ждал совсем не долго, не более 10 минут (ну тут, как повезет). Через 30 минут я уже возвратился в Анталию.

РЕЗЮМЕ…

Термессос — это один из самых живописных античных городов в окрестностях Анталии.

В чем его преимущество как туристического объекта? Во-первых, расположен в просто прекрасном месте, и дорога к нему живописная. Во-вторых, в отличие от Перге и Аспендоса, Фаселиса и Олимпоса, здесь очень мало посетителей. И в-третьих, вишенка на торте — в путеводителях пишут, что здесь не проводили археологические раскопки. Поэтому-то мраморные глыбы валяются в беспорядке, создавая неповторимую атмосферу.

Термессос оставил одно из самых ярких впечатлений из поездки по Турции, поэтому советую всем, кто окажется в Анталии, съездить в этот удивительный античный город